Рок-королевство датское (очерк)
Добавил санди 11.09.2010 в 22:33
Небольшая по мировым меркам страна Дания находится по меридиану север-юг между Германией и Скандинавским полуостровом, и одновременно в стороне от "рок-Мекки" – Англии. Тем не менее именно музыка с британских островов является законодательницей мод на Ютландском полуострове. Судя по всему, рок в Дании явление вовсе не самостоятельное, ведь большинство коллективов и исполнителей, чаще записываются на английском языке, а не на родном.
Рассмотрим основные тенденции.
Самыми первыми рок-группами в Дании, судя по внесённым в энциклопедии названиям, можно считать коллективы Melvis & His Gentelmen (1958) и The Cliffters (1959), но уже в первой половине 60-ых в стране действовало несколько групп, игравших рок н ролы, биг бит, ритм энд блюз, среди них: Beefeaters (1961 год основания) , The Hitmakers (1961 – 1967), The Defenders (1962) Les Rivals (1963 ) Metadorerne (1964 - 1967), The Poisons (1964 – 1969) Maxwells (1964 – 1970), Sir Henry & His Butlers (1964).
Первыми прогрессивными командами на Ютландском полуострове (начиная с 1967 года) можно считать группы Young Flowers (основатели: Peter Ingeman, Ken Gudman и Jens Henrik Dahl), Beefeaters (которые стали играть во второй половине 60-ых Proto Prog на блюзовой основе с выдвинутым на первый план хэммонд-органом), Steppeulvene (игравшие нечто ближе к Blues Folk Rock), Furekaaben, и Savage Rose (существующая до наших дней и записавшая огромное количество альбомов). В 1969 – 1970 гг страну накрывает волна психоделии. Новые молодые интересные группы появлялись как грибы после дождя, выпуская одну-две пластинки и навсегда пропадали из поля зрения. Очень немногие коллективы можно вспомнить из этого направления, которые перешли рубеж 70-ых – 80-ых. Необходимо сказать, что местные музыкальные компании, которые брались выпускать эти произведения, сами были очень временным явлением и нередко, обеспечив тираж нескольким группам в тысячу копий сами прекращали свою жизнедеятельность. Здесь сказывалось отсутствие самостоятельного рынка в стране, который был гораздо больше ориентирован на британскую музыку. Сами рок-группы из Дании большей частью писали свои тексты на английском языке и очень не часто на родном. Некоторые из них в своих составах имели англичан, а некоторые уезжали в законодательницу мод в мире рок-музыки - Англию и чаще безуспешно пытались пробиться на британском рынке. Всё же есть возможность представить вашему вниманию некий список датских прогрессивных команд оставивших значительный вклад в развитие датской прогрессивной сцены: Alrune Rod (первая запись вышла в 1968) Ache (организована в 1968 в составе которой был интересный гитарист и композитор, популяризатор гитары со стальными струнами Finn Olafssen у которого помимо работы в группе выходили и сольные альбомы, Gasolin’ (1971 - 1978), Sensory System (1974-1975), Gnags (организована в 1966 и жива по сей день), Jesus Revolution (1970), (существовала между 1970 и 1972 годами), Freed, Days, Maxwells, Cinderella, The Old Man And The Sea, Iron Duke, Blast Furnace, Fleur De Lis, Day Of Phoenix, Hurdy Gurdy, Pan, Hair, Mermaid, Film, Barbarella, Musicpatruljen, Blue Sun, Culpeper's Orchard, Dr. Dopo Jam, Røde Mor, Stig & Steen, Tomrerclaus, Kalemaris, Boger, Zaragon (1984) Etcetera (1998 - 2003); авангардные: Afenginn, Taylor’s Universe (1994 год первой записи и по наши дни) и сольные работы Robin Taylor, Communio Musica (1996 - 2000), Dureforsog (1997 - 2006), психоделические: Spids Nøgenhat (2001) и Baby Woodrose (2002 и по наши дни, два коллектива объединяет личность Uffe Lorentzen), Causa Sui (2005 - 2009), Dragontears (2007,2008) , Svartbag (2008); кроссовер: Art Cinema (2008), Oh No No (2006 - 2009); хеви проговую Tinkicker (2008).
На рубеже 60-ых – 70-ых в стране стали появляться коллективы играющие блюз-рок. Среди них следует вспомнить Moses (годы существования 1969 - 1973), Delta Blues Band, Big Mama (существовала с 1977 по 1983), Christianshavns Bluesband (основана в 1987) и Peter Thorup with Friends. Большинство коллективов просуществовали очень недолго и музыканты участники перепрофилировались на другие стили или вообще сошли со сцены. Но, некоторые коллективы, например как Christianshavns Bluesband периодически оживают, и по сей день.
Казалось бы, находясь рядом с Германией, в стране должны присутствовать группы представителей германской психоделии под названием Krautrock, которые можно найти например в Бельгии, Швейцарии, Австрии и даже Италии. Но, нет, от немецкой музыки, датская сцена практически независима. При этом, в стране несложно найти группы, направления Jazz Rock / Fusion. По всей видимости, в этом вопросе особую роль сыграла близость Дании к королевству шведскому , ведь, скандинавские соседи славятся своими джазовими традициями. Особняком на родине Гамлета стоят группы Burnin Red Ivanhoe (год выпуска первой записи 1969) и Secret Oyster, организатором и участником обеих групп был мульти-инструменталист Karsten Vogel, который позже принимал участие в огромном количестве самых разных проектов, исчисление которых не представляется возможным. Также Karsten Vogel был одним из участников более ранних джаз-бендов , организованных в середине 60-ых, среди которых можно вспомнить The Contemporary Jazz Quintet. Гораздо больше ориентировалась на Jazz Rock группа с духовой секцией под названием Rainbow Band, которая вскоре после выпуска первой пластинки (1969) вынуждена была сменить своё название на Midnight Sun (годы творческой деятельности 1970 – 1974), из-за существования коллектива с подобным названием в Канаде. Очень интересную музыку играл коллектив Mads Vinding Band.Интересным, но очень не долгим явлением на местной сцене были группа Fujara и композиторы Kenneth Knudsen и Thomas Clausen. Среди современных порождений играющих Jazz Rock можно вспомнить группы I Got You On Tape, Bazar и крайне раритетную Natdamperen. В наши дни джаз-роковую сцену Дании представляют группы Special Venture, Birds of Beauty.
В датком королевстве, что странно, недостаточно хорошо представлено направление Prog Folk. Наиболее яркими можно считать такие коллективы как Feo (1971 год записи), Vindharpen (которые умело синтезировали европейский фолк и индийскую традиционную музыку). Правды ради, необходимо сказать, что очень многие группы, в той или иной степени, поднимали из глубины веков некий народный материал и переигрывали его в рок-обработке, но крайне мало было групп, которые ориентировались исключительно на фолк. Те немногие представители, которые всё же выбирали данное направление существовали недолго и выпустив по одной пластинке, прекращали своё существование. Среди них следует вспомнить ещё группы Skousen & Ingeman (1970 год записи) , и Spillmændene (1972). Редкий образец прогрессивного фолка в наши дни группа талантливая и интереснейшая группа Kama Loka.
Главной особенностью электронной музыки в Дании было то, что записи получались нетривиальными, смелыми, авангардными. Эту музыку записывали серьёзные композиторы, сочиняющие классику. Первой записью в этой области можно считать опыты в 1958 году Else Marie Pade. Позже это направление развивали: Gunnar Møller Pedersen, Svend Christiansen , Jørgen Plaetner, Bent Lorentzen, Svend Nielsen и некто Fuzzy
Поп-роковое направление в стране в середине 70-ых возглавила группа Bifrost, а в 80-ых Laid Back. Кроме них следует вспомнить коллективы Jackie Boo Flight (1971 – 1975), Tequila, Marquis de Sade (1980), Love Shop (1991), Rubber Kizz, TV 2.
Относительно географии датских рок-групп следует сказать, что подавляющее большинство из них появились в Копенгагене и лишь в 90-ых гг. стала заметна тенденция появления рок-групп разных направлений в других городах. С чем это связано? Дело в том, что в 1971 году в Копенгагене несколько кварталов расположеных в районе Христиансхавн, были преобразованы в частично самоуправляемое, своеобразное государство в государстве, под названием Христиания. Христиания имеет особый полулегальный статус в Дании и частичную независимость. Жители Христиании соблюдают собственные законы, независимые от законов Дании. Среди них: запреты на автомобили, воровство, тяжёлые наркотики, огнестрельное оружие и бронежилеты. Именно в этих нескольких кварталах, бурно развивалась рок культура одновременно с полулегализацией наркотиков. Они стали прибежищем огромного количества датских и иностранных деятелей культуры, среди которых было и множество музыкантов. В наши же дни, рок-музыка стала частью быта, и количество музыкантов, как и количество рок-групп, увеличилось, а их качество ухудшилось.
В конце 70-ых Данию накрывает панк-взрывом. Многочисленные группы, основанные в самых разных уголках страны, более многочисленны, чем все предыдущие вместе взятые коллективы. Музыка стала проще, и она стала более массовой. Подорваться, не зная названия, можно на: Lost Kids, President Fetch, Sods, UCR , Sort Sol и многих-многих других.
С первой половины 80-ых снова тенденция подобно английской, появление индии-групп, ещё более многочисленных чем панковые: Gangway (1982 – 1998), Playhouse (1990 – 1997), Graumakathryn (2004), Kitty Wu (2004), The Lips (2000), Mew, Moi Caprice (2000) и прочие.
В 80-ых гг в Дании стали появляться группы хеви-металл-ориентации. Среди них необходимо вспомнить в первую очередь наиболее успешные Mercyful Fate (организованную в 1980 гг и живущую по наши дни) и King Diamond, а так же Red Warsawa (год организации 1987), ангардно-металическую команду Düreforsög (организована в 1994 и функционирует по сей день), дезовые Illdisposed, Vale. Следует сказать, что потомки викингов очень любят тяжёлую музыку благодаря чему и в настоящее время живы и здоровы такие Progressive Metal команды как Royal Hunt, Manticora, Cornerstone, Missing Tide, Beyond Twilight (Twilights), Broadmoor, Behind The Curtainm, Chrome Shift, Pyramaze, Third Eye, Wuthering Heights, Mythery.
По прошествии бурных 60-ых и 70-ых гг., в Дании заметно течение ностальгии по тем временам, благодаря чему в наши дни на свет появляются группы играющие рок-н-ролл Dizzy Mizz Lizzy (основана в 1990 гг), The Raveonets ( основана после 2000 года) Volbeat (2000), психобилли Nekromantix (организована в 90 гг) и Hola Ghost (организована после 2005 года), психоделию Swan Lee (2000) The Blue Van (2000) Baby Woodrose (2000), хард-рок старого образца Rock Hard Power Spray (2000) и многие другие.
Мейнстримовых и рок-групп с неопределённой (автором статьи) стилистикой в Дании насчитываются десятки, если не сотни. Приводим краткий списочек. Genudgivelser, Ballet Mecanique, The Broken Beats, The Bronson Brothers, Dear, Diva, Dream City, Frodegruppen, Frogstone, mm Opsamlingsplader, Grand Avenue, Hotel Hunger, Kashmir (косят под Led Zeppelin), Magtens Korridorer, Malurt (1976 год образования), Gruppens Medlemmer, Psyched Up Janis, Sybia, Sidste Ambulence, Snekers, TYG, The Alligators, Wolfkin, Yellowish.
Из последних нашумевших в Дании открытий следует назвать коллективы Efterklang (2004 - 2009), Einstein (2009), Kellermensch (2009), Air Force (2010).