JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ IQ - 25 Апреля 2014

IQ

Добавил recluse 25.04.2014 в 23:36

Одна из наиболее замечательных нео-прогрессивных групп. На мой взгляд, ее творчество - лучшее, что вообще смог предложить данный жанр прогрессива. И хотя начинали IQ, находясь в тени своих cоотечественников Marillion, однако в 90-е гг. они намного превзошли своих друзей-соперников.
 
Истоки группы идут еще  с 1977 года, когда, встретившись на концерте Genesis, гитарист Майкл Холмс и вокалист Питер Николс решили организовать свой собственный проект, который бы играл прогрессивный рок. Смелая идея в годы расцвета диско и панка! Была создана группа THE LENS. Ее первая репетиция состоялась в  1979 году. Играл ансамбль музыку своих кумиров - по большей части инструментальную, разве что Питер  пытался петь. В основном же Николс на сцене играл, как Питер Гэбриэл, меняя маски, костюмы, грим - и представлял композиции. Персонал THE LENS, как водится, частенько менялся, но почти во всех  его вариантах присутствовали басист Лес Маршалл и пианист Мартин Орфорд, который по ходу дела овладел в совершенстве игрой на флейте, да и гитарой орудовал неплохо. Вскоре Николс ушел, остальные же выступали и сочиняли. Фрагменты своих ранних творений в переработанном виде музыканты позже использовали в записях IQ. Однако что-то пошло вкривь и вкось, и в 1981-м году THE LENS прекратил свое существование.
 
Правда, Холмс, Орфорд не теряли надежды на продолжение своей карьеры. Возник вопрос о названии  нового коллектива.Не то чтобы кто-то из музыкантов группы страдал ярко выраженной гениальностью, но в 1981-м году, когда вопрос о названии загнал всех в тупик, гитарист Майкл Холмс, изучавший в то время психологию, раскрыл один из учебников и ткнул пальцем вслепую. Перст уперся в две прописные  буквы, каковые польстили каждому.
 
Найти барабанщика и басиста особых проблем не составляло, с вокалистами же  было похуже. На нескольких концертах Мартин пел сам - голос у него весьма неплох, - но потом Майкл принес свежую идею: пригласить Пита Николса. Холмсу очень пришлось по душе то, что их былой соратник вытворял на сцене с группой THE SAME CURTAIN. Вытворял же он многое, научившись не только петь и писать тексты, но и играть на нескольких инструментах. Поколебавшись, Пит согласился на предложение друзей, решив, что IQ, пожалуй, грозит более светлое будущее.
 
Первый диск группы вышел в 1983 г. Он не так могуч как первая работа Мариллион,но в период царствования новой волны это был глоток свежего воздуха. Дженезис уже сказали всё что можно было сказать. Из тех, кто продолжил лучшие традиции Дженезис были только АйКью и Мариллион.После концертов в Лондоне место за барабанной установкой надолго занял Пол Кук.

На группу положили глаз журналисты из "Melody Maker", попросившие одну из композиций для пластинки, придававшейся к еженедельнику. IQ не сплоховали и втюхали составителям диска композицию "Beef In  Box" со своего первого альбома "Seven Stories Into Eight", вышедшего только на кассете.
 
Команда стала регулярно украшать собой сцену легендарного клуба "Marquee". Гастроли на разогреве у легендарных THE ENID тоже дали о себе знать. Изголодавшиеся по чистому арт-року меломаны моментально влюблялись  в сценическое шоу IQ и их эпические произведения вроде "The Enemy Smacks".  Эта вещь выделяется в  репертуаре ансамбля и сегодня. Подобные опусы и составили дебютную пластинку коллектива "Tales From The Lush Attic", записанную летом 1983-го всего за пять дней. Выступления на телевидении породили слухи о том, что команда вот-вот рванет за океан, но - пока еще не вся Британия лежала у ног. Не вся - но частично. Помаленьку стали расцветать фан-клубы коллектива, который оценил порывы поклонников  регулярным выпуском специальных коллекционных синглов. Причем, стоит заметить, что обложки пластинок оформлял (и продолжает оформлять) сам Николс. Бесконечные концерты на родине увенчались новогодним - с 1984-го на 1985-й - выступлением на уже привычной сцене "Marquee". Правда, репертуар обычным назвать никак нельзя было, так как квинтет удивил зрителей не только и не столько собственными творениями, сколько исполнением классики GENESIS, MOTORHEAD и даже SEX PISTOLS!
 
Следующий альбом группы "The Wake" (1985) получился чуть слабее первенца, хотя тоже имел успех у публики. Однако, отношения в составе накалились - и в результате постоянных склок с басистом Тимом Эсоу Пит Николс ушел и создал группу Niadem's Ghost. Правда, выступала она без успеха. Заменили его оперативно: говорят, что Пол Менел попросту был единственным, кто  явился на прослушивание. Певец был хорошим, но заменить Николса было невозможно. Следующий альбом "Nomzamo" был не таким уже плохим, однако не достиг успеха двух предыдущих. Менел в своих текстах предпочитал социальную тематику. В Англии это не оценили, но в Франции и Германии работа пошла на "ура", а в Швейцарии музыкантов попросили сыграть вместе с GENESIS на легендарном фестивале в Монтре.
 
Однако, работа над следующим альбомом йшла очень тяжело. Усилия вышли, к сожалению, оказались напрасными.  В 1989 году  выходит слабейший альбом группы под символическим названием "Are You Sitting Comfortably?". Под такую музыку ни сидеть, ни стоять, ни бегать с комфортом невозможно. Это был провал. Немного исправил репутацию группы вышедший немного позже сборник неизданных вещей. Музыканты решили на некоторое  время взять перерыв. Мартин Орфорд присоединился к JADIS, Менел и Эсоу отправились по своим делам..
  
Впрочем, 6 января 1990-го группа решила уважить администрацию "Marquee" и выступить одноразово, так сказать. Бас по такому случаю взял старина Лес Маршалл, а петь пришлось Мартину - но когда очередь дошла до двух последних песен, к микрофону вышел... Питер Николс. Публика обезумела. Гранд-финал, казалось бы, да вот только один из французских поклонников решил организовать концерт IQ у себя на родине, попросив группу явиться в классическом составе. Подумали-подумали - и явились. И до того ж хорошо им было играть вместе, что парни стали размышлять о воссоединении. Неизвестно, до чего бы додумались, если б не случилось несчастье: неожиданно умер Маршалл. И именно в его память было решено продолжать общее дело.
 
Логичной заменой стал Джон Джовитт из JADIS, хорошо знакомый с репертуаром IQ. В это же время Орфорд, дабы больше не напрягаться с изданием собственной продукции учредил совместно с коллегами фирму Giant Electric Pea, которая заключила контракты еще с несколькими коллективами прогрессивного жанра. Первым же диском предприятия стала новая программа IQ "Ever", увидевшая свет в 1993-м году. Эта работа продемонстировала,что группа опять вернулась в лидеры нео-прогрессива. Многие обозреватели считают эту работу лучшей в истории ансамбля.

С этого момента начался настоящий взлет ансамбля - популярности же его среди более широкой аудитории способствовало участие Джовитта и Орфорда в группе Джона Уэттона. Отчет о проделанной работе IQ предъявили в 1996-м, выпустив "Forever Live", отличную видео- и аудиозапись своего концерта в Германии. Можно было открывать новую главу в истории команды. И ее открыли год спустя: в 1997-м был издан  двойной концептуальный альбом "Subterranea", собравший восторженные рецензии во всем мире.Более того, одарив поклонников двумя сборниками редких студийных и "живых" записей в 1999-м году, в 2000-м квинтет выпустил концертную версию "Subterranea": до них целиком и полностью концептуальные  программы со сцены представляли только уже упомянутые PINK FLOYD ("The Wall") и GENESIS ("The Lamb Lies Down On Broadway").
 
Восторженные оценки обозревателй получил и следующий альбом IQ "The Seventh House", который был записан в классическом составе: Peter  Nicholls(вокал), Martin Orford (клавишные, флейта, бэк вокал), Mike Holmes (соло-гитара,  клавишные), John Jowitt (бас, бэк вокал), Paul Cook (ударные инструменты).
 
Успехом пользовался и следующий альбом группы "Dark matter". Здесь выделяется потрясающая эпическая вещь "Harvest of Souls" - одна из лучших в истории нео-прогрессива. После записи этой работы последовал большой концертный тур, по результатам которого был выпущен двойной DVD "On stage".
 
Однако после окончания тура в июне 2007 г. группу оставил Мартин Орфорд. Он бы недоволен постоянными переездами, высказывался, что прогрессивный рок исчерпал свой творческий потенциал. Вместо него в группу пришел клавишник Марк Вестворт из известной прог-группы Darwin's Radio. Еще раньше, в начале 2005 г. перед концертным туром группу оставил Пол Кук. Вместо в него в группу пришел Энди Эдвардс.

Несмотря на все трудности и смены состава, в 2009 году выходит очередной альбом группы "Frequency". Вместе с ветеранами Николсом, Джовитом и Холмсом в записи альбома приняли участие драммер Энди Эдвардс,клавишник Марк Вестворт. Добротная работа, хотя (ИМХО) с некоторым оттенком усталости. Поэтому не случайно,что после гастролей группа опять взяла небольшой "тайм аут". В прошлом году Холмс записал под маркой The Lens фактически сольный альбом, Джовитт принимал участие как гость в записи нескольких альбомов. В частности, он записал вместе со своей первой группой Ark неплохой альбом "Wild untamed imaginings". 
 
16 января 2010 г. музыканты IQ получили специальную награду от "The Classic Rock Society", как лучшая группа 2009 года, а альбом  "Frequency" был назван лучшим альбомом. Опять произошли изменения в составе. Еще в конце 2009 г. в групу вернулся барабанщик Пол Кук, а в декабре 2010 г. Марк Вестворт в последний раз сыграл на концерте группы и объявил об своем уходе. Новым клавишником IQ cтал Neil Durant из команды Sphere3. Сейчас официальный сайт группы на реконструкции. По некоторым неоффициальным данным группа собирает материал для записи своего нового альбома.

 
Дискография

Cтудийные работы:
 
Tales From The Lush Attiс (1983)
The Wake (1985)
Nomzamo (1987)
Are You Sitting Comfortably? (1989)
Ever (1993)
Subterranea (1997)
The Seventh House (2000)
Dark Matter (2004)
Frequency (2009)
The Road of Bones (2014)

Live Albums

Living Proof (live) (1986)
J'ai Pollette D'arnu (1991) (b-sides and live tracks)
Forever Live (1996)
Subterranea : The Concert (2000)
The Archive Collection: IQ20 (2003) ("official bootleg" of live concert)
The Wake in Concert (2010)




 

5 комментария

букварь Спам
07.01.2011 в 17:56 | материал
Мне в своё время очень крупно не повезло. Я начал слушать эту великолепную группу именно с альбома 1989 года. Потом я, конечно, прослушал остальные. Но первое впечатление было очень скверным. Вот ведь как бывает. biggrin
Жих Спам
08.01.2011 в 22:18 | материал
Как-то так получилось, что со временем мои музыкальные пристрастия, за очень редким исключением, отдалились от Neo-prog'а. Но альбомы IQ остались в коллекции и я уверен что когда-нибудь я их переслушаю с огромным желанием и интересом. Самым лучшим из их дискографии считаю Subterranea.
букварь Спам
09.01.2011 в 00:05 | материал
А поначалу ведь он тебе не понравился. Помнишь?
p_v_ Спам
11.01.2011 в 12:52 | материал
Спасибо ! Переслушал все альбомы-очень добротный материал,каждый релиз хорош по своему,по мне слабых альбомов у них нет,даже Are You Sitting Comfortably (который очень ругают) просто великолепен.Слушать эту группу - одно наслаждение.В данном направлении могу посоветовать: Abel Ganz; Deyss
recluse Спам
11.01.2011 в 17:04 | материал
Вот только написал эту статью, а тут опять новость. 7 января Джон Джоуит опять покинул IQ и ищет новую группу. Неужели вернется в Jadis или будет выступать со своей первой группой Ark?

Оставить комментарий