Pendragon
Pendragon — известнейшая британская группа, стоявшая у истоков всего нео-прогрессивного движения. Возникла в 1978 г. в городе Строуд (графство Глоучестершир, недалеко от Лондона) как Zeus Pendragon. Вскоре первое слово было отброшено. Дело в том, что первоначальное название группы отражало как кельтский цикл короля Артура (Pendragon – это королевская династия, к которой принадлежал легендарный герой), так и греческую мифологию: Зевс – главный бог олимпийцев. Сначала это было забавно, но вскоре музыканты поняли, что это название слишком длинно и нелепо, поэтому Зевс-громовержец и был выкинут.
Основателем группы был гитарист и вокалист Ник Баррет. В первый состав Pendragon вошли также Джулиан Бейкер (вокал, гитара), Найджел Харрис (ударные) и Стен Кокс (бас-гитара). Ребята играли сначала преимущественно ковер-версии произведений Led Zeppelin, Fleetwood Mac, Santana и других классиков рока.
После нескольких выступлений на Pendragon обратил внимание местный менеджер и промоутер Греґ Лайнс (Greg Lines), который к тому времени дал путевку в большую музыкальную жизнь многим известным командам (в частности, ирландцам из U2). Это обстоятельство подтолкнуло молодых музыкантов к более плодотворной работе. Произошли изменения в составе: группу оставил Кокс, а в ее ряды влились Роберт Делби (Robert Dalby) и клавишник Джон Бернфилд (John Barnfield) из Cygnus. Вскоре пришел гитарист Питер Джи (Peter Gee), который позже, после ухода Делби переключился на бас-гитару. Группа стала сочинять свой собственный материал, а главными ее движущими силами были Барретт и Бернфилд. Они определили будущий стиль и характерный саунд Pendragon: мелодичный прогрессивный рок в духе Genesis с включением элементов «новой волны» и хард-рока.
В 1982 г. Грег Лайнс пригласил другую молодую группу Marillion в г. Глоучестер. С этого времени обе новые английские формации часто выступали вместе на совместных концертах и фестивалях, пропагандируя и продвигая в массы новый музыкальной жанр, который позже получил название «нео-прог». Их творчество в 80-е гг. звучало более живо и даже «прогрессивно», чем тогдашние опуса таких монстров британского прога как Yes или Genesis.
Уже в 1983 г. Pendragon выступили перед 30-тысячной аудиторией на престижном фестивале «Reading Festival» и записались в шоу Томми Венса (Tommy Vance) «Friday Rock show» на канале BBC «Radio 1 UK». Венс увидел что-то особенное в их творчестве. Особенно ему понравилась композиция «The Black Knight» - своеобразный гимн группы на протяжении многих лет.
Однако на гребне успеха команду оставил Джон Бернфилд, а вместо него был принят Рик Картер (Rick Carter). Музыканты отправились в студию, где записали мини-альбом «Fly High Fall Far», а вскоре и полноформатный альбом «The Jewel». Тогда же прошли успешные туры с Marillion, однако полноценного контракта ни с одним музыкальным лейблом группе подписать не удалось. Это привело к недовольству музыкантов, у которых начались финансовые трудности. Началась чехарда з составом и вскоре в составе Pendragon остались лишь Питер Джи и Ник Барретт. На помощь в срочном порядке были призваны сессионные музыканты, которые помогли группе успешно окончить тур и записать концертник «9.15 Live».
В 1985 г. группа сыграла свой первый зарубежный концерт - в Утрехте. К тому времени Pendragon сумел создать свою фирму «Toff Records» и музыканты начали работать над вторым альбомом«Kowtow». В него вошел тот материал, который был записан для демонстрационного диска для «EMI Records», а также некоторые новые работы. К тому времени, Нику Баррету удалось решить проблему с клавишником. Он пригласил на это место своего давнего детского друга Клайва Нолана, который, правда, почти не принимал участия в записи второго студийного альбома. Ник также считал, что нужно больше внимания уделять оформлению дисков, поэтому пригласил к сотрудничеству Саймона Уильямса, который и в последующем создавал обложки для альбомов группы.
Третий релиз музыкантов «The World» стал своеобразным прорывом для группы. Альбом хорошо продавался и получил признание со стороны критиков. В музыкальном плане композиции на этом альбоме были менее коммерческими, чем прежде, в них больше элементов симфо-прога. Количество поклонников группы значительно увеличилось, о ней часто стала писать пресса.
Следующие работы «The Window Of Life» и «The Masquerade Overture» также имели большой успех. В это время участники Pendragon и их звуковой инженер Карл Грум (Karl Groom, известный больше как лидер Threshold) создавали альбомы, которых они продавали больше, чем любая другая прог-рок группа. Эти два диска многими критиками считаются лучшими в творчестве Pendragon.
Однако, затем был длинный творческий перерыв, вызванный проблемами в личной жизни Барретта. Он на некоторое время отошел от музыки. Нолан тем временем успешно работал в группе Arena, несколько сольных альбомов записал и Питер Джи.
Через пять лет участники Pendragon снова собрались вместе и записали альбом «Not Of This World». Он тоже имел значительный успех. После его выхода Ник Баррет был номинирован «The Classic Rock Society» как лучший гитарист 2001 года в Англии. Этот альбом в эмоциональном плане был грустным, навеянным недавним разводом Ника Баррета. Его можно назвать наиболее лиричным в творчестве группы.
Следующего альбома поклонникам группы тоже пришлось ждать долго. Он вышел в 2005 г. под названием «Believe». Он вызвал противоречивую реакцию в музыкальном мире. Отклики были менее восторженные, чем на предыдущие пластинки. Некоторым показалось, что группа начала постепенно выдыхаться в творческом плане.
Произошло изменения в составе. После 20-летней работы в Pendragon его оставил ударник Фудж Смит, которого заменил 25-летний Джо Крабтри (Joe Crabtree). В обновленном составе группа сразу отправилась в свой самый длительный концертный тур по Европе. Записи этих концертов стали основою для издания DVD диска «And Now Everybody To The Stage».
В 2007 году вышел новый DVD диск «Past And Presence», который продемонстрировал эволюцию творчества группы за 30 лет. В следующем году новым барабанщиком Pendragon стал Скотт Хайем. Группа провела ряд концертов в Польше и сняла концерт в Катовице, который позже был выпущен на DVD.
Следующий студийный альбом классиков британского нео-прога получил название «Pure». Он звучит энергично, свежо, как будто бы был записан совсем молодыми музыкантами. Неслучайно, что он был номинирован «Classic Rock Society» на звание лучшего альбома года. Альбом несколько недель был на вершине разных музыкальных чартов. Группа опять много гастролировала в разных частях Европы, в частности в Польше, Голландии. В Португалии она выступала вместе с Dream Theater, а на фестивале в Loreley вместе с Фишем.
В 2010 г. музыканты получили очередные награды от Classic Rock Society: Ник Баррет как лучший гитарист, Клайв Нолан – как лучший клавишник, а Pendragon – как лучшая концертная группа. В этом году музыканты выступили на RoSFest (США), фестивале High Voltage (Лондон) (вместе с ELP и ZZ Top). А на шведском рок-фестивале они делили сцену вместе с Guns And Roses и Aerosmith!
Весной 2011 г.
был выпущен очередной альбом «Passion», после чего группа опять отправилась в
длительные гастроли, в ходе которых
провела 38 концертов в Англии и других странах Европы. Концертные выступления
Pendragon продолжает и в этом году, свидетельством чему стал изданный недавно DVD с «живыми» записями
музыкантов.
Pendragon:
Nick Barrett—vocals, guitar
Peter Gee— bas
Clive Nolan — keyboards
Scott Higham— drums and percussion
Дискография
Студийные альбомы
Fly High, Fall Far (EP) (1984) (только на виниловых пластинках)
Kowtow (1988)
Fallen Dreams and Angels (EP) (1994)
The Masquerade Overture (1996)
As Good as Gold (EP) (1996)
Men Who Climb Mountains (2014)
Концертные альбомы
9:15 Live (1986)
Utrecht…The Final Frontier (1995) (live)
Live in Kraków 1996 (1997)
Acoustically Challenged (2002) (акустическая версия)
Liveosity (2004)
Сoncerto Maximo (2009)
Видео
Liveosity (2004)
A Rush Of Adrenaline (2006)
Past and Presence (2007)
Concerto Maximo (2009)
См. также: Clive Nolan, Peter Gee, Arena