JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Irakere - 31 Октября 2014

Irakere

Добавил санди 31.10.2014 в 17:28



Irakere -  кубинский джаз-роковый коллектив организованный в 1973 году.  Один из первых в своей стране.  С языка йоруба , который распространён в Нигерии и Западной Африке это название можно перевести как «лес».  Группу организовали  музыкальный директор и композитор Армандо де Секира Ромеу (Armando de Sequeira Romeu) и пианист Чучо Вальдес  (Chucho Valdés). Irakere никогда не была рок-группой в строгом значении этого слова, со стабильным составом и определяющим их творчество жанром. Скорее состояние этого объединения можно назвать творческой лабораторией, которая для своих выступлений и записи музыки привлекала огромное количество музыкантов.

Сами джаз-коллективы начали формироваться на Кубе ещё в 20-ых годах XX столетия. В свой репертуар они включали как традиционные кубинские произведения, так и американский джаз. Что интересно, традиция смешивания кубинских ритмов с джазом не была сильна в самой Кубе в течении многих десятилетий. По словам  участника коллектива Леонардо Акосты (Leonardo Acosta):  « Афро-кубинский джаз развивали одновременно как в Нью-Йорке так и Гаване, с той разницей, что на Кубе этот джаз был молчалив и почти не замечен местным населением».  

Значительный вклад Кубы к развитие этого жанра пришло сравнительно поздно. Однако, когда это пришло, кубинцы значительно повысили уровень интеграции или дифузии джаза в кубинскую музыку. Первый кубинский группой этой новой волны, как раз и стала группа  Irakere.  Вместе с появлением  Irakere, начинается  новая эра в кубинской джазе. В то же время, этот период представляет собой кульминацию ряда индивидуальных и коллективных усилий.

Irakere был частично осколком коллектива  Orquesta Cubana de Música Moderna. Его участники завершили свое музыкальное обучение в этом оркестре, а также играли джаз в разных отдельных квартетах и квинтетах,  созданных как сателиты Orquesta Cubana de Música Moderna. Среди основателей Irakere были пианист Чучо Вальдес, который по-началу исполнял ещё и роль директора. Кроме него в группу вошли саксофонист Пакито д’Ривьера (Paquito D'Rivera), который выступал в качестве ассистента звуко-режиссера; трубач Хорхе Варона (Jorge Varona); гитарист Карлос Эмилио Моралес (Carlos Emilio Morales); басист Карлос дель Пуэрто (Carlos del Puerto); барабанщик Бернардо Гарсия (Bernardo García);  перкуссионист Оскар Вальдес II (Oscar Valdés II), а также певец Акоста (Acosta).

Пакито Ривьера в своём интервью в 2011 году обьясняет:
«Это произошло в то время, когда джаз был на Кубе всего-лишь словом из четырех букв - в буквальном смысле! После многих лет совместной работы, в 1967 году, мы решили создать Оркестр (Orquesta Cubana de Música Moderna). В мире было большое количество людей, пристально следящих за Кубой. Из-за этого, кубинское правительство решило создать себе  позитивный образ, и сделать вид, что джаз не был запрещен на Кубе, и что на Кубе вообще ничего не запрещено. Таким образом, они дали создать нам Оркестр, который должен был  играть американскую музыку. И это было  невероятно! Это  творило совершенно иной образ Кубы, чем тот, что они создавали все эти годы до того. Вот почему был создан Оркестр. Я руководил группой в течение двух лет. , , , Когда я решил, что хочу играть только джаз, меня уволили. , , , и через некоторое время, Оркестр перестал исполнять те функции, для которых  он был задуман и потом он исчез…»  




Irakere, который был основан членами Orquesta Cubana de Música Moderna, всегда нёс отпечаток  эклектичной группы. С самого начала группа продемонстрировала масштабы своего творчества, которое сочетало афро-кубинскую фольклорную музыку, кубинскую народную танцевальную музыку, фанк, джаз и даже классику. Ранние годы существования коллектива видели много экспериментов, по смешиванию  различных жанров. С позиций сегодняшнего дня, некоторые из ранних экспериментов Irakere, может быть, звучат неловко и не совсем кстати. С другой стороны, некоторые ранние эксперименты группы образовали некие музыкальные ориентиры, благодаря которым, начались совершенно новые традиции. Например, альбом 1976 года ввел в обиход стиль под названием "Cubanized", это оригинальное воспроизведение бибопа, который базируются на основах  кубинской народной музыки guajeo.  Альбом «Chekere-son» является чрезвычайно интересным, в том плане, что он основан на легендарной композиции  Чарли Паркера 1945 года под названием «Billie's Bounce» . Почти каждую музыкальную  фразу из композиции Паркера можно найти в «Chekere-son»,  но все они перемешаны в очень умной и привлекательной форме. Другим важным вкладом Irakere является использование такого экзотического  инструмента как batá  и многих других ударных афро-кубинских  инструментов. Композиция «Bacalao con pan» - первая вещь записанная Irakere , с использованием batá. Как ни странно, некоторые из основателей коллектива Irakere не ценят свой вклад в музыкальную культуру. Например, трубач Артуро Сандовал объясняет: 

«Мы просто хотели играть бибоп, но нам сказали, что наш барабанщик не может  даже использовать тарелки, потому что они звучат «слишком джазово»  и слишком по-американски. В конечном счёте, нам пришлось что то выдумывать, использовать то колокольчики, то конги, таким образом и получилось нечто новое».

Пабло Менендес, основатель кубинской группы Mezcla , вспоминает:  
«Irakere были джазовые музыканты, игравшие такие вещи, как "Bacalao con pan", что в то время расценивалось как биг-бит для народных масс».  

Тем не менее, не смотря на эту критику, группа Irakere внесла бесспорный вклад в развитие кубинской музыки, а их эксперименты навсегда изменили кубинскую джазовую сцену. Пакито Д'Ривера говорил:

« Мы не знали, что мы будем иметь такое влияние в джазовой и латиноамериканской среде, да и по всему миру.  Мы просто работали, чтобы сделать что-то хорошее».




В 1977 Irakere появляется сразу на двух джазовых фестивалях, проводимых в странах « Восточного блока », а именно на Belgrade Jazz Festival  и на Warsaw Jazz Jamboree. Группа имела возможность играть вместе с такими джазовыми исполнителями  как Бетти Картер, Мэл Льюис и Тэд Джонс. В том же году несколько джазовых легенд, а в их  числе и  Диззи Гиллеспи , Стэн Гетц , и Эрл Хайнс поехали в Кубу в так называемый  "джаз круиз". Это был первый раз, когда после большого перерыва  в отношениях между Кубой и Соединенными Штатами, группа джазовых музыкантов из обеих стран были в состоянии играть вместе. В Гаване, члены Irakere имели счастье музицыровать с Гиллеспи и Гетцом. Гиллеспи позже сообщил прессе, что он выполнил давнее желание посетить остров, родину своего близкого друга и партнера Чано Посо (Chano Pozo) . 

В 1980 году Irakere появились в Нью Йорке на Newport Jazz Festival  и в Швейцарии на Montreux Jazz Festival. Columbia Records  отредактировала их записи и соеденила их в альбом состоящий из пяти треков, записанных на двух фестивалях. Пластинка  была названа «Irakere», и была выпущена  на CBS Records (JC-35655) и EGREM (Areíto LD-3769). Альбом имел два комплекта буклетов, один был сделан за североамериканцем  Джоном Сторм Робертсом (John Storm Roberts) , а другой кубинцем Леонардо Акостой. 

Irakere выиграл Грэмми как лучшая латиноамериканская запись в 1979 году.  После этого успеха, группа приняла участие в наиболее важных международных джазовых фестивалях.

В 1995 Afrocubanismo фестиваль в Банф-центре в провинции Альберта, Канада.  

В 1980-х годах Irakere записывали  ритмичную  танцевальную музыку в стиле  Songo . Записанный в то время материал можно рассматривать как своего рода мост, соединяющий songo-эру с  эрой стиля Timba , которая началась , позже, в начале 1990-х. Один из наиболее популярных танцевальных мелодий Irakere того времени  является  композиция «Rucu rucu a Santa Clara» (1985), написанная  Хосе Луис Кортесом  (José Luis Cortés "El Tosco,").

Пакито  Д'Ривера  переехал в США в 1980 году. Артуро Сандовал покинул группу через год, а затем тоже переехал в США, но уже в году 1990.  Оба музыканта прокомментировали это так, что они наконец-то смогут играть вместе со своими героями на родине джаза. Что интересно, покидать родину типично для кубинских джазовых музыкантов.

Шло время, Д’Ривьера начал оглядываясь назад, и получил глубокое удовлетворение в связи с тем, что стал снова исполнять афро-кубинский джаз. В 1994 году он заявил, что он снова влюбился в кубинскую музыку, но уже  на берегах Гудзона.  После того, как он покинул Кубу, Д'Ривера записал несколько альбомов с кубинскими темами La Habana-Rio Conexión (1992), 40 Years of Cuban Jam Session (1994), Habanera Absolute Ensemble (1999) и Tropicana Nights (1999). Сандоваль, которому  когда-то  на родине грозило тюремное заключение за исполнение американского джаза на радио,  записывает теперь  джазовые альбомы с сильным кубинским влиянием.   Чучо  Вальдес, также проводит успешную карьеру джазового музыканта, делая записи на престижном лейбле Blue Note. 
  


Дискография:


1974: Teatro Amadeo Roldán - Recital.
1976: Grupo Irakere.
1976: Chekere
1978: Musica cubana contemporanea.
1978: Leo Brouwer / Irakere.
1978: Irakere. Live At Newport And Montreux
1979: Grupo Irakere. 
1979: Chekere-son.
1979: The Best of Irakere.
1979: Havana Jam [2LP] Compilation Various Artists
1979: Havana Jam 2 [2LP] Compilation Various Artists
1980: Irakere II
1980: El Coco
1980: Cuba Libre
1981: Live in Sweden
1981: Para bailar son.
1982: Volume VI.
1983: Calzada Del Cerro.
1983: Orquesta sinfónica nacional;
1985: Bailando así ;
1985: Tierra En Trance;
1985: Quince minutos;
1986: Catalina

1987: Misa Negra
1989: Exuberancia

1989: Homenaje a Beny Moré

1990: En Vivo
1991: Live at Ronnie Scott's;
1991: Great Moments
1991: Felicidad

1994: From Havana With Love (Recorded live in Belgrade 1978)
1995: Bailando Así
1995: Concierto Teatro Karl Marx '78. Coleccion. Vol. II (con Leo Brouwer)
1996: !Afrocubanismo Live! Chucho Valdés and Irakere.
1998: Babalú Ayé.

1998: Yemayá
1999: Indestructible
2001: Pare Cochero
2003: Chikere-Son. Best Of Irakere 1978 / 80
2004: Besame Mucho (2CD)
2004: 30
Años
2006: Bacalao Con Pan 
2007: Jazzcuba Volumen 5


Chucho Valdés & Irakere

1 комментария

санди
07.11.2014 в 12:50 | материал
пока что заканчиваем эту тему и надеемся вернуться к этим прекрасным музыкантам ещё не один раз  в будущем.

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: