Размышления над одной фразой Конфуция
|
|
санди |
Дата: Воскресенье, 28.11.2010, 01:27 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 3079
Статус: Online |
Житель древнего Китая, которого звали учитель Кун или мудрец Кун Фу (в латинской транскрипции Конфуций) оставил значимый след в истории. Его мысли и суждения лежат в основе китайской цивилизации. Конфуций жил в 6 – 5 вв. до нашей эры в самом начале т.н. периода Ста школ, в то самое время, которое немецкий философ Карл Ясперс назвал Осевым, охарактерезовав его поворотом человеческого мышления от мистически – религиозного к философско - научному. Примечателен тот факт, что хоть Конфуция и считают редактором и составителем Книги Песен (Ши Цзин) и Книги Перемен (И Цзин) сам он от своего имени ничего не написал. Кстати, подобно Сократу и Христу. Сказанное - живое слово в те времена ценилось гораздо больше мёртвого – записанного, потому что оно не останавливало мысль. И тем не менее, когда после смерти Конфуция , ученики и последователи задумались о сохранении сведений о своём учителе они составили книгу изречений «Лунь юй». Заводящая читателей в тупик краткость изречений, может указыватьна существование некоего сонансного пространства – т.е. общества говорящего с Учителем не только на одном языке, но и мысдлящего с ним одними категориями и понятиями. Его изречения могут стать для современного читателя настоящей головоломкой, игрой для дешифровки или задачей на логическое мышление с неизвестным заранее алгоритмом решения. Моё особое внимание привлекла одна фраза настолько же минималистически ёмкая, насколько и понятная: Когда у Конфуция спросили, что такое доброта, он ответил: - Ни капли больше положенного. И это естественно, ведь чрезмерное желание одарить ближнего (против его воли) является навязчивостью. Вспомните, сколько раз вам друзья и знакомые пытались впихнуть то, что вам лично нафиг не нужно. Совершая некое насилие над вашей психикой и заставляя принять не нужную вещь. А после этого всё, вы уже морально обязаны вашему "благодетелю"... Многие родители думают, что всесторонняя опека и забота о своём ребёнке и являются настоящей родительской любовью и добротой. В результате такой опеки ребёнок вырастает изнеженным и капризным. Влюблённый забрасывает подарками любимого человека с мечтой получить ответное чувство. По всей видимости эти люди считают себя добрыми и в погоне за счастьем открывают в себе глубину своей души… А результат? Зададимся кантовским вопросом: возможно ли считать добрым тот поступок, который подразумевает какую либо выгоду и отплату? Конечно же нет, поступок совершаемый с целью выгоды или приобретения не является добрым! Неужели родительская любовь и забота, неужели опека влюблённого не подразумевают ответного проявления, неужели они не являются добротой? Да, получается, что так! Да и к тому же чрезмерное проявление доброты заводит отношения в тупик, потому что один душевный порыв требует в ответ порыв ещё большего напряжения и накала, и таким образом люди истощают друг друга. Здесь остановимся и вернёмся к философии Конфуция. Он видел выход из коллизий и тупиков человеческих взаимоотношений в соблюдении ритуала. Ритуал, как некое предписание или инструкция для совершения поступков при человеческих взаимодействиях. Понимаю, что подавляющее большинство нормальных темпераментных людей с загадочной русской душой будут против. Скрупулёзное соблюдение всех нюансов ритуала может показаться им катанием по известной траектории , когда все действия и поступки заранее известны, скучны , потому что запрограммированы. Вряд ли у меня найдутся слова для того что бы разуверить их в этом убеждении, скажу только, что все мы и так периодически живём по ритуалу. По ритуалу все мы встречаемся и желаем друг другу «Спокойной ночи», по ритуалу строим свои взаимоотношения с мамой жены и остальными родственниками, по ритуалу отмечаем праздники на работе и, как правило, успеваем постоять с рюмкой в руке за женщин во время третьего тоста и т.д. В противном случае , при не соблюдении минимального количества простейших ритуалов, готовьтесь к болезненным разрывам уз привязанностей.
Сообщение отредактировал санди - Воскресенье, 28.11.2010, 10:17 |
|
|
|
Stepan |
Дата: Воскресенье, 28.11.2010, 02:01 | Сообщение # 2 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 614
Статус: Offline |
хочу поддержать дискуссию. но не ясно с чего начать. не поставлена конкретная задача у меня недавно біла интересная дискусиа о щасте и судьбэ я вообще считаю, что счастьэ - єто совокупность маленьких радостей. и вот возникли два класных афоризма 1. все что должно произойти - произойдет. наша задача - не провтікать, когда это случится 2. нужно быть готовым к тому, что мечты могут сбыться
всю найкращу музику вже давно хтось зіграв :( і так багато - спробуй все переслухай !) |
|
|
|
Novalis |
Дата: Воскресенье, 28.11.2010, 13:57 | Сообщение # 3 |
Группа: Banned
Сообщений: 971
Статус: Offline |
1) Безусловно, делая доброе дело кому-то, мы в тоже время не должны быть навязчивыми для "объекта" этого доброго дела. Надо уважать и чужую волю, и чужую личность. Тогда и тебя уважать будут (мне так кажется). Ещё есть и такой очень важный момент - не всё, что кажется НАМ добрым и хорошим, может подойти в данный конкретный отрезок времени человеку, которому мы всё это делаем. Пускай даже из самых добрых побуждений. Все люди разные, разное и понятие "ДОБРО" для всех. Поэтому здесь нужно отделять зёрна от плёвел 2) Забота родителей о детях - это очень хорошо. И, на мой взгляд, детей ни в коем случае нельзя бить, воспитывая их в дестве (меня не били и Слава Богу ). Но чрезмерное попечительство и навязывание детям воли родителей против их собственной воли ни к чему хорошему не приводит. Особенно, когда дети вырастают. Тут, по моему мнению, им нужно давать определённую свободу. 3) По большему счёту, делаю кому-то добро, мы должны всё это делать без задних мыслей и корысти. Другое дело, что подсознательно люди делающие добро другим, на что-то всегда расчитывают в ответ. Так уж устроена наша природа. С другой стороны, хорошо сказала Е. Блаватская по этому поводу - ученик, втавая на ПУТЬ совершенства и духовного развития должен делать это не из-за каких-либо корыстных побуждений, приобретения могущества, власти над людьми (и т.д. и т.п.). А выбрать ПУТЬ РАДИ САМОГО ПУТИ (развитие самого себя, преодоление проблем, искушений, помощь другим), понимая, что это единственно правильный путь развития - путь параллельный с планами Вселенной и иных просто нет... |
|
|
|
букварь |
Дата: Воскресенье, 28.11.2010, 22:48 | Сообщение # 4 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 745
Статус: Offline |
Quote (Novalis) Заводящая читателей в тупик краткость изречений, может указыватьна существование некоего сонансного пространства – т.е. общества говорящего с Учителем не только на одном языке, но и мысдлящего с ним одними категориями и понятиями. Его изречения могут стать для современного читателя настоящей головоломкой, игрой для дешифровки или задачей на логическое мышление с неизвестным заранее алгоритмом решения. Ко всем древним философским книгам есть "Ключ". Им обладают только Посвящённые. Без него любую фразу мы будем понимать неправильно.Добавлено (28.11.2010, 21:48) ---------------------------------------------
Quote (букварь) нужно быть готовым к тому, что мечты могут сбыться Золотые слова. Действительно, мечты сбылись. Что делать дальше? Тупик. |
|
|
|
санди |
Дата: Воскресенье, 28.11.2010, 23:32 | Сообщение # 5 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 3079
Статус: Online |
Quote (букварь) Без него любую фразу мы будем понимать неправильно. категоричные высказывания уже таят в себе плацдарм для возражения. Наверное предчувствуя что возникнут сложности я назвал тему "Размышления над одной...", а не "Расшифровка одной фразы Конфуция", т.е. не претендуя на верность своих выводов. не исключено, что рефлексия и последующее записывание мыслей возникает у людей не способных рисовать автопортрет. При помощи записывания получается такоe себе отражение воображаемого автопортрета состоящего из вещей которые интересуют автора статьи.
Сообщение отредактировал санди - Понедельник, 29.11.2010, 01:16 |
|
|
|
Novalis |
Дата: Воскресенье, 28.11.2010, 23:56 | Сообщение # 6 |
Группа: Banned
Сообщений: 971
Статус: Offline |
Букварь, только цитата это не моя Что касается третьего пункта третьего МОЕГО сообщения, то я взял его из книги "Тайные Знания" Елены Блаватской (Сборник). Пожалуйста, в Интернете в открытом доступе, можете скачать, ознакомиться...что касается "ключа" к изречениям и пониманию философских трактатов, то здесь, наверное, у каждого своя правда. Ведь смысловые нагрузки у разных тезисов абсолютно отличаются, но суть, как правило одна (и для этого не нужно быть особо "Посвящённым") - понимание законов мироздания, гармония своего внутреннего "Я" с окружающим нас прекрасным (ужасным, равноудалённым от двух предыдущих понятий) миром, познание мировых законов с помощью субъективных философских факторов, духовное самосовершенствование, самопожертвование, старание увести человека от привычных и повседневных жизненных рамок, эволюция человеческого рода, Апокалипсис и тому подобные глобальные философские категории и постулаты... Добавлено (28.11.2010, 22:56) ---------------------------------------------
Quote (букварь) Действительно, мечты сбылись. Что делать дальше? Тупик А дальше стремиться к новым, ещё бОльшим высотам... |
|
|
|
букварь |
Дата: Понедельник, 29.11.2010, 00:53 | Сообщение # 7 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 745
Статус: Offline |
Я вовсе не хотел критиковать ничьи высказывания. Я хотел поддержать дискуссию. А про ключи к философским доктринам я как раз у Елены Петровны Блаватской и вычитал в предисловии к её "Тайной доктрине" (извиняюсь за тавтологию). Санди вообще молодец, что поднимает философские темы на сайте. Очень интересые темы. А мечты действительно "растут" вместе с нами. Если (в плане музыки) вспомнить о чём мечтал лет 5 назад, то порой смешно становится... |
|
|
|
xoxol1965 |
Дата: Понедельник, 29.11.2010, 06:25 | Сообщение # 8 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 460
Статус: Offline |
Quote (Novalis) Другое дело, что подсознательно люди делающие добро другим, на что-то всегда расчитывают в ответ. Так уж устроена наша природа. Пожалуй соглашусь! Все в этом мире происходит корысти ради. Ибо человек корыстен по природе своей. Бескорыстен только господь. Я не хочу сказать, что корысть это всегда плохо - отнюдь. И правильно было замечено, что делая добро другим, мы расчитываем на такое же добро в ответ. Старая народная мудрость: как ты относишься к другим, так другие относятся к тебе. Такая вот своеобразная корысть. Вот пожалуй еще одна истина фразы Конфуция - Ни капли больше положенного. Ибо будучи чрезмерно корыстными мы начинаем плохо выглядеть в чужих глазах. А вот еще одна мудрость: "Благими намерениями вымощена дорога в ад." Не делай слишком много добра, если в этом нет необходимости. Вот мой пример. Когда то я работал в Алуште, а контора у меня была в Симферополе. И обычно, раз в неделю я ездил из Алушты в Симферополь, что бы сдать отчет. По дороге есть село "Перевальное" и в нем был ресторан, где делали вкусные чебуреки. И вот я один раз проголодавшись решил подкрепиться чебуреками, но и за одно купил десяток лишний, чтоб угостить бухгалтеров в конторе. Конечно они этого не ожидали и им было очень приятно мое внимание. Естественно, они попросили меня в следующий раз привезти еще чебуреков (или чебурек?). И я конечно привез. Потом привез еще и еще, хотя меня уже не просили. И вот однажды я их не привез. Видели бы вы те гримасы недовольства на лицах и недоумение в вопросе: - Женя, а где чебуреки? Почему ты без них приехал? Это уже была моя "обязанность", они уже считали, что я им должен. Хотя первый раз я это сделал из добрых побуждений, просто что бы сделать людям приятное.
Сообщение отредактировал xoxol1965 - Понедельник, 29.11.2010, 06:32 |
|
|
|
букварь |
Дата: Понедельник, 29.11.2010, 14:46 | Сообщение # 9 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 745
Статус: Offline |
Замечательный пример людской неблагодарности. Есть ещё спорное утверждение: не делай человеку добра, если не хочешь, чтобы он тебе причинил зло. Но это очень спорная "истина". |
|
|
|
Novalis |
Дата: Понедельник, 29.11.2010, 17:30 | Сообщение # 10 |
Группа: Banned
Сообщений: 971
Статус: Offline |
От добра добра не ищут. А как такое утверждение? |
|
|
|