Kaipa
Kaipa — известная шведская прогрессив-рок-группа, образованная в 1974 году. Особенностью группы являются ее большие по длительности альбомы и уникальное клавишное звучание.
Команда была основана в 1973 году клавишником Гансом Лундином, басистом Томасом Эрикссоном и барабанщиком Томас Шебергом.
Лидер коллектива Лундин в 1964-1969 г. играл в ST. MICHAEL SECT позже сменившем свое название на San Michael’s. Молодые музыканты исполняли ковера известных в то время английских команд, но начиная с 1970 г. Лундин начал сочинять свой собственный материал.
Большое влияние на формирование его музыкальных вкусов имела голландская группа Ekseption, ее интепретации классических композиций, а также творчество шведского клавишника Хеммингсона, игравшего на органе шведские народные мелодии. В трио San Michael’s, кроме Ганса Лундина,. также входили басист и вокалист Томас Эриксон и драмер Гуннар Вестберг. Группа выпустила два альбома и завоевала славу шведских "Vanilla Fudge”.
Однако в 1973 г. San Michael’s распался. Лундин и Эриксон создали дует Ura Kaipa и выпустили одноименный сингл. URA KAIPA - это скандинавский герой из Каменного века, был позаимствован музыкантами из книги шведского писателя Вернера фон Хэйденстама (Werner von Heidenstam). Позже, в 1975 г. название было сокращено до KAIPA. Вскоре к дуету присоединился Томас Шоберг, но из-за очень тяжелой болезни он вынужден был вскоре оставить музыку. Группа начала много гастролировать в Скандинавии, исполняя свои композиции на шведском языке. Музыка предсатвляла собой смесь поп-, рок-музыки, классики и шведского фолка (ведущая роль отводилась клавишным). Впоследствии оказалось, что у подобного формата исполнения мало возможностей для удовлетворения амбиций музыкантов.
Летом 1974 г. в группу был приглашен гитарист Ройне Столт. А место ударника Томаса Шеберга занял Ингемар Бергман. Таким образом было составлено ядро Kaipa. Именно в таком составе группа работала следующие несколько лет. Лундин и Столт написали все композиции для первого одноименного альбома группы. Его согласилась выпустить фирма Electra. Эта работа сразу выдвинула Kaipa в число наиболее значительных прог-рок групп Швеции.
Следующим альбомом группы был "Inget Nytt Under Solen” (Ничего нового под солнцем). В нем есть 22-минутный эпик "Skenet bedrar” - одна из наиболее значительных композиций группы 70-х годов. Критики также выделили композицию "Korstag”. В общем, этот альбом отличался от предыдущего сложностью аранжировок, хотя по-прежнему все строилось на преобладании клавишных Лундина.
В 1977 году Kaipa стала достаточна популярна в родной Швеции, чтобы попробовать завоевать популярность и на мировой арене. Группа находит лидер-вокалиста Матса Лофгрена. Басист Томас Эрикссон был заменен Томасом Ледином. В таком составе Kaipa выпустила свой третий альбом — Solo. Если на первых двух альбомах главным композитором был Лундин, то здесь "главную скрипку" играл Столт. Поэтому вещи здесь немного попроще, чем на предыдущих альбомах. Лирика здесь как на шведском, как на английском, а главными темами являлись красота природы и могущество любви. После традиционных гастролей группа делает творческий перерыв.
В 1979 г. Столт из-за разногласий с другими музыкантами покидает Kaipa и его заменой стал Макс Эхман. В этом составе на студии ABBA записывается следующий альбом Hander (русск. Руки). Композиции здесь становятся намного проще и представляют собой синтез прогрессива, "новой волны" и поп-музыки. Альбом не имел успеха, что привело к тому, что началась чехарда в составе квинтета. Музыканты приходили и уходили. Большим ударом для группы cтал уход Лофгрена, имевшего хорошие вокальные данные, а в 1981 г. ее оставил и барабанщик Бергман. От оригинального состава Kaipa остался только Лундин.
Несмотря на все эти трудности, Kaipa в 1982 г. записывает свой
следующий альбом "Nattdjurstid" (русск. Время ночных животных). К
сожалению, он в силу разных причин оказался слабейшим в дискографии
группы и вызвал негодование старых фэнов. В своем интервью Лундин заявил, что
провал этой работы не был связан с уходом Столта. Ведь сольная пластинка Ройне
с его группой "Fantasia” тоже была
выдержана в подобном, далеком от прогрессивного рока стиле. Просто, это было не время для прогрессива, потерявшего
популярность из-за засилья попсы, диско, метала. Группа взяла перерыв от
концертов и записей. Никто тогда не думал, что он продлится почти 20 лет!
В 1984 – 1989 гг. Лундин выпустил три инструментальных альбома: "Tales”, "Visions of circles of sounds” и "Houses”. Некоторые композиции помогал записывать ему Столт. Позже Лундин работал в составе проекта Hagen, с которым записал альбом "Corridors of Time”. Карьера Столта в составе The Flower Kings, записавшем ряд блистательных альбомов, была более успешной.
В 2000 году старые знакомые Ганс Лундин и Ройне Столт возродили Kaipa. Произошло это событие при таких обстоятельствах. Лундин записал очень много материала для Hagen и решил из него записать новый сольный альбом. Он пригласил Ройне для работы над ним. Во время записывающего процесса художник Per Nordin, создавший "коврики" для диска предложил вновь использовать бренд "Kaipa". Лундин и Столт с этим согласились. Так группа неожиданно возродилась, как Феникс из пепла. Почти 2 года ушло на подбор музыкантов и проведений сессий. В работе над альбомом с символическим названием "Notes From the Past" приняли участие Лундин, Столт, барабанщик Морган Агрен, вокалист Патрик Лундстрем и коллега Столта по Flower Kings басист Йонас Рейнголд.
Лундстрем до этого был певцом известной формации Ritual. Кроме того, в составе группы появилась вокалистка - Алина Гибсон. Ее приглашение было инициативой Лундина, который хотел, чтоб в композиции "Notes from the past” был женский вокал. Кроме вокальных партий, она также принимает участие в создании музыкальных вещей группы.
В 2002 году вышел альбом Notes From The Past. В альбоме группа сумела сохранить стилистику 70-х годов, придав ему более современное звучание. Вся лирика здесь, в отличие от ранних альбомов, исключительно на английском языке. Музыканты объясняли это тем, что если в 70-е гг. основная аудитория Kaipa была скандинавская, то теперь - фаны всего мира, интересующиеся прогрессивным роком. Связь с прошлым на этом альбоме "обеспечивается" тем, что последние минуты работы включают в себя фрагменты из композиций 70-х гг.
Однако 20 лет не прошли все же
даром. Возродженная Kaipa имеет все же новый саунд. Ее работы стилистически близки к творениям Karmakanic, The Flower Kings,
Transatlantic. Сразу после его выхода
музыканты начали готовить следующий альбом — Keyholder (Ключник), вышедший в
2003 году. Keyholder звучал немного жестче предыдущего альбома, что, правда, не
повлияло на его хорошие продажи.
В 2005 году выходит еще один альбом группы — Mindrevolutions (Революция ума). В целом он также получил положительные отзывы. Однако, Р. Столту было тяжело работать на несколько фронтов. Поэтому перед началом записи следующей пластинки коллектива "Angling Feelings" он оставил группу. Его заменил Пер Нилсон. До этого он был гитаристом шведской дэт-метал команды Scar Symmetry. Техника его игры значительно отличается от манеры Столта, но он сумел более-менее хорошо влиться в ряды именитых "прогрессивщиков". Кстати, кумиром нового гитариста Kaipa является Алан Холдсворт.
В 2010 году вышел очередной альбом Kaipa "In the Wake of Evolution", который был выдержан в характерном для группы стиле. В концептуальном плане он стал продолжением "Angling feelings”. Лундин считает его наиболее сильным альбомом группы со времен Solo. Наконец-то летом 2012 г. Kaipa вернулась в студию и порадовала своим поклонников выпуском нового альбома.
Текущий состав:
Hans Lundin –
Keyboards & vocal
Patrik Lundstrom – Lead & backing vocal
Aleena Gibson – Lead & backing vocal
Jonas Reingold – Bass
Morgan Agren – Drums
Per Nilsson – Guitar
Бывшие члены группы:
Roine Stolt – Guitar & vocal (1974–1979, 2000–2005)
Ingemar Bergman – Drums (1974–1981)
Tomas Eriksson – Bass (1973–1977)
Mats Lindberg – Bass (1977–1980)
Mats Lofgren – Vocal (1977–1980)
Max Ahman – Guitar (1979–1982)
Mats "Microben" Lindberg – Bass (1981–1982)
Per "Pelle"
Andersson – Drums (1982)
Дискография:
Nattdjurstid (1982)
Stockholm Symphonie (1993)
In the Wake of Evolution (2010)