ВОСПОМИНАНИЯ
|
|
georgekozak |
Дата: Понедельник, 08.11.2010, 16:19 | Сообщение # 1 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 39
Статус: Offline |
Свое повествование я начну с того, что я считаю себя недостаточно старым, но уже и не таким молодым (как хотелось бы). Ведь родился я в 1948 году в славном, интернациональном городе Черновцы. Уверен, что место, где каждый из нас проводит молодость оказывает неизгладимые следы в наших судьбах. Где- то с 5 класса школы я начал прислушиваться всерьез к джазовым композициям. Причина проста - перед каждым киносеансом почти во всех кинотеатрах города перед накопившейся публикой выступали оркестры. Среди исполняемых ими произведений доминировала «легкая» музыка. Но…душа музыкантов имен, которых я, увы, не знаю, по-видимому, целиком принадлежала джазу, который они местами «лабали». Скорее всего, дабы их не выгнали с подмостков по доносу, джазовые композиции они играли достаточно редко (но с душой). А игра в кинотеатре была их основным заработком. Куда уж тут выпендриваться! Холодная война тогда тотально поразила континент, особенно его социалистическую часть. ТВ тогда не было, нам – подросткам оставалось слушать отцовские радиоприемники. Скажу я Вам, эфир в то время был просто, заслушаешься! Помехи были двух видов - атмосферные и глушилки. Компьютеров тогда не было, и Буковина не страдала от радиопомех развитой промышленности. Так вот, эфир был переполнен джазом. А мы школьники очень любили Глэна Миллера и «Серенаду солнечной долины». Из песен в голове у каждого «крутилась» Чатануга Чу-Чу» На этот мотив неизвестные поэты сочинили кучу песен - вот мы их и пели. Музыка плотно входила в наши головы. Слушали Бэни Гудмана, Луиса Армстронга, собственно всех, кого крутили в эфире. С 1956-57 пацаны переключились на рок-н-ролл, Прэсли, Бери, Литтл Ричард, Билл Хейли, Фэтс Домино. Магнитофоны на дому тогда были редкостью. Появились пластинки на рентгеновской пленке. Я даже знаю и позже лицезрел аппарат, на котором их писали, сделанный руками энтузиастов. Он стоял в фотоателье по улице Кобылянской у Госбанка. Среди нашего брата эти пластинки назывались «рок на туберкулезных скелетах». Стоила такая пластинка от 50 копеек до рубля (после денежной реформы 1961года). Ну а раньше ни я, ни друзья их просто не покупали – не было денег. Родители в школу давали 10 копеек, 20- редко. Следует сказать, что пирожок с ливером стоил всего 4 копейки, но до чего он был вкусен! Где-то около 1961--62 года у меня появился магнитофон «Эльфа-6». В городе появились стиляги, с которыми безуспешно боролась общественность – молодежи надоели серые, неприглядные френчи и картузы. Город Черновцы и запад Украины был особенным. Хотя запад и СССР разделял «железный занавес», у местных жителей было достаточно много родственников в США, Англии, Канаде, Германии и тд. После создания государства Израиль и из него и из всех этих стран, родственники стали упорно помогать родственникам, живущим в СССР. Это стало возможным только после смерти Сталина. В Черновцы попали джинсы, батники, эспадрильи, галстуки и прочая дребедень, но, главное, там появились диски! Фирменные – «АрСиЭй - Виктор», «Полидор», «Дэкка», «Одэон» и другие. (продолжу позже)
GK |
|
|
|
Жих |
Дата: Понедельник, 08.11.2010, 18:36 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 557
Статус: Offline |
Юрий Яковлевич, я очень рад появлению, в Вашем лице, на сайте человека с большим жизненным и слушательским опытом. Сам далеко не мальчик и помню еще что хлеб когда-то стоил 16 копеек, а стакан газировки 3 копейки, но про 50- 60 годы узнать из первых уст всегда очень интересно. И вообще по-моему тема довольно перспективная
♪♪♫♪♫♫♪ |
|
|
|
gemini |
Дата: Понедельник, 08.11.2010, 20:29 | Сообщение # 3 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 322
Статус: Offline |
Юрий Яковлевич, очень просим продолжения. Хотя бы до начала 70-х, а там и мы подхватим. Всем есть что вспоимнить о золотых годах. |
|
|
|
nika31280 |
Дата: Понедельник, 08.11.2010, 20:33 | Сообщение # 4 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 403
Статус: Offline |
Юрий Яковлевич, приятно познакомиться и спасибо Вам. Если ребятам интересно об этом слушать, то уж мне и подавно. Я представительница 80-х. С интересом прочитаю Ваши "ВОСПОМИНАЯ", из них (и не только) складывается мое впечатление о тех годах, когда найти хорошую и интересную музыку было не так уж и легко. Для меня это быль. Могу часами сидеть и слушать. Пишите. |
|
|
|
Slavonn |
Дата: Понедельник, 08.11.2010, 21:12 | Сообщение # 5 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 921
Статус: Offline |
Очень хороший почин, спасибо большое за Ваши воспоминания это очень интересно. Я думаю что неплохо бы было чтобы и другие пользователи сайта поддержали это начинание и делились своими воспоминаниями. А от Юрия Яковлевича с большим интересом ждем продолжения, еще раз спасибо. |
|
|
|
Novalis |
Дата: Понедельник, 08.11.2010, 21:53 | Сообщение # 6 |
Группа: Banned
Сообщений: 971
Статус: Offline |
Очень много музыки (из прошлого), нравится нам не только за её музыкальную составляющую, но и за те воспоминания собственной жизни (как приятные, так и не очень), которые она (музыка) благодаря своему звучанию вызывает, каким-то непостижимым образом проникая и вибрируя внутри нашего сознания. Это воспримется нами, как ещё нечто более удивительное, когда мы представим, что эту музыку сочинил абсолютно другой человек с чуждой нам философией, принципами и т.д. Но вся мистика в том, что она тебе нравится и в этом (в том числе) истинное величие музыки - объединять людей, создавая в итоге нечто большее и лучшее, чем если бы человек просто сочинял музыку сам для себя и сам же её слушал. P.S. Интересно будет почитать про музыку и воспоминания 50-х-60-х-70-х годов, хоть я человек из совершенно другой эпохи |
|
|
|
санди |
Дата: Понедельник, 08.11.2010, 23:02 | Сообщение # 7 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 3079
Статус: Online |
Quote (georgekozak) На этот мотив неизвестные поэты сочинили кучу песен - вот мы их и пели. Юрий Яковлевич, а нельзя ли вспомнить хоть какие -то тексты этих песен? И о судьбах музыкантов, которые играли в кинотеатрах, пожалуйста расскажите, если хоть о ком-то известно. И был ли у вас уже в то время свой молодёжный слэнг (арго) - неофициальный язык на котором вы разговаривали? |
|
|
|
georgekozak |
Дата: Вторник, 09.11.2010, 11:05 | Сообщение # 8 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 39
Статус: Offline |
Спасибо! Постараюсь обстоятельно ответить на все ваши вопросы. А пока читайте следующий фрагмент... Анализируя постфактум, почему основная часть нашей молодежи тогда всерьез увлеклась музыкой – (про всю территорию СССР говорить не имею права - считаю что прав буду утверждать, что ареал этот простирался от западных границ до Урала и Кавказа), мое мнение – из любопытства! Конечно, мы знали и любили очень многие произведения наших авторов и исполнителей. Кстати, до сих пор я люблю Утесова, Бернеса, Шаляпина, Рубашкина, обоих Дмитриевичей и многих других. Вероятно, причина в феномене «запретного плода» и в магнетизме «черной» музыки. Толстокожим не под силу понять прелестей музыки, их души не входят в резонанс с вибрациями, которые сливаются воедино и называется впоследствии музыкой. Вспоминая былое, подтверждение я нахожу в своих друзьях и знакомых - сущих и тех, кто ушел в мир иной. Мы были очень любопытны! Кроме этого мы много читали. Слушали и прислушивались , и смотрели. Что мы читали…Перечислю –«Morning Star», «Humanite Dimanche», « Melodie», «Штандар Млодых», «Млада Фронта» и много других, включая уникальный журнал «Vie Nuovo» - орган КП Италии в журнальном виде. Это вообще отдельная история. В Черновцы поступал единственный экземпляр этого журнала. Оказывается, некто, итальянец, решил перебраться из Италии на пмж в СССР. Поскольку Союзпечать этот журнал вообще не завозила на территорию страны, соответствующие органы разрешили итальянцу покупать этот журнал в Италии посредством организации типа «Посылторг! Итого, в Черновцы поступал единственный экземпляр журнала в центральный магазин «Союзпечать» на Кобылянской. Почему не к этому гражданину в почтовый ящик…..