На прошлой неделе к нам в университет приезжала немецкая делегация. Скорее всего эти женщины напоминали монашек. Тема их докладов укладывалась в «Гоголевские чтения», которые проходят у нас периодически. Мне удалось послушать их выступления первый раз в апреле, и вот сейчас второй раз. Если вы знаете, творчество Гоголя разделено исследователями на несколько этапов. Первый, когда он описывал исключительно украинский колорит, второй, когда он перешёл на общероссийскую тематику, переехав в столицу. Немецкие же исследователи задались вопросом о космополитизме Николая Васильевича.
По их докладам, Гоголь, только прочитав «Божественную комедию» Данте и философские труды очень популярного в начале XIX века немецкого философа Карла фон Экхартхаузена, смог написать своё бессмертное произведение «Мёртвые души».
Обратимся к трудам немецкого философа. Он составил систему, сейчас уже псевдонаучную, но тем не менее очень интересную, о свойствах души. Следуя его трудам душа могла претерпевать такие изменения:
Экспансия (расширение) , которое порождает гордость и высокомерие.
Аттракцион (притягивание) – самолюбие , жадность
Репулсион (отталкивание) – гнев, ярость
Круговое движение - легкомыслие, сладострастие
Эксцентричность – обжорство
Концентричность – зависть
Эссенциальность (замкнутость) – леность
Следуя всем этим характеристикам, Гоголь написал своих персонажей: Чичиков, Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин, Коробочка. Желающим проверить, советую перечитать «Мёртвые души».
К тому же в «Мёртвых душах» встречается следующая цитата: «Но мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но,
вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин. Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки. И не раз не только широкая страсть, но ничтожная страстишка к чему- нибуть мелкому разрасталась в рожденном на лучшие подвиги, заставляла его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое.....»
В ней, немецкие исследователи усматривают намёк на «Божественную комедию», где человеческие недостатки выводятся под названиями «рысь», «лев», «волк», которые Данте характеризует как: сладострастие, гордость, жадность соответственно.
Кроме того, немецкие исследователи выдвинули свою идею, по которой Гоголь уничтожил том «мёртвых душ». Хоть это и не прозвучало дословно, но я сделал вывод, что в уничтоженной рукописи, Николай Васильевич был настолько смел и искренен, что испугался самого себя или своей судьбы, за написанное.
Кроме этого, примите моё предложение и сравните образ Чичикова с образом Мефистофеля у Гёте в произведении «Фауст». Не правда ли, есть нечто общее?