JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Исторические Органы - 13 Октября 2010

Исторические Органы

Добавил санди 13.10.2010 в 21:51




   Орга́н (лат. organum из греч. όργανον ― «инструмент, орудие») — клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный среди всех музыкальных инструментов. Ввиду своего размера, широкого диапазона звуковых частот, богатству тембров и обилию музыкально-исполнительских средств, орган занимает первое место среди всех музыкальных инструментов и по праву называется «королём инструментов».
   Духово́й орга́н (англ. pipe organ) — термин, использующийся для отличия органа от электронных орга́нов, имитирующих звуки органа. Немного истории. Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis — «водный орган») изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296—228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона. Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь.
   В VIII веке Византия славилась своими органами. Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.
   Состоит орган из: Пульта («шпильтиш» от нем. Spieltisch или органная кафедра) —содержит все необходимые для органиста средства, набора мануалов (Hauptwerk, Oberwerk, Rückpositiv , Hinterwerk, Brustwerk,  Solowerk и другие)  ,  педальной  клавиатураы для игры ногами  ,  включателей регистров, копуллы, швеллера, банка памяти регистровых комбинаций , готовых регистровых комбинаций, тутти (от итал. Tutti — все) — кнопки включения всех регистров и копул органа, труб и регистров.  
   В Советском Союзе в течении 1978 – 1986  годов Всесоюзная студия  «Мелодия» провела запись целого ряда исторических инструментов данного класса в церквях Латвии и Эстонии.  В результате чего появились серии пластинок (более 30 наименований по Эстонии и около 20  по Латвии) выпущенных очень ограниченным тиражом, который не превышал 5000 экземпляров, что, согласитесь, для такой огромной страны было практически незаметно.  Чаще же  всего тираж состоял всего-лишь из нескольких сотен копий. Большинство записей из этой серии, скорее всего, уже канули в Лету.
   Разными были и состояния записываемых инструментов. Одни звучали очень уверенно , в других чувствовалась «старческая усталость». Самый древний из записанных в Прибалтике инструментов относится к 1855 году постройки, дело рук мастера из Елгавы – Карла Битнера и находится в церкви города Валтайка (здание 1792 года постройки является памятником архитектуры). Валтайский орган радует глаз светлым элегантным проспектом. Другие инструменты несколько моложе ,  постройка многих относятся к 60 гг. XIX столетия, а самый «молодой»из  записанных в этой серии, относится к 1931 году постройки, является произведением рук польского мастера Вацлава Бернацкого, и находится в католической церкви города Ликсна.



   Что интересно по всей Европе проводились подобные записи, где учитывалось не только исполнительское мастерство музыкантов,  но в первую очередь  древность этих духовых клавишных инструментов. Так  удалось найти издания из Чехии, Словакии, Финляндии, Германии, Великобритании, Италии, Франции и даже в Португалии. Уникальность этих записей не передаваема словами. Но жемчужиной европейской коллекции является  запись старейшего среди действующих органов (построен в 1390  и  реконструирован в 1465 году)  , который находится в замке Валерии  и с тех пор остался практически без изменений. От первоначального инструмента построенного в бургундском стиле осталось 135 труб. Орган имеет один мануал (45 клавиш) и педаль (всего 9 клавиш, хотя охватывает диапазон в октаву, часть "черных" клавиш отсутствует - темперированного строя , тогда еще не было). на этом инструменте , в  исполнении Алберта Боллигера была записана  музыка 1450-1750 годов!!!



   Предлагаю всем желающим принять участие в восстановлении коллекций записей древних клавишно-духовых инструментов.
   Автор темы глубоко благодарен Александру Цветкову сохранившему эту коллекцию для слушателей.




Серия пластинок "Исторические Органы Латвии"

Eesti Orelid 1. 1974
Eesti Orelid 2. Salvestatud Estonia kontsedisaali 1976
Eesti Orelid 3. Viljandi Pauluse 1973
Eesti Orelid 4. Rõuge 1978
Eesti Orelid 5. Suure-Jaani 1981
Eesti Orelid 6. Räpina 1976
Eesti Orelid 7. Kaarli, Tallin 1980
Eesti Orelid 8. Kullamaa 1976
Eesti Orelid 9.  Taagepera 1977
Eesti Orelid 10. Rakvere
Eesti Orelid 11. Põltsamaa
Eesti Orelid 12. Kõpu
Eeasti Orelid 13. Pilistvere 1979
Eesti Orelid 14. Vönnu 1979
Eesti Orelid 15. RAT "Vanemune" kontserdisaali 1978
Eesti Orelid 16. Luhusuu 1981
Eesti Orelid 18. Kanepi 1982
Eesti Orelid 19. Vöru 1982
Eesti Orelid 20. Tartu Muusikakooli 1984
Eesti Orelid 21. Rapla 1983
Eesti Orelid 22. Keila 1985 
Eesti Orelid 23. Kolga-Jaani 1985
Eesti Orelid 24. Paide
Eesti Orelid 25. Niguliste 1985
Eesti Orelid 26. "Estonia" Kontserdisaali
Eeasti Orelid 27. Hageri 1989
Eesti Orelid 28. Järva-Madise 1988
Eesti Orelid 29. Kadrina 1990
Eesti Orelid 30 Otepää 1990
Eesti Orelid 31. Harju-Madise 1990
Eesti Orelid 32. Emmaste 1991
Eesti Orelid 33. Kärdia


Серия "Czechoslovak Historic Organs"


8 комментария

Ronald Спам
14.10.2010 в 08:37 | материал
Спасибо,отличная тема! Но я не совсем с тобой согласен,у меня в городе есть органный зал ,концерты именно органной музыки бывают раз в 2-3 месяца.Приезжают в основном иностранцы ,иногда с русскими фамилиями и купить билеты на это действо архисложно.Зал всего 250 мест ,в остальное время проходят иные концерты классической музыки и чтения и ведь это при том,что есть ещё и филармонический оркестр со своим залом где абонементы проданы уже за месяц начала концертов! Многие люди просто очень далеко отошли от классики,которая раньше звучала по радио(???) и теле(сейчас канал Культура,который мало кто включает),весь парадокс в том,что и в отличии от винила на СД очень сложно найти(увидеть)в рядовом магазине приличную классику.На виниле у меня навскидку не менее 200 дисков,а вот на СД всего штук 5 dry Кому это выгодно я не знаю,но оглупление народа с помощью недостатка информации налицо.Вот вспомни как многих заинтересовал киевский композитор(и ныне живущий ) Сильвестров...А многие ли слышали Шнитке,Губайдулину,Денисова и это я о современниках angry
санди Спам
14.10.2010 в 08:53 | материал
то была шутка про преобладание количества музыкантов над количеством слушателей, но, но, но... а вот мы посмотрим на количество скачиваний этого материала и сделаем более объективный вывод.
Ronald Спам
14.10.2010 в 08:56 | материал
Полностью согласен с тобой,я то же что-нибудь добавлю,а ты уж пожалста воткни ссылку в тему smile
recluse Спам
15.10.2010 в 12:00 | материал
Очень интересная подборка. Сам люблю слушать орган в нашем Кафедральном костеле. Интересно сравнивать звучание инструментов. Ведь в каждом храме он звучит по-разному. Это вам не студии, это - живая музыка!
Спасибо, Саша! respect
санди Спам
15.10.2010 в 12:20 | материал
Пожалуйста, Валерий! рад, что за два дня уже столько откликов было. Выложил где-то половину из запланированного.
санди Спам
12.11.2010 в 21:27 | материал
Вот запятую в теме поставил. Сделаем перерыв? Подольше.
Остались ещё материалы по Англии и Португалии, но они без оформления . Т.е. вообще без намёка на картинку, исполнителя и чаще без названия произведений, только название города из которого запись сделана. Так что... подождём. А я займусь пока другими темами.
Novalis Спам
12.11.2010 в 22:11 | материал
Да. Я бы даже так сказал: поставим точку с запятой - ";" Интересно было бы ещё послушать Скандинавские органы.
санди Спам
13.11.2010 в 00:32 | материал
Юра, есть записи из Финляндии, но финны не относятся к скандинавам, а их записи не относятся к категории "исторические". Там всё очень современно.

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: