JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Gong - 8 Февраля 2009

Gong

Добавил burgess 08.02.2009 в 19:12

У этих лидеров жанра "музыкальной космической фантастики" был извилистый и трудный путь. Группа явилась результатом активности композитора, певца и гитариста Дэвида Оллена, всегда отличалась редкой неустойчивостью состава и даже в эпоху своего расцвета представляла собой, по крайней мере, 7 отдельных коллективов, которые перемешивались и вступали во взаимодействие...
 
Австралийский битник, впервые приехавший в Англию в 1961 году, Оллен был одним из основателей группы SOFT MACHINE. Вместе с SOFTS он отправился в свое первое европейское турне, но по возвращении у него оказался непорядок с паспортом и ему запретили въезд в Англию.
 
Оллен возвращается в Париж, где уже раньше занимался поэзией и имел связи в литературных кругах. До 1969 года он издал здесь несколько сборников стихов. Вместе с певицей Джилли Смит начал играть с различными гастрольными музыкантами, а затем в 1970 году было объявлено о создании группы GONG.
 
Альбомы Camembert Electrique и Continental Circus были заявкой о себе новой группы, в которую входили Джилли Смит, Кристиан Трич и Дидье Малерб (саксофон, флейта), а также ударник Пип Пайл, который ушел во время первого английского турне ансамбля и был заменен ориентированным на джаз Лаури Алленом. Басистом был Фрэнсис Моуз из группы MAGMA. В это время GONG являлись одной из самых популярных групп, работавших во Франции, завербовавшей некоторое число поклонников и в Англии, благодаря импорту дисков и случайным концертам.
 
С самого начала GONG стали исполнять очень сложные композиции, где в равной степени присутствовали элементы арт-рока, джаза и западноевропейского фольклора, фоном для которых служили эффектные синтезаторные импровизации. В текстовом отношении композиции "Гонга" представляют собой нечто среднее между поэзией битников и мифологией хиппи и по сей день являются одним из лучших образцом стихосложения в роковой музыке.
 
Главной заботой Оллена было придание блеска игре ансамбля, но желание удержать ее в максимальной удаленности от стиля варьете. Дэвид решил создать группу со своей философией и мифологией, вдохновленную идеями рока и фри-джаза. Оллен был абсолютным лидером группы, хотя и не обладал многими привычными особенностями этого амплуа. Он верил в творческую демократию и хотел оставить для нее место, сотворив группу с равномерно распределенной ответственностью.
 
Однако в начале 1972 года Оллен распустил группу и сосредоточился на композиторской работе, реформировав ансамбль в конце того же года вместе с контрактом с фирмой Virgin. В новом составе сохранили свои места Малерб, Смит, Лаури Аллен, Трич и Моуз, к которым добавились английский гитарист Стив Хиллидж и исполнитель на синтезаторе Тим Блэйк.

Этот состав записал альбом The Flying Teapot, после которого Оллен и Смит отправились в Испанию. Остаток группы назвал себя PARAGONG (хотя часто прикрывался и прежним названием и состоял в этот момент из Хиллиджа, Блэйка, Малеpба, новичка - ударника Пьера Мерлена, рожденного на Фиджи Майка Хаулетта) и гастролировал по Франции с весны, пока в него не вернулись Оллен и Смит. Упомянутый диск явился первой частью задуманной Олленом трилогии "Радиогном-невидимка", до мельчайших деталей разрабатывающей тему низвержения с пьедестала героя.
 
Примерный сюжет этой трилогии таков: в The Flying Teapot герой обнаруживает существование планеты "Гонг", а в конце пластинки с ним происходит что-то вроде раздвоения личности; в Angel's Egg герой прибывает на "Гонг", где встречает сверхлюдей, которые говорят ему, что он должен вернуться на Землю и попытаться создать там то, что он видел на этой планете; в You герой снова оказывается на Земле, но из-за слабости человека, все, что он организует, превращается в игру или хаос. Это для него большое разочарование, но он все же сохраняет веру.
 
Для создания этих альбомов группа жила коммуной в маленьком домике за городом, проводя все время в непрерывном поиске. После выпуска последнего альбома трилогии Оллен отошел от активной музыкальной деятельности и отправился с Джилли на Майорку к своим детям.
 
 
Для объяснения ухода Оллена из группы можно выдвинуть много причин: определенная усталость от жизни с группой, завершение "Радиогнома-невидимки", но, пожалуй, уход его обуславливается главным образом музыкальными соображениями. GONG эпохи "Радиогнома" состоял из музыкантов, личности которых мало-помалу утвердились и у которых были разные музыкальные интересы. Именно это разнообразие, разумеется, и представляло силу группы. Но такая ситуация по самой своей природе неустойчива, особенно еще потому, что музыканты, незаурядные исполнители на своих инструментах, интересовались теперь только музыкой, а не словами и мифологией. Чувствуя это, Оллен, в натуре которого никогда не было желания навязывать свои идеи группе, ушел со сцены. Уже в период диска You он не играл важной роли в музыкальном плане, его участие ограничивалось главным образом текстами. Получалось так, что содержание, которое сначала значило очень много, было в конечном счете превзойдено музыкой. Забегая вперед, нужно отметить, что в диске Shamal Хиллидж будет петь: "Не стоит говорить, если хотите понять, то слушайте музыку", а на следующей пластинке слов не будет вообще...
 
Естественной заменой Оллену казался Стив Хиллидж, который в духовном отношении был последователем бывшего лидера. Однако через короткое время оказалось, что лучшее время Хиллиджа было в альбоме You и развитие группы не выходит за рамки подражания.
 
Следующий, более принципиальный переход был осуществлен на диске Shamal. Но до него состав группы претерпевал ряд изменений. Дважды уходил из группы Пьер Мерлен; в первый раз его заменил Билл Бруфорд сразу же после распада ансамбля KING CRIMSON, a во второй - Брайен Дэвисон, ранее из NICE и REFUGEE. С помощью членов группы GONG записывает свой сольный альбом Стив Хиллидж и в конце 1975 года уступает в ансамбле свое место Алану Холдсуорту.
 
Продюсером диска Shamal оказался Ник Мэйсон из PINK FLOYD, что обусловило резкое повышение качества готовой звуковой продукции, которому теперь члены группы придали особое значение. В записи этого альбома приняли участие музыканты, раньше сотрудничавшие с группой: француженка Мирей Бауэр, игравшая на ксилофоне и ударных; скрипач аргентинец Жорж Пинчевски, помогавший группе в их английском турне 1975 года, а клавишник Патрик Лемуэн, тоже француз, играл на джем-сессиях с группой в Страсбурге в 1973 году.
 
Состав этот довольно быстро распался и образовался новый коллектив, включивший в себя, среди прочих, Мерлена, Бауэр и новичка Бенуа Морлена. Они выпустили неудачный диск Gazeuse!, сплошь построенный на штампах джаз-рока.
 
Затем в ансамбле вновь приходят значительные изменения. В своем лучшем составе: Оллен, Малерб, Мерлен, Блэйк и Хиллидж они собрались в мае 1978 года на "воссоединительный" концерт. Хотя эта акция позволила музыкантам решить часть проблем прошлого и привела к появлению нового великолепного альбома Vive Gong, однако соперничество двух заинтересованных фирм грамзаписи - Virgin и Tapioca - быстро отравило атмосферу согласия. С этого момента каждый из музыкантов, составлявших гордость старого "Гонга", повел свое дело. Прежнее название использовала как группа Пьера Мерлена, так и новый ансамбль Дэвида Оллена.
 
В PIERRE MOERLEN'S GONG вошли, кроме Мерлена, Мирей Бауэр, Бенуа Морлен, 18-летний исполнитель на конге Франсуа Хосе, а также американский басист Хенни Роуи. Мерлен для записи приглашал многих знаменитостей: Стиви Уинвуда, Мика Тейлора, Дидье Малерба, Майка Олдфилда.
 
В 1980 году по взаимному согласию группа была распущена, и ее название было изъято из употребления. Тем не менее для своих концертных выступлений это название употребляла команда анархокосмического джаз-рока HERE & NOW.
 
После периода неактивности в 1986 году GONG резко обновили свой состав и выпустили альбом Breakthrough. Но в основном их деятельность ограничивалась эпизодическими выступлениями на бесплатных фестивалях и тусовках.
 
Дэвид Оллен после своего выхода из группы вел более или менее уединенный образ жизни на Майорке, с испытанными музыкантами записал два альбома, напоминающие своей акустической простотой его первые произведения. Диск About Time записан под ярлыком NEW YORK GONG с участием Билла Ласвелла и Криса Катлера - в этой смеси джаза и рока, часто заставляющей вспомнить HENRY COW, можно восхититься по-прежнему причудливой лирикой Дэвида и узнать гитару Фреда Фрита. С 1982 года Оллен почти семь лет провел на родине в Австралии. Вернувшись в Европу, возобновил музыкальную деятельность.
 
GONG собрались вновь в 1992-м, проехавшись по Европе и записав студийный альбом Shapeshifter. В октябре 1994-го Дэвид Аллен устроил концерт, посвященный 25-летию группы. В 2000 году GONG (c Дэвидом Алленом, Дидье Малербом, Майком Хаулеттом и новым саксофонистом Тэо Трэвисом) вновь собрались, чтобы записать сильный диск Zero To Infinit - пятую часть саги о Радиогноме. Во время гастролей группа также записала концертник Live 2 Infinitea.
 
Рок-Энциклопедия (Н. М. Слынько)
 
Discography:
Studio Albums
1969 - Magick Brother
1971 - Camembert Electrique
1971 - Continental Circus
1973 - Radio Gnome Invisible Vol. 1 - Flying Teapot
1973 - Radio Gnome Invisible Vol. 2 - Angel's Egg
1974 - Radio Gnome Invisible Vol. 3 - You
1976 - Shamal
1976 - Gazeuse
1978 - Expresso II
1979 - Downwind
1979 - Time Is The Key
1979 - New York Gong. About Time
1981 - Leave It Open
1986 - Breakthrough
1988 - Second Wind
1989 - Gongmaison: Gongmaison
1992 - Shapeshifter
1995 - The Peel Sessions 1971/1974
1995 - Camembert Eclectique
1998 - Family Jewels
2004 - Acid Motherhood
Live Albums
1977 - Gong Live, Etc
1978 - Gong Est Mort? Vive Gong!
1978 - Live Floating Anarchy 1977
1980 - Pierre Moerlen's Gong Live
1990 - Live At Sheffield ’74
1990 - Live au Bataclan 1973
1993 - Live On T.V. 1990
1995 - 25th Birthday Party
1995 - Live Floating Anarchy 1991
1998 - Full Circle - Live 1988
2000 - Zero to Infinity
2000 - Live 2 Infinitea
2002 - Glastonbury Fayre 1971
2005 - Live In Sherwood Forest '75
2006 - In the '70s
DVD & Videos
2000 - High Above the Subterania Club 2000
2000 - Classic Rock Legends
2006 - Montserrat 1973 and Other Stories
 

0 комментария

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: