JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Djam Karet - 26 Сентября 2009

Djam Karet

Добавил Novalis 26.09.2009 в 17:14

Cловосочетание Djam Karet, произносящееся как «джэм кэрэй» (взято из языка острова Бали, часть Индонезии), переводится примерно как эластичное, растягивающееся время. Одноименную группу из Калифорнии часто называют величайшей из неизвестных групп Америки. Их сравнивают с Pink Floyd, King Crimson, Ozric Tentacles, Porcupine Tree и многими другими грандами мирового арт-рока. Говорят, что они вдохнули новую жизнь в прогрессивный рок. Характерно, что им возносят хвалу представители самых разных музыкальных направлений. Среди прочих высказывание «New Age Voice»: «Djam Karet - неординарная группа. Они впитали мириады влияний, создав гипнотический симбиоз нью эйджа, фьюжна, хард-рока, электронной, этнической музыки, блюза и даже серф-музыки. У них нет двух похожих альбомов». Собственно, поэтому невозможно «подогнать» стиль группы под какое-то одно определенное музыкальное направление или жанр: их музыка эклектична (то есть нестандартная и впитавшая в себя широкий спектр музыкальных направлений) как сам прогрессивный рок.  

Один из основателей Djam Karet, барабанщик Чак Оукен (
Chuck Oken) начинал играть в начале 80-х в г. Клермонт (Калифорния) в группе Happy Cancer. Юные музыканты выступали в колледжах южной Калифорнии и окрестностей Лос-Анжелеса, много репетировали и работали над совершенствованием своего звука. В каком-то смысле музыка Djam Karet выросла из этих опытов. Со временем музыканты осознали бесперспективность первоначально выбранного ими названия и вскоре сменили его на Kafka's Breakfast. Эндрю Фрэнкл (Andy Frankel) играл на ксилофоне и прочей перкуссии (это он написал уже ставшую классикой Tangerine Rabbit Jam), Тэд Элленхорн (Ted Ellenhorn) - на гитаре. В таком составе был записан кассетный миньон «McMusic for the McMasses» (впоследствии переизданный на CD). Впрочем, довольно скоро Эндрю и Тед покинули группу, а Чак объединил усилия с Гэйлом Эллеттом (Gayle Ellett), еще одним местным талантом. Произошло это в начале 1983 года, и именно эту дату можно брать как новую «точку отсчета» в истории Djam Karet. Однако сами музыканты склонны считать рождением группы следующий, 1984-й год. На этот момент в коллективе, помимо Гейла Эллета (Gayle Ellett - гитара, клавишные) и Чака Оукена (Chuck Oken - ударные) значатся гитарист Майк Хендерсон (Mike Henderson) и басист Хенри Дж. Осборн (Henry J.Osborne).

Произведения группы того периода исполнялись в форме свободной импровизации, а жанрово классифицировались как гитарный инструментальный рок с текстурой восточной медитативной музыки. Рамки чисто прогрессивного рока оказались с самого начала тесными для коллектива; не меньше Djam Karet привлекала электронная музыка. Два начала боролись (или сочетались) в стилистике группы с переменным успехом, а в 1991-м музыканты решили разделить их, записав один электронный и один чисто роковый диск. Фанаты такое раздвоение коллективной творческой личности только приветствовали - мол, лучше, когда доктор Джекил и мистер Хайд существуют раздельно... Но не будем забегать вперед.



Следующий релиз, выпущенный в 1985 году снова на кассете, носил весьма

красноречивое название - No Commercial Potential (Коммерческий потенциал отсутствует - традиционный ответ лейблов на присылаемые им демо-записи).
Шестьдесят минут бескомпромиссных импровизаций, исполняемых спаренными гитарами на фоне репетитивной перкуссии. Эту запись некоторые истовые поклонники Djam Karet по сей день считают вершиной творчества группы - за атмосферу настоящего джема, спонтанность, некоторую сыроватость. Здесь уже присутствуют все элементы, составляющие формулу Djam Karet. Представьте себе соединение мощи King Crimson 1973-74 годов с текучестью и космичностью
Pink Floyd и ритмической энергией диска «Security» Peter Gabriel. Добавьте в смесь изрядную дозу современного индустриального рока, и вы получите звучание Djam Karet (мнение энциклопедии GEPR о группе).

В отличие от родных Штатов, британские прогрессивные «круги» принимали группу тепло, и в 1987-м году в результате одной из гастрольных поездок в Великобританию был записан концертный альбом «The Ritual Continues», выпущенный также самиздатом (снова кассета) и признанный «Electronic Musician Magazine» одним из лучших релизов года.
К прогрессивному року имеют отношение лишь несколько треков первой половины альбома: неторопливые гитарные соло на фоне расслабляющего ритма. Нечто похожее можно найти у ранних инструментальных Amon Duul II. Однако дальше всё отдано «на откуп» dark ambient и progressive electronic, ритм замедляется и приобретает психоделические оттенки. Таблы и ситары подчеркивают таинственность древнего шаманского ритуала, а гитарным джемам здесь уже не находится места. Музыка вступает в космические и этнические области, рождая некий образ индейского шамана, который в наркотическом экстазе совершает обряд вызывания священных духов предков. Финал альбома знаменует возвращение к обычной жизни с ее привычными звуками: журчанием ручья, утренним безмятежным щебетом птиц, ночными шорохами, которые опять-таки вкраплены в электронно-космическую текучую основу. CD-версия содержит два дополнительных трека времен «Happy Cancer».
Двумя годами позже вышел первый официальный CD Djam Karet – «Reflections From The Firepool». Было продано свыше семи тысяч копий - для самиздата это феноменальный результат! Диск удостоился хвалебных отзывов, а журнал «Rolling Stone» провозгласил его независимым альбомом года № 2. Музыка становится более разнообразной и изощренной, ставшие фирменным знаком сдвоенные гитарные партии сочетаются со всевозможными синтезаторными эффектами. Как и раньше, агрессивное и тяжелое гитарное звучание группы в начале альбома переходит в более электронную и атмосферную концовку. Все сыграно суперпрофессионально, что, безусловно повлияло на конечный результат: альбом очень гармоничен и слушается на одном дыхании. Электронное «Я» коллектива ярче всего представлено на титульной композиции. Интересно также взаимодействие гитары с фри-джазовым саксофоном на «Аll Doors Look Alike».




Следующие два диска – «Burning The Hard City» и «Suspension and Displacement» - вышли почти одновременно в конце 1991 года и, как мы уже говорили, представили две различные ипостаси группы. Первый альбом - зубодробительная экскурсия в тяжелый рок с анархическими гитарными соло, а второй - бесценный дневник мрачных, жутких эмбиентных саундскейпов
(журнал Expose). Альбом очень хорош, несмотря на некоторый отход группы от своего традиционного прогрессивного саунда. Отметим «Consider Figure Three» из второго релиза - это попытка средствами атмосферной электронной музыки пересказать университетскую лекцию по анатомии (!). «Burning The Hard City» же - блестящий образец прогрессивного инструментального гитарного рока. Даже клавишные используются в нем лишь эпизодически. Некоторые критики ставят группе в вину малый удельный вес импровизаций на этом диске, но здесь это скорее плюс, чем минус.

Вскоре после такой вспышки активности группа прекратила существование как квартет. В формате дуэта (
Gayle Ellett и Henry J.Osborne) Djam Karet выпустили «Collaborator» (1994). Впрочем, полностью отсутствовал лишь Оукен (Chuck Oken; Хендерсон (Mike Henderson) всё же принимал участие в создании диска, хотя и не в том объеме, чтобы считаться при этом полноправным членом коллектива. Как видно из названия, этот CD создан в соавторстве с другими музыкантами; интересно, что Djam Karet послужили крышей для большого числа авторов из лагеря электронной музыки. Среди них - Кит Уоткинс, Уолтер Холланд, Марк Андерсон, Карл Вейнгартен, Лорен Нерелл, Джефф Грейнке и Стив Роуч.
Сотрудничество строилось таким образом, что никто из перечисленных гостей не находился в студии вместе с группой. Их участие ограничивалось тем, что они присылали Djam Karet свои заготовки, скетчи - очень разные и никак не связанные друг с другом, а команда сама использовала их в соответствии со своими представлениями о том, как это должно выглядеть в структуре музыкальной ткани. Результат получился довольно цельным, Djam Karet удалось органично соединить свои и чужие идеи. По стилистике диск ближе всего к «Suspension and Displacement», но с одним серьезным отличием: гитары значительно меньше.
В 1997 году группа воссоединилась в оригинальном составе и подписала контракт с «Cuneiform Records». Новый CD «The Devouring», вышедший уже на «Cuneiform», получился довольно неровным, хотя встречен был более чем доброжелательно. Типичный «Джэмкэрэевский» прогрессив на этом альбоме перемежается с  музыкой
New Age; далее начинается длительный «заплыв» по территориальным водам Pink Floyd и их современных последователей во главе с Porcupine Tree. Сходство с ранними работами последних довольно очевидно.
В 1998 году Djam Karet, выступая на западном и восточном побережьях США, записали 25 и 26 сентября в Baltimore's Orion Sound Studios концертный альбом «Live At Orion» (выпущен Cuneiform в 1999-м). Трек-лист представляет в основном прог-роковую сторону ранних работ группы. Коллектив активно включился в фестивальное движение, выступив на «Day Zero» в рамках фестиваля ProgDay в 1999 году (Сан-Франциско), на NEARfest'e в 2001 и в 2002 на Prog Day (Северная Каролина), а в 2000-м Cuneiform переиздал и переоформил их ранние релизы, включая ранее не выходившие на CD. В студийной работе наступил четырехлетний перерыв, и очередной диск, «New Dark Age», вышел лишь в 2001-м. Прог-пресса снова была полна восторгов... Вот цитата из Progression: «Возможно, это лучшая запись Djam Karet на сегодняшний день, цельная и продуманная, в которой группа выложилась полностью, показав всё, на что сегодня способна, не пожалев драгоценных искр своего таланта. Им удалось создать блестящий синтез абстрактных фантазий и конкретного потрясающего напора, образец высочайшего качества на все времена». Врядли этот альбом можно считать лучшим у Djam Karet, но, тем не менее, для любителей «закрученной» инструментальной музыки диск представляет интерес как очередной шаг в интеграции различных стилей путем синтеза гитарных импровизаций и электронных саундскейпов (
soundscapes).



Примерно в то же время, в дополнение к сотрудничеству с «Cuneiform», Djam Karet стали заниматься и самостоятельным выпуском раритетов на болванках для своих фанов (вышло уже несколько таких релизов). Не забывали музыканты и о студийной работе: «A Night For Baku» (2003), их седьмой релиз на «Cuneiform», показал, что в творчестве группы наступил ренессанс. Название альбома (2003) не имеет никакого отношения к столице Азербайджана и заимствовано из японского фольклора. Баку - это мифические обитатели мира снов, храбрые воины, истребляющие в сражениях ночные кошмары. Это дебют Djam Karet как квинтета; в 2002 к ним присоединился второй басист Аарон Кеньон (Aaron Kenyon). Вновь сплелись воедино музыкальные нити, связывающие Djam Karet с психоделией, хэви-гитарным роком, прогрессивом и электронными саундскейпами. Один трек записан в сотрудничестве с электронным музыкантом Стивом Роучем. Диск стал квинтэссенцией двадцати лет проб и ошибок. «Мрачные музыкальные пейзажи, переполненные странными звуковыми чудесами», - вот одна цитата из высказываний критиков об этой работе.

По инерции, на волне высокого творческого подъема в 2005-м году выходит, пожалуй, один из самых сильных альбомов Djam Karet «новой эры» «Recollection Harvest» - триумф мелодичности, эклектики и композиторской мысли. Фактически альбом разделен на две части: первая часть – это мелодичный прогрессивный джаз-рок с сильным акцентом на композицию и отточенную до «миллиметра» аранжировку. Вторая часть альбома (под названием «Indian Summer» – рус. «бабье Лето») представляет собой более атмосферное звучание, нежели первая половина: здесь можно услышать довольно богатую «палитру» звуков – от великолепных акустических гитар до аналогового синтезаторного звучания. «Recollection Harvest», без преувеличения, настоящий бриллиант в творчестве Djam Karet; возможно, их самый зрелый альбом. Впрочем, потенциал группы на этом явно не иссяк (хотя куда уж дальше, спросите вы?). Каждый из двенадцати релизов калифорнийской группы достоин самых высоких оценок и отзывов музыкальных критиков. Американский коллектив постоянно совершенствуется, как технически, так и в творческом отношении, умудряясь вот уже на протяжении 25 лет оставаться одной из самых стабильных групп мирового прогрессивного рока. 

 

      


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cassetes:

 


1985 No Commercial Potential Happy Cancer: McMusic For The McMasses


1987 The Ritual Continues


1988 Kafka’s Breakfast


1989 Reflections From The Firepool


1991 Burning The Hard City


1991 Suspension & Displacement


 


DVDs


 


2007 Black Dahlia Movie


 


LPs


 


1987 The Ritual Continues


1989 Reflections From The Firepool


 


Compilations:


 


1988 Auricle Sampler


1989 Auricle Sampler


1990 Dali: The Endless Enigma


2001 Past, Present, Future


2002 Unsettled Scores


2002 Flourescent Tunnelvision


2005 ProgWest 2001: The Official Bootleg


2005: Kinections: The ProgDay Support CD


2006 After The Storm


2006 Io Pages Compilation


 


Solo Projects:


 


1993 Gayle Ellett / Gardener Graber: Music For Television


1996 hybridVigor: hybridVigor


2000 hybridVigor: ll By 3


2001 The Masket Chamber: The 4th Wave


2001 The Masket Chamber: Heaven Machine


2002 Gayle Ellett: Winds Of War


2004 Lux Nova Umbra Est: Light Is The New Dark


2008 Fernwood: Almeria


2009 Fernwood: Sangita


 


Official Studio Albums:


 


1985 No Commercial Potential…And Still Getting The Ladies


1987 The Ritual Continues


1989 Reflections From The Firepool


1991 Burning The Hard City


1991 Suspension & Displacement


1994 Collaborator


1997 The Devouring


1998 Still No Commercial Potential


1999 Live At Orion


2001 New Dark Age


2001 Ascension


2001 Afghan


2003 A Night For Baku


2004 Live At NEARFest 2001


2005 Recollection Harvest


2010 - The Heavy Soul Sessions


 


 


 


 


 


 


 


3 комментария

Slavonn Спам
26.09.2009 в 18:18 | материал
Large many Thanks smile
father68 Спам
29.10.2009 в 19:55 | материал
Спасибо, очень не дурная команда!
oleguss Спам
10.02.2010 в 13:40 | материал
thanx

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: