JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Genesis - 30 Июня 2011

Genesis

Добавил burgess 30.06.2011 в 12:46

Вклад GENESIS в развитие интеллектуальной рок-музыки трудно переоценить. Именно они направили в русло эпического арта на базе европейской классики астрально-авангардный прогрессив, открытый PINK FLOYD. И если ELP, FOCUS и другие пошли путем прямого синтеза современной музыки с классическими мотивами, используя приемы из наследия великих композиторов прошлого, то GENESIS, опираясь в целом на тот же фундамент, стали пионерами собственно АРТ-РОКА - совершенно нового музыкального искусства. Наряду с собственно музыкой на передний план вышел вокал. Габриэль впервые довел вокальное искусство в рок-музыке до совершенства. Наличие в пьесах группы большого количества персонажей, у каждого из которых должен быть "свой" голос, "свои" интонации, привело Питера к идее петь РАЗНЫМИ голосами, в зависимости от типажа героя. Отныне, в отличие от прямых проповедников классики, сформировался жанр, где присутствие вокала не просто обязательно, но где он играет не менее ведущую роль, чем инструментальные полотна. В итоге большинство альбомов GENESIS представляют собой своеобразные музыкальные сказки, где на фоне постоянно развивающихся событий инструментальных развивается смысловая Концепция действия с живыми персонажами, радующимися или горюющими, злорадствующими или сострадающими...
 
 
Тони Бэнкс, Питер Гэбриэль, Антони Филлиипс, Майк Резерфорд и Джонатан Сильвер. Они начали свои репетиции еще детьми в стенах знаменитой в Англии школы "Чартерхауз". Богатейшее английское музыкальное и литературное наследие прошлого, окружающая архитектура и природа, сами вековые стены "Чартерхауза", дышавшие готикой, - все откладывалось в сознании ребят и, несомненно, повлияло на их творчество. В 1967 году они отправили свое первое демо Джонатану Кингу (Jonathan King), наряду с Тони Страттон-Смитом (Tony Stratton-Smith), одному из самых передовых английских продюсеров. Кинг способствовал заключению контракта с фирмой DECCA Records, который за музыкантов, не достигших совершеннолетия, подписали их родители. Название для группы, а также тему для лирики - библейского характера - придумал также Джонатан Кинг.
 
Первый альбом называется "От (Книги) Бытия до Откровения (Иоанна)". Фирме DECCA не удалось заметить в творчестве школьников (диск записывался летом 1968 года, когда музыкантам было по 17 лет) каких-либо претензий на гениальность. Эта в целом прогрессивная записывающая компания в свое время отвергла BEATLES, и снова допустила одну из грубейших профессиональных ошибок, расторгнув в 1969 году контракт с GENESIS.
 
После фиаско с первой программой GENESIS почти повсюду, как и когда-то BEATLES, получили отказ. Но преображение группы, ее просто фантастический творческий рост не могли не заметить люди, разбирающиеся в музыке. Один из лондонских актеров, случайно оказавшись на одном из концертов GENESIS в парке пригорода столицы Ричмонда, был потрясен услышанным. Он посоветовал своему другу - звукорежиссеру и продюсеру CHARISMA Records Джону Энтони (John Anthony) - немедленно встретиться с группой. В это время Энтони работал уже с несколькими прогрессивными ансамблями, среди которых был легендарный VAN DER GRAAF, и в его обязанности входил также поиск новых имен этого направления. Результатом встречи стало подписание долгосрочного контракта группы с руководителем компании Тони Стрэттон-Смитом и смена барабанщика (Мэйхью вместо Сильвера).
 
Второй альбом GENESIS стал первым шедевром в дискографии. Шесть длинных перворазрядных эпических вещей представили слушателям совершенно новую группу, словно предыдущий проект отыграли какие-то другие случайные люди. Метаморфоза была просто сногсшибательной, и подобных прецедентов в истории рока больше никогда не встречалось.
 
После выхода пластинки ушли Филлипс и Мэйхью и вакантные места заняли те, кому суждено было завершить становление GENESIS как группы классического эпического арт-рока. Через отдел объявлений в "Melody Maker" были найдены гитарист-домосед Стив Хэккетт и актер юношеского театра "West End" ударник Фил Коллинз. Турне по альбому "Вторжение" было проведено с новыми музыкантами, в результате чего к группе и новому музыкальному направлению в целом огромный интерес проявили, наряду с Англией, Франция и Италия.
 
 
Очередной диск "Nursery cryme" закрепил стилистику второго альбома, а виртуозная и дерзкая игра новых музыкантов способствовала ускорению и усложнению класических сонатных форм GENESIS. Было завершено построение "фирменного" звучания с глубокими и развернутыми музыкальными картинами и удивительно разнообразным пением одного вокалиста.
 
В период записи следующего диска "Фокстрот" Габриэль вдруг увлекся безудержной фантазией, которая нашла отражение как в дальнейшем расширении его вокальной лирики, так и в сценическом образе.
 
Использование фронтменом GENESIS специфических костюмов, масок, причесок, в зависимости от характера героя песни, а также привлечение в созданный им рок-театр технических приспособлений - лебедок, цепей для подъема и полетам над сценой и др., помогли группе стать одной из самых визуально ярких.
 
Очередной шедевр вышел год спустя под названием "Продается Англия за фунт стерлингов", который стал своеобразным предвестником будущих GENESIS: здесь впервые партию лид-вокала в песне "More fool me" исполнил Фил Коллинз.

В конце 1974 года GENESIS выступили со своей самой глубокомысленной и развернутой работой - амбициозным музыкальным спектаклем "Заклание агнца на Бродвее" о сюрреалистических приключениях латиноамериканца по имени Rael в Нью-Йорке. Группа все чаще стала обращаться к современным социальным проблемам, порой пропуская свое видение окружающего мира через призму гротеска, проводя причудливые аналогии между прошлым, настоящим и будущим, подразумевая вечную ценность подлинной нравственности вне зависимости от технического прогресса цивилизации. Несмотря на гигантский успех (группа в течение полугода исполнила "Агнца" на сцене более 100 раз), этот альбом стал причиной ухода Габриэля из ансамбля.
 
Диск в оригинале задумывался как обычный одинарный генезисовский проект звучанием минут в 50-55, но появление в процессе работы большого числа музыкальных идей у всех инструменталистов привело их к мысли, что "Агнец" должен быть "двойным". Поэму необходимо было расширить, не нарушая ее целостности. В помощь Габриэлю был приглашен профессиональный поэт Martin Hall, тогда как до сих пор Питер был единоличным автором лирики группы. Такова официальная версия разрыва, хотя несколько месяцев спустя Габриэль и Холл стали друзьями, и тексты первых сольников певца были написаны ими также в соавторстве.

В чартсах "100 лучших рок-альбомов", опубликованных в 1991 году в "Melody Maker", альбом GENESIS 1974 года занял 8-е место. В двадцатке расположился и первый диск, записанный без Габриэля, "A trick of the tail". По словам Тони Стрэттон-Смита, Коллинз спел на нем более похоже на Габриэля, чем тот сам. Сохранилась музыкальная структура, а также социальная направленность текстов, автором которых теперь стал клавишник Тони Бэнкс. Одной из лучших в творчестве группы стала пьеса "Entangled", где главной героиней выступает медицинская сестра из... вытрезвителя, жалеющая и поддерживающая своих пациентов. В эти годы Коллинз еще находился под впечатлением незабываемых шоу Габриэля, сам выступал в образе некоего Робинзона Крузо в средневековых крестьянских одеждах, с длинной бородой, хотя и без масок.
 
Альбом 1976 года, удивительным образом передающий осеннее настроение, отображенное на его обложке, стал, пожалуй, даже интереснее прошлого. Большое количество удивительно красивых клавишных аранжировок в сочетании с богатой гитарной акустикой, окрепший вокал и уверенное продвижение вперед дорогой глубокого эпического арта продемонстрировали публике пример большой воли и прочности группы. Это придает GENESIS в целом гораздо большее значение, чем каждому отдельному участнику, сделавшим сольные карьеры и вне рамок коллектива. Было доказано, что фронтмен - это еще не ансамбль, и Габриэль своим уходом отнюдь не поставил крест на его карьере.
 
Более серьезной потерей для GENESIS стало решение Стива Хэккетта. Увы, сегодня это единственный музыкант группы, сумевший избежать влияния коммерческих настроений. Резерфорд же, будучи очень неплохим гитаристом вообще, не владел приемами гитарной классики. Диск с символическим названием "И тогда их осталось трое" (1978) получился самым изящным в творчестве GENESIS. Он замыкает собой шеренгу шедевров группы международного значения. В целом выдержанный в прежней манере, альбом стал бенефисом для Тони Бэнкса, клавишные аранжировки которого сумели вытянуть этот проект без гитары Хэккетта.
 
К этому времени в ансамбле усиливается влияние Коллинза, который до сих пор в создании произведений почти не участвовал. Самыми заурядными оказались песни альбома 1980 года, где автором представлялся он. С этих пор музыка GENESIS значительно упростилась. Чем это было вызвано - влиянием Коллинза ввиду огромного успеха его параллельной соло-карьеры, вездесущим призраком творческого кризиса или "желанием донести свою музыку до массового слушателя" (цитата от Резерфорда), трудно сказать. Ансамбль стал очень много гастролировать, собирать стадионы, а все реже выпускаемые альбомы полны высококачественных экспериментов с поп-музыкой, среди которых выгодно выделяется лишь проект 1983 года.
 
progressor.net
 
 
См. также
Genesis, 1972 - Live in Belguim TV (видео)
 

13 комментария

Гога9112 Спам
07.12.2009 в 11:01 | материал - Ответить
Честно говоря,сильно расстраивают меня подобные статьи! Первые 2 альбома Дженезис,которые я услышал вообще-были как раз ГЕРЦОГ и 1983. Они подействовали на меня,как удав КАА на бандерлогов. Они перевернули мои музыкальные вкусы и даже мировоззрение на 180 градусов! Да,шоу-бизнес и обыватель более всего любит скандалы,многочисленные разводы и любовные похождения,сьемки в кино,участие в экологических проектах и тусняках\с кем только не играл живчик-Филл\. Волей-неволей во всех этих разделах жизни и преуспел коммуникабельный Коллинз. И что-же? Популярность Дженезис достигла запредельных высот-стадионы были забиты,деньги полились рекой.Что в этом плохого?Какая артовая группа,кроме еще Пинк Флойд могла этим похвастать? В творческом плане лишь концерт АБАКАБ отошел от корней арт-рока, Все остальные творения Дженезис грандиозны!В том числе и гонимый всеми Герцог!
dmi51215406 Спам
01.07.2011 в 10:14 | материал - Ответить
поддерживаю! на мой взгляд "дюк" и "мама", а также в целом весь коллинзовский период самые интересные работы, т.к. зрелые без заумных экспериментов гэбриэла
recluse Спам
01.07.2011 в 20:38 | материал - Ответить
Игорь, да никто не говорит, что зарабатывать деньги - это плохо. smile Согласен, что работы 80-х гг. записаны отлично, но это не прог-рок. Попса она и в Африке попса. Я прослушал эти альбомы один раз лет 10 назад и после этого даже не думал к ним возвращаться. Так что все правильно Виталий (progressor) написал.
Жих Спам
01.07.2011 в 22:09 | материал - Ответить
Начиная с 80-х годов Genesis выпустили несколько просто отличных альбомов, имеющих правда лишь отдаленное отношение к настоящему прог-року. Это были хорошие альбомы, может быть отличные, может быть замечательные, но только не ВЕ-ЛИ-КИ-Е, их ВЕЛИЧИЕ осталось там в начале - середине 70-х, ну и конечно в наших сердцах и умах. Для большинства поклонников прогрессивного рока творчество группы делится на : до и после. Мой выбор - ДО! Foxtrot & Selling England By The Pound - Forever!!!
recluse Спам
01.07.2011 в 22:24 | материал - Ответить
Правда, каждый для себя определяет, когда началось это злосчастное ПОСЛЕ. Для меня - после ухода Стива Хэккета - наиболее талантливого и искусного музыканта группы (ИМХО).
Slavonn Спам
01.07.2011 в 22:45 | материал - Ответить
Quote
Правда, каждый для себя определяет, когда началось это злосчастное ПОСЛЕ.

А мой первый альбом который я купил на виниле по иронии был последним из которых я слушаю And Then There Were Three, эту работу я очень люблю, а вот дальше увы sad
Жих Спам
02.07.2011 в 10:02 | материал - Ответить
And Then There Were Three... - отличный альбом! Пусть без Хеккетта, зато Бенкс каков? Зажигает по полной, тут-то ему дали развернуться.
Гога9112 Спам
02.07.2011 в 12:08 | материал - Ответить
Жаркая дискуссия! Я уж два года назад,как тезисы обронил...и вот реакция! За эти годы еще больше полюбил все концерты GENESIS,кроме "Абакаб"..Recluse только один раз прослушал концерты 80-90 годов? Это большой казус и заблуждение..Вот как раз "классики" нео-прога современного разлива-для однократного прослушивания...Все больше в этом убеждаюсь. Увы!
Гога9112 Спам
06.09.2012 в 17:10 | материал - Ответить
Опрос по моей любимой группе открыли..И ..я растерялся..Потому как мне нравятся все альбомы этой гениальной команды,кроме двух(ABACAB и дебютного-дет.садовского)..Не знаю уж,как и отвечать..Кошмар! Прийдется идти на сделку с совестью,прости Господи! cry
burgess Спам
06.09.2012 в 22:56 | материал - Ответить
Тоже мне проблема... Кто-то один уже проголосовал за ВСЕ альбомы сразу. wacko
1 2 »

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: