JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Каталог статей

Эстония впереди планеты всей! (Часть 1)

Добавил санди 10.10.2010 в 15:30

Эстония впереди планеты всей! 

  Попрошу с юмором отнестись к заглавию темы. Но  как известно,  в каждой шутке присутствует только доля шутки. Действительно в те времена, когда Эстония входила  в состав СССР рок-направление в этой маленькой республике занимало передовые позиции по отношению ко всей остальной 1/6 части суши.   Эстония являлась тем местом через которое, минуя железный занавес в Советский Союз проникала рок-музыка, тем местом, где её стали играть раньше, чем во всех остальных частях огромной страны. Именно в Эстонии несмотря на притеснения или, даже, преследования музыкантов со стороны властей, появлялись такие интересные и разнообразные рок-коллективы, в отличие например от Литвы, Латвии, Белоруссии и Украины того же периода.   
  Приведу цитату из книги Артёма Троицкого «Рок в Союзе: 60-ые, 70-ые, 80-ые»:  «Однако Эстония , наряду с Ленинградом оставалась центром интенсивной , хотя и довольно изолированной по-прежнему рок-жизни. Это был единственный регион где рок находил полную официальную поддержку , и не только в плане его коммерческой эксплуатации. Средства массовой информации, включая ТВ, детально информировали полуторамиллионное население республики о делах жанра. Местный филиал «Мелодии», несмотря на бюрократические проволочки, связанные с московским начальством, наладил постоянный выпуск альбомов рок-групп: в начале 80-ых вышли пластинки Свена Грюнберга, ансамблей «Магнетик Бэнд», «Руя», «Касеке», «Мюзик – Сейф», и других. Таллиннская киностудия сняла музыкальную мелодраму «Шлягер этого лета», где в той или иной форме участвовали почти все заметные эстонские группы. Республиканский Союз композиторов тоже воспринимал рокеров вполне лояльно и даже понемногу с ними сотрудничал, предлагая им собственные «прогрессивные» сочинения и участвуя в организации концертов. Это трогательное внимание и «тепличная» атмосфера обернулись довольно странным результатом. Эстонская рок-музыка разбилась на два больших клана: с одной стороны , чисто развлекательные поп-рок-группы, с другой – эксперементальные ансамбли, игравшие джаз-рок, симфо-рок и авангард – то, что сами эстоныцы окрестили «Престижным роком». Лишь одна черта у обоих кланов была общей – безупречное, отточенное исполнительское мастерство. Кстати, многие «престижные» музыканты, когда не хватало денег, подписывали контракт с какой-нибудь из «коммерческих» групп и ездили с ними на гастроли».
    Основные тенденции:
1. Долгий период полу-подпольной работы приводил к тому, что за многие годы нарабатывалось огромное количество материала, который не отражался в студийных записях. Да, многие группы ездили с концертами по территории Союза, но пластинки выпускались только на эстонском филиале «Мелодии» и асто через многие-многие годы существования коллектива. Здесь примечательны судьбы групп Ornament , Apelsin, Mess.
2. У многих эстонских коллективов просматривается сильная связь с народной музыкой In Spe, Kaseke, Ruja, Ultima Thule, Oort.
3. Многостилевая полиориентированность  коллективов, музыкальный полиглотство, как у Gunnar Graps Magnetic Band и Ruja. За многие годы существования, коллективы перепробовали играть в совершенно разных стилях.
4. Для многих коллективов всё заканчивалось выделением или скатыванием   в эстраду. Для примера приведём "Apelsin", "Fix", "Vitamin", "Rock Hotel". 


Gunnar Graps
  Gunnar Graps (Гуннар Грапс) – известнейший эстонский музыкант (барабанщик), певец и композитор. Музыкальную карьеру начал в середине 60-ых, ещё в 13 лет выступая на гитаре в бит-группе Satelliidid, а в 1966 году его уже заметили в бит-группе Toomapojad. В 1967 году присоединившись к коллективу под названием Mikronid.  Название коллектива основано на предположении, что малая часть битмузыки - микрон. Первое выступление - в феврале 1967 года. Студия эстонского радио предложила ансамблю Mikronid записать свои собственные песни при поддержке Юри Лиина  в 1968 году. В том же году ансамбль принял участие в концерте, который был первым в Эстонии и, вероятно на всей территории Советского Союза, рок-фестивалем. Начиная с 1972 года, лидером группы стал Рейн Вайк. Ансамбль гастролировал в Молдавии, Прибалтике, Москве. С 1975 года ансамбль выступал только в Эстонии, в том числе на свадьбах и юбилеях, и в 1985 году распался. Последнее выступление (без солистов) состоялось в 1999 году. Участники ансамбля в разное время : Питер Кёри(бас-гитара), Тойво Тамм(ритм-гитара), Тийт Курвиц(соло-гитара), Тыну Тум(губная гармоника, тамбурин), Рейн Харма(фортепиано), Энер Вакс(вокал), Андрес Лехт(вокал), Хейки Йохансон(вокал), Рейн Вайк(клавишные, скрипка), Гарри Курвиц(барабаны, перкуссия (до осени 1967), Гуннар Грапс(барабаны, перкуссия, вокал (1967-1974), Тийт Судла(вокал (1975-1985), Аарт Приимяги(ударные (1966), Свен Грюнберг(фортепиано (1972-1973). 
  После ухода из Mikronid, Гуннар Грапс играл в 1970-72 гг в составе Ruja. Затем, был участником группы Ornament (до 1975 г), кроме самого Грапса — ударника и вокалиста, в него вошли гитарист Андреас Пыльдроо и Ильмар Соотс — бас. До 1975 г.  Ornament выступал с концертами, а потом превратился в чисто студийную группу, которая написала несколько фонограмм для эстонского радио, в том числе такие песни как «Алчный город» и «Наши двойники», которые впоследствии вышли на дебютном альбоме «Магнетик бэнда».    Потом в 1977 году Гуннар организовал "Magnetic Band". В 1978 г. Сначала группа играет джаз-рок, а потом происходит резкий поворот к ритм-энд-блюзу. В "Magnetic Band” того периода играют: Гуннэр Грапс (ударные, вокал), Мати Валдар (саксофон), Сулев Куузик (вокал), Мариус Сагади (бас), Хейни Вайкмаа (гитара). На фирме «Мелодия» выходит первый миньон группы с песнями «Трубадур на магистрали» и «Дела торговые».
  В 1980 году группа стала победительницей  тбилисского музыкального фестиваля «Весенние ритмы». . В 1981 г. ушел Блумберг и его место занял Айвар Оя. Потом к группе добавился ударник Яак Ахелик, но вскоре пришел новый музыкант — Мати Амос и из другого хард-рокового коллектива «Кюльмикхюпе» («Тройной прыжок») — бас-гитарист Александр Сырцов
  Первая большая пластинка за все годы вышла только в 1982 , называлась "Rosid Papale”.  В конце 1982 г. состав еще раз был переформирован с приходом басиста Хейки Тарка и ударника Рейна Салме. Летом 1983 г. из группы ушел гитарист Оя и его сменил популярный музыкант Вячеслав Кобрин, ранее выступавший с «Рок-сентябрем». С этого времени и берет начало «металлическая эра» «Магнетик бэндa»
   Во время концертов в Киеве в декабре 1983 г. разразился скандал. Группу обвинили во всех смертных грехах, как тогда было принято с музыкантами, играющими «хард энд хэви», и в филармонию пошла соответствующая депеша. В итоге «Магнетик бэнд» была «уволена» из филармонии.
   Когда в августе 1984 г. «гроза» прошла, коллектив в полном составе вернулся в филармонию, но уже под новым названием. Элементы блюза практически исчезают из музыки «Группы Гуннара Грапса» и это привело к уходу вначале Кобрина, который в маe 1985 г. создает «Кобрин блюз бэнд», а потом и Матти Валдара — в "Ruja". После нескольких перемен в составе в феврале 1987 г. группа принимает очертания: Гуннар Грапс — вокал, Юрий Стиханов — гитара (с 1989 г. — в «Августе»), Андреас Аак — гитара, Юри Роозер — бас («экс-«Варан»), Тийт Алтосаар — ударные.
   В 1988 был записан второй (если не считать записи, подготовленной группой в 1984 г., но так и не появившейся в свет) альбом на «Мелодии», который вышел в начале 1989 г. и называется «Polemine». Кроме того, была подготовлена и англоязычная версия альбома.
   В 1993 году Гуннар Грапс попал на два месяца  в шведскую тюрьму в связи с попыткой провезти в эту страну стероиды. На заключение он не жаловался, утверждая, что в шведской тюрьме лучше,  чем в советском ресторане. Финансовые проблемы заставили работать его DJ на ночных радиостанциях и ставить для слушателей музыку, которую он не любил. В последние годы он выглядел всё более подавленным.
   После распада Союза  Гуннар Грапс продолжал не часто записываться и всё реже выступать со своим коллективом.  Разочаровавшись в эстонской сцене, он планировал тур по России, но 17 мая 2004 года он умер в возрасте 52 лет в своём доме в Таллине. После его смерти, эстонцы решили увековечить память о великом музыканте и учредили ежегодный фестиваль тяжёлой музыки в Таллине, а так же установили памятник на могиле музыканта. Автором проекта постамента стал его сын Ян. Для многих эстонцев Гуннар  Грапс – настоящий рок-идол.  

Дискография:
1980 Trubaduur Magistralil / Asiasjad (Magnetic Band) EP
1982 Roosid papale (Magnetic Band) LP
1987 Polemine (Gunnar Graps Group) LP
1995 Tühjad Pihud (solo) CD
2002 Gunnar Graps - Eesti Kullafond (3CD)  
2003 Rajalt Maas (solo)   CD
 

Mess и Sven Grünberg   
  Истинные прог-пионеры Эстонии, группа Mess была сформирована в 1974 вокруг клавишного гуру Свена Грюнберга (Sven Grünberg) и владельца электроники Ярмо Ярм (Härmo Härm) (бывший участник группы "Позитрон"). Благодаря стараниям барабанщика, басиста  и художника Каареля Курисмэы, который обеспечил изобретательные дизайн для  сцены, в которм было много опор и навороченного свето-шоу,  каждый концерт группы  превращался в звуковой и визуальный эксперимант. К ним в конечном счете присоединился ударник  учредитель Ruja   - Андрус Вэхт  как хозяином музыкантов, вносящих гобой, валторну и церковный орган; даже всемирно известный Тыну Кэлджаст предоставил свой хор, чтобы добавить аромат к их музыке.   
   Ситуация в Советском Союзе в это время была такова, что цензура не пропускала  записанного группой  материала.  Группа хорошо концентирующая в 1977 году , официально не выпуская альбом. Фактически, их музыка, как многие  думали, была потеряна, пока немецкий лейбл  Bella Musica  не выпустил коллекцию в 1995 году.
   Нужно заявить, что Härmo Härm из группы Mess создал собственные синтезаторы и другие электронные устройства с качеством , которое без сомнения изумит господина Роберта Муга.
   После расформирования коллектива Свен Грюнберг занялся сольной карьерой и работал, записывая музыку для кино, в основном для киноработ режиссёра Олава  Нойланда. Так получилось, что сольные работы,  записанные после Mess,  опередили при издании,  записи группы.   В своём сольном творчестве Грюнберг изменил концепцию и записывал все инструменты самостоятельно, переквалифицировавшись в раздел Progressive electronic. К тому же не многие знают, что музыку к фильмам  «Отель «У погибшего альпиниста»  и «Заклятие долины змей» написал именно Свен Грюнберг. К тому же для меня было интересно узнать, что сейчас Грюнберг  председатель Комиссии по эстонскому Институту Буддизма.

Дискография :
1981 Higus  (solo) LP
1988 Om  (solo) LP
1991 Milarepa  (solo) CD
1995 Prana Symphony (solo) CD
1996 Sven Grünberg Proge-Rock Group (Mess) CD
2001 Hukkunud Alpinisti Hotel (3 CD) (solo soundtrack)
2004 Küsi Eneselt  (Mess) CD  


Ruja
    Ruja - одна из главных прогрессивных групп Эстонии, была сформирована в 1971 году. Их первые записи были сделаны в студиях радио Эстонии, в составе Raul Sepper (вокал), Rein Rannap (клавишные), Urmas Alender (гитара), Paul Mägi (мульти-инструменталист по духовым) Toomas Veenre (гитара), Andrus Vaht (ударные). Позже в феврале 1972 состав изменился, поскольку Raul Sepper,    Toomas Veenre и Urmas Alender оставили группу. Скоро им на смену появились чтобы быть замененным Jaanus Nõgisto,  Andres Pöldroo  и Tiit Haagma присоединились  к группе. Этот персонал был бы активен следующие два года, делая записи и давая концерты. Группа исполняла все произведения на  эстонском языке, и часто использовала  работы известных эстонских поэтов.
    Следующие годы снова отразились на составе участников. В 1975 году клавишник Rein Rannap  оставил группу, и был заменен Margus Kappel. Это было довольно большим изменением, поскольку Рейн делал большую часть записей, и теперь эта фундаментальная роль была взята Jaanus Nõgisto  и Margus Kappel. Приблизительно год спустя барабанщик Andrus Vaht  ушёл в группу Mess, ушёл и басист  Tiit Haagma на место последнего прибыл Priit Kuulberg.
    После десяти лет существования , группа еще не была в состоянии выпустить записи, вернее студии звукозаписи не давали повода для оптимизма, хотя их музыка и передавалась по радио, и было проведено много концертов (к счастью, многие из этих записей были сохранены, и были выпущены позже).
    В 1979 году группа получили свой шанс выпустить одноименный EP с четырьмятрэками. После этого группа находилась несколько лет в расформированном состоянии а музыканты находились в составах таких коллективов как Rock Hotel, In Spe, Propeller. Последний среди упомянутых коллективов  был панк-группой, и он был позже запрещен местными властями.
    После нескольких лет, Ruja , перегруппировалась и в её состав вошли  Jaanus Nõgisto (гитара), Urmas Alender (гитара, вокал), Tiit Haagma (мульти-инструменталист), Рейн Рэннэп (клавишные) и Arvo Urb  (ударные), которого очень скоро заменил за ударной установкой  Jaan Karp. Эта  формация уже не играла прогрессивную музыку, скорее это уже были рок-н-роллы, панк и народные песни. Творчество коллектива стало более прямолинейным. С этим персоналом группа сделала запись их одноименной долгоиграющей пластинки в 1982 году. Лирика для песен этого альбома была написана поэтом Отто Ардером.
    После нескольких туров по стране  у группы был снова маленький разрыв, поскольку Рейн Рэннэп оставил группу в 1983. Два года спустя группа была снова активирована, имея следующих участников в своём составе: Jaanus Nõgisto (гитара), Urmas Alender (гитара,  вокал), Tiit Haagma (мульти-инструменталист), Igor Garsnek (клавишные) и Toomas Rull  (ударные). Теперь группа сделала снова более прогрессивный ориентируемый материал.
    В следующих годах были изменения в ритм-секции, поскольку Tiit Haagma был заменен на  Slaca Petchnikov, а  Toomas Rull на Rein Joasoo и немного позже на Arvo Urb . Этот состав  выпустил альбом "Kivi Veereb" в 1987 году. В это время та группа получила нового вокалиста Indrek Patte , поскольку у Urmas Alender были временные проблемы с его голосом. Indrek остался в группе даже после того, как Урмас установил свои голосовые проблемы. Группа совершила поездку по Союзу, и взяла на работу менеджера, который попытался заставить группу стать успешной в Советском Союзе.
     В 1988 году они выпустили альбом на русском языке  и совершили поездку по центрам России. Во время этих тяжелых туров группа распадалась снова.
     В 90-ых Ruja сделалa несколько концертов и записалась в студии.
     Трагедия произошла  в 1994 году когда главный участник группы Urmas Alender утонул в трагическом крушении парома "Эстонии" в 28-ое сентября, когда 851 человек погибли. Остающиеся участники группы помнили его, бросая концерт воссоединения для того, чтобы заработать деньги для ребенка Урмаса. Они также объявили, что не будут играть никогда снова без последнего него. После этого выходили компиляции без нового материала . У группы выходила книга воспоминаний участников и рассказов о себе. Также видео по имени "Rujavisioon" было выпущено в том году, содержа снятый материал от прошлого группы. Эти два посмертных выпуска - вероятно, самые существенные экспонаты, представляющие дух и фазы этой группы, наряду с их винилом 1979 года.

Дискография:

1979 Ruja EP
1981 Ruja LP
1987 Kivi Veereb LP
1988 Pust Budet Vsjo LP
1994 Must Lind  (Compillation)  CD
1999 Need Ei Vaata Tagasi  5CD Box
1999 Parimad CD
1999 Rujavisioon VHS       


Apelsin
  «Апельсин» — музыкальный коллектив из Эстонии, созданный в 1974 году и существующий до настоящего времени. Музыка представляет смесь разных стилей: джаз, кантри, рок-н-ролл, блюз и многих других с добавлением достаточно нетрадиционных инструментов. Впервые ансамбль "Апельсин" был показан по эстонскому телевидению с шуточным номером в стиле кантри в 1974 году - группы как таковой ещё и не было, просто друзья-музыканты сделали песню для телепередачи. После нешуточного резонанса, который получило их выступление, ребята и решили создать свой ансамбль и назвали его "Апельсин”. Вспоминает один из руководителей группы Иво Линна: "Вот однажды, в холодный и промозглый день, мы решили придумать себе название. Серое небо, серые бетонные дома, серый асфальт, серый дождик. И вдруг на фоне всего этого безцветия мы увидели что-то яркое-яркое: это в уличном киоске продавались апельсины! Так у нашего ансамбля появилось имя..." Изначально группа вторглась в самую нетронутую в СССР область - юмор в музыке. Возможно именно этот выбор и сыграл свою роль в дальнейшей популярности и успехе «Апельсина».
    В 70-х в активе у группы была долгоиграющая пластинка, джаз-фестиваль в Тбилиси, многочисленные телевизионные выступления, "Голубой огонёк" 1979 года и гастроли в ГДР. Тем не менее, группа остаётся "любительской" - часто репетиции проходят дома у Тыну Ааре, а все её участники продолжают работать на своих "гражданских" работах: Тыну Ааре (гитара, банджо, мандолина, балалайка, вокал), лидер группы, работает терморегулировщиком. Антс Нуут (тромбон и прочие многочисленные духовые инструменты) - играет в симфоническом оркестре. Яан Ардер (скрипка, струнные и щипковые инструменты) - сантехник. Гуннар Крийк (бас-гитара, пианино) - композитор и ...кочегар. Иво Линна (вокал - паралельно создавший в конце 70-х свой рокенрольный "Rock Hotel") - музыкант и журналист. Яан Кирсс (ударные) - работает в варьете гостиницы "Виру". Энн Ландре (звукооператор) - телевизионный работник. Мати Нуудэ (вокал) - бывший штангист, мастер спорта и семикратный чемпион республики! Кроме того уже более полутора десятка лет он работает пожарным - сержантом, командиром отделения. У Мати сильный баритон и колоритная внешность, идеально подходящая под стилистику ансамбля. В одной из лучших своих пародий он пел песню Демиса Руссоса: в гриме, с бородой, в шляпе и чёрном халате.
    В 80-е группа вступает в идеальной форме. Перейдя от пародий и юмористических "ремиксов" к собственным полноценным композициям, музыканты демонстрируют поразительную творческую фантазию: каждая песня не похожа на другую, у каждой есть своя "изюминка", практически все они сыграны в разных стилях (полистилизм - ещё один, кроме юмора, фирменный конёк «Апельсина») и с активным использованием бытовых и совершенно "немузыкальных" звуковых эффектов. К сожалению, мощный сатирический посыл песен группы теряется из-за языкового барьера - почти все песни "Апельсина" исполняются на эстонском языке. Отдельно стоит сказать и о великолепных шоу «Апельсина». Полные эксцентрики и юмора, умные и исключающие какую-либо легковесность или, они оставляли самые приятные впечатления и с каждым разом добавляли группе всё новых и новых поклонников.
    Вообще же, говоря об «Апельсине», надо вспомнить о легендарном "Теа-Джазе" Леонида Утёсова 1929 года (спустя несколько лет отображённый в ленте Александрова "Весёлые ребята"). Каждый музыкант был ещё и актёром. Оркестр Утёсова играл комическую музыку, пародируя всевозможные музыкальные штампы, причём артисты играли не только на музыкальных инструментах, но и участвовали в интермедиях, плясали и пели... В течении 80-х Апельсин выпускает ещё три альбома: "Апельсин" (1980-1981), "Apelsin" (1987), "Весёлые соседи" (1988) и к началу 90-х пропадает из медийного пространства почти насовсем - только ретро каналы нет-нет да и покажут древний советский клип «Апельсина», да регулярные повторы телепередачи "Вокруг смеха" дают возможность насладиться музыкальными паузами в стиле юмористического кантри и рокенролла. Тем не менее «Апельсин» существует и до настоящего времени, периодически выступая с концертами и принимая участие в фестивалях у себя на родине и в других странах Балтии.

Дискография:
1976 Apelsin LP
1980 Apelsin LP
1981 Apelsin (1980-81) LP
1987 Apelsin LP
1989 Весёлые соседи LP
1994 Apelsin XX CD
1999 Apelsin Boogie CD
2003 Apelsin 30  3 CD


In Spe
   Эта группа имеет интересную историю. За небольшое время существования  под вывеской работало два совершенно различных по составу коллектива. Обе версии группы, отражали музыкальные  видения загадочного лидера. Первое воплощение было основано композитором  Эркки-Свеном Тююром (Erkki-Sven Tüür), который после участия в In Spe  продолжил музыкальную карьеру и стал композитором . С помощью барабанщика Арво Ерба (Arvo Urb), гитариста Рихо Сибула (Riho Sibul), музыканта, играющего на клавишных инструментах Марта Метсэлы (Mart Metsala),  басиста Тоиво Копли (Toivo Kopli), флейтиста Питера Брэмбэта (Peeter Brambat ), и его жены Энн Тююр (Anne Tüür) на фортепьяно, был сформирован первый состав. Группа дала концерты, и сделала запись, все время строя звездную репутацию.
   В 1983 они выпустили чрезвычайно приветствуемый, все же редкий, одноименный альбом. Некоторые специалисты характеризуют альбом  как одну из лучших прог-записей всех времен и народов. Хоть и не было сложностей с советской  цензурой, однако, только 3000 копий альбома было сделано «Мелодией».
   В конце 1983 года произошёл резкий поворот в судьбах, поскольку Тююр уехал, учиться. Группе был необходим новый клавишник, но с талантом не меньшим чем Тююр, им стал Alo Mattiisen  (Ало Мэттиизен). Его джазовый стиль изменил направление группы, но не уменьшил качество. Под его лидерством они выпустили альбом  (также одноименный),  с заглавной эклектичной композицией  "Концерт пишущей машинки в D." В этой композиции группа очень смело использовала пишущую машинку в качестве ударного солирующего инструмента. Этот альбом обладал намного большим тиражом чем свой предшественник.
    Выпуск второго диска также привел к некоторому беспорядку. Люди, которые услышали рассказы о первом выпуске, сталкивались с чем-то очень необычным в их понимании. Заглавная композиция заслоняла за собой глубокие и проникновенные композиции «Ощущение вечности» и «Не будет предано забвению».
    Мэттиизен
поднялся, чтобы стать национальным героем, сочиняя музыку для Певчей Революции Эстонии.
    Обе записи группы очень достойны , но все еще редки. В 1994 году был переиздан первый альбом на CD.  В 1999 второй альбом был переиздан на компакт-диске, и содержал 11 минутный трэк  автора Мэттиизена , но без композиции «Не будет предано забвению» , который был на пластинке 1985 года.

Дискография:
1983 In Spe LP
1985 In Spe LP
1994 Tipewrite Concerto In D (переиздание второго альбома на CD без композиции «не будет предано забвению», но с добавленной композицией «Departure») CD
1999 In Spe (переиздание первого альбома)   CD   


Synopsis
   Слово «синопсис» с греческого переводится как «обозрение». Здесь подразумевается краткий сборник - перечень статей по какому – либо вопросу. Истории известны несколько артефактов под таким названием, которые были посвящены, в основном, исторической тематике, медицине, богословию. Именно такое название выбрал себе эстонский коллектив. Единственный альбом которого, был выпущен в 1986 году. Организаторами группы и авторами музыкального материала, были Игорь Гаршнек (Igor Garshnek) и Невил Блумберг (Nevil Blumberg).
   Сама группа была организована в 1977 году, альбом был записан в 1984, а выпущен только в 1986. Альбом получился полностью инструментальным, музыка в котором строилась по принципу диалога двух основных инструментов – клавишных Гаршнека и гитары Блумберга. Во время записи использовалась драм-машина, что внесло определённую холодность в композиции, да и сам звук и качество инструментов несёт отпечаток 80-ых годов. Незадолго пред этим, также в 1986 году, Гаршнек выпустил свой единственный (насколько мне известно) сольный альбом под названием "Animal Farm”, название и концепция которого развивают идеи книги Джорджа Оруэла "Скотный двор». Альбомы были выпущены сначала на «Мелодии», а впоследствии переизданы российским лейблом «Boheme».
     После совместной работы над «Синопсисом», Гаршнек и Блумберг сойдутся в эстонском прог-фолковом коллективе Ruja.   Единственный альбом, сделанный группой Synopsis, был переиздан на компакт-диске чешско - российским лейблом Boheme Records в 2000.

Дискография:
1986 Synopsis LP
1986 Animal Farm (solo Igor Garshnek) LP
2000 Synopsis (переиздание на CD альбома 1986 года)  


Kaseke
   Это  наиболее примечательный из таллиннских инструментальных ансамблей, исполнявших фьюжн.
   Группа образовалась  в 1981 в составе: Priit Kuulberg (бас гитара), Ain Varts (гитара), Peeter Malkov (флейта),  Ivo Varts (ударные) известный по выступлениям за группу Ruja.  Однако не все догадываются, что корни группы находятся в панк-роке. Предшественником  Kaseke  можно считать рок-группу Haak, созданную в 1976. А в  1979-1980 гг произошло перерождение уже под именем  «Пропеллер» она играла в стиле панк-рок. Популярный «Пропеллер» стал голосом подросткового хаоса в Эстонии - который, очевидно, раздражал Советские власти. «Пропеллер» играл панк, который был очень национальным и довольно интересным. Однако, власти, скоро запретили выступления группы.
    В основном Kaseke возникал из обломков «Пропеллера», поскольку члены его последнего формирования сформировали Kaseke осенью 1980.
    В 1981  Kaseke получила главную награду на Музыкальных днях в Тарту и премию на республиканском смотре вокально-инструментальных ансамблей. Эта формация была очень недолгой, поскольку барабанщик Ivo Varts был призван в Советскую Армию. Однако, новая  формация во главе с джазовым музыкантом, играющим на клавишных инструментах Tõnu Naissoo, скоро появилась в качестве одного из лучших проектов сплава в стране.   
    Naissoo принес джазовое чувство к музыке группы, которая была увеличена с невероятной игрой на барабанах барабанщика  из Mess и Ruja по имени Andrus Vaht. Кроме них, в группе появился  бывший участник группы «Пропеллер» и будущий участник группы In Spe – гитарист Riho Sibul. Две  гитары Sibul и Ain Varts скоро стали фишкой группы Kaseke.
    В 1981 году группа  издаёт дебютный EP под названием  Sönum. Четыре композиции, выдержанные в прогрессивном фьюжн-ключе, были с восторгом встречены искушенной слушательской аудиторией. В том же году команду покидает Тыну Найсоо и на его смену приходит новый клавишник - Март Метсала. С его участием, а также при участии ряда сессионных музыкантов в 1983 году была записана и выпущена первая долгоиграющая пластинка Põletus. Группа часто, выступала на большом Рок-фестивале в  Тарту.  Однако, группа в 1984 и развалилась. Многие из участников группы остались активными на музыкальной сцене, и позже принятии участия в группах как In  Spe и VSP Projekt.
    В 2001 году оба релиза были переизданы на одном CD.  

Дискография:
1981 Sönum EP
1983 Põletus LP
2001 Sönum + Põletus СD 

Продолжение:
Эстония впереди планеты всей! (Часть 2)
Эстония впереди планеты всей! (Часть 3)
Эстония впереди планеты всей! (Часть 4 + Видеоприложения)


При написании статьи использовались материалы сайтов:
Progarchives.com
Estonian Progressive Rock Website
Rrock.ru
Wikipedia

1 комментарий

Stepan Спам
11.10.2010 в 01:16 | материал
Gunnar Graps - 1987 Polemine (Gunnar Graps Group) - дуже прикольно smile
естонська мова підходить для харду і прогу дуже

Mess и Sven Grünberg - теж дякую. не проти б послухати і інші альбоми !

Ruja - друга пісня 1 диска чотириплитника - 02 - Tsepeliini Triumf (Zeppelin's Triumf).mp3 - один з найвидатніших треків світового прогу! шкода що вся дискографія не така. і взагалі такий шедевр у них схоже лише один.

In Spe - просто бомба. що ще сказати smile
особливо соло на друкарській машинці - такого точно ні в кого більше нема. :))))))))

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: