Kayak
Добавил recluse 01.11.2014 в 18:55
Будущие участники голландской прогрессив-группы "Kayak" Тон Шерпензил (клавишные, бас) и Пим Коопман (ударные, гитара) начали свою музыкальную деятельность в 1967 году в составе "Balderdash". Позже они перебрались в "High Tide Formation", где их партнером был гитарист Йохан Слагер. Когда в 1971 году "HTF" распались, Тон, Пим и Йохан продолжили музицировать вместе под различными вывесками. Тон и Пим тогда учились в музыкальной академии, где познакомились с Максом Вернером, которого привлекли к себе в компанию в качестве вокалиста. С появлением в коллективе бас-гитариста Сиса ван Ливена группа наконец-то выбрала себе постоянное название – "Kayak".
Команда с помощью нескольких демок попыталась пробиться на "Phonogram", но отношения с лейблом не заладились, и музыканты ушли под крыло "EMI". Первые два альбома дали группе три скромных хита ("Lyrics", "Mammoth", "Wintertime"), заставивших слушателей запомнить имя "Kayak". В 1974-м году Сису надоело совмещать учебу с гастрольно-студийной деятельностью, и он покинул команду. На замену ему пришел Берт Велдкамп, дебютировавший на "Royal Bed Bouncer".
В творчестве группы 70-х-начала 80-х гг. можно выделить два этапа. Первый охватывает три первых альбома, написанных в симфо-проговом стиле. Второй - все остальные альбомы до 1981 г. В это время музыка Kayak стала намного проще и ее можна характеризовать как поп-прог.
Материал первых альбомов группы была написан под очевидным влиянием Genesis и особенно Yes. Так, на дебютном альбоме присутствуют продолжительные композиции "They Get to Know Me" и "Trust in the Machine". Третий альбом, в отличие двух предыдущих релизов, уже не был навеян творчеством "Yes", а выглядел чисто по "каяковски". Команда усердно гастролировала и стала одним из лидеров на сцене Бенилюкса.
Во второй половине 70-х гг. музыка Kayak заметно упростилась. Возможно, это было связано с тем, что группа рассталась с "EMI" и перейшла на "Phonogram". Вполне вероятно, что причиной смены стиля были также и проблемы, которые гнездились в самом коллективе. Если на первых альбомах работал композиторский тандем Шерпензил-Коопман, то вскоре композиции писал в основном Тон. Обиженный Пим хлопнул дверью. Вслед за ним ушел Велдкамп, оставив команду без ритм-секции. Им замена нашлась в конце 1976-го в лице Чарльза Шаутена и Тео де Йонга.
Обновленный состав записал альбом "Starlight Dancer". Модифицированная версия пластинки была издана в Штатах, где имела некоторый успех (композиция "Want You to Be Mine" угодила на 55-е место в "Billboard"). Композиции группы на этом и следующих альбомах стали намного короче.Ближайшим аналогом могут быть работы Supertramp и Moody Blues. Вполне вероятно, что альбомы голландцев стали ориентиром для канадцев Saga, которую часто называют первой нео-проговой группой.
Несмотря на казалось бы неплохое положение "лодочников" в команде не утихали разногласия, закончившиеся вторичным уходом ритм-секции. "Kayak" находился на грани потопления, но пробоину удалось заделать.Вернер, всегда тяготевший к ударным, уселся за барабаны, а место фронтмена занял Эдвард Рикерс. Новым бас-гитаристом стал брат Тона Питер, а еще состав пополнили две бэк-вокалистки, Ирен Линдерс (жена Тона, писавшая также тексты) и Катерина Лапторн. И хотя старые фаны не слишком-то хотели признавать новый "Kayak", группе удалось сделать коммерческий рывок. Альбом "Phantom of the Night" получил в Голландии "платину", а сингл "Ruthless Queen" занял четвертое место в национальных чартах. Следующий диск, "Periscope Life", также разошелся большим тиражом, лишь чуть-чуть уступив предшественнику. Однако, за исключением 2-3-х композиций, выполнен он в "попсовом" стиле и вряд ли будет интересен поклонникам прога.
Казалось, что группа и дальше будет продолжать идти по тому пути, по какому уще последовали Genesis, Yes и другие классики прога, которые начали выпускать полу-попсовые альбомы. Однако, в 1981 году Kayak вернулся к своим прогрессивно-симфо-роковым корням, записав, на мой взгляд, одну из лучших своих работ - "Merlin". Первая часть альбома - это рассказ о рыцарях "Круглого стола" и волшебнике Мерлине. Выйди этот альбом немного раньше - его ждал бы успех, но в то ужасное для прога время коммерческим успехом пластинка не пользовалась. В группе начался финансовый кризис и в 1982-м "Kayak" пошел ко дну. Последним альбомом первой инкарнации Kayak был альбом "Eyewitnes", записанный "вживую", но без зрителей. В нем были как известные вещи, так несколько новых композиций.
