Швейцарская прогрессивная сцена (обзор)
Для большинства любителей прогрессива швейцарский прог-рок ассоциируется в первую очередь с творчеством выдающегося музыканта Патрика Мораза (Patrick Moraz).Однако, как известный композитор и клавишник он все же состоялся за пределами своей родной страны, получил впервые широкую известность в составе Mainhorse, Refugee, Yes,The Moody Blues, которые относятся к британской прог-сцене. Поэтому большего влияния на развитие рок-музыки в Швейцарии творчество Мораза почти не оказало.
В конце 60-х-начале 70-х гг. в Швейцарии появилось много групп, которые стали играть в стиле Krautrock/Psych progressive rock. Это было не случайно, поскольку швейцарское рок-движение имело тесные связи в первую очередь с немецким. Не случайно, возникло несколько швейцарско-немецких коллективов.
Другие швейцарские краут-группы такого успеха добиться не смогли и, выпустив один-два альбома, прекратили свое существование. Среди них хочу выделить команду Deaf, которая действовала с 1969 по 1972 г., выпустила лиш один альбом "Alpha". Их музыка представляла собой "сумасшедший" краут с многими клавишными и громкими гитарами. Вокалистом этой группы был небезизвестный Mark Storace (позже - TEA и Krokus).
В частности, только один альбом удалось записать интересной группе Country Lane. Несмотря на своё название, группа Country Lane к этому направлению в музыке имеет самое минимальное (если вообще никакого) отношение. Группа исполняла оригинальную рок-музыку, смешивая тяжелое звучание Deep Purple и прогрессив (подобный Nice и другим английским группам). Чbстейшие рок моменты, мечтательная атмосфера, хорошие вокалы — основа превосходного альбома семидесятых, полного свежестью и искренностью. Единственный альбом группы "Substratum",который с полным правом можно отнести к разряду раритетных увидел свет в 1973. Швейцария не слишком богата достижениями в прогрессивном Роке, и "Substratum", единственный альбом тамошней группы Country Lane, является одной из очень немногих заслуживающих внимания работ, выданных представителями конфедерации во времена расцвета жанра, да и не только.
В 1976 г. выпустил свой дебютный альбом еще один интересный колектив - трио Welcome. Позже, в 1979 г. им удалось записать еще один альбом перед распадом в 1981 г. Группа звучала как своеобразная смесь музыки Yes и ELP. Композиции были комплекными и сложныии. Пениe вокалиста было похоже на Д. Андерсона. Второй альбом имел определенный успех среди публики, но это не спасло группу от скорого распада.
Только один альбом удалось выпустить и группе Dragonfly, творчество которой было навеяно ELP, но с большим акцентом на пианино, что придавало своеобразное и даже уникальное звучание этой работе.
Кроме того, на рубеже 70-80-х гг. два неплохих альбома удалось выпустить группе Nautilus.
В Швейцарии работало несколько групп, которые смешивали различные направления (симфо, психоделию, блюз, фольк), что дает основание отнести их к представителям Eclectic Prog. Возможно,это связано с тем, что в многонациональной стране одновременно существовало несколько музыкальных традиций, которые заимствовали некоторые элементы друг у друга.
Группе Island удалось выпустить только один альбом "Pictures" (1977). Однако, это работа - одна из наиболее оригинальных в швейцарском проге, очень сложная и "навороченная". Сравнивать с другими представителями жанра очень трудно, но в то же время и очень легко. Это тот случай, когда ни на что не похоже, и, одновременно, похоже на все сразу. Иногда создается такое впечатление, что здесь Univers Zero встречается с ELP. Кроме того, ощущается влияние King Crimson, Gentle Giant, некоторых других "монстров" английского прога. Есть определенное родство между этой работой и альбомами другой швейцарской команды - Circus.
Этой группе с 1976 по 1980 г. удалось записать четыре альбома, из которых наиболее известным является альбом "Movin' On" (1977). Музыка "Цирка" немного напоминает ранние альбомы VDGG (Aerosol Grey Machine или Least We Could Do), хотя вокалист (в отличие Питера Хэмилла) имеет более "блюзовый" голос. Местами музыка похожа на King Crimson начала 70-х гг. (до Larks Tongue's).
Еще одной замечательной группой, выпустившей лишь один альбом "Wrong From The Beginning" (1977), была Rumple Stilizken Comune. Она играла оригинальную музику, смешивая VAN DER GRAAF GENERATOR и ELP. Есть такие сведения, что первоначальная запись была сильно подпорчена из-за ошибок при сведении в студии. На диске 4 длинные композиции с кучей наворотов и сбивок. Вокалист у этого коллектива действительно иногда звучал как Питер Хэмилл, ну а клавишник поддерживал общее мрачное настроение альбома. Все участники из италоязычных кантонов Швейцарии, так что влияние итальянской прогкультуры ощущается.
Следует отметить и коллектив Kedama, записавший в 1976 г. свой дебютный "живой" альбом в студии количеством всего-навсего 200 штук.Это приозошло из-за того, что начинали они как "гаражная" группа и не имели денег для контракта из серьезным лейблом. Да и на концерт денег не было. Группа играла инструментальный eclectic prog, хотя иногда их относят к heavy prog. Впечатляющим был их набор клавишных инструментов тех времён: Mellotron, орган Hammond B3, синтезатор Minimoog, орган Farfisa плюс акустическое и электро-фортепьяно. В некоторых местах звучат ситар и испанская гитара.
Кроме этих, на рубеже 70-80-х гг. в Швейцарии работало несколько групп, которых одни издания зачисляют в симфо-прог, другие - в eclectic, третьи - в space rock и.т. д. Пожалуй, наиболее известной из них был коллектив Flame Dream. (на фото) Есть критики, причиляющие их даже к психоделии.
Не очень распространен здесь был и avant prog. Но об одной группе хочется все же сказать особо. Речь идет о банде Debile Menthol. У коллектива был бы шанс влиться в Rock In Opposition, появись они чуть пораньше, однако группа «засвітилась» только в 1979 году. По сути группа исполняла ту самую музыку и при этом обладала необходимой уникальностью, чтобы стать полноценным участником движения. Впрочем, косвенно команда к RIO все-таки прикоснулась, очутившись в каталоге Recommended Records обеими своими пластинками.
Первая из них (Emile au jardin patrologique) была записана в 1981 году, но в то время особого ажиотажа не вызвала. Девять музыкантов (четыре из которых в той или иной степени назывались гитаристами), которые и написали всю музыку для пластинки, устроили в студии форменное «безобразие», нахально объединив авангардный рок на основе современной академической музыки с прямолинейными и жесткими ритмами нью-вейва, фольклорными традициями и развязностью французского уличного шансона, доведя его до психоделической крайности. В 1983 году этот диск вышел на швейцарском отделении Recommended Records. Контраст этих составляющих, вкупе с крепостью всего материала в целом, производит оглушительное впечатление. Хотя, конечно, увы, не на каждого. «Увы» тут потому, что группа-то и распалась по большому счету из-за банального недостатка внимания со стороны публики, особенно на родине. Практически всю свою жизнь Debile Menthol перебивались от одного фестиваля «новой европейской музыки» до другого, разбавляя все концертами по странам, не самым лучшим в рейтинге гастролера — Чехия, Венгрия и Югославия, где иной раз им приходилось выступать на одной сцене с монстрами прямолинейного хард-рока.
В 1984 году (в 1986 на Recommended) появился второй диск группы. Назывался он Battre Campagne. Музыка здесь стала на порядок сложнее, нью-вейвовые корни заменились на жесткие полу-панковые, в плане гармоний музыканты вообще устраивали самые настоящие лабораторные эксперименты, стали больше петь, а ещё больше — выть и стонать. Иными словами, ещё больший авангард. Бурные, рваные, ломаные ритмы, буквально опутанные в кажущемся безумном беспорядке струнами гитары, баса, скрипки классической скрипачки Марии Шваб и редкими вкраплениями «меди», которой на пластинке стало значительно меньше. Дело тут ещё в том, что к 1984 году коллектив покинули двое музыкантов, бывших на постоянной основе с самого начала группы. В 1985 году Debile Menthol распались, однако двое музыкантов оттуда — Седрик Вуй и Жан-Венсан Угенэн в 1987 году собрали новый коллектив L'Ensemble del Raye, не очень-то похожий стилистически на то, что играли они в Debile Menthol, но записавший несколько интересных (как для любителей авангарда) альбомов.
Во второй половине 80-х гг. в Швейцарии начали возникать нео-прогрессивные группы. На мой взгляд, в этой стране данный поджанр прогрессива имел определенные успехи. Некоторым группам удалось получить общеевропейскую популярность. В первую очередь, речь идет о таких командах как Clepsydra, Сosmos и Deyss.
Правда, музыкальные критики не очень жалуют последнюю группу. В ГЕПРЕ даже написано, что это чуть ли не одна из худших групп нео-прогрессива, но это слишком суровый (ИМХО) приговор.Группа, записавшая два альбома во второй половине 80-х гг., работала на стыке стилей: Genesis (Abacab-81) и Yes (Going for the one-77). Трудно назвать эти работы шедеврами, но их можно рекомендовать для любителей неопрогрессива.
Наиболее ярким представителем швейцарского нео-прога является Clepsydra (на фото).
История швейцарской группы берет свое начало еще в 1982 году, когда познакомились музыканты двух школьных команд - гитарист Леле Хофманн (Lele Hofmann), клавишник Макс Пеллегрини (Max Pellegrmi) и басист Энди Томмен (Andy Thommen) из безымянной группы, и клавишник Филип Хьюберт (Philip Hubert) и ударник Пиетро Дьюка (Pietro Duca) из дэнс-группы Angels Eyes. Первое знакомство закончилось переходом Энди в эту группу, a через год туда перешли и Леле с Максом Группа с двумя клавишниками, играющая прогрессив-рок, правда, просуществовала всего несколько недель, но начало будущей Clepsydra было положено. Переиграв во множестве коллективов к 1989 году Хьюберт, Хофманн, Томмен и Дьюка вновь собрались вместе в группе Delta Prophecy, где играли исключительно инструментальную музыку. Но уже через год друзья детства нашли вокалиста Алузио Маджини (Aluisio Maggim) и сменили свое название на Clepsydra, а в июне 91-го приступили к записи своего дебютного CD "Hologram".Альбом вышел в самом конце года и получил восторженные отклики ценителей прогрессив-рока, а самое первое выступление группы в родном городе Аскона в декабре 91-го прошло при полном аншлаге! Группа выпустила в 90-е гг. ряд интересных альбомов, которые входят в "золотой фонд" нео-прога. Правда, в конце 90-х из-за творчеких разногласий Clepsydra распалась, а ее бывшие участники записали работали в Shakary и Zenit, с которыми записали несколько интересных альбомов.
Прогрессивный метал в Швейцарии большего распространения не получил, хотя в стране есть очень известные представители "металлической сцены". Вспомним, хотя бы Lacrimosa, Samael или Сeltic Frost.
Однако Швейцария вместе с Норвегией считается "родиной" авангард-метала, собравшего в себе элементы прогрессивного, симфоник-, викинг-, языческого, фольк- и некоторых других поджанров метала. Отличается большим количеством музыкальных экспериментов со звуками и инструментами, строением песен. Он появился в конце 1980-х — начале 1990-х. Есть в стране и представители Tech/Extreme Prog Metal, Experimental/Post Metal (Mirrorthrone, Prismae) т.д.
Если говорить, о наиболее яркой прог-группе страны последнего десятилетия, то сразу вспоминается известный коллектив Metamorphosis.
Группа представляет собой проект известного мультиинструменталиста и композитора Жан-Пьера Шенка. До создания Metamorphosis он имел продолжительную музыкальную карьеру. На альбомах After All These Years (2002), Nobody Cares (2003) и других можно услышать красивый симфонический прогрессив, в духе Pink Floyd, YES, Genesis, Eloy и Marillion.
Таким образом, можно сделать вывод, что швейцарская прог-сцена подарила ряд интересных шедеверов, с некоторыми из них мы и предлагаем ознакомиться.