Neo Progressive
Этот подстиль прогрессивного рока появился в конце 70-х. Первая волна Нео-прога - это музыка, опирающаяся на идеи самых популярных арт-роковых групп семидесятых: Genesis, Pink Floyd, Camel, Rush и др. Нужно отметить, что определение Neo Prog на протяжении времени изменялось и часто дефиниции противоречат один другому. Это дало основание одному из китов Нео-прога Мартину Орфорду заявить, что он вообще не знает такого подстиля, а музыка eго групп IQ или Jadis – это тот же симфо-рок, сыгранный правда в 80-90-е гг.
Можно отметить, что группам, исповедующим «классический Нео-прог, присущ довольно характерный, специфический звук цифровых и аналоговых синтезаторов начала 80-х. C некоторой натяжкой можно сказать, что Нео-прог явился продуктом «скрещивания» арт-рока 70-х и элементов "новой волны", популярной в последующее десятилетие. Хотя это определение полностью справедливо только для групп первой волны Нео-прога (особенно Saga).
Нео-прог является важным музыкальным явлением 80-х, так как это время характеризовалось общим кризисом классического прог-рока и музыки их «динозавров» (Yes, Genesis и др.)
В это тяжелое для прога время нео-проговые группы были практически единственными в жанре, кто относительно стабильно существовал, развивался внутри себя и поддерживал общий интерес к прог-року. Наиболее известными представителями нео-прога 80-х являются Saga, Marillion, IQ, Pendragon, Pallas. Некоторые из этих групп добились не только творческого, но и коммерческого успеха.
Среди музыкальных критиков нет однозначного оценки относительно времени появлении данного под-стиля. Некоторые утверждают, что первой работой жанра был альбом-шедевр Marillion Script for a Jester’s Tear (1983 г.), другие связывают появления Нео-прога с творчеством Twelfth Night в начале 80-х гг. или с первыми работами канадцев Saga.
Однако, все критики сходятся на том, что огромнейшее влияние на создание стиля оказали в первую очередь альбомы Genesis второй половины 70-х гг. (особенно A Trick of the Tail, Seconds Out), сольные работы Steve Hackett (Spectral Mornings), творчество Camel (работы между Breathless and The Single Factor) и некоторые альбомы Eloy (особенно Silent Cries и Mighty Echoes).
В 80-х гг. это музыкальное движение имело популярность преимущественно в Соединенном Королевстве, но вскоре Нео-прог начал распространяться по всему миру.
В целом, Нео-прог характеризуется глубоким эмоциональным содержанием, часто представленным драматической лирикой (в этом под-стиле прогрессивного рока слова имеют большое значение, поэтому желательно знание хотя бы элементарного английского ), яркой символикой и использованием элементов театра на сцене. Музыка в отличие от некоторых других под-стилей прог-рока построена на строгой композиции и меньше обращена на импровизацию и джемы. Характерными «фишками» суб-жанра есть чистый мелодичный вокал, эмоциональные соло электрогитары в соeдинении с современными, мягкими, плавающими клавишными.
В истории Нео-прога можно выделить несколько этапов.
1980-e гг.
Для этого периода характерно то, что хотя в музыке основателей жанра чувствовалось влияние Новой Волны, большинство из них находились под влиянием классиков симфо-прога, однако добавили в свое звучание новые музыкальные технологии, цифровые синтезаторы. Поэтому их звучание существенно отличается от классической эры симфо-рока. Лидеры первой волны Нео-прога: IQ, Marillion, Pallas, Pendragon, Twelfth Night
1990-2000
Для групп этого периода характерно то, что элементы New Wave почти исчезают из музыки Нео-прог групп, которые стремятся к возвращению к классическому периоду прога, однако не пытаясь полностью вступить на уже проторенную территорию. В начале 90-х годов, помимо групп, продолжающих разрабатывать нео-прог 80-х, появляется достаточно большое число коллективов, сменивших ориентиры с Genesis или Camel на таких «титанов» 70-х, как Gentle Giant, ELP, King Crimson, Yes.
Иногда Нео-прог 90-х образовывал своего рода гибрид с хэви-металом (например, у Arena). Кроме того, отдельные группы характеризуются сменой саунда на практически аутентичное звучание 70-х годов - с меллотронами, хаммондами и мугами, а также более высоким техническим мастерством, нежели большинство «нео-групп» 80-х. Кроме того, в 90-е появилось достаточно большое количество групп, работающих в традиционном русле «нео-прога» 80-х: Galleon, Shadowland и некоторые другие.
Ведущие группы этого периода: Arena, Collage, IQ, Marillion, Pendragon, Quidam, Sylvan и др.
На современном этапе Нео Прог есть одним из ведущих стилей прогрессивного рока и широко распространен в разных регионах Земного шара.
Предлагаю Вашему вниманию небольшой список наиболее известных, знаковых (ІМХО) команд жанра.
Arena, IQ, Galahad, Marillion, Pendragon, Shadowland, Jadis, Landmarq, Magenta, Grey Lady Down (United Kingdom)
Asgard, Watch(Italy)
Carptree, Galleon (Sweden)
Clepsydra (Switzerland)
Cliffhanger, Knight Area, Flamborough Head (Netherlands)
Collage, Satellite, Quidam (Poland)
Discipline, Illuvator (United States)
Sylvan, Ines, RPWL (Germany)
Galadriel (Spain)
Fruitcake (Norway)
Nemo (France)
Aragon (Australia)
Ageness (Finland)
Список, конечно, далеко не полный, но определяет наиболее характерных представителей данного направления.