кто знает! Так было, как я пишу. Но не это главное. В каждой из перечисленных газет и журналов можно было прочитать статьи и посмотреть на фото кумиров! Интересно и мало кто об этом знает, что Ринго Старра некое движение выдвигало в Премьеры Великой Британии. А я видел в «Вие Нуово» цветные фото и репортажи с этого мероприятия! Особо хочу выделить чехословацкий журнал «Мелодия». Это издание целиком было посвящено музыке. Содержательные статьи, фото, тексты песен и музыка. К сожалению, злые силы не давали возможность всем желающим подписаться на этот журнал. На город ввозилось всего 50-55 журналов. Вот мы и бегали, высунув язык, и узнавали, кто и какой номер имеет… Для того чтобы слушать любимую музыку занялись радиотехникой, перестроили имеющиеся радиоприемники на запрещенные к использованию в СССР для населения диапазоны- 13, 16 и 19 метров. Где-то в мае 1966 года отец подарил мне первую «Спидолу», которая в те времена стоила бешеных денег- 98 рублей. На кафедре физики я подстроил контура промежуточной частоты, рассчитал входные цепи и гетеродин. Поставил грамотные по термостабильности конденсаторы и…мой приемник долгие годы удивлял всех слышавших его! Конечно, это не «Сателлит» от Грюндига. Но не намного хуже! Чистейшее и стабильное звучание радиостанций. Теперь, какие станции мы слушали тогда… -БиБиСИ и, следовательно ТОР-20, все службы Радио «Свобода» ( имею ввиду венгерскую, чехо-словакскую, румынскую), «Jazz Hour» от Виллиса Канновэра, «Голос Америки». А по вечерам - пиратская станция –Рэдио Кэролайн, вещавшей с баржи в нейтральных водах Голландии и десятки других европейских радиостанций. Более того, на средних волнах на территории Украины очень неплохо прослушивалась первая программа обычного радио Букурешти (Бухарест). Там тоже звучали хиты из ТОР-20!!! Т.е. слушать это радио можно было на простой «Селге». Первый диск который попал мне в руки был 33-шный альбом Трини Лопеза, первый диск который я купил, был «Are You Expirienced?» от «Jimi Hendrix Expirience» за огромные деньжищи – 70 рублей. В промежутке между Трини Лопезом и Хендриксом я получил из-за кордона десятка три пластинок из Югославии и Канады от друзей и подруг. Cреди них были «Blind Faith», «Mothers Of Invention» – «We Are In It Only For The Money», Otis Redding, двойник «Cookbook» от Canned Heat , Donovan, Dylan, Cream, Buffalo Springfield, Steppenwolf, Elvis ,ELP, много Битлз, Стоунз и другие. Все эти диски были получены мною от моих хороших друзей и подруг. Рассчитывался я классикой (дисками) и туннельными диодами (для Йошко из Югославии). Поскольку эти диоды были с головку спичек, я прятал их в развороте обычных книг. Ничего - доходило. Радио «Свобода» была настоящим кладезем музыки. Особенно, до 1967 года (до Пражской весны), чехословакская секция крутила исключительно музыку по заказу. Тем же занималась венгерская редакция. А румын- Корней Кирияк – огромное ему спасибо – давал музыку целиком - дисками. Все диски из Биллборта и Нью Мьюзикл Экспресса! Все лучшее! Я тоже заказывал для себя музыку. Но не там. Страшно было. Всех их расписывали как отъявленных негодяев и шпионов. Я же заказывал музыку на «Голосе Америки» через друга – хорвата. Все проходило… (Продолжу позже) Добавлено (09.11.2010, 10:05) --------------------------------------------- Про слэнг Конечно, некоторые слова приходили в наш "обиход" от музыкантов. Например - "лабать" -исполнять музыку. Коллектив музыкантов исполняет "лабает" скажем, "Сибоней" Не совсем красиво звучащий (не благозвучный) термин "хавать". В первоначальном смысле- есть, кушать, потреблять пищу. В измененном- воспринимать стиль игры, понимать или воспринимать исполнителя. "Пласт" -предмет обожания- пластинка, диск. "Забойный" - исключительный исполнитель, группа, чаще относилось именно к пластинке (диску) "вертушка"- проигрыватель "маг"- магнитофон, сейчас , раритетный аппарат для записи звука на магнитную ленту "кэйфовать" ("кайфовать") или то, или следующее слово означало- получать наслаждение от музыки "лэйбл" - однозвучный с оригинала. Фирма- продуцент диска. "кент" - мужчина или парень который интересуется музыкой, но не очень хорошо разбирается в ней можно продолжать, ковыряясь в голове...пока остановлюсь на этом Фамилий музыкантов, конечно, я не знаю (тех кто играли в кинотеатрах перед сеансами) Однако, мне запомнилось, что контрабасиста- худощавого человека болезненного вида, во время исполнения соло на контрабасе, носом пошла кровь. Видно, страдал гипертонией. Та к его звали Жора. Думаю, значительная часть их покоится на кладбищах. Я говорю о хрущевских временах, когда эмиграции практически не было. Долгожители скорее всего уехали за кордон. Ведь тогда когда я их слушал, им было лет по 45... Тексты песен приводить не хочу, поскольку в них присутствуют неэтичные слова. Вот одна из них, но без этих терминов. Как иду по Уругваю, Ночь хоть выколи глаза. Слышны песни попугаев, Обезьяньи голоса. С детства был я хулиганом, На ро-ди-тел-ей не похож. Ну ка. Мойша или Хаим, Подержи мой макинтош. Макинтош- летнее пальто
GK
Сообщение отредактировал georgekozak - Вторник, 09.11.2010, 11:06 |
|
|
|
санди |
Дата: Вторник, 09.11.2010, 18:35 | Сообщение # 9 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 3079
Статус: Online |
Quote (georgekozak) Как иду по Уругваю, Ночь хоть выколи глаза. Слышны песни попугаев, Обезьяньи голоса. _______________________________________ Да. песня и мне знакома. Вернее её вариант. Что то такое пели во дворах на заре моего детства. Я иду по Уругваю Солнце светит мне в глаза, ...кто-то откуда-то выползает... Хвать меня за тормоза. (дальше не помню). Помню, что слов там из словаря не очень много, в основном аллегории и гиперболы. |
|
|
|
georgekozak |
Дата: Среда, 10.11.2010, 12:25 | Сообщение # 10 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 39
Статус: Offline |
Меломанов (битников) в Черновцах в те годы было достаточно много. Они делились на макаронников и рокеров. Макаронники любили мелодичную итальянскую (+ французскую) музыку – Челентано, Риту Павоне, Чинкветти, Моранди, Адамо Рокеры - все остальное. Они подразделялись на отдельные секции по преференции. (Например- битлаки). После Вудстока в городе появились группы xиппи и flower-power. К последнему движению принадлежал мой друг – Гарик Мунимус (такой же худой, как и его фамилия - минимальный). Оторвусь слегка от темы и расскажу презабавнейшую историю. Гарик эмигрировал в Германию давным-давно и живет там под Дюссельдорфом. Благодаря своей башке и прирожденному дару артиста, работая в области электроники, он сумел убедить простоватых немцев, что он умеет нюхом находить неисправности ( сгоревшую, вышедшую из строя деталь) в сложном радиоэлектронном изделии!!!! Немцы вынуждены были поверить ему что ДА, ОН УМЕЕТ это делать. ( В самом деле он достаточно хорошо знал изделие и имел богатый опыт). С тех пор владелец предприятия резко поднял ему зарплату и показывал его своим коллегам как уникум. Гарик приобрел коттедж, дорогой автомобиль «Мерседес). В Черновцы он приехал один на этом «Мэрсе» в белом фраке, котелке и с тростью, обзвонил друганов и сообщил им, что приехал специально выпить «Білого Міцьного» и съесть кильку в томате. В магазинах этого не оказалось! Тогда он снял котелок и швырнул его оземь! Матерясь одесским матерным сленгом, он вернулся в «Мерс» и одел дырявые джинсы и рубашку (все в былом стиле flower-power) и повел всех в «Чебуречную», в подвал пить все что можно!!!! Формацию хиппи в городе «держала» девушка по имени Римма. Она была разукрашена с ног до головы цветами, колокольчиками, и сермяжными одеждами из материала похожего на тот, из которого шьют штаны пожарники. Однажды, она сумела даже организовать довольно массовую демонстрацию на центральной площади Черновцов. Почему то на транспарантах был Джон Леннон. Кажется, все это было после Toronto Rock n roll Revival … (Give Pease A Chance) Мои друзья и я относились к этим ребятам нейтрально и демократично. Помню, мы одели на себя отцовские, материнские пиджаки с огромными плечами с подложенными подушечками и гордо дефилировали по Кобылянской. Во времена Брежнева, по улице разгуливали разодетые из посылок горожане. Причем, позиционировались они по дороговизне убранства. Там можно было увидеть разодетых дам и уловить взгляды менее богатых завистников. Интересно, что многие зарубежные исполнители и коллективы начинали гастроли в СССР. Говорят, все это происходило благодаря директору местной филармонии по фамилии Фалик. Но, уж, выезжали они из страны через Черновцы – 100%. При этом они продавали высокотехнологичные инструменты. Помню гитары Гибсон, Фендер, Муги и ударные установки я увидел дома у местного музыканта и немного композитора со странным, но подходящим именем – Гамма Скупинский. Он мне рассказал, что все это скупается в Черновцах и потом перепродается на всю страну. К слову, в 1965-66 гг стоимость джинсов «Ли», «Левис» и «Суперрайфл» («Вранглеров» тогда еще не было)была 30-35 рублей. Это потом они поднялись в цене до 200 и более…Бывало, встречались мы с музыкантами из Югославии, Польши. Оказалось, что мы не хуже их ориентированы в музыке и вместе спели «On The Road Again» от Canned Heat. Подружились и подарили им еще малоизвестную тогда схему «дисторшена» - иссказителя звука в макете, так сказать, для гитары. Словом, мы шагали в ногу с миром. Многих ребят – меломанов я до сих пор помню. Джон с физмата. Ему первому в городе из Англии дядя прислал диск «Crazy World of Arthur Brown» К слову, на прослушивании мелодий этой пластинки в местном университете прошел вечер в клубе «Олимп». Хочу уточнить некоторые детали. В этот год страна праздновала 100-летие со дня рождения В.И.Ленина. Ровно за 10 дней до этого и состоялось событие о котором я писал выше по тексту – сбор молодежи в кафе- подвале помещения университета. Впервые в СССР это мероприятие организаторы назвали «дискотека»….При этом организаторскую работу на себя взял мой друг Вова Чесноков (†) – земля ему пухом! в содружестве с (!) комитетом комсомола города. Как ему удалось «протолкнуть» это мероприятие – диву даешься! И все же оно прошло с помпой! Построено оно было на прослушивании первого диска Артура Брауна … Публика неистовствовала под «Огонь» Брауна. Помню, я из своей небольшой коллекции выделил пласт с хитами с целью использовать его как приз. Молодежь активно потребляла сухое вино и впитывала в себя торжественные звуки музыки с этого альбома и веселилась… Чем тогда занималась Москва мне неведомо. А Черновцы – понятно. Пальма первенства в проведении дискотек, ясно, за Черновцами. Расскажу еще одну смешную историю. Мои друзья- физики-оптики, приехали из Казани, где пару месяцев стажировались в закрытом НИИ. Толя Бахтинов и Саша Савельев подарили мне привезенный оттуда большой прямоугольный значок – 100 лет казанской психбольнице. Вот я его и одел на свой с отцовского плеча пиджак. Декан, редиска, усек это дело и разразился скандал, мол я специально дискредитирую торжественное событие. Чуть ли не враг народа! Едва отвязался! Снова к музыке… Помню Гришку Холодова, Свистунова и компанию. Через них прошли все диски Битлз. А Вовик из МГУ был спецом по Роллингам. Вечерами мы собирались у проигрывателя, неважно где, пили сухое вино и слушали, и слушали музыку. По четвергам обязательным было прослушать новости ТОР20. Их дважды в сутки передавало БиБиСи. Названия вещей в чартах мы записывали на слух в спец тетрадь. После смерти моего друга Сани (†)– земля ему пухом! эта общая тетрадь исчезла или затерялась. По субботам на БиБиСи вещал Алексис Корнер. Мы его боготворили и считаем его одним из отцов белого блюза. А его величество БЛЮЗ – это все! (еще не все)
GK
Сообщение отредактировал georgekozak - Среда, 10.11.2010, 12:31 |
|
|
|