Irakere
Добавил санди 31.10.2014 в 17:28
Irakere - кубинский джаз-роковый коллектив организованный в 1973 году. Один из первых в своей стране. С языка йоруба , который распространён в Нигерии и Западной Африке это название можно перевести как «лес». Группу организовали музыкальный директор и композитор Армандо де Секира Ромеу (Armando de Sequeira Romeu) и пианист Чучо Вальдес (Chucho Valdés). Irakere никогда не была рок-группой в строгом значении этого слова, со стабильным составом и определяющим их творчество жанром. Скорее состояние этого объединения можно назвать творческой лабораторией, которая для своих выступлений и записи музыки привлекала огромное количество музыкантов.
Сами джаз-коллективы начали формироваться на Кубе ещё в 20-ых годах XX столетия. В свой репертуар они включали как традиционные кубинские произведения, так и американский джаз. Что интересно, традиция смешивания кубинских ритмов с джазом не была сильна в самой Кубе в течении многих десятилетий. По словам участника коллектива Леонардо Акосты (Leonardo Acosta): « Афро-кубинский джаз развивали одновременно как в Нью-Йорке так и Гаване, с той разницей, что на Кубе этот джаз был молчалив и почти не замечен местным населением».
Значительный вклад Кубы к развитие этого жанра пришло сравнительно поздно. Однако, когда это пришло, кубинцы значительно повысили уровень интеграции или дифузии джаза в кубинскую музыку. Первый кубинский группой этой новой волны, как раз и стала группа Irakere. Вместе с появлением Irakere, начинается новая эра в кубинской джазе. В то же время, этот период представляет собой кульминацию ряда индивидуальных и коллективных усилий.
Irakere был частично осколком коллектива Orquesta Cubana de Música Moderna. Его участники завершили свое музыкальное обучение в этом оркестре, а также играли джаз в разных отдельных квартетах и квинтетах, созданных как сателиты Orquesta Cubana de Música Moderna. Среди основателей Irakere были пианист Чучо Вальдес, который по-началу исполнял ещё и роль директора. Кроме него в группу вошли саксофонист Пакито д’Ривьера (Paquito D'Rivera), который выступал в качестве ассистента звуко-режиссера; трубач Хорхе Варона (Jorge Varona); гитарист Карлос Эмилио Моралес (Carlos Emilio Morales); басист Карлос дель Пуэрто (Carlos del Puerto); барабанщик Бернардо Гарсия (Bernardo García); перкуссионист Оскар Вальдес II (Oscar Valdés II), а также певец Акоста (Acosta).
Пакито Ривьера в своём интервью в 2011 году обьясняет:
«Это произошло в то время, когда джаз был на Кубе всего-лишь словом из четырех букв - в буквальном смысле! После многих лет совместной работы, в 1967 году, мы решили создать Оркестр (Orquesta Cubana de Música Moderna). В мире было большое количество людей, пристально следящих за Кубой. Из-за этого, кубинское правительство решило создать себе позитивный образ, и сделать вид, что джаз не был запрещен на Кубе, и что на Кубе вообще ничего не запрещено. Таким образом, они дали создать нам Оркестр, который должен был играть американскую музыку. И это было невероятно! Это творило совершенно иной образ Кубы, чем тот, что они создавали все эти годы до того. Вот почему был создан Оркестр. Я руководил группой в течение двух лет. , , , Когда я решил, что хочу играть только джаз, меня уволили. , , , и через некоторое время, Оркестр перестал исполнять те функции, для которых он был задуман и потом он исчез…»
Irakere, который был основан членами Orquesta Cubana de Música Moderna, всегда нёс отпечаток эклектичной группы. С самого начала группа продемонстрировала масштабы своего творчества, которое сочетало афро-кубинскую фольклорную музыку, кубинскую народную танцевальную музыку, фанк, джаз и даже классику. Ранние годы существования коллектива видели много экспериментов, по смешиванию различных жанров. С позиций сегодняшнего дня, некоторые из ранних экспериментов Irakere, может быть, звучат неловко и не совсем кстати. С другой стороны, некоторые ранние эксперименты группы образовали некие музыкальные ориентиры, благодаря которым, начались совершенно новые традиции. Например, альбом 1976 года ввел в обиход стиль под названием "Cubanized", это оригинальное воспроизведение бибопа, который базируются на основах кубинской народной музыки guajeo. Альбом «Chekere-son» является чрезвычайно интересным, в том плане, что он основан на легендарной композиции Чарли Паркера 1945 года под названием «Billie's Bounce» . Почти каждую музыкальную фразу из композиции Паркера можно найти в «Chekere-son», но все они перемешаны в очень умной и привлекательной форме. Другим важным вкладом Irakere является использование такого экзотического инструмента как batá и многих других ударных афро-кубинских инструментов. Композиция «Bacalao con pan» - первая вещь записанная Irakere , с использованием batá. Как ни странно, некоторые из основателей коллектива Irakere не ценят свой вклад в музыкальную культуру. Например, трубач Артуро Сандовал объясняет:
«Мы просто хотели играть бибоп, но нам сказали, что наш барабанщик не может даже использовать тарелки, потому что они звучат «слишком джазово» и слишком по-американски. В конечном счёте, нам пришлось что то выдумывать, использовать то колокольчики, то конги, таким образом и получилось нечто новое».
Пабло Менендес, основатель кубинской группы Mezcla , вспоминает:
«Irakere были джазовые музыканты, игравшие такие вещи, как "Bacalao con pan", что в то время расценивалось как биг-бит для народных масс».
Тем не менее, не смотря на эту критику, группа Irakere внесла бесспорный вклад в развитие кубинской музыки, а их эксперименты навсегда изменили кубинскую джазовую сцену. Пакито Д'Ривера говорил:
« Мы не знали, что мы будем иметь такое влияние в джазовой и латиноамериканской среде, да и по всему миру. Мы просто работали, чтобы сделать что-то хорошее».
В 1977 Irakere появляется сразу на двух джазовых фестивалях, проводимых в странах « Восточного блока », а именно на Belgrade Jazz Festival и на Warsaw Jazz Jamboree. Группа имела возможность играть вместе с такими джазовыми исполнителями как Бетти Картер, Мэл Льюис и Тэд Джонс. В том же году несколько джазовых легенд, а в их числе и Диззи Гиллеспи , Стэн Гетц , и Эрл Хайнс поехали в Кубу в так называемый "джаз круиз". Это был первый раз, когда после большого перерыва в отношениях между Кубой и Соединенными Штатами, группа джазовых музыкантов из обеих стран были в состоянии играть вместе. В Гаване, члены Irakere имели счастье музицыровать с Гиллеспи и Гетцом. Гиллеспи позже сообщил прессе, что он выполнил давнее желание посетить остров, родину своего близкого друга и партнера Чано Посо (Chano Pozo) .
В 1980 году Irakere появились в Нью Йорке на Newport Jazz Festival и в Швейцарии на Montreux Jazz Festival. Columbia Records отредактировала их записи и соеденила их в альбом состоящий из пяти треков, записанных на двух фестивалях. Пластинка была названа «Irakere», и была выпущена на CBS Records (JC-35655) и EGREM (Areíto LD-3769). Альбом имел два комплекта буклетов, один был сделан за североамериканцем Джоном Сторм Робертсом (John Storm Roberts) , а другой кубинцем Леонардо Акостой.
Irakere выиграл Грэмми как лучшая латиноамериканская запись в 1979 году. После этого успеха, группа приняла участие в наиболее важных международных джазовых фестивалях.
В 1995 Afrocubanismo фестиваль в Банф-центре в провинции Альберта, Канада.
В 1980-х годах Irakere записывали ритмичную танцевальную музыку в стиле Songo . Записанный в то время материал можно рассматривать как своего рода мост, соединяющий songo-эру с эрой стиля Timba , которая началась , позже, в начале 1990-х. Один из наиболее популярных танцевальных мелодий Irakere того времени является композиция «Rucu rucu a Santa Clara» (1985), написанная Хосе Луис Кортесом (José Luis Cortés "El Tosco,").
Пакито Д'Ривера переехал в США в 1980 году. Артуро Сандовал покинул группу через год, а затем тоже переехал в США, но уже в году 1990. Оба музыканта прокомментировали это так, что они наконец-то смогут играть вместе со своими героями на родине джаза. Что интересно, покидать родину типично для кубинских джазовых музыкантов.
Шло время, Д’Ривьера начал оглядываясь назад, и получил глубокое удовлетворение в связи с тем, что стал снова исполнять афро-кубинский джаз. В 1994 году он заявил, что он снова влюбился в кубинскую музыку, но уже на берегах Гудзона. После того, как он покинул Кубу, Д'Ривера записал несколько альбомов с кубинскими темами La Habana-Rio Conexión (1992), 40 Years of Cuban Jam Session (1994), Habanera Absolute Ensemble (1999) и Tropicana Nights (1999). Сандоваль, которому когда-то на родине грозило тюремное заключение за исполнение американского джаза на радио, записывает теперь джазовые альбомы с сильным кубинским влиянием. Чучо Вальдес, также проводит успешную карьеру джазового музыканта, делая записи на престижном лейбле Blue Note.
Дискография:
1974: Teatro Amadeo Roldán - Recital.
1976: Grupo Irakere.
1976: Chekere
1978: Musica cubana contemporanea.
1978: Leo Brouwer / Irakere.
1978: Irakere. Live At Newport And Montreux
1979: Grupo Irakere.
1979: Chekere-son.
1979: The Best of Irakere.
1979: Havana Jam [2LP] Compilation Various Artists
1979: Havana Jam 2 [2LP] Compilation Various Artists
1980: Irakere II
1980: El Coco
1980: Cuba Libre
1981: Live in Sweden
1981: Para bailar son.
1982: Volume VI.
1983: Calzada Del Cerro.
1983: Orquesta sinfónica nacional;
1985: Bailando así ;
1985: Tierra En Trance;
1985: Quince minutos;
1986: Catalina
1987: Misa Negra
1989: Exuberancia
1989: Homenaje a Beny Moré
1990: En Vivo
1991: Live at Ronnie Scott's;
1991: Great Moments
1991: Felicidad
1994: From Havana With Love (Recorded live in Belgrade 1978)
1995: Bailando Así
1995: Concierto Teatro Karl Marx '78. Coleccion. Vol. II (con Leo Brouwer)
1996: !Afrocubanismo Live! Chucho Valdés and Irakere.
1998: Babalú Ayé.
1998: Yemayá
1999: Indestructible
2001: Pare Cochero
2003: Chikere-Son. Best Of Irakere 1978 / 80
2004: Besame Mucho (2CD)
2004: 30 Años
2006: Bacalao Con Pan
2007: Jazzcuba Volumen 5
Chucho Valdés & Irakere