JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Robert Wyatt - 28 Января 2020

Robert Wyatt

Добавил burgess 28.01.2020 в 09:31

Сын английского писателя и теледиктора Хонора Уайетта, Роберт родился 28 января 1945 года в Бристоле и вырос в Лондоне. Во время обучения в школе в Кентербери вместе со своими однокашниками организовал ядро группы Wilde Flowers, которая позже распалась на две других: Caravan и Soft Machine. Роберт присоединился к последней, где был вокалистом и ударником на первых ее четырех альбомах.
 
Еще до своего ухода в сентябре 1971 из Soft Machine Уайетт сделал сольный альбом, тогда же записал (но не выпустил) совместный сингл с Джими Хендриксом; как ударник, помогал в выступлениях и записях Кевину Эйрсу и его группе Whole World; объявился на диске "Banana Moon" Дэвида Оллена.
В декабре 1971 года он вошел в состав группы Matching Mole (англизированное изображение французского перевода названия Soft Machine) с басистом Биллом Маккормиком, гитаристом Филом Миллером и клавишником Дэвидом Синклэром, которого позже сменил Дэйв Макрей. До момента своего распада в конце 1972 года ансамбль выпустил два альбома, сделанных по всем стандартам кентерберийской музыкальной сцены.
 
Первый из них звучал более пасторально, и, хотя инструментовка более напоминала группу Egg, атмосфера его была задана вокалом Уайетта. Второй альбом был существенно выразительнее; сделанный с Робертом Фриппом в качестве продюсера и Брайеном Ино на синтезаторах, он находился где-то на перекрестке между Hatfield & The North, Soft Machine и Gong.
 
Переукомплектованная группа была готова начать работу к лету 1973 года, но случилось несчастье: Уайетт выпал из окна собственной квартиры и сломал позвоночник. Полгода он пролежал в госпитале. Он знал, что ходить больше не сможет. И все же продолжал сочинять...
 
За пол-года, проведенные им в госпитале, этот человек написал музыку, которая обессмертила своего автора. Он сочинил ее за роялем в приемном холле больницы. Я воздержусь от попытки описать словами впечатление, которое оставляет альбом. Если Вы его слышали - это бесполезно. Если нет - и подавно бессмыслено. Послушайте.
 
Сольный альбом "Rock Bottom" вышел в середине 1974 года и собрал единодушные восторженные рецензии. Некоторые критики называли его самым волнующим и самым недооцененным широкой публикой произведением 70-х годов; а в свое время он получил ежегодный приз французской музыкальной академии. Это была работа поразительной глубины и искренности, в которой Уайетт говорил о невозвратимой потере и о надежде, способности к духовному возрождению. Причудливая и оригинальная лирика переплеталась со стандартным ритм-н-блюзом и импровизацией. Незаурядный талант композитора позволил Роберту наполнить свой альбом концепцией и чувством-лейтмотивом. Специфический, заостренный, часто бессловесный вокал Уайетта обрушивался на слушателя, словно ливень, очищающий сердце...
 
Это ни с чем и ни с кем не спутать. Так наверное пел бы воск свечи, плавящейся в собственном пламени, умей он петь. Так чуствует себя рисунок, сделанный в морозную ночь на заиндевевшем стекле. Он как будто поет бесконечную колыбельную младенцу, огромному и безмятежному. Младенцу, которому не грозит кошмар пробуждения...&
 
Продюсером диска был Ник Мэйсон из Pink Floyd, и нелишне напомнить, что в тяжелые для увечного Уайетта времена этот ансамбль провел для него концертный сбор в 10,000 фунтов стерлингов.
 
Через два месяца Уайетт попадает в английские списки с переработкой старого сингла "I Believe" группы Monkees, трансляцию которого ведущие телепрограммы BBC Top Of The Pops сопроводили появлением Уайетта в инвалидной тележке.

Естественно, ограничение подвижности Уайетта мешало его концертным выступлениям, первое из которых в атмосфере восторга и энтузиазма поклонников состоялось в сентябре 1974 года в лондонском театре "Друри Лэйн", а затем Уайетт выступил в паре одобренных прессой концертов с Henry Cow.
 
Третий сольный альбом "Ruth Is Stranger Than Richard", инструментальная по большей части пластинка, на которой Уайетта сопровождали многие известные авангардные джазмены, был выпущен в сентябре 1975 года. После его выпуска Уайетт прекратил записываться почти на пять лет.
 
Другие интересы вышли на первый план. Я уже не мог вести нормальную жизнь музыканта - разъезжать стало слишком тяжело. Романтические мысли о своей значимости и неповторимости как музыканта прошли у меня довольно быстро. Другие вещи, совсем не связанные с моей профессией, стали для меня более важными. Я разговаривал с серьезными людьми о реальных жизненных проблемах, начал думать о происходящем на нашей планете, и мир рок-н-ролла показался мне таким крошечным...
 
Это парадоксально, но, не имея возможности подняться с инвалидной коляски, Уайетт стал намного активнее. Он набросился на книги, по несколько часов в день слушал радиостанции всего мира, в том числе Москву и Гавану. Результатом поиска более эффективных, чем рок, способов воздействия на мир было вступление в 1978 году в коммунистическую партию.
 
В начале восьмидесятых Уайт снова возвращается к музыке, сделав запись с группой Scritty Politty, а затем записав звуковую дорожку к фильму в защиту животных "Animals Film" (фильм был посвящен проблеме использования животных в медицинских опытах). В 1982 году Уайт записывает свой самый "красный" альбом "Nothing Can Stop Us" (цитата из книги "Америка побеждает Англию", вышедшей в 1930 году).
 
Альбом представлял собой музыкальную политическую карту мира и времени. Так, наряду с чилийской песней "Arauco" звучит "Stalin wasn't Stallin'", которая была впервые спета джазовой группой Квартет Золотых Ворот в начале сороковых, перед вступлением Америки в войну. Кубинская народная песня "Caimanera" и, более похожая на молитву, чем на политический протест, песня "Trade Union" в исполнении хора выходцев из Бенгала. "Красный флаг" (еще одна реинкарнация "Интернационала") и прозрачная баллада Элвиса Костелло "Shipbuilding".
 
На следующий год он записывает свою джазовую версию гимна "Venceremos - We Will Win" , песни Виктора Хара, песню "Ветер перемен" с певцами из SWAPO. Надо сказать, что любая вещь, попав в руки Уайта, словно меняет авторство, настолько характерны и непредсказуемы его интерпретации. В 1985 году Уайт сделал еще один собственный альбом "Old Rottenhat", который также носит на себе печать политических событий Англии середины 80-ых и является, пожалуй, самым меланхоличным уайтовским творением.
 
Затем наступил период молчания, который был прерван в 1991 году выходом диска "Dondestan", очень красивого и лиричного, возвращающего слушателя в мир "Rock Bottom". Как и всякий уайтовский альбом, "Дондестан" содержит неизменную ложку марксизма, но Роберт чудесным образом дематериализует его и обращает в звуки своей ажурной музыки.
 
После "Дондестана" было записано еще два мини-CD: "A Short Break" (1992) и "Flotsam & Jetsam" (1994), один концертный и три студийных альбома.
 
Н. Слынько, А. Шерман
 
Discography:
1970 - The End of an Ear
1974 - Rock Bottom
1975 - Ruth is Stranger Than Richard
1982 - The Animals Film
1982 - Nothing Can Stop Us
1985 - Old Rottenhat
1991 - Dondestan
1997 - Shleep
1999 - EPs [5-CD Box](disk 12345)
2003 - Cuckooland
2005 - Theatre Royal Drury Lane (Live)
2007 - Comicopera

2 комментария

judozz Спам
03.05.2009 в 21:39 | материал
Клёвый Дядя! Здесь лежит альбом 1997-"Shleep":
Доступно только для пользователей
burgess Спам
03.05.2009 в 23:12 | материал
Quote (Gurgen (judozz))
Здесь лежит альбом 1997-"Shleep"

Спасибо, только там одной песни не хватает... sad
Я завтра выложу этот альбом полностью плюс обложки.

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: