JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Каталог статей

Реинкарнация камбоджийского рока

Добавил санди 06.05.2013 в 10:55

С самого начала, хочу попросить прощения за использование в названии статьи слова с таким сенсационным для нашего времени значением. Тем не менее, слово «реинкарнация» по нашему мнению точнейшим образом отражает судьбу рок-музыки из Камбоджи.  

На начало 60-ых гг. ХХ века в этой стране уже сложилась местная поп-культура.  На сцене Камбоджи доминировали исполнители с репертуаром из народных и популярных песен на кхмерском языке. Рок-музыка, как модное течение, занесённое на полуостров Индостан, появилась в середине 60-ых,  и для её развития в Кабодже были все предпосылки: авторы, исполнители, оркестры, радиостанции, рекламные кампании, и даже в некоторой степени менеджмент.  Рок в этой стране попал на очень плодотворную почву.  Под влиянием западных  Rithm & Blues, Rock N 'Roll и латиноамериканской музыки, которую  камбоджийцы слышали на американском радио вооруженных сил США во время войны во Вьетнаме, и был создан уникальный новый звук, в столице страны - Пномпене в 60-х и первой половине 70-х. Эта новая музыка  дополнялась  инструментами из кхмерской традиции и совмещалась с западными стилями. Чтобы её описать, придётся представить себе некий  музыкальный гибрид из  сильного, иногда режущего слух,  голоса вокалиста, в сопровождении  тяжёлой гитары , едкими и назойливыми клавишами электронного органа  и громко звучащими  барабанами.  В результате  всё гремело интенсивно, весело, и иногда навязчиво.  

Характерной  чертой  этого нового явления было особое,  часто противоречащие  соотношение между текстом песни и её музыкой.  Пропитанная болью лирика обречённой на страдания судьбы  сопровождалась яркой, интенсивной  и весёлой мелодией. Можно сказать, что такое необычное для своего времени  соединение, порождало особое отчаяние у слушателей.  Куски бита, элементы сёрфа, неудержимый ритм-энд-блюз, женское групповое пение, гаражная и пост-гаражная психоделия, кубинские бонги и прото-панковский вокальный водоворот – и все это зачастую в одной и той же песне. В популярной кхмерской музыке существовала  давняя традиция, когда певцы, словно бы дразня аудиторию, во время исполнения напевают фрагменты известных произведений, что и проявилось во всей красе в камбоджийской роке. Может даже сложиться впечатление, что музыканты в известной степени пародировали западные музыкальные модели, сознательно разрушая их звуковую структуру с точки зрения привычного музыкального смысла. Но при этом их исполнение было настолько безупречным и выверенным, что скорее речь шла о каком-то новом жанре, чем о пародировании.  При этом народные стили в камбоджийской музыке в большей степени сращиваются с тайско-лаоским стилем mor-lam, ритмические акценты и гармоническая структура которого аккуратно вписывались в роковые 4/4.  




Практически все песни без исключения исполнялись на местных диалектах, которых в Камбодже великое множество, но не на английском. Камбоджийский рок был полностью ориентирован на местного слушателя. Здесь следует сказать об особенностях кхмерского языка. В его алфавите присутствует 60 букв, из которых 29 являются гласными! Часть этих гласных является простыми, а часть — дифтонгами. Некоторые гласные отличаются друг от друга только одной долготой или краткостью звучания. Таким образом, долгота и краткость гласных в кхмерском языке играет смыслоразличительную роль. Все слова  состоят из одного либо двух слогов. Более длинные слова заимствованы из других языков. Таким образом, для европейского слушателя ,  пение на этом языке выглядит очень необычным и экзотичным.  

Время сохранило имена некоторых наиболее заметных и талантливых исполнителей:  Sinn Sisamouth, Ros Sereysothea, Pan Ron, So Savoeun, Yol Aularong, Chhoun Vanna, Sieng Vanthy, Pov Vannary, Thraka Band, Houy Meas, Mao Sarath, Somnang , Liev Tuk, Dara Jamchan, In Yeng, Meas Samon, Son Thoeung,  Prum Manh.



Sinn Sisamouth, без сомнения, самый известный и любимый камбоджийский певец всех времен. Спустя годы его прозвали "Императором кхмерской музыки". Он оказал  большее влияние на кхмерскую рок-музыку, чем любой другой певец в истории своей родины. Его родители были очень опечалены, когда он выбрал путь на сцену - ведь они надеялись, что их ребёнок пойдёт по стопам отца и станет медиком. К тому были все предпосылки. Но в определённый момент, Sinn Sisamouth начал совмещать учёбу в медицинской школе с уроками пения, а потом и с выступлениями на эстраде. Он не ограничивался какими-то стилистическими рамками и традиционные камбоджийские стили совмещал с поп- и рок-музыкой. Кроме популярных песен, к 1970 году были сделаны записи древних камбоджийских произведений "Sak Krova", "Mahori", "Ayai", "Chapei", "Yekea", и "Basak". Позже, он начал писать для кино. Собственное творчество он разбавлял сотрудничеством с другими авторами, среди которых есть возможность назвать: Pov Sipho, Svay Som Eur,  Ma Laopi,  Mae Bunn, Has Salorn.  Между  1970 и 1975 годами эксклюзивным автором для него стал Voy Ho. В 1973 году Sinn Sisamouth опубликовал книгу-сборник "A Collection of Sentimental Songs" , которая включала около 500 произведений из его репертуара.   В эти же годы был выпущен альбом для месной компании Chann Chaya and Heng Heng.  Пел он каждый день.  Никто не может указать точное количество произведений , написанных и записанных этим исполнителем. Некоторые специалисты утверждают, что на начало 1975 года у Sinn Sisamouth было записано около 1000 различных песен. По словам его сына Chaya, «он записал столько песен, сколько дней был знаменит».  Хотя объем музыки, который создал Sisamouth, поражает, все же он не брался за исполнение не нравившихся ему песен и не хотел сотрудничать  с какими попало музыкантами. Он пел только  произведения избранных авторов и записывался только с теми группами , которые придавали ему уверенности в себе.  Несмотря на популярность национального масштаба,  постоянные концерты и выступления по местному радио, его доходы были скромными… Следует сказать, что Sinn Sisamouth, по большому счёту, начинал, как и множество исполнителей в этой стране - простым уличным артистом.  Он, как и другие, в начале своей карьеры  выступал на улицах за гроши, и прошёл суровую школу выживания. Среди таких иполнителей была жесточайшая  конкуренция  за место на столичной сцене, на вершину которой пробивались только профессионалы с огромным опытом выступлений и студийной работы. 




Пан Рон (Pan Ron) была известной  камбоджийской певецей  и автором  песен,  периода 60-70гг. Она имела некоторый успех в 1963 году благодаря её ее хиту "Pka Kabass", но по-настоящему её карьера пошла вверх только после того, как она начала сотрудничество с Sinn Sisamouth в 1966 году. В её списке находится множество хитов, среди важнейших следует выделить  "Kanha 80 Kilometer" и "Komlos Jreus Jap."  Pan Ron принято считать второй леди камбоджийской рок-сцены и одной из самых универсальных исполнительниц, ведь её творчество охватывало такие стили как  traditional, rock, twist, ch cha cha, agogo, mambo, madizon и jazz.  Но при всем этом, о её личной жизни известно крайне мало, да и то, большинство сведений извлечено из тех песен, автором которых была она сама, что, согласитесь, является не очень надёжным источником. Некоторые сведения можно почерпнуть из фильма «Sleepwalking Through the Mekong» , в котором её младшая сестра Pan Rom уточнила одну важную деталь. По её сведениям,  Pan Ron оставалась жива до начала 1978 года…    




Самой знаменитой и талантливой певицей камбоджийской сцены, без сомнения является Ros Sereysothea. Известно о ней, к сожалению не так много. Во-первых Ros Sereysothea – это псевдоним . Родилась она в крестьянской семье в 1948 году, музыка и пение были семейным делом, и поначалу, её выступления проходили совместно с выступлениями её родного брата. У неё был сильный голос, с уникальным тембром, не характерным для небольшой женщины высотой в пять футов. В своих выступлениях она часто могла обходиться без микрофона. Выиграв провинциальный конкурс  в 1963 году, она была приглашена в группу  Lomhea Yothea.  Петь в  столицу её пригласила знаменитая певица  Im Song Seurm в 1967.   В определённый момент, выступления Ros Sereysothea  в столице  и на национальном радио стали пользоваться большим вниманием публики, что послужило росту её популярности.  Множество раз её голос звучал в камбоджийских фильмах. Более того, ей удалось сняться в нескольких из них, в роли камео. На рубеже 60-70 принц Камбоджи  Norodom Sihanouk дал ей прозвище "Preah Rheich Teany Somlang Meas" ("Золотой голос королевской столицы"). В это время Пномпень захлестнула волна психоделии и гаражного рока, настоящей королевой которой и стала  Ros Sereysothea. Но при этом она никогда не была довольна своей личной жизнью. Дело в том, что, будучи певицей, она не получила достаточного уважения от тех людей, с которыми у неё были отношения.  Пение для женщины тогда считалось недостойной профессией.  "Продажа голоса", по мнению кхмеров,  портит женщину, делая ее частью общественного блага, и, тем самым ухудшая её репутацию.  Но при этом,  красивая женщина с прекрасным голосом всегда была привлекательна  для мужчин... Что позже обернулось трагедией.  

Камбоджийский рок закончился 17 апреля 1975 года, когда красные кхмеры вошли в Пномпень.

Среди современников ведутся  дискуссии о том, кто больше виноват в сложившемся положении. Советские источники обвиняют в основном маоистский Китай. Точно так же, как дальневосточная территория Советского Союза со стороны Китая была подвержена картографической агрессии, Камбоджа тоже входила в разработки китайских политиков. Маоистский Китай доставлял красным кхмерам не только оружие, но и подкреплял их военные действия регулярными частями своей армии в количестве 80 тысяч человек. В Китае видели Камбоджу поставщиком риса . Также, в противостоянии с Советским Союзом и Вьетнамом, Камбоджа рассматривалась потенциальным союзником, а позже и частью китайской территории.  

Западные источники указывают на то, что США своими бомбёжками восточных камбоджийских провинций готовили победу красных кхмеров в 1975 году. 

Пол Пот (настоящее имя Салот Сар.  Псевдоним «Пол Пот» является сокращением от французского «politique potentielle» — «политика возможного») - лидер красных кхмеров. В юности он успел побывать прислужником в буддистском  монастыре, получить образование в католической начальной школе, продолжил обучение во Франции, где посещал марксистский кружок, позже вступил в Коммунистическую партию Франции, затем - в ряды Народно-революционной партии Камбоджи. С 1963 года он становится  Генеральным секретарём  Коммунистической партии Кампучии , а с 1967 года возглавляет партизанскую войну красных кхмеров против  короля Камбоджи - Нородома Сианука. Пол Пота считают сталинистом и маоистом.

Сами красные кхмеры мало говорили о коммунизме. Чаще всего они называли  своё  новое государство, партию и  закон в нём  словом «Ангка». Этим они пытались заявить свои претензии на звание  последователей древнего камбоджийского царства в Ангкоре.  

За то время, пока красные кхмеры были у власти в Камбодже (17 апреля 1975 - 7 января 1978)  ,  они успели истребить, по разным оценкам, от 500 тыс.  до 3 млн.100 тыс. человек. Почти все жители городов насильственно переселялись в сёла, в так называемые трудовые лагеря, где они под  надзором военных , за миску рисового отвара (900 граммов риса в день на 40 человек) должны были тяжело трудиться в полях (по советским источникам - 12-14 часов в сутки, а по некоторым другим– и все 18-20 часов, без выходных).  Переиодически, среди поселенцев этих лагерей , власти проводили  так называемые чистки, при которых  обессиленых от труда, голода и недосыпания людей забивали мотыгами. В условиях Камбоджи создавалась специфическая форма «казарменного коммунизма» и «аграрного социализма».  Уничтожались национальные меньшинства и религиозные  организации.  По образцу Освенцима  устраивались концентрационные лагеря, в которых над людьми  подолгу издевались и тщательно документировали свои зверства, вплоть до фотографирования результатов пыток. В этот период в Камбодже зверскими методами уничтожалась не только вся интеллигенция, но и даже те, кто просто носил очки. Были «отменены» (полностью уничтожены) системы медицины, образования, науки и культуры. Больницы, школы, вузы, библиотеки, все другие учреждения культуры и науки были закрыты. Были запрещены деньги, иностранные языки.  Книги сжигались.  Страна за четыре года вернулась в каменный век.

«Общество, олицетворяемое кампучийским народом, должно быть здоровым и крепким. Эталон – человек не обременённый культурой, образованием, семьёй, лишённый каких-либо привязанностей и сентиментальности»
- цитата из Пол Потовских брошюр.  

Певец Sinn Sisamouth, погиб, будучи замученным в одном из таких лагерей. Ros Sereysothea, неузнанная никем, прожила в трудовом лагере до 1977 года. Ей вменялось в обязанности рытьё арыков вместе со всеми поселенцами. Позже, когда она была опознана, она множество раз пела для людей в трудовых лагерях, утоляя боль песней. Власти Ангки занимались,  кроме всего прочего, гражданским правом и решали в принудительном порядке вопросы брака.  Ros Sereysothea  выдали замуж за одого  из сообщников Пол Пота. Из-за постоянных ссор она попала под подозрение властей, которые решили, что ни она,  ни её семья не нужны для Ангки. Приблизительно в начале  1978 года,  Ros Sereysothea погибла при невыясненных обстоятельствах. С песней она не расставалась  вплоть до последних своих дней.  

В этой мясорубке редчайшим случаем, можно считать спасение певицы  So Savoeun. В тот день, когда красные кхмеры вошли в Пномпень, она с мужем успела эмигрировать сначала в Таиланд, а затем во Францию. Сейчас эта женщина живёт недалеко от Парижа и до сих пор занимается музыкой.  So Savoeun можно считать последней представительницей того поколения камбоджийских музыкантов.

Политический режим Ангка был почти полностью изолирован от внешнего мира. Полноценные дипломатические контакты поддерживались только с Китаем, Албанией и Северной Кореей, частичные — с Румынией (Чеушеску)  и  Францией. Почему же ООН не вмешалось в происходящее? Почему мировое сообщество так долго терпело геноцид? Дело в том, целый ряд стран не хотели портить отношений с КНР... К тому же, США скрывали от мировой общественности свои бомбёжки 1975 года, а СССР официально осудил режим Пол Пота только пост-фактум в 1979 году.

Конец геноциду положила Вьетнамская народная армия, которая после двухлетней пограничной войны, совместно с камбоджийскими силами сопротивления, развернула наступление на Пномпень и выбила красных кхмеров на границу с Таиландом. Но сами красные кхмеры существуют до наших дней...    

Сквозь геноцид времен  правления Пол Пота, образцы камбоджийской  рок-музыки дошли до наших дней только в редких пиратские кассетах, мегараритетных винилах и фрагментах местных фильмов. Тот факт, что многие камбоджийцы сохраняли   копии этих классических песен, несмотря на риск для собственной жизни, является высшей данью любви для  великих музыкантов той эпохи.

Хоть сам камбоджийский рок, как культурное явление закончился в 1975-ом,  но его  история имела продолжение. Такое случается как с астрономическими объектами, когда свет от звёзд можно наблюдать многие годы после исчезновения звезды, так и с культурными явлениями на Земле. Произошло именно то, о чём говорится в названии нашей статьи. Естественно, по законам реинкарнации, камбоджийский рок воплотился уже в другом месте и в иных людях.  

В середине 90-ых басист Пол Вилер (Paul Wheeler) из американской панк-группы «The Screamin' Mee-Mees» путешествовал по Камбодже в качестве туриста. По пути в храм Ангкора, в машине, он слушал кассетную запись на кхмерском языке, которую то и дело ставил водитель. Далее, следует прямая речь Пола Вилера: 

«Я никогда не слышал ничего подобного. Музыка, записанная на пленке, была камбоджийским отражением американской сцены конца 60-х, начала 70-х. Там можно было услышать и эсид, и поп, и соул, и психоделию, и все это звучало невероятно свежо и искренне. Это не было заокеанским импортом передовых мелодий в культуру слаборазвитой страны. Эту музыку нельзя было назвать бледной и вялой вторичной копией. Это был энергичный, творчески переосмысленный и видоизмененный психоделический рок-н-ролл от первоклассных артистов. И он вставлял по-полной!»   





Пол Вилер переписал кассету у водителя, а чуть позже нашел груды подобных лент у продавцов  придорожных рынков. Вернувшись в Штаты, он выпустил при поддержке нью-йоркских коллекционеров Пола Мейджера (Paul Major) и Майка Эшермэна (Mike Ascherman), на принадлежащей им маленькой фирме «Parallel World» некоторые из своих уникальных камбоджийских артефактов на виниловой компиляции под названием «Cambodian Rocks». Немного позже, этот материал был переиздан и на CD.  Миру был открыт доступ к феноменальному каталогу утерянных и обретенных вновь архивных страниц камбоджийского музыкального наследия. Это исторический культурный документ, который сохранил творчество по-настоящему одаренных рок-артистов, сформировавших уникальный стиль музыки, едва не погибшей безвозвратно в страшной и бессмысленной трагедии.

Также, в 2001 году , вдохновлённые поездкой в Камбоджу жители Лос Анжелеса Итан и Зак Хольцман (Ethan  & Zac Holtzman), решили создать рок-группу, которая бы исполняла все те песни, что они услышали в путешествии. Для этого им пришлось искать вокалистку которая владела бы  или могла бы петь на кхмерском языке. Как вы помните, это дело не из лёгких. Братья нашли девушку  по имени  Чом Нимол (Chhom NIMOL)  в ночном клубе «Little Pnom Phen» на Лонг Бич, которая  у себя на родине была исполнительницей караоке, а незадолго до 2001 года эмигрировала в США.  




Кроме вокалистки Chhom NIMOL,  роли в группе распределились следующим образом : вокалист-гитарист  Zac Holtzman, Ethan  Holtzman  играл на электронном органе, бассистом стал  Шенон Вильямс (Senon Williams), роль ударника получил Пол Смит (Paul Smith), ну и  Дэвид Райлике (David Ralicke) играл на духовых инструментах.  Коллектив взял название   Dengue Fever – по имени острого  вирусного  заболевания , которое протекает с лихорадкой и интоксикацией  и распространяется в основном в странах Юго-Восточной Азии. 




На данный момент, группа  выпустила пять альбомов и две мини пластинки формата EP. Первый одноимённый альбом вышел в 2003 году и был полностью составлен из произведений 60-70 годов  на кхмерском языке.  От второй и третий альбомы уже вмещали несколько композиций, которые звучат на английском, но это были переводы с кхмерского, выполненные братьями Holtzman.  В основном  в репертуаре группы используются произведения камбоджийских исполнителей    Sinn Sisamouth, Pan Ron  и Ros Sereysothea.  




Самой интересной страницей коллектива , наверняка, можно считать гастроли в Камбодже в 2005 году, которые нашли отражение в фильме  «Sleepwalking Through the Mekong»  (2007).  Очень трогательной сценой в фильме выглядит та, где  Dengue Fever выступают в камбоджийской школе и множество детей , в сопровождении группы,  исполняют песни камбоджийского рока 60-70 годов.  

Материалы использованные для написания статьи:  
Нулевой год - тихая смерть Камбоджи / Year zero - the silent death of Cambodia (Джон Пилджер / John Pilger) (1979, документальный)
На перекрестках Кампучии (Осьминин В) [1983, документальный]
http://khmermusic.thecoleranch.com http://alpauk.livejournal.com/216299.html (Саша Орлов)
Дементьев Ю.П. Кампучия: крах маоистского эксперимента. – М.: Междунар. Отношения. 1979. – 56с.
Wikipedia.org





1 комментарий

vlad_dovlatov
02.11.2014 в 21:36 | материал - Ответить
Прекрасно изложенный материал статьи не может оставить равнодушным к судьбам музыкантов и их творчеству - появляется непреодолимое желание приобщиться к музыке экзотического стиля cambodian rock. Спасибо автору публикации!

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: