JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Kayak - 1 Ноября 2014

Kayak

Добавил recluse 01.11.2014 в 18:55







Будущие участники голландской прогрессив-группы "Kayak" Тон Шерпензил (клавишные, бас) и Пим Коопман (ударные, гитара) начали свою музыкальную деятельность в 1967 году в составе "Balderdash". Позже они перебрались в "High Tide Formation", где их партнером был гитарист Йохан Слагер. Когда в 1971 году "HTF" распались, Тон, Пим и Йохан продолжили музицировать вместе под различными вывесками. Тон и Пим тогда учились в музыкальной академии, где познакомились с Максом Вернером, которого привлекли к себе в компанию в качестве вокалиста. С появлением в коллективе бас-гитариста Сиса ван Ливена группа наконец-то выбрала себе постоянное название – "Kayak".

Команда с помощью нескольких демок попыталась пробиться на "Phonogram", но отношения с лейблом не заладились, и музыканты ушли под крыло "EMI". Первые два альбома дали группе три скромных хита ("Lyrics", "Mammoth", "Wintertime"), заставивших слушателей запомнить имя "Kayak". В 1974-м году Сису надоело совмещать учебу с гастрольно-студийной деятельностью, и он покинул команду. На замену ему пришел Берт Велдкамп, дебютировавший на "Royal Bed Bouncer".

В творчестве группы 70-х-начала 80-х гг.  можно выделить два этапа. Первый охватывает три первых альбома, написанных в симфо-проговом стиле. Второй - все остальные альбомы до 1981 г. В это время музыка Kayak стала намного проще и ее можна характеризовать как поп-прог.   

Материал первых альбомов группы была написан под очевидным влиянием Genesis и особенно Yes. Так, на дебютном альбоме присутствуют продолжительные композиции "They Get to Know Me" и "Trust in the Machine". Третий альбом, в отличие двух предыдущих релизов, уже не был навеян творчеством "Yes", а выглядел чисто по "каяковски". Команда усердно гастролировала и стала одним из лидеров на сцене Бенилюкса.

Во второй половине 70-х гг. музыка Kayak заметно упростилась. Возможно, это было связано с тем, что группа  рассталась с "EMI"  и перейшла на "Phonogram". Вполне вероятно, что причиной смены стиля были также и проблемы, которые гнездились в самом коллективе. Если на первых альбомах работал композиторский тандем Шерпензил-Коопман, то вскоре композиции писал в основном Тон. Обиженный Пим хлопнул дверью. Вслед за ним ушел Велдкамп, оставив команду без ритм-секции. Им замена нашлась в конце 1976-го в лице Чарльза Шаутена и Тео де Йонга.

Обновленный состав записал альбом "Starlight Dancer". Модифицированная версия пластинки была издана в Штатах, где имела некоторый успех (композиция "Want You to Be Mine" угодила на 55-е место в "Billboard"). Композиции группы на этом и следующих альбомах стали намного короче.Ближайшим аналогом могут быть работы Supertramp и Moody Blues. Вполне вероятно, что альбомы голландцев стали ориентиром для канадцев Saga, которую часто называют первой нео-проговой группой.



Несмотря на казалось бы неплохое положение "лодочников" в команде не утихали разногласия, закончившиеся вторичным уходом ритм-секции. "Kayak" находился на грани потопления, но пробоину удалось заделать.Вернер, всегда тяготевший к ударным, уселся за барабаны, а место фронтмена занял Эдвард Рикерс. Новым бас-гитаристом стал брат Тона Питер, а еще состав пополнили две бэк-вокалистки, Ирен Линдерс (жена Тона, писавшая также тексты) и Катерина Лапторн. И хотя старые фаны не слишком-то хотели признавать новый "Kayak", группе удалось сделать коммерческий рывок. Альбом "Phantom of the Night" получил в Голландии "платину", а сингл "Ruthless Queen" занял четвертое место в национальных чартах. Следующий диск, "Periscope Life", также разошелся большим тиражом, лишь чуть-чуть уступив предшественнику. Однако, за исключением 2-3-х композиций, выполнен он в "попсовом" стиле и вряд ли будет интересен поклонникам прога.

Казалось, что группа и дальше будет продолжать идти по тому пути, по какому уще последовали Genesis, Yes и другие классики прога, которые начали выпускать полу-попсовые альбомы. Однако, в 1981 году Kayak вернулся к своим прогрессивно-симфо-роковым корням, записав, на мой взгляд, одну из лучших своих работ - "Merlin". Первая часть альбома - это рассказ о рыцарях "Круглого стола" и волшебнике Мерлине. Выйди этот альбом немного раньше - его ждал бы успех, но в то ужасное для прога время коммерческим успехом пластинка не пользовалась. В группе начался финансовый кризис и в 1982-м "Kayak" пошел ко дну. Последним альбомом первой инкарнации Kayak был альбом "Eyewitnes", записанный "вживую", но без зрителей. В нем были как известные вещи, так несколько новых композиций.

После этого музыканты разбежались кто куда. Тон Шерпензил - один из фундаторов группы, единственный музыкант, который играл на всех альбомах Kayak, записал две сольные работы. Он принял участие в записи трех альбомов Сamel: Stationary Traveller (1984), Dust and Dreams (1991) и Rajaz (1999), принимал участие в концертных выступлениях легендарной группы, о чем он давно мечтал. Кроме того, помогал  Earth and Fire записывать альбомы  In a State of Flux (1982), Phoenix (1989) и "засветился" на  рок-опере своего  соотечественника Арьена Лукассена "Into the Electric Castle".

Певец и барабанщик Макс Вернер записал четыре сольных альбома, имел хит в Европе "Rain In  May". Второй фундатор Kayak Пим Коопман, который оставил группу еще после выпуска альбома"The Last Encore" (и не только из-за конфликта с Тоном, но и, по некоторым слухам, из-за боязни сцены), стал успешным продюсером в Голландиии. В частности,он продюсировал альбомы певца Valensia, работы которого представлены на нашем сайте. Интересно, что первый бас-гитарист группы Сис ван Ливен, который покинул группу в 1975 г., позже стал адвокатом, в в 2002 г. - на некоторое время государственным секретарем по делам культуры и СМИ Нидерландов.

Однако, на этом история Kayak не закончилась! В 1999 г. на волне возродждения прогрессивного рока группу попросили сыграть концерт в одном из шоу на голландском телевидении. После этого представления, которое имело большой успех среди публики, музыканты решили реформировать коллектив и продолжать дальше.
 
Новый состав "Каяк" выглядел по-старому: Тон, Макс, Берт, Йохан, Пим. Правда, вскоре состав начал меняться, но это не помешало "Kayak" порадовать фанов четырьмя новыми студийными и тремя "живыми" альбомами и обилием туров.Поменялся и саунд колектива. Теперь его работы напоминают шедевры позднего Сamel. Почти все последние альбомы "нового" Kayak  концептуальные. В этом они похожи на нео-прогрессивные команды. Не буду оригинальным, если скажу, что именно последние творения группы являются наиболее интересными и творческими. Они превосходят работы Kayak 70-х. гг. В этом голландцы опередили своих более знаменитых коллег, которые за последние лет 15-20 не смогли выпустить ни одного шедевра.
 
В начала XXI века группа часто гастролировала. Причем ее концерты часто напоминали театральные представления. 4 января 2008 г. после выпуска альбома "Coming Up For Air"  музыканты начали большой мировой концертный тур, посвещенный 35-летию группы. Тур закончился в октябре 2008 г в Амстердаме. Этот концерт был записан на DVD.

Последняя студийная работа группы вышла 18 сентября 2009 г. Это двойной альбом "Letters From Utopia". В октябре 2009 г. начался очередной тур Кayak. После его окончания музыканты планировали опять засесть в студию, чтобы записать концертный материал,но неожиданная смерть Пима Коопмана во время концертного тура 23 ноября 2009 г.в возрасте  56 лет сделала эти планы нереальными.
 
Остается неопределенной и судьба дальнейших выступлений Kayak. В мае 2010 г.на сайте группы объявили о том, что 22 ноября  этого года планируется провести концерт в Амстердаме, посвященный памяти Коопмана. В нем примут участие не только Kayak, но и те музыканты, которые  сотрудничали с Коопманом. Время покажет - поплывет ли Kayak дальше или остановится в тихой гавани. 


 
Дискография:
 Anywhere But Here (2011)
Cleopatra: The Crown Of Isis (2014)

Live albums

Chance For A Livetime (2001) (Double CD)
Kayakoustic (2007)
The Anniversary Concert (2008) (Double CD + 'Highlights' DVD)
The Anniversary Box (2008) (4 CD + DVD)

2 комментария

Гога9112 Спам
29.08.2010 в 08:49 | материал - Ответить
Спасибо Валера,статья хороша-и группа замечательная! А то,что ребята побывали в разных стилях и направлениях-так столько лет прошло.В таком временном отрезке чего не бывает!Лицо свое коллектив никогда не терял-вот это важнее! Молодцы!
vlad_dovlatov
02.11.2014 в 02:05 | материал - Ответить
Судя по активной деятельности коллектива в последние годы, можно с уверенностью говорить о непотопляемости Kayak! ;-)

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: