JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Steve Howe - 17 Июня 2009

Steve Howe

Добавил burgess 17.06.2009 в 10:22

Стивен Джеймс Хау (Stephen James Howe) появился на свет 4 августа 1947 года в Северном Лондоне. Его судьба похожа на судьбу Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore). И один, и другой считались в начале шестидесятых гитарными вундеркиндами. Оба работали на легендарного продюсера Джо Мика (Joe Meek). Оба играли бит. Хау начал свою карьеру в группе THE SYNDICATS, которую сейчас никто бы и не припомнил, не будь в ней Стива. В 1963 году в команду входили Хау, бас-гитарист Кевин Дрисколл, вокалист Том Лэдд и барабанщик Джонни Мелтон (Kevin Driscoll, Tom Ladd & Johnny Melton). Что отличало эту группу от других ей подобных, так это нехарактерные для рокера увлечения гитариста, подбивавшего приятелей сыграть то Лес Пола, то Джанго Рейнхардта (Les Paul & Django Reinhardt).
 
При отсутствии в THE SYNDICATS ритм-гитариста ребятам приходилось повышать виртуозность: Хау плел гитарные кружева вокруг старающегося за двоих Дрисколла, который расширил возможности своего инструмента за счет двух дополнительных струн. Занимавшаяся менеджментом квартета мать Кевина уговорила своих подопечных принять в 1964-м участие в прослушивании у Джо Мика. Новички прошли его без труда.
 
Подписав с ними контракт, Мик для первого сингла отобрал из репертуара группы две композиции: "Maybellene" Берри и написанную Хау и Лэнгом "True To Me". Не так уж много найдется людей, способных похвастать тем, что первая сочиненная ими песня сразу попала на пластинку. Со Стивом дело обстояло именно так. Второй сингл: на одной стороне - "Howlin' For My Darling", не слишком известный блюз Уилли Диксона (Willie Dixon), на другой - собственное творение "What To Do". Последним опубликованным произведением квартета стала баллада Бена Кинга (Ben E. King) "On The Horizon". Только в 1995-м, на сборнике ранних записей Стива "Mothballs", стало возможным услышать не вышедшую по каким-то причинам сорокопятку с известной песенкой "Leave My Kitten Alone" и блюзом "Don't Know What To Do" авторства Хау.
 
Конец THE SYNDICATS был неизбежен: коллектив зашел в тупик. В июне 1965 года Хау присоединяется к THE IN CROWD, бледной копии THE ROLLING STONES, которая с его приходом быстро стала культовой командой, то есть в высшую лигу не пробилась, но обзавелась немалым числом поклонников. В состав THE IN CROWD, кроме Хау, входили ритм-гитарист Джуниор Вуд, басист Бутс Элкотт, барабанщик Кен Лоуренс и певец Кит Уэст (Junior Wood, Boots Alcott, Ken Lawrence & Keith West). К весне 1967-го они выпустили всего два сингла, на которые пришлась лишь одна песенка, написанная Уэстом, - "You're On Your Own".
 
В 1967-м "Sgt. Pepper" и "Blonde On Blonde" стали барьером, остановившим многих. Изжила себя и идея THE IN CROWD, в марте трансмутировавших в TOMORROW.

Сейчас о TOMORROW подзабыли, а тогда... Играя в легендарном психоделическом клубе "UFO", квартет серьезно соперничал с PINK FLOYD. Поджемовав с ними, Хендрикс (Jimi Hendrix), пораженный мощными риффами фазированной гитары Стива, назвал состав своей любимой группой. Слава о коллективе пересекла Атлантику, и, дабы полюбоваться на сенсацию, в Лондон отправился сам Заппа (Frank Zappa).
 
В феврале 1968-го ансамбль разродился альбомом "Tomorrow". Кроме добившихся некоторого успеха синглов, на пластинке стоит отметить бойкую песенку "Three Jolly Little Dwarves" и ясно чью "Strawberry Fields Forever". Перед коллективом открылась дорога к вершине, но в апреле TOMORROW не стало.
 
Следующее пристанище гитариста именовалось BODAST, точнее, CANTO. Под этой "вывеской" была записана песня "Come Over Stranger", после чего появился BODAST. О команде, в которой Стив провел полтора года, с мая 1968-го по декабрь 1969-го, не известно практически ничего. Коллегами Хау в течение этого времени были: гитарист Клайв "Малдун" Скиннер, ударник Бобби Кларк и поющий басист Дэйв Кертис (Clive "Maldoon" Skinner, Bobby Clarke & Dave Curtis).
 
Благодаря инструментальным поливам героя нашего рассказа квартет исполнял то, что именуется "прогрессивным роком", хотя в музыке ансамбля еще наблюдались следы блюзового прошлого. Несмотря на потенциал состава и весьма интересный - особенно по гитарной части - материал, записанный в 1969 году альбом увидел свет лишь в 1981-м под названием "The Early Years: Steve Howe With Bodast" (или "The Bodast Tapes"). Стив принял участие в сочинении трех композиций из десяти и самостоятельно написал "Nothing To Cry For". Не реализовав себя в BODAST, музыканты разошлись в разные стороны.
 
Хау на несколько месяцев занялся тем, с чего другие начинали, - сессионной деятельностью. И первым делом украсил своей игрой сингл Кертиса и Малдуна "Warn On A Ridge". Но бывают же люди, не мыслящие себя вне коллектива! Стив как раз из таких. Дело было лишь за коллективом, где он пришелся бы ко двору. И такой коллектив был, да. 

В смысле YES. Британский квинтет как раз расстался с одним из основателей, Питером Бэнксом, вместе с басистом Крисом Скуайром (Peter Banks & Chris Squire) игравшим в THE SYN, которых часто путают с THE SYNDICATS. Шестиструнной мечтой практически всех команд прогрессивного толка был Боб Фрипп (Robert Fripp), назло всем не желавший распускать свой KING CRIMSON. Не уговорили его ни YES, ни GENESIS. Ни те, ни другие не прогадали. Вторым достался Стив Хакетт (Steve Hackett), первым - его тезка.
 
Хау оправдал доверие новых друзей. Его мысли настолько совпали с идеями феноменального певца Джона Андерсона (Jon Anderson), что свежеиспеченный авторский дуэт практически подчинил своим творческим нуждам остальных музыкантов: Скуайра, органиста Тони Кейя и непревзойденного мастера удара Билла Бруфорда (Tony Kaye & Bill Bruford). Отныне на каждом альбоме обреталась сочиненная Джоном и Стивом развернутая многочастная пьеса.
 
В 1975 году Хау выпустил сольный альбом "Beginnings", который показал яркость палитры гитариста: в "Will O' Thе Wisp" Стив продемонстрировал поп, в "Ram" - обожаемый им стиль кантри, в "Lost Simphony" - фолк, склонность же к симфоническим формам отразилась в заглавной композиции, исполненной в сопровождении струнных и духовых. Журчащие гитары Хау дополнились его не очень сильным, но гибким голосом - подпевки в YES пошли на пользу.
 
Программа YES 1977-го "Going For The One" с участием Уэйкмана стала шедевром уже зрелых мастеров, но вышедший годом позже диск "Tormato" чуть подкачал, следующая сессия, проходившая в Париже, вообще не заладилась, и Джон с Риком ушли из коллектива. Стив излил душу в "The Steve Howe Album" (1979): те же Мораз, Бруфорд и Уайт, тот же фантастический художник YES Роджер Дин (Roger Dean), та же стилистика - и такая же классная музыка: чего стоит один только фрагмент Вивальди! В кантри "Cactus Boogie", кстати, стучал Клайв Банкер (Clive Bunker) из первого состава JETHRO TULL, а в "Look Over Your Shoulder" пела Клер Хэмилл, сестра Питера (Clair & Peter Hamill).

Стиву все же не хотелось становиться солистом. Альбом YES "Drama" (1980) получился менее живым: в вокалисте Треворе Хорне и клавишнике Джеффе Даунсе (Trevor Horn & Geoff Downes) из THE BUGGLES Стив не ощущал родства душ. Выручил менеджер Брайан Лейн (Brian Lane), подсказавший, что басист и вокалист KING CRIMSON и UK Джон Уэттон (John Wetton) лелеет новый проект, ASIA.
 
Сочинять вместе у Хау и Уэттона не получалось, но дело пошло с приходом ударника Карла Палмера (Carl Palmer) из ELP и Даунса, который и стал соавтором Джона. Дебютный альбом "Asia" появился в 1982-м и мгновенно "покрылся платиной". Диск 1983-го "Alpha" показал, что таланты Уэттона и Хау уживаются плохо: Джон и Джефф отводили Стиву роль простого аккомпаниатора, заставляя упрощать соло, что отразилось на успехе пластинки. Уэттон ушел, но по просьбе менеджмента вернулся, так что расстаться с ASIA пришлось Хау. В 1992-м, когда лидером ASIA был уже Даунс, гитарист гостил на пластинке "Aqua" (1992) и несколько раз принимал участие в гастролях.
 
Не желая сидеть сложа руки, Стив в 1984 году умудрился подсобить FRANKIE GOES TO HOLLYWOOD с их "Welcome To The Pleasuredome", а в 1985-м два Стива (Хау и Хакетт), сплетя воедино свои легко узнаваемые гитары, собрали группу GTR и записали под руководством Даунса диск "GTR", которому предшествовал написанный ими при первой встрече хит "When The Heart Rules The Mind". Большим успехом пользовалось и единственное турне, концерты которого, помимо материала альбома, включали сольные выступления обоих маэстро. Хакетт в отличие от Хау уже отвык быть частью коллектива, так что накануне записи второй программы GTR превратились в HOWE AND FRIENDS, а потом - в NERO AND THE TREND с участием известного клавишника Ричарда Берри (Richard Berry), игравшего с Палмером в 3 (ELP без Эмерсона (Keith Emerson). Дальше демо они не продвинулись; часть подготовленных песен вошла в "Higher You Climb" (1995) вокалиста GTR Макса Бейкона и в сольник Берри.
 
В 1988 году Стив решил обратиться к стилю, к которому просто не мог не обратиться, - к нью-эйдж: сначала попробовал силы в создании альбома "Transportation" клавишника Билли Курри (Billy Currie), а потом записал совместную со швейцарским пианистом Полем Сутеном (Paul Sutin) программу "Seraphim" - произведение удачное, но не настолько яркое, как сольные творения Хау. Партии ударных на "Seraphim" принадлежали Дилану Хау, отныне играющему на каждом сольнике отца.
 
В сентябре Стивен вставил свою букву в AWBH, то есть ANDERSON, WAKEMAN, BRUFORD & HOWE, серьезных соперников YES под предводительством Скуайра и Кейя. Альбом "AWBH" (1989) стал в один ряд с лучшими творениями YES; взнос гитариста включал мысли, не востребованные ASIA. Второму диску родиться было не суждено, так как после записи концерта "The Evening Of Yes Music" AWBH объединились с YES для создания "Union" (1990).
 
Бруфорд и его тезка Курри помогли Стиву в записи третьего сольного альбома - целиком инструментального "Turbulence". Программа 1991 года немного отличалась от предыдущих пластинок гитариста, будучи более жесткой, но - не менее интересной.
 
Чуть ранее, в 1990-м, Хау случайно встретил своего старого приятеля Брайана Мэя (Brian May), пригласившего коллегу на яхту Фредди Меркьюри (Freddie Mercury), где Стив услышал наброски нового шедевра QUEEN. На вопрос, не хочется ли ему что-нибудь добавить, он ответил положительно. Так появилось на свет знаменитое акустическое соло "Innuendo", повторенное Мэем в электрическом варианте.
 
Выпущенный в 1993-м диск "The Grand Scheme Of Things" продолжил линию альбомов Хау семидесятых годов - разве что в чуть смягченном под влиянием нью-эйдж виде. Программу с полным правом можно назвать семейной: барабанил Дилан Хау, на клавишных играли Сутен и второй сын Стива, Верджил, а с текстами помогла супруга Дженет (Virgil & Janet Howe).

В 1993 году, в 45 лет, Стив Хау впервые в жизни отважился на сольные гастроли. И не ошибся. Выступая по большей части в небольших залах, он умудрялся налаживать практически интимный контакт со своей аудиторией. Стив играл и напевал композиции YES и свои собственные, используя всего четыре гитары: три акустические, четвертая - электрическая, но не отягощенная эффектами, посему прекрасно звучащий и оформленный Дином концертный альбом, изданный в 1994-м, получил, как и турне, название "Not Necessarily Acoustic". Успех побудил его продолжить начатое и в том же 1994 году отправиться в еще один тур, "Pulling Strings". На сей раз музыка исполнялась более электрическая, к тому же Хау использовал записи партий клавишных и струнных инструментов. Публика принимала ветерана "на ура", узнавая с первых аккордов даже "My White Bicycle" - это можно услышать на "Pulling Strings", записи, вышедшей в феврале 1999-го.
 
Но Стиву тяжко без компании, посему в 1995 году он снова объединяет силы с Полем Сутеном - для нью-эйджевого диска "Voyagers", приятного, но не более того. Зато иное сотрудничество оказалось более интересным: сингл "Lily's In The Field" Хау написал с былой вокалисткой RENAISSANCE великолепной Анни Хэслам (Annie Haslam), с которой выступил на благотворительном концерте в Филадельфии. Обоим понравилось, и после записи "Ripples" для "Supper's Ready" и "Turn Of The Century" для "Songs From Yesterday", дисков, посвященных соответственно GENESIS и YES, гитарист и певица затеяли сольный проект. Не давая себе роздыху, Стив реализовал еще одну задумку: "Homebrew. Volume I" со своими рабочими записями 80-х, в конечном итоге попавшими на пластинки YES, ASIA и AWBH...
 
А в 1996-м блудные сыны Хау и Уэйкман воссоединились с семьей YES и приступили к записи "Open Your Eyes", за которым в 1997 году последовали частично студийные частично "живые" два двойника, "Keys To Ascension I" и "Keys To Ascension II".
 
В 1999 году Стив выпустил первый в мире интерактивный мастер-класс: уроки на CD-ROM, а двумя годами позже записал совместный альбом с сыном своего коллеги по YES Оливером Уэйкманом.
 
В новом тысячелетии Хау продолжает сотрудничество с YES и ASIA, организовывает джазовый ансамбль THE STEVE HOWE TRIO, выступает с концертами и записывает альбомы.
 
СКАЧАТЬ:
 
См. также:

0 комментария

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: