Jiří Stivín (Йиржи Стивин)
Добавил Slavonn 25.10.2010 в 11:20
Родился Йиржи Стивин (Jiří Stivín) 23 ноября 1942 года, мать Jiří известная Чешская актриса театра и кино Eva Svobodová. Сам Йиржи тоже получил театральное образование в Пражской академии киноискуства FAMU,хотя всю свою последущую жизнь посвятил музыке, он закончил Королевскую консерватория по классу флейты и Пражскую консерваторию в которой изучал композицию. Его учитилями игры на флейте были Milan Muncingler (Ars Revidiva) и Jiří Válek (Чешская филармония).
Столбик с именем Йиржи Стивин – самый длинный в целой Энциклопедии джаза и современной популярной музыки. Музыкант, играющий на разных типах флейт, саксофонов, кларнетов, на всех народных дудках и свирелях, а также на ударных и цимбалах. Он же – дирижер, композитор, фотограф и педагог.
Единственный чешский джазовый музыкант, о котором вышла книга. Хотя это не означает того, что в чешском джазе до него и после него не было интересных интерпретаторов. Просто в его личности чешский джаз созрел в плод, который можно без комплексов неполноценности предложить мировой аудитории. Это – не только высокий стандарт исполнения, но и оригинальное творчество. Одним из важнейших вкладов Стивина в чешскую джазовую сцену является его антиакадемизм и антиконвенционализм. Можно только удивляться, как мало желания экспериментировать было в чешском джазе до его появления на сцене. Стивин «потянул» за собой и вдохновил молодых музыкантов, что подтвердила деятельность групп Ventil duo, Trijo и т. д.
Многочисленность и качество его контактов с европейской и мировой джазовой сценой, где он все чаще играл не только роль исполнителя чужих идей, но и инициатора и творца неожиданных проектов, помогала преодолевать провинциализм чешского и чехословацкого джаза. До сих пор он играет в Европейском джазовом ансамбле, где встречаются музыканты европейского и американского джаза такого масштаба как саксофонист Чарли Мариано, гитарист Филипп Кантри и пианист Рок ван Брок. Сотрудничает в качестве солиста с такими признанными коллективами как «Пражские мадригалисты», «Словацкий камерный оркестр», « Virtuozi di Praga», «Due Boemi», руководит собственным джазовым квартетом и ансамблем музыки барокко «Collegium Quodlibet». В случае «quidlibet», что в переводе означает «как угодно», воплощен принцип музицирования эпохи «барокко», времен Телемана. Также он входил в состав и принимал участие в записях нескольких альбомов джазрокового коллектива из Чехии Blue Effect. Занимается Йиржи и сольной практикой в Jiří Stivín & Co, организовал группу с Rudolfem Daškem - System Tandem, которая была очень тепло встречена как публикой так и профессионалами с разных европейских фестивалей.
Чаще всего в связи с Йиржи Стивином произносится слово «мультиинструменталист», что, конечно, связано с его универсальностью, которая никогда не проявляется в ущерб качеству. Интересно, что в отличие от большинства, Стивин пришел к серьезной музыке после джаза. «Окунулся» в барокко, уже будучи почитаемым «джазменом», и естественно «вписался» в нее, не отчуждаясь одновременно и джазу.
Единственный чешский джазовый музыкант, о котором вышла книга. Хотя это не означает того, что в чешском джазе до него и после него не было интересных интерпретаторов. Просто в его личности чешский джаз созрел в плод, который можно без комплексов неполноценности предложить мировой аудитории. Это – не только высокий стандарт исполнения, но и оригинальное творчество. Одним из важнейших вкладов Стивина в чешскую джазовую сцену является его антиакадемизм и антиконвенционализм. Можно только удивляться, как мало желания экспериментировать было в чешском джазе до его появления на сцене. Стивин «потянул» за собой и вдохновил молодых музыкантов, что подтвердила деятельность групп Ventil duo, Trijo и т. д.
Многочисленность и качество его контактов с европейской и мировой джазовой сценой, где он все чаще играл не только роль исполнителя чужих идей, но и инициатора и творца неожиданных проектов, помогала преодолевать провинциализм чешского и чехословацкого джаза. До сих пор он играет в Европейском джазовом ансамбле, где встречаются музыканты европейского и американского джаза такого масштаба как саксофонист Чарли Мариано, гитарист Филипп Кантри и пианист Рок ван Брок. Сотрудничает в качестве солиста с такими признанными коллективами как «Пражские мадригалисты», «Словацкий камерный оркестр», « Virtuozi di Praga», «Due Boemi», руководит собственным джазовым квартетом и ансамблем музыки барокко «Collegium Quodlibet». В случае «quidlibet», что в переводе означает «как угодно», воплощен принцип музицирования эпохи «барокко», времен Телемана. Также он входил в состав и принимал участие в записях нескольких альбомов джазрокового коллектива из Чехии Blue Effect. Занимается Йиржи и сольной практикой в Jiří Stivín & Co, организовал группу с Rudolfem Daškem - System Tandem, которая была очень тепло встречена как публикой так и профессионалами с разных европейских фестивалей.
Чаще всего в связи с Йиржи Стивином произносится слово «мультиинструменталист», что, конечно, связано с его универсальностью, которая никогда не проявляется в ущерб качеству. Интересно, что в отличие от большинства, Стивин пришел к серьезной музыке после джаза. «Окунулся» в барокко, уже будучи почитаемым «джазменом», и естественно «вписался» в нее, не отчуждаясь одновременно и джазу.
Несмотря на насыщенную концертную деятельность дома и за рубежом, где исполняет музыку почти всех музыкальных эпох и джаз, Стивин находит время и для педагогической деятельности. Преподает в пражской консерватории, делает воспитательные концерты для детей, где выступает также в роли пропагандиста импровизации. В рамках концертного сезона Пражского симфонического оркестра он представляет цикл концертов под названием «Флейты всех типов». В 1999 году, во Вшенорех, в здании бывшей мельницы, унаследованной им от родителей, он основал «Центр импровизации искусств». Целью этого начинания не была попытка массового обучения, а скорее стремление Стивина создать почву, открытую эксперименту и поиску.
Йиржи Стивин является участником традиционного музыкального фестиваля « Пражская весна»
28 октября 2007 Президент Республики Вацлав Клаус наградил Стивина
орденом "За заслуги перед государством в сфере искусства и культуры".
Discography
* Coniuctio – Blue Effect & Jazz Q, Supraphon, 1970 (reedice Bonton, 2001)
*Kingdom 0f Life - Blue Effect (Blue Effekt),Supraphon 1971
* Stivín & Co. Jazz System/Vladimír Tomek s přáteli, Panton, 1971
* 5 ran do čepice – Stivín, Phillips, Dašek, Seifert, Vitoch, Vejvoda, Supraphon, 1972
* Our System Tandem – Jiří Stivín & Rudolf Dašek, RCA, 1974
* System Tandem – Jiří Stivín & Rudolf Dašek, JAPO, 1975
* Koncert v Lublani – System Tandem Stivín & Dašek, Supraphon, 1976 (reedice Bonton, 1996)
* Zvěrokruh – Jiří Stivín/Gabriel Jonáš/Kühnův smíšený sbor/Talichovo kvarteto, Supraphon, 1977 (reedice Bonton, 1997)
* Rozhovory – Jiří Stivín/Tony Scott/Rudolf Dašek, Supraphon, 1981
* Výlety – Jiří Stivín & Pierre Favre, Supraphon, 1981
* 33 - Modry Efekt (Blue Effekt), 1981
* G.Ph.Telemann: Koncertantní skladby se zobcovou flétnou – Jiří Stivín/Pražský komorní orchestr, Supraphon, 1981
* J.S.Bach: Koncert F dur pro cembalo, 2 zobcové flétny a smyčcové nástroje, Supraphon, 1982
* Antonio Vivaldi: Six Flute Concertos, op.10 – Jiří Stivín/Slovenský komorný orchester, Opus, 1983 (reedice 1993)
* Zrcadlení – Mirka Křivánková – Jiří Stivín & Co., Supraphon, 1984
* Status Quo Vadis – Stivín/Pavlíček/Kryšpín/Havel/Bittová, Supraphon, 1987
* Reunion – System Tandem (Stivín & Dašek), Supraphon, 1991
* G.P.Telemann: Baroque Festival and other Baroque Favourites, Naxos, 1989
* Antonio Vivaldi – Koncerty pro zobcovou flétnu– Jiří Stivín & Virtuosi di Praga, Supraphon, 1991
* Inspiration by Folklore – Jiří Stivín & Co. Jazz Quartet, ARTA Records, 1991
* G.P.Telemann: Recorder Suite in A Minor, Viola Concerto, Tafelmusik, Naxos, 1991
* Flétny v renesanční hudbě – Jiří Stivín, ARTA Records, 1992
* Two generations in Jazz – Jiří Stivín & Jiří Stivín, P&J Music, 1992
* Live in Reduta – Abrahamoviny – Jiří Stivín & Co., Lotos, 1992
* Pocta sv. Cecilii – Jiří Stivín & Collegium Quodlibet, Lotos, 1993
* Pocta sv. Cecilii II – Jiří Stivín & Collegium Quodlibet, SQS, 1995
* Flétny v barokní hudbě – Jiří Stivín & Václav Uhlíř, Amabile, 1995
* G.P.Telemann – Jiří Stivín & Petr Hejný & Pro Arte Antique Praha, Arta, 1995
* Brabec, Stivín, Hudeček play Vivaldi, Gaetano Delogu - Supraphon, CD, 1995
* Alchymia musicae – Jiří Stivín, Gabriel Jonáš, Pražský vokální kvartet, Talichovo smyčcové kvarteto, ARTA Records, 1995
* Bordertalk – Jiří Stivín, Rob van den Broeck, Ali Haurand, Konnex, 1994
* Telemann pro zobcovou flétnu, violu da gamba a smyčce, ARTA Records, 1995
* Mé mládí je u konce – Zobcové flétny v hudbě 17.století – Jiří Stivín & Václav Uhlíř, Supraphon, 1997
* Pohádky filmových princezen – Jiří Stivín, Supraphon, 1997
* Pocta sv. Cecilii 3 – Jiří Stivín & Collegium Quodlibet, SQS, 1997
* Jazz Quartet Live v AghaRTĚ – Jiří Stivín & Co., ARTA Records, 1997
* 20th Anniversary Tour European Jazz Ensemble, Konnex, 1997
* Pocta sv. Cecilii 4 – Jiří Stivín & Collegium Quodlibet, SQS, 1998
* Excursions II Twenty Years After – Jiří Stivín & Pierre Favre, P&J Music, 1998
* Pocta sv. Cecilii 5 – Jiří Stivín & Collegium Quodlibet, SQS, 1999
* PF 2000 Jiří Stivín hraje 2000 Poslechových Fteřin pro Vltavín, Vltavín, 1999
* Pocta sv. Cecilii 6 – Jiří Stivín & Collegium Quodlibet, SQS, 2000
* G.P.Telemann – Jiří Stivín & Collegium Quodlibet, Supraphon, 2000
* Just the Two Of Us – Jiří Stivín & Ali Haurand, Konnex, 2001
* European Jazz Ensemble 25th Anniversary Tour, Konnex, 2002
* Cesty do hlubin hudební minulosti – Jiří Stivín & Collegium Quodlibet, Arta, 2002
* Telemann – Vivaldi – Bach – Hudeček - Stivín - Hasenörl, SQS, 2003
* Jazz System - Jiří Stivín & Co - Multisonic 2004
орденом "За заслуги перед государством в сфере искусства и культуры".
Discography
* Coniuctio – Blue Effect & Jazz Q, Supraphon, 1970 (reedice Bonton, 2001)
*Kingdom 0f Life - Blue Effect (Blue Effekt),Supraphon 1971
* Stivín & Co. Jazz System/Vladimír Tomek s přáteli, Panton, 1971
* 5 ran do čepice – Stivín, Phillips, Dašek, Seifert, Vitoch, Vejvoda, Supraphon, 1972
* Our System Tandem – Jiří Stivín & Rudolf Dašek, RCA, 1974
* System Tandem – Jiří Stivín & Rudolf Dašek, JAPO, 1975
* Koncert v Lublani – System Tandem Stivín & Dašek, Supraphon, 1976 (reedice Bonton, 1996)
* Zvěrokruh – Jiří Stivín/Gabriel Jonáš/Kühnův smíšený sbor/Talichovo kvarteto, Supraphon, 1977 (reedice Bonton, 1997)
* Rozhovory – Jiří Stivín/Tony Scott/Rudolf Dašek, Supraphon, 1981
* Výlety – Jiří Stivín & Pierre Favre, Supraphon, 1981
* 33 - Modry Efekt (Blue Effekt), 1981
* G.Ph.Telemann: Koncertantní skladby se zobcovou flétnou – Jiří Stivín/Pražský komorní orchestr, Supraphon, 1981
* J.S.Bach: Koncert F dur pro cembalo, 2 zobcové flétny a smyčcové nástroje, Supraphon, 1982
* Antonio Vivaldi: Six Flute Concertos, op.10 – Jiří Stivín/Slovenský komorný orchester, Opus, 1983 (reedice 1993)
* Zrcadlení – Mirka Křivánková – Jiří Stivín & Co., Supraphon, 1984
* Status Quo Vadis – Stivín/Pavlíček/Kryšpín/Havel/Bittová, Supraphon, 1987
* Reunion – System Tandem (Stivín & Dašek), Supraphon, 1991
* G.P.Telemann: Baroque Festival and other Baroque Favourites, Naxos, 1989
* Antonio Vivaldi – Koncerty pro zobcovou flétnu– Jiří Stivín & Virtuosi di Praga, Supraphon, 1991
* Inspiration by Folklore – Jiří Stivín & Co. Jazz Quartet, ARTA Records, 1991
* G.P.Telemann: Recorder Suite in A Minor, Viola Concerto, Tafelmusik, Naxos, 1991
* Flétny v renesanční hudbě – Jiří Stivín, ARTA Records, 1992
* Two generations in Jazz – Jiří Stivín & Jiří Stivín, P&J Music, 1992
* Live in Reduta – Abrahamoviny – Jiří Stivín & Co., Lotos, 1992
* Pocta sv. Cecilii – Jiří Stivín & Collegium Quodlibet, Lotos, 1993
* Pocta sv. Cecilii II – Jiří Stivín & Collegium Quodlibet, SQS, 1995
* Flétny v barokní hudbě – Jiří Stivín & Václav Uhlíř, Amabile, 1995
* G.P.Telemann – Jiří Stivín & Petr Hejný & Pro Arte Antique Praha, Arta, 1995
* Brabec, Stivín, Hudeček play Vivaldi, Gaetano Delogu - Supraphon, CD, 1995
* Alchymia musicae – Jiří Stivín, Gabriel Jonáš, Pražský vokální kvartet, Talichovo smyčcové kvarteto, ARTA Records, 1995
* Bordertalk – Jiří Stivín, Rob van den Broeck, Ali Haurand, Konnex, 1994
* Telemann pro zobcovou flétnu, violu da gamba a smyčce, ARTA Records, 1995
* Mé mládí je u konce – Zobcové flétny v hudbě 17.století – Jiří Stivín & Václav Uhlíř, Supraphon, 1997
* Pohádky filmových princezen – Jiří Stivín, Supraphon, 1997
* Pocta sv. Cecilii 3 – Jiří Stivín & Collegium Quodlibet, SQS, 1997
* Jazz Quartet Live v AghaRTĚ – Jiří Stivín & Co., ARTA Records, 1997
* 20th Anniversary Tour European Jazz Ensemble, Konnex, 1997
* Pocta sv. Cecilii 4 – Jiří Stivín & Collegium Quodlibet, SQS, 1998
* Excursions II Twenty Years After – Jiří Stivín & Pierre Favre, P&J Music, 1998
* Pocta sv. Cecilii 5 – Jiří Stivín & Collegium Quodlibet, SQS, 1999
* PF 2000 Jiří Stivín hraje 2000 Poslechových Fteřin pro Vltavín, Vltavín, 1999
* Pocta sv. Cecilii 6 – Jiří Stivín & Collegium Quodlibet, SQS, 2000
* G.P.Telemann – Jiří Stivín & Collegium Quodlibet, Supraphon, 2000
* Just the Two Of Us – Jiří Stivín & Ali Haurand, Konnex, 2001
* European Jazz Ensemble 25th Anniversary Tour, Konnex, 2002
* Cesty do hlubin hudební minulosti – Jiří Stivín & Collegium Quodlibet, Arta, 2002
* Telemann – Vivaldi – Bach – Hudeček - Stivín - Hasenörl, SQS, 2003
* Jazz System - Jiří Stivín & Co - Multisonic 2004