Очерк истории бельгийского прогреcсивного рока
В отличие от соседних государств (Германии, Франции, Нидерландов) Бельгия никогда не имела по-настоящему выдающейся прог-группы. Музыкальные критики, как правило, вспоминают только "бельгийский Genesis" - Machiavel и dEUS, игравший prog-related музыку. Однако, именно эта небольшая страна дала импульс развитию авант-прога и RIO. Бельгийские группы были тесно связаны. с французскими колективами - такими как Magma и Art Zoyd. Из них особенно выделялись "столп" RIO Univers Zero (UZ) и ее прямой "наследник" Present. Однако, возникли они не на пустом месте, имели многих предшественников, которые работали в разных поджанрах прог-рока (Avant/prog, Zeuhl, Fusion, Canterbury и RIO). Вкратце взглянем на историю развития прогрессивного рока в Бельгии.
Первой бельгийской группой, которая получила международное признание, была
Wallace Collection (на фото - слева). Их первый альбом "Laughing Cavalier" вышел в
Wallace Collection еще не был прог-коллективом, играл характерный для той
эпохи поп-рок, но именно он дала толчек развитию прога в Бельгии. За ним
последовали Waterloo, The Pebbles и Mad
Curry, которые выпустили свои первые альбомы в
Только один альбом в
Немного позже появилась Shampoo, которую организовали бывшие члены Pebbles
и Mad Curry, которая тоже играла
интересный джаз-рок. Однако, и этому коллективу удалось записать только один альбом.
Несколько другую (но тоже интересную) музыку предложила формация Banzaï,
записавшая в
Все бельгийские прог-группы начала 70-х постигла печальная участь. Из-за
отсутствия финансового успеха они очень быстро прекратили свое существование,
так и не добившись популярности ни в
Бельгии, ни тем более за границей.
Именно музыканты Esperanto проложили путь к международному успеху для
других бельгийских прог-групп, в частности Machiavel, выпустивших в
Группа получила свое название от небезизвестного Николло Макиявелли. Того
самого флорентийца, который предлагал
политикам использовать любые методы для достижения своей цели и написал
классический трактат «Государь (или «Князь»), который до сих пор есть
своеобразной Библией для современных политиков. Во второй половине 70-х Machiavel были одной из наиболее известных
групп страны. Правда, некоторые дотошные журналисты зачислили их
творчество в специфическую категорию
Eurock (вместе с Kayak и Eloy), но это всего лишь журналистский неудачный
термин. Пиком музыкальной деятельности
Machiavel был альбом 1978 года
"Mechanical Moonbeams". С этим альбомом группа провела ряд успешных
концертов в Европе, что послужило примером для других бельгийских музыкантов,
решивших играть симфо-прог.
Несколько молодых бельгийских групп попытались повторить успех своих
соотечественников. Среди них особенно
выделяются Isopoda, Nessie, Dragon, записавшие по два интересных альбома в
конце 70-х гг..
Первый альбом Isopoda "Acrostichon" по праву
считается одним из лучших в бельгийском симфо-проге, второй, правда, более коммерческий.
Альбомы Dragon (на фото снизу) не похожи друг на друга. Если первый, одноименный, выдержан
больше в симфоническом духе, то второй представляет собой скорее смесь
психоделии, джаза и heavy prog.
Кроме них, по одному отличному альбому в конце 70-х гг. записали Phylter и Flyte, творчество которых тоже
относится к симфо-прогу.
Однако, всем этим "молодым талантам" так и не удалось достичь коммерческого
успеха. К их несчастью, появились они на музыкальной сцене слишком поздно.
Прогрессивный рок в этот период переживал далеко не лучшие времена, все
внимание публики было сосредоточено на диско, панке, new Wave, синти-поп и
возникающему в это время heavy metal. Поэтому на рубеже 70-80-х гг. все эти
группы развалились, оставив Machiavel в
полном одиночестве. Однако, для того чтоб "удержаться на плаву" и они
вынуждены были играть более коммерческую музыку. К концу 80-х гг. только группа
Now играла в Бельгии "облегченный" симфонический рок, хотя ее
творчество большинство критиков относят к Нео-прогрессиву. Скорее всего, именно
Now cтал первопроходцем этого жанра в Бельгии.
Нужно также отметить, что в 70-е гг. в Бельгии развивался и heavy prog.
Например, группа со странным названием Irish Coffee записала несколько
интересных синглов и один хороший альбом с замечательными композициями "The
Show” и "Masterpiece”. Jenghiz Khan, записавший тоже только один альбом, также
знаменит среди музыкальных коллекционеров, собирающих hard-prog. На их творчество оказали особое влияние Iron Butterfly и Vanilla Fudge.
Говоря об джаз-роковых и авангардных коллективах, нужно в первую очередь
назвать Arkham, хотя они в свое время так ничего и не выпустили. Их компиляционная работа вышла намного позже. Это
первая группа Дэниеля Дениса, также как и Мандерльeра.
Вскоре они стали членами Magma. Легендарной группой среди музыкальных
коллекционеров считается Lagger Blues Machine. Некоторые относят ее к стилю
Zeuhl, хотя на ее музыку оказали также большое влияние Frank Zappa и King Crimson.
Интересной была команда Placebo с ее лидер-клавишником Марком Муленом.
Позже он стал участником группы Сos и
имел продолжительную соло-карьеру, выпустил ряд джаз-роковых альбомов,
очень похожих на тогдашние работы
Nucleus и Miles Davis.
Джазовые нотки продолжила группа Cos, записавшая свой первый альбом в 1974
году. Тогда команда выступала под своим первым названием - Classroom. Позже
она выпустила ряд альбомов, а в
Еще одним прекрасным бельгийским колективом, который отметился в стиле
Canterbury, был Pazop (на фото слева) с лидером Cogneaux. Их единственный прекрасный альбом
"Psychillys Of A Lunatic Genius" появился в
Мало кто, даже среди специалистов, знает еще об одной прекрасной бельгийской
команде - Recreation. Она выпустила два
альбома: "Recreation" (1971), "Music Or Not Music" (1972).
Это инструментальное трио играло музыку на стыке "кентерберийцев" и
"симфо-прога". Ее лидером был оригинальный музыкант Falaise.
Кроме того, приблизительно в таком же стиле работали Tideline (записали два альбома в конце 70-х
гг) и Kandahar, творчество которого очень похоже на Supersister. Однако, среди бельгийских
джаз-рокеров только Сos имел более-менее продолжительную творческую успешную карьеру.
При всем уважении к различным бельгийским группам, работавшим в разных
подстилях прогрессива, все же нужно отметить, что наибольших успехов бельгийцы
достигли в развитии так называемеого chamber (камерного) prog.
Истоки этого направления начинаются из музыкального пути бывших участников
группы Arkham. Даниель недолго пробыл в группе Magma. Работать на ударных в
паре с Кристианом Вандером ему не очень то и хотелось.Вскоре он возвращается в
Бельгию и становится основателем Univers
Zero. Сначала группу хотели назвать Necronomicon, но поскольку уже была
немецкая команда с таким названим, идею с этим названием пришлось отбросить. В
Univers Zero (на фото слева) играли причудливую музыку, которая создавалась под влиянием
Бартока, Стравинского, а также творчества Magma. Даниель Денис был признан
одним из наиболее искусных барабанщиков в прогрессивном роке. Univers Zero -
наиболее типичный представитель Chamber
Rock. В общем смело можно заявить, что именно RIO - это своеобразная "специализация" Бельгии в мировом
прогрессивном роке. Именно здесь эта небольшая страна достигла наибольших
музыкальных успехов. Univers Zero записал три альбома, которые очень повлияли
на становление этого стиля.
Их соотечественники Present, которых
возглавлял гитарист Univers Zero Roger Trigaux, записали мрачный дебютный альбом
"Triskaidekaphobie” (Боязнь числа 13). Этот был как бы отклик на название
первой работы UZ. Этот альбом и сейчас может поднять на смех многие работы современных
готик-групп. До сегодняшнего дня UZ и Present выступают и записывают новые
альбомы.
Третьей, менее известной бельгийской группой, которая тоже играла в этом
стиле, была группа Julverne, названная в честь известного французского
писателя-фантаста. Их музыка полностью акустическая, почти не имеет
рок-элементов. Однако это даже вызывает уважение со стороны многих проггеров. Aksak Maboul (еще одна бельгийская команда)
вдохновлялась творчеством Henry Cow. Chris Cutler и Fred Frith даже играли на
их втором альбоме. Позже она распалась на два колектива: Les Tueurs De La Nuit De Miel и The Honeymoon
Killers.
Во второй половине 80-х гг - начале 90-х гг. наблюдался определенный упадок
бельгийского chamber rock, однако в середине 90- х он вновь "восстал из
пепла". Present в 90-е гг. записал три альбома. Даниель Денис после работы
с французам Art Zoyd и нескольких сольных опусов реформировал Univers Zero, который
с 1999 по 2003 гг. выпустил также три
альбома. Cro-Magnon (фламандская группа) записала три работы в духе UZ,
Julverne, Miriodor. Hardscore (также фламандцы) записали несколько альбомов в
стиле Frank Zappa. Из них наиболее сильными считаются Surf, Wind And Desire. Finnegans
Wake - проект Henry Crutzen (ветерана музыки еще с 70-х гг.)
начал свою деятельность с работ, которые по звучанию близки к Canterbury, но
позже эволюционировал в fusion. Бывший участник Сos Daniel Schell записал три
сольных альбома, смешав джаз, world music. В
Если сделать небольшое исследование, то увидим, что большинство этих групп
(за исключением разве что UZ and
Present) не очень серьезно относятся к своему творчеству, в их композициях
много иронии, даже юмора, разных сюрреалистических моментов. Чаще всего их причисляют
к Avant Prog, но широкое использование ими акустических и классических
инструментов дает основание отнести их к категории "Chamber Rock"
или Chamber Prog. Их музыка очень
напоминает творчество групп Квебека второй половины 70-х гг. (Maneige,
L’Orchestre Sympathique, Aquarelle,
Sloche и т. д.), поэтому ее можно рекомендовать не для любителей симфо-прога, а
в первую очередь - для любителей нестандартной экмпериментальной музыки.
Кроме, "серьезных", сложных жанров прога (RIO, avant prog,
сhamber rock) в 1990-е - начале XXI ст. в Бельгии успешно работают и группы
менее «закрученной» направленности,
Бельгийский Нео-прогрессив представлен работами таких коллективов как
Amanda, Ghiribizzi, Neo-Prophet, но пожалуй, наиболее интересными в этом жанре
являются Mindgames и Ken`s Novel, которые хорошо известны в Европе и часто
принимают участие в разных проговых "тусовках". На их музыку большое влияние оказали соседи
– голландские представители Нео-прога.
В то же время музыка бельгийцев
Успешно развивается в стране и психоделик/спэйс рок. Несомненные лидеры
здесь - это Quantum Fantay, Сosmic Trip Machine и Hypnos 69 (на фото слева).
Однако, прогрессивный метал, в Бельгии, в отличие от соседних Нидердандов,
большими достижениями похвастаться не может и представлен здесь небольшим
количеством групп (Beyond The Labyrinth, Karma Depth), которые большой
известности не имеют. То же можно сказать и о новых жанрах прогрессивного рока
(Post Rock/Math rock, Post Rock,Tech/Extreme Prog Metal), который представлен в
Бельгии единичными группами..
В заключение хочу отметить, что бельгийские прог-группы, как уже можно
заключить из приведенной в статье далеко не исчерпывающей информации, сделали
(и делают!) важный вклад в развитие европейского прогрессивного рока.
Поэтому рекомендую всем любителям
прогрессива ознакомиться с лучшими достижениями бельгийского прога, который
представлен на нашем сайте.
Музыка Бельгии на сайте good-music.com.ua