эту статью я написал три года назад, после того как впервые увидел "Более странно чем в Раю".
конечно же мои взгляды претерпели очень сильных изменений, но статью оставляю в том самом виде. Фильмы Джима Джармуша
Находясь за «железным занавесом», наблюдая Америку «из-за бугра», посещая видеосалоны в конце 80-ых гг. , нам - обычным жителям Советского Союза, образ американской жизни казался идеальным и представал перед глазами как процесс насыщенный разнообразными событиями. Жизнь «там» представлялась наполненной, интересной, более настоящей чем «здесь». «Туда» стоило стремится – думали мы, не подозревая, что не возможно приобрести в этом мире не потеряв. Вполне возможно, психологическая предопределенность человека была и будет такова, что он все время стремился выйти из теперешней сложившейся ситуации, из повседневных трудностей, в иную реальность своего бытия, как – будто в жизнь совершенно иного человека. Рассмотрение проблем пересечения границ выходят за рамки данной статьи. Кому теперь интересны люди, исповедующие ценности эмигрантов, кроме Её Величества Нужды? Опоздавшие, в своих мироощущениях, на несколько десятилетий, они законсервировали образ великого переселения народов внутри закрытого пространства планеты. Именно, когда другие континенты становились доступны для переселений, пространство оказывалось замкнутым внутри земного шара между цивилизациями запада и востока. И от изменения направления движения по его поверхности уже не зависел главный результат – все движения по лицу земли превращались в движения по кругу. Проблема отражения американской действительности, глазами кинорежиссера Джима Джармуша, является и хаотичной, и закономерной одновременно. Творчество этого американского кинорежиссёра, венгра по происхождению, является созвучным абсурду современной эпохи космополитов. Благодаря небольшому окну телевизионного экрана, сквозь который возможно взглянуть на мир глазами другого человека, мы включены в процесс осознания культуры, искусства, идей этого человека, мы включены в процесс осознания абсурда современного бытия.
Во-первых необходимо заявить что это некоммерческое кино. Те зрители, которые привыкли к глянцевому, помпезному, яркому и тупому американскому бабы-гам синема, будут разочарованы. Это скучное, хорошее, умное кино о жизни сутенёров и проституток, картёжников и таксистов, брошенных любовников, альфонсов - неудачников, пьяниц, преступников – мечтателей и кого угодно, кроме праведных, законченных добропорядочных граждан, рвущихся в бой отстаивать американские ценности. Вы можете подумать, что сюжет подобного рода фильмов созвучен сюжету мексиканских сериалов, когда исполнитель главной роли жалуется на полное отсутствие любви и уважения со стороны своих ближних, когда «твоя мама не любит твоего папу и тебя заодно с ним, когда твой папа не любит тебя и заодно твою маму и бросил тебя и твою маму, а заодно и четырнадцать твоих братьев и сестёр, когда твои братья и сёстры, а заодно с ними твои дяди и тёти, бабушки и дедушки настолько не любят тебя, что заставляют на протяжении всех трёхсот пятидесяти шести серий в году, подрабатывать в каком-нибудь дешёвом мексиканском сериале»… и будете не правы. Или вы можете подумать, что песни в таких фильмах могли бы исполнять легенды заграничного шансона лиса Алиса и кот Базилио, и вы тоже будите неправы. Фильмы Джима Джармуша являют нам напор бессмыслицы, не связанной с американской кинопродуктивностью, музыку к которым, и песни в которых исполняли легенды американского андерграунда. Вполне закономерны вопросы: объективно ли изображена жизнь «там», являются ли фильмы этого режиссёра путеводителем или, если хотите, энциклопедией американской жизни? Если, только, вообще возможно провести подобную параллель сквозь века с «Евгением Онегиным».
В данной статье будут рассмотрены следующие кинокартины: «Более странно, чем в раю» (1984), «Вне закона» (1986), «Странный поезд» (1989), «Ночь на земле» (1991), «Мертвец» (1995), «Пёс – призрак» (1999), «Кофе и сигареты» (2003), «Сломанные цветы» (2005).
В фильме «Более странно чем в раю», мы становимся соучастниками людей которые убивают время перед телевизором, встречаются друг с другом, чтобы спросить: «Как дела», и в ответ услышать очередное «нормально», едят, не ощущая вкуса, приезжают в Америку и находят её пустой. В этой картине брат и сестра на протяжении нескольких лет приезжают, друг к другу в гости, чтобы смотреть телевизор, подолгу курить сигареты перед окном и терпеливо ждать отъезда. Кинорежиссёр намеренно использует длинноты и повторы, чтобы подчеркнуть бессмысленность их бытия. «Странная штука, - говорит один из действующих лиц, - приехал в другой город, а кажется, что никуда не уезжал». Они часто разговаривают на разных языках, не понимая друг друга, но одновременно прикладывают много усилий для поддержания иллюзии диалога. Наконец-то эти люди вырываются из своей скуки, заброшенности и пустоты, в место, которое в их мечтах выглядит раем, и что же они там находят? Ту самую пустоту. По выражению Бодлера:
Всё наше же лицо встречает нас в пространстве:
Оазис ужаса в песчаности тоски.
Они находят ту самую пустоту, своё собственное лицо не выражающее абсолютно ничего индивидуального. Они приезжают в свой индиферентный рай, что бы всё также играть в карты, смотреть телевизор, проигрывать деньги на скачках…
В замечательном фильме 1986 года «Вне закона», музыку к которому написал и сыграл одну из главных ролей Том Вейтс (Tom Waits), звучит фраза, которая проявляет, на мой взгляд, отношение самого режиссера к той стране, в которой он снимает кино. Эта антипатия чувствовалась во всём. Она пропитывала все предыдущие и все последующие фильмы. Но не озвучивалась. Сама фраза звучала следующим образом: «Америка – это большой плавильный котёл, когда он кипит, то всё дерьмо, поднимается наверх».
Хаос в судьбах главных героев, приводит их к полной апатии и безразличию к самим себе. При всём этом они целиком и полностью игнорируют товарищей по несчастью, считая их неодухотворёнными объектами или элементами окружающей среды.
От сумы и от тюрьмы не зарекайся, и действующие лица попадают в тюрьму. Каждый по своей, вполне случайной причине. Время в замкнутом пространстве катастрофически замедляется, почти до полной остановки. Сокамерники могли бы превратиться в херувимов, но они просто сходят с ума и опускаются на то дно, где люди теряют человеческий облик. Отметины на стене, отражающие количество дней, растут в геометрической прогрессии. Стена напротив стены, лицо против лица. В их глаза смотрит безумие… Именно в этом замкнутом пространстве, совершенно нелогично и подобно чуду появление настоящего героя, а в действительности простого эксцентричного человека, итальянца по национальности, с соответствующим темпераментом, который вносит в будни тюремного однообразия, искорки надежды. Сначала он просто пытается поговорить со своими товарищами по несчастью, затем рисует окно в глухой тюремной стене, а затем и вообще сообщает, что знает способ покинуть тюрьму. Неужели этот бесшабашный непрактичный итальяшка, с трудом запоминающий слова чуждого ему языка, больше остальных разбирается в жизни? А ведь это так и есть! Путь к свободе, если только он существует, лежит через тюрьму этой жизни, через пустыню одиночества, через болото знакомств, связей, дружбы, любви, брака. В конце снова будет отблеск чуда? Нет, просто чудо. Беглецам даётся второй шанс на обычную счастливую жизнь в глуши. Рай выглядит вполне материально, как забытый богом и, что очень важно, государством, скромный то ли кабак, то ли гостиный двор, где живёт хорошая женщина. Но этот рай пригоден не для всех, а только для одного человека из компании беглецов. И вы, понимаете, кого я имею в виду. Остальные, не осознавая происходящего с ними чуда, храня, накопленную друг к другу неприязнь, идут своей дорогой, что бы, вполне возможно, снова вернуться к тюремной статике.
«Странный поезд». Местами происходящего действа выбираются свалки абсурда - большие города – акселераты, успевшие состарится, проржаветь и прогнить в телах своих обитателей. Для съёмок не выбираются места фешенебельных кварталов, дорогих гостиниц, экономически фривольных супермаркетов. Нет, фоном, на котором происходят события, служат трущобы, дешёвые забегаловки (генделики) и, неуютные, с зелёными обоями и окнами, глядящими в стену напротив, гостиницы клоачного типа. Свежо выглядят иностранные туристы, пытающиеся найти нечто в пустоте коробок жилого типа. Все они приезжают поглазеть на родину Элвиса и уезжают разочарованными. Как ни странно, в этом мире есть место настоящему чуду, для которого находится благодарный зритель: Элвис Пресли, парящий в своём полу-ангельском состоянии, спеша на вечеринку, залетает на секунду в дешёвый номер отеля к туристке, которая мучилась бессонницей, и производит соответствующее впечатление…
Самым бессмысленным в кинокартине, является эпизод, когда пьяному преступнику приходит на помощь человек, который считает себя его родственником, а конкретно, братом жены. И, лишь, когда он получает пулю в ногу от мужа своей сестры, тогда узнаёт, что те даже не были расписаны, а просто жили вместе некоторое время. Фактически преступник подстрелил своего спасителя, а спаситель, не является ему никаким родственником, т.е. он вообще для преступника никто. Читая эту странную и запутанную фразу, есть возможность отключить мозги и подумать о Вечном…
В фильме «Ночь на земле» встречающиеся люди – как планеты из совершенно разных солнечных систем, невообразимо друг другу чуждых, со своими непонятными законами развития жизни. Возможен ли диалог между такими разными несовместимыми субъектами, и какой вид он приобретёт в таком редчайшем случае? Они будут говорить о пустоте… «Ночь на земле» - по настоящему хороший фильм о соотношении человеческих ценностей. Что для одних длинно то для других коротко, что для одних тяжело, для других легко. Что для одних хорошо, для других плохо. Фильм эксцентричен и печален. Места действия: Лос-Анжелес, Нью-Йорк, Париж, Рим, Хельсинки. Автор предлагает нашему вниманию пять историй произошедших в одну зимнюю ночь в разных уголках мира с таксистами. Фактически фильм рассказывает о человеческих ценностях, а вернее об их соотношении. Что русскому хорошо, то для немца – смерть, - вот краткое резюме к этой киноленте, основанной на даосистских принципах.
Но вершиной абсурда, безусловно, является фильм «Кофе и сигареты».
В нём жизнь представляется многозначительным ничто, бесконечным разговором об отсутствующих предметах. Америка превращается в энциклопедию абсурда… Абсурда без Камю. Актеры без сценического имени и легенд, то есть, предполагается, что они играют самих себя.
Киноиндустрия занимается выдумыванием очередного супермена в надежде на спасение общества от преступности. Какой странный образ спасителя, неправда ли? Всюду царствует цивилизация – как уровень развития материальной культуры, при котором общество переходит в состояние потребления материальных ценностей без производства духовных, фактически, сами духовные ценности переводятся в разряд материальных.
Собеседники говорят ничего незначащие: «как вам нравится», «добрый день», «приветствую», «который час», «будьте здоровы», «до встречи», а проявление интереса друг к другу как у фригидных к импотентам. Общение приобретает форму пустоты, заполняемую такими же пустыми фразами. Люди постепенно изживают себя в хаосе рутинного каждодневного общения: объятия и рукопожатия, ничего не выражающие приветствия и пожелания здоровья, вечно звучащий фальцетом вопрос «как дела». В глубинах же своей памяти, они лелеют наихудшие воспоминания друг о друге, чтобы непоколебимо плавать на острове своей значимости. И, что странно, проблемность общения между ними возникает из самой пустоты. Приведу монолог в стиле фильмов Джима Джармуша: «Да, это – это. Или нет, это не то. А то, что я говорил об этом не так, всего лишь говорит о том, что это то самое». И т.д. и т.п. Как они многозначительны эти монологи?! При попытках вспомнить что-то важное и значительное из своей жизни, собеседники теряются и замолкают.
Доступно только для пользователей
Религиозные взгляды Джима Джармуша отражены в кадрах, когда над игральным столом помещено распятие. Знаково в кадр помещается изображение обеденного столика, на котором всегда присутствует шахматная доска и это в корне меняет ситуацию, потому что разговор предстает уже не бессмысленным набором фраз, поз и взглядов, а как самая настоящая, подчиненная законам логики баталия между собеседниками. Разговор, есть психологическое сражение, что в контексте фильма, есть запрограммированная последовательность ходов, ведущих к вполне банальному результату – собеседники расходятся ни с чем.
Портрет, висящий в углу комнаты, на нём персона с суровым лицом и галстуком набекрень. Кто это как не сам маэстро? Как вы понимаете, самое интересное в любом произведении это возможность рассмотреть автора за его произведением, так сказать взглянуть на творца сквозь призму его творения. Джим Джармуш, периодически, представляется нам как психолог, когда мы понимаем, что все люди – актёры играют беспрерывный спектакль для поддержания мифа о собственной значимости. В другие моменты он выглядит философом, проникнутым ценностями Дао или буддизма. Именно об этом и повествует его фильм «Пёс – призрак». Является ли Джим Джармуш мизантропом, изображая своих сограждан такими непривлекательными? Думаю, да. Людям, любимый герой которых супермен некому завидовать, не на кого надеяться, некого любить, не о ком думать и переживать. Их кинознаменитости и суперзвёзды, а быту так же прозаичны, как и их обыватели. Как вы понимаете, фильмы этого режиссёра являются рассказом о бессмысленности жизни как таковой, в которых как броуновское движение молекул в коре головного мозга циркулируют идеи обыденности и рутины. Хотя полнейший хаос в судьбах действующих лиц никаким образом ими не идентифицируется. Бросается в глаза полнейшее безразличие людей к своей судьбе.
Несмотря на весь напор бессмыслицы в кино-работах этого режиссёра прослеживается чёткая цепь причин и следствий, законов, по которым развивается жизнь. Чернокожий самурай, убивающий по приказу, умирает от руки своего господина по всем канонам самураев. Постаревший ловелас, получивший анонимное письмо, начинает колесить по всей стране в поисках своего сына и готовый признать его в каждом молодом человеке идущем ему навстречу.
Молодой щеголь-бухгалтер по фамилии Блейк , с именем Уильям, беспечно отправляется в отдалённый посёлок под названием Машина, и становится мишенью для преследующих его убийц. Всех этих людей постигает то закономерное и обоснованное, которое невозможно отвратить, имя которому есть Судьба. Именно это короткое слово, состоящее из шести букв скомпонованных в два слога, проявилось и было осознано чернокожим читателем кодекса Бусидо, однофамильцем Уильяма Блейка и, может быть, киногероем в исполнении Билла Мюррея. И хотя на месте этих людей вряд ли кто – либо хотел бы оказаться, тем не менее именно этих людей, отмеченных знаком, и можно назвать настоящими людьми…
К слову об актёрах, необходимо сказать, что множество людей играющих в его фильмах, профессиональными актёрами не являются. На экране мы видим эти лица в первый и последний раз. Таким образом, режиссер протягивает нить между фильмом и реальной жизнью. У этого режиссёра не стесняются сниматься такие знаменитости как Билл Мюррей и Шерон Стоун. Также, в его фильмах как актёры, в эпизодических ролях участвуют корифеи андерграунда Игги Поп (Iggy Pop) и Том Вейтс (Tom Waits). Исключение составляет кинокартина «Вне закона», где Том Вейтс исполняет одну из главных ролей.
Конечно же, как пушкинский «Евгений Онегин» не подходит на роль энциклопедии русской жизни начала XIX века, ведь, если быть честным, далеко не все сферы русской жизни были затронуты в этом произведении, так и фильмы Джима Джармуша не подходят на роль энциклопедии американской жизни конца века XX. В самом вступлении содержалось абсурдное утверждение. Тем не менее, именно этот абсурд и указывал на основное содержание этих фильмов. Одновременно необходимо согласиться, что взгляд режиссёра на жизнь очень широк и многообразен. Кстати, половина из его фильмов снята в черно-белом формате, если только это вам что-то говорит. Фильмы этого режиссёра рекомендуется смотреть людям всех цивилизованных стран как в каждодневное зеркало.
Доступно только для пользователей