JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Каталог статей

Porgy and Bess (Порги и Бесс)

Добавил Slavonn 04.09.2010 в 16:05

Порги и Бесс
Porgy and Bess
Композитор Джордж Гершвин
Авторы либретто Дюбоз Хейуорд, Айра Гершвин
Количество действий 3
Год создания 1934
Первая постановка 30 сентября 1935
Место первой постановки Бостон, Колониальный театр

«Порги и Бесс» (англ. Porgy and Bess) ― опера Джорджа Гершвина в трёх действиях и девяти картинах. Впервые поставленная в 1935 году, опера на первых порах пользовалась сдержанным успехом, но с 1950-х годов начала завоёвывать широкую известность в США, а затем и во всём мире. «Порги и Бесс» ― одна из вершин творчества композитора[1]. Музыкальный материал, выбранный Гершвином для создания оперы, разнообразен и основан на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации. В либретто использована имитация «неправильного» народного произношения.


История создания

В 1926 году Гершвин познакомился с романом Дюбоза Хейуорда «Порги» и написал автору письмо, в котором выражал желание совместно с ним создать оперу на этот сюжет. Хейуорд согласился, но к полноценной работе над оперой Гершвин, занятый другими проектами и дирижёрской деятельностью, смог приступить лишь в 1934. За это время Хейуорд и его жена Дороти переработали роман в театральную постановку с элементами музыки (были добавлены спиричуэлы). Спектакль имел большой успех и выдержал 367 представлений.

В конце 1933 года Гершвин, Хейуорд и нью-йоркская «Театральная гильдия» подписали контракт об опере. Летом следующего года композитор отправился в Фолли-бич, где, проникнувшись местной атмосферой и музыкой, приступил к созданию произведения. Либретто оперы и бо́льшая часть текста некоторых арий принадлежит Хейуорду, однако для некоторых номеров (в том числе знаменитого «It Ain’t Necessarily So») стихи написаны Айрой Гершвином, братом композитора.

Гершвин завершил создание оперы в Нью-Йорке, а первая постановка состоялась 30 сентября 1935 в Колониальном театре Бостона. Нью-Йоркская премьера провалилась.

Действующие лица

* Порги, нищий калека ― баритон
* Бесс, молодая негритянка ― сопрано
* Кроун, портовый грузчик ― баритон
* Спортинг Лайф, наркоторговец ― тенор

* Обитатели Кэтфиш-Роу:

Роббинс, грузчик ― баритон
Сирина, его жена ― драматическое сопрано
Питер, торговец мёдом ― тенор
Лили, его жена ― сопрано
Мария, соседка Порги ― меццо-сопрано
Фрезиер, адвокат ― баритон
Джейк, рыбак ― лирический баритон
Клара, его жена ― сопрано
Владелец бюро похоронных принадлежностей ― баритон
Нельсон ― баритон
Торговка клубникой ― сопрано
Минго, Анни, Джим и другие обитатели негритянского квартала, сыщик, следователь, полицейский, торговец крабами, дети.

Действие происходит в Кэтфиш-Роу, бедном негритянском квартале одного из южных городов США.


Сюжет

Во дворе дома во время игры в кости вспыхивает ссора - пьяный грузчик Кроун убивает соседа и скрывается. Все отворачиваются от его подружки, красотки Бесс. Только нищий калека Порги впускает её к себе в дом.
Спустя месяц Порги называет Бесс своей женой. Во время пикника на заброшенном острове появляется Кроун и силой уводит с собой Бесс.
Бесс лежит в бреду в доме Порги. В минуту просветления она призналась Порги, что любит его, но не может устоять перед Кроуном.
После бури чудом спасшийся Кроун крадется к дому Порги и не замечает руки Порги с ножом. В завязавшейся борьбе Порги убивает Кроуна - теперь он стал настоящим мужем Бесс.
Начинается расследование убийства. Полицейские хватают Порги. Торговец наркотиками из Нью-Йорка по прозвищу Спортинг Лайф настойчиво соблазняет Бесс кокаином и прелестями большого города – ведь Порги уже не вернётся. Через неделю Порги возвращается. Но дома его ждёт страшная весть: Бесс уехала в Нью-Йорк с торговцем. Порги садится в свою тележку, запряжённую козой, и отправляется на север за своей Бесс.

Знаменитые арии

* «Summertime» (колыбельная Клары из первого действия)
* «My Man’s Gone Now»
* «It Ain’t Necessarily So»
* «I Loves You, Porgy»

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


1 комментарий

санди Спам
03.10.2010 в 15:08 | материал
Не могу сказать, что сюжетная линия меня впечатлила - несчастная женщина над которой все кругом издеваются и сама судьба от неё отворачивается. Где то я это уже видел и слышал , причём не один раз.
А тенор наркоторговца это смело. Не ошибусь, если скажу, что ни разу такой персонаж не использовался в опере? Тем более с таким именем и фамилией.
Надо будет послушать.

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: