Главные песни о вечном. John Lennon - "Instant Karma!"
Добавил санди 17.12.2015 в 16:37
Песня "Instant Karma!" ("Мгновенная карма") была издана 6 февраля 1970 года лейблом Apple Records и стала третьим синглом группы Plastic Ono Band Джона Леннона, начавшего карьеру сольного артиста параллельно с деятельностью в составе The Beatles.
К
тому времени легендарная "ливерпульская четвёрка” уже больше года
находилась в состоянии "полураспада” - первые серьёзные трения между
членами группы начались ещё во время записи двойного альбома ”The
Beatles” в 1968 году, но тогда конфликт внутри коллектива удалось
уладить и группа продолжила своё существование. Основной причиной
разногласий между музыкантами стали их авторские амбиции, естественным
образом появившиеся у всех участников группы в процессе творческого
развития коллектива и всё более возраставшие по мере обретения каждым из
"битлов” своей творческой индивидуальности.
Коллективное творчество, которым славились The Beatles раньше, постепенно переросло в индивидуальную работу каждого из музыкантов в рамках группы, чётко знавшего как и что ему играть, и как должна звучать та или иная композиция. Помимо творческих разногласий также нарастала личная напряжённость в отношениях между музыкантами. Зачастую на сеансы в студию звукозаписи участники группы приходили порознь, чтобы поработать над собственными песнями или записать партии своих инструментов в композиции кого-то из The Beatles. Основные трения происходили, естественно, между Джоном Ленноном и Полом МакКартни - основными композиторами и безусловными лидерами группы. Общение Леннона с японской художницей-авангардисткой Йоко Оно, начавшееся в 1966 году на одной из её выставок в Лондоне, стремительно переросло в любовную связь и женитьбу и со временем влияние Йоко на Джона становилось всё более очевидным, проявляясь в стремлении Леннона выражать их общие с супругой увлечения экспериментальным творчеством и авангардным искусством в музыке The Beatles. Записанная Джоном и Йоко композиция "Revolution 9” в первоначальном варианте длилась более двадцати минут и Леннон планировал заполнить ей целую сторону двойного альбома ”The Beatles”. Однако после протестов со стороны остальных участников группы продюсер Джордж Мартин смонтировал из плёнки Леннона и Оно, содержавшей авангардный набор шумов и звуков и почти не имевшей отношения к музыке как таковой, фонограмму на восемь с половиной минут, удовлетворившей, в той или иной степени, всех и "Revolution 9” была включена в альбом.
Коллективное творчество, которым славились The Beatles раньше, постепенно переросло в индивидуальную работу каждого из музыкантов в рамках группы, чётко знавшего как и что ему играть, и как должна звучать та или иная композиция. Помимо творческих разногласий также нарастала личная напряжённость в отношениях между музыкантами. Зачастую на сеансы в студию звукозаписи участники группы приходили порознь, чтобы поработать над собственными песнями или записать партии своих инструментов в композиции кого-то из The Beatles. Основные трения происходили, естественно, между Джоном Ленноном и Полом МакКартни - основными композиторами и безусловными лидерами группы. Общение Леннона с японской художницей-авангардисткой Йоко Оно, начавшееся в 1966 году на одной из её выставок в Лондоне, стремительно переросло в любовную связь и женитьбу и со временем влияние Йоко на Джона становилось всё более очевидным, проявляясь в стремлении Леннона выражать их общие с супругой увлечения экспериментальным творчеством и авангардным искусством в музыке The Beatles. Записанная Джоном и Йоко композиция "Revolution 9” в первоначальном варианте длилась более двадцати минут и Леннон планировал заполнить ей целую сторону двойного альбома ”The Beatles”. Однако после протестов со стороны остальных участников группы продюсер Джордж Мартин смонтировал из плёнки Леннона и Оно, содержавшей авангардный набор шумов и звуков и почти не имевшей отношения к музыке как таковой, фонограмму на восемь с половиной минут, удовлетворившей, в той или иной степени, всех и "Revolution 9” была включена в альбом.
После
этого случая Леннон и Оно принялись выпускать свои околомузыкальные
работы сами, издав две пластинки под общим названием "Unfinished Music”
("Неоконченная музыка”), а также "Wedding Album” ("Свадебный альбом”), в
которых музыкой можно назвать лишь запись концерта в Джона и Йоко,
занявшей одну сторону пластинки "Unfinished Music №2: Life with the
Lions”. Вдоволь наэкспериментировавшись, Леннон возвращается к более
традиционному формату своего музыкального творчества и песня "Give Peace
а Chance”, исполненная им, Йоко и их друзьями во время акции "Bed-In” в
Монреале, выходит под маркой группы Plastic Ono Band, на тот момент ещё
не существовавшей. После записи "битловского” альбома "Abbey Road”
Леннон предлагает выпустить под маркой The Beatles сингл с его песней
"Cold Turkey” ("Ломка”, на сленге наркоманов), в которой Джон подробно
описывает свои ощущения во время героиновой ломки, которую он пережил
борясь с наркозависимостью, полностью сыгранную и записанную им
самостоятельно. Пол МакКартни отказывает Леннону, сочтя его песню
излишне депрессивной по содержанию и слабой для The Beatles в
музыкальном плане. Этот конфликт стал "последней каплей”, переполнившей
"чашу терпения” Джона - он выпускает "Cold Turkey” под маркой Plastic
Ono Band и заявляет о своём желании покинуть The Beatles остальным
участникам группы. Его с большим трудом уговорили повременить с уходом
из группы, но с тех пор Леннон начинает самостоятельно записываться и
выступать с концертами под названием Plastic Ono Band с разными
музыкантами из круга общих друзей The Beatles.
На создание песни "Instant Karma!" Леннона вдохновила одна из его бесед с художниками-авангардистами и современными философами из круга знакомых Йоко Оно, выдвинувших гипотезу о том, что суть понятия "карма”, в многочисленных направлениях индийских религиозных учений трактуемое, как накопление всех поступков человека на протяжении жизни и влияющее на его новое воплощение после реинкарнации, в зависимости от характера этих поступков - неверна и в современном мире любое действие или поступок человека мгновенно отражается в его судьбе. В одно из интервью Джон пояснил свою идею так: "Все носятся с традиционным понятием кармы, но мне подумалось, что карма мгновенна и она влияет на судьбу здесь и сейчас. Меня в то время очень интересовала реклама, как вид искусства, и моя идея была представить карму в виде чего-то обыденного - растворимого кофе (instant coffee), например.”
На создание песни "Instant Karma!" Леннона вдохновила одна из его бесед с художниками-авангардистами и современными философами из круга знакомых Йоко Оно, выдвинувших гипотезу о том, что суть понятия "карма”, в многочисленных направлениях индийских религиозных учений трактуемое, как накопление всех поступков человека на протяжении жизни и влияющее на его новое воплощение после реинкарнации, в зависимости от характера этих поступков - неверна и в современном мире любое действие или поступок человека мгновенно отражается в его судьбе. В одно из интервью Джон пояснил свою идею так: "Все носятся с традиционным понятием кармы, но мне подумалось, что карма мгновенна и она влияет на судьбу здесь и сейчас. Меня в то время очень интересовала реклама, как вид искусства, и моя идея была представить карму в виде чего-то обыденного - растворимого кофе (instant coffee), например.”
В тексте песни Джон обращается к слушателям, призывая всех дорожить каждым мгновением своей жизни, не обращая внимание на ложные ценности материального мира и его искушения, а просто жить в согласии с другими людьми, отдавая себе отчёт в том, что все наши поступки немедленно вернутся к нам и расплата за всё совершённое нами наступит мгновенно и не стоит откладывать исправление собственных ошибок на потом, так как исправлять что-либо уже будет поздно. Под стать ритму музыки и напористое пение Леннона - он задаёт вопросы, которые терзают его самого и его поколение - его спокойное повествование, звучащее, как приговор, срывается в отчаянный вопль человека, потерявшего почву под ногами из-за непонимания близких ему людей, но находящего в себе силы восстать и "воссиять подобно луне, звёздам и солнцу". "Мы все излучаем свет! Все - каждый из нас!” - поёт в припеве Джон, повторяя эту фразу как мантру, как заклинание, превращая свой эмоциональный посыл в главную мысль песни. Сингл с песней "Instant Karma!" стал первой сольной пластинкой Джона Леннона достигшей третьего места в "горячей сотне” американского журнала Billboard и пятого в британском чарте сиглов, конкурируя во всех хит-парадах мира с "Let it Be” - последним синглом The Beatles, выпущенный перед официальным заявлением Пола МакКартни о распаде группы. Также сингл "Instant Karma!" стал первой сольной пластинкой участников The Beatles, тираж которой составил более одного миллиона копий.
"Instant
Karma!" стала второй в ряду песен-манифестов Джона Леннона, начатом
"Give Peace а Chance” ("Дайте миру шанс!”) и продолженном такими
композициями, как "Imagine” ("Представь”), "Power to the People”
("Власть народу!”) и "Happy Xmas (War Is Over)” ("Счастливого Рождества
(Война окончена)”), в которых музыкант рассуждал о вечных ценностях
человечества и высказывал свою точку зрения на проблемы, волновавшие
весь мир как на рубеже 60-х - 70-х годов прошлого столетия, так и
сейчас, почти полвека спустя.
© Влад Довлатов, 2015
© Влад Довлатов, 2015
Now I'm Here! ;-)