После этого музыканты разбежались кто куда. Тон Шерпензил - один из фундаторов группы, единственный музыкант, который играл на всех альбомах Kayak, записал две сольные работы. Он принял участие в записи трех альбомов Сamel: Stationary Traveller (1984), Dust and Dreams (1991) и Rajaz (1999), принимал участие в концертных выступлениях легендарной группы, о чем он давно мечтал. Кроме того, помогал Earth and Fire записывать альбомы In a State of Flux (1982), Phoenix (1989) и "засветился" на рок-опере своего соотечественника Арьена Лукассена "Into the Electric Castle".
Певец и барабанщик Макс Вернер записал четыре сольных альбома, имел хит в Европе "Rain In May". Второй фундатор Kayak Пим Коопман, который оставил группу еще после выпуска альбома"The Last Encore" (и не только из-за конфликта с Тоном, но и, по некоторым слухам, из-за боязни сцены), стал успешным продюсером в Голландиии. В частности,он продюсировал альбомы певца Valensia, работы которого представлены на нашем сайте. Интересно, что первый бас-гитарист группы Сис ван Ливен, который покинул группу в 1975 г., позже стал адвокатом, в в 2002 г. - на некоторое время государственным секретарем по делам культуры и СМИ Нидерландов.
Однако, на этом история Kayak не закончилась! В 1999 г. на волне возродждения прогрессивного рока группу попросили сыграть концерт в одном из шоу на голландском телевидении. После этого представления, которое имело большой успех среди публики, музыканты решили реформировать коллектив и продолжать дальше.
Новый состав "Каяк" выглядел по-старому: Тон, Макс, Берт, Йохан, Пим. Правда, вскоре состав начал меняться, но это не помешало "Kayak" порадовать фанов четырьмя новыми студийными и тремя "живыми" альбомами и обилием туров.Поменялся и саунд колектива. Теперь его работы напоминают шедевры позднего Сamel. Почти все последние альбомы "нового" Kayak концептуальные. В этом они похожи на нео-прогрессивные команды. Не буду оригинальным, если скажу, что именно последние творения группы являются наиболее интересными и творческими. Они превосходят работы Kayak 70-х. гг. В этом голландцы опередили своих более знаменитых коллег, которые за последние лет 15-20 не смогли выпустить ни одного шедевра.
В начала XXI века группа часто гастролировала. Причем ее концерты часто напоминали театральные представления. 4 января 2008 г. после выпуска альбома "Coming Up For Air" музыканты начали большой мировой концертный тур, посвещенный 35-летию группы. Тур закончился в октябре 2008 г в Амстердаме. Этот концерт был записан на DVD.
Последняя студийная работа группы вышла 18 сентября 2009 г. Это двойной альбом "Letters From Utopia". В октябре 2009 г. начался очередной тур Кayak. После его окончания музыканты планировали опять засесть в студию, чтобы записать концертный материал,но неожиданная смерть Пима Коопмана во время концертного тура 23 ноября 2009 г.в возрасте 56 лет сделала эти планы нереальными.
Остается неопределенной и судьба дальнейших выступлений Kayak. В мае 2010 г.на сайте группы объявили о том, что 22 ноября этого года планируется провести концерт в Амстердаме, посвященный памяти Коопмана. В нем примут участие не только Kayak, но и те музыканты, которые сотрудничали с Коопманом. Время покажет - поплывет ли Kayak дальше или остановится в тихой гавани.
Дискография:
See See The Sun (1973)
Kayak II (1974)
Royal Bed Bouncer (1975)
The Last Encore (1976)
Starlight Dancer (1977)
Phantom of the Night (1979)
Periscope Life (1980)
Merlin (1981)
Eyewitness (1981) ("Live" studio album)
Close To The Fire (2000)
Night Vision (2001)
Merlin - Bard Of The Unseen (2003)
Nostradamus - The Fate Of Man (2005) (Double CD)
Excerpts From Nostradamus (2005) (Single CD)
Coming Up For Air (2008)
Letters From Utopia (2009)
Anywhere But Here (2011)
Cleopatra: The Crown Of Isis (2014)
Live albums
Chance For A Livetime (2001) (Double CD)
Kayakoustic (2007)
The Anniversary Concert (2008) (Double CD + 'Highlights' DVD)
The Anniversary Box (2008) (4 CD + DVD)
Cleopatra: The Crown Of Isis (2014)
Live albums
Chance For A Livetime (2001) (Double CD)
Kayakoustic (2007)
The Anniversary Concert (2008) (Double CD + 'Highlights' DVD)
The Anniversary Box (2008) (4 CD + DVD)