Хазары
Сами себя хазары называют караимами. Письменных источников крайне мало. Хазары несколько раз упоминаются в Повести временных лет :
1. То, что земля скифская с некоторых пор называется хазарской.
2. Пересказывается легенда о том, как хазары пришли брать дань со славян и получили от дома по мечу. Эту дань хазарские князья трактовали как недобрый знак, по той причине, что мечи в отличие от их хазарских мечей двуострые и скоро славяне будут владеть хазарами и брать с них дань.
3. 859 год хазары брали дань по выверке от дыма (по всей видимости, так называлась шкурка куницы).
4. 885 год князь Олег предложил радимичам не платить дань хазарам, а платить дань ему такую же: по шелегу.
5. 945 год во время присяги упоминается церковь святого Ильи в Киеве. Так же говорится о том, что это была соборная церковь – не только славянская , но и варяжская и хазарская, так как и среди них многие были христианами.
6. 964 год. Упоминаются хазары в связи с походом Святослава на вятичей. Святослав предложил платить дань ему . Опять упоминается шелег – железный наконечник от рала.
7. 965 год кратко описывается поход Святослава на хазар. Битва с каганом (Иосифом?), взятие столицы (Итиль?) и города (Саркел). Так же упоминаются ясы и касоги которых победил Святослав. После чего на Русь начинается нашествие печенегов.
8. 1023 год Поход Мстислав на касогов, после победы над которыми, хазары вместе с касогами упоминаются как участники похода под предводительством Мстислава против Ярослава. После этого похода Мстислав захватил Чернигов.
9. 1079 год тмутараканьские хазары выступают на стороне Святославичей – Романа и Олега во время междоусобных войн на Руси. После неудачи , хазары захватывают Олега Святославича в плен и высылают его в Византию.
10. 1083 год. Возвращение Олега Святославича из Византии в Тмутаракань и расправа над хазарскими.
11. 1106 год – последнее упоминание в Повести о хазарах. После половецкой навалы на город Заречск, Святополк в погоню посылает воевод, среди которых Иванко Захарович – хазар, с войском.
Итак, имеем упоминание о существовании хазарского государства, двух городов, князя (канган), войска. Упоминается приблизительное месторасположение их территории. Упоминается вероисповедание части хазар. Сначала описывается доминирование хазар над славянами, потом описываются два похода (Святослав 965 г. и Мстислав 1023 г.) на хазар после которых хазары теряют свою самостоятельность и уже упоминаются только как участники выступающие междоусобных войн на Руси , выступающие в поддержку одной из сторон.
Эти известия являются каплей в море. Причём эта капля относится только к последнему периоду существования государства у хазар. Основная же часть известий о хазарах находится в византийских, персидских , армянских и арабских источниках.
Вот взгляните на хронологию истории размещённую в википедии:
Доступно только для пользователей
Обращает на себя внимание следующее. Если раньше, советские историки рассматривали переселение народов как цепочку тянущихся друг за другом на запад разных кельтских, германских, славянских, иранских, финно-угорских и тюркских племён , при котором одних двигала жажда наживы, других поиск освободившегося места для жизни, то теперь история в хазарском вопросе испытывает процесс централизации. Гунны, авары, болгары, угры, хазары, печенеги, половцы, торки и многие другие народы были частью тюркского каганата – прообраза монгольской империи. Взгляните на историю Казахстана:
Доступно только для пользователей
Эта версия мне кажется очень интересной.
Теперь о более ранних теориях. Среди прочих мне известна хазарская теория происхождения государства у восточных славян и хазарская теория происхождения казачества. О первой из них:
«По мнению профессора Гарвардского университета (США) О. Прицака, автора шеститомного исследования «Происхождение Руси», Древнерусское государство не было основано ни варягами, ни славянами. Оно представляло собой полиэтничный и многоязычный торговый союз, который в процессе установления своего контроля над торговыми путями между Балтийским, Средиземным и Каспийским морями создал в Восточной Европе политическое объединение под названием Русь. Иными словами, «Русью» изначально именовалась не этническая общность (не племя или народ), а особая подвижная социальная группа (корпора¬ция), состоявшая из профессиональных воинов-купцов. Синтез корпорации морских и речных кочевников (викингов, варягов) со степными кочевниками (хазарами) способствовал, по мнению Прицака, появлению в IX—X вв. Волжско-Русского каганата.
Против концепции О. Прицака выступили многие современные украинские историки. Одним из главных оппонентов американского профессора стал, в частности, академик П. Толочко. К наиболее слабым аргументам Прицака он отнес его тезис об «экспорте» государственности в славянские земли из соседних стран, только не другим народом, как это было у норманнистов, а мифическим многонациональным торговым союзом), а также утверждение о том, будто Киев изначально был хазарским городом.»
Кое что о второй теории:
«Быкадыров писал о стране Казакии, входившей в Хазарскую империю. Из Казакии образовалось Тьмутараканское княжество».
И на это в хазарском вопросе происхождения государства на Руси, тоже можно обратить внимание:
Доступно только для пользователей
Этнический состав хазар – крайне интересный ворос. Сейчас не смог найти источник. Воспроизвожу по памяти. Полиэтничный состав хазар. Некоторые ранние и все более поздние народности переселявшиеся через причерноморские степи могут оказаться жителями частями хазарского каганата: авары, булгары, угры, торки, даже печенеги и половцы. По всей видимости византийскими историками упоминаются как чёрные хазары, так и белые. При этом возникает впечатление о славянах как части хазарского государства и это один из доводов в пользу хазарской теории происхождения государства у славян.
К вопросу о вероисповедании хазар можно прочесть здесь:
Доступно только для пользователей
разные источники противоречат друг другу в этом вопросе. Магометане , христиане, язычники и в результате, на данный момент они оказываются иудаистами. Но… не традиционными, а особой ветвью! Они чтят как христианские писания так и мусульманские. Кроме этого у них до 13 века были собственные пророки развивавшие собственную религиозную систему на основе иудаизма!!!
Для меня, посетившего Крым было удивительно обнаружить не только скифские , греческие и татарские поселения, но и хазарские. Чуфут Кале, Эски Кермен, Мангуп – у этих древних городов разная история основания, которая восходит к V веку нашей эры, но основную народность проживающую в них, пусть и не от начала их основания , но вплоть до XIX века составляли именно хазары. Те кладбища, которые некоторые люди и чаще в телеэфире называют еврейскими, в действительности, являются хазарскими, потому как письменностью хазар в позднее время было древнееврейское письмо. Но в более ранние времена они владели руническим письмом. См: Доступно только для пользователей
Доступно только для пользователей
Как по мне, это вообще запутанный и интереснейший вопрос.