JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Chick Corea - 10 Апреля 2009

Chick Corea

Добавил Slavonn 10.04.2009 в 14:42


Виртуозный пианист и плодовитый композитор, Чик Кориа (Chick Corea) в разное время сумел проявить себя практически во всех джазовых стилях, которые появились во второй половине 20 века - бесхитростный постбоп, авангард, фьюжн, импрессионистский нью-эйдж. Эта всеядность и жажда самореализации не позволяют говорить о его искусстве в каких-то четких жанровых терминах, тем более что его интерпретации варьируются от довольно банальных до самых вдохновенных. "Сфера моих интересов все время меняется и расширяется, - признается музыкант. - Акценты постоянно смещаются. Чем чаще мне приходится играть в новых условиях, тем больше возможностей для себя я открываю. Мне неинтересно, какую роль играет мое творчество в развитии современной музыки, я предпочитаю полностью насладиться какой-то вещью, а потом переключиться на другую".

Энтони Армандо Кориа (Anthony Armando Corea (родился в Челси, штат Массачусетс, 12 июня 1941 года)). Интерес к пианино он проявил рано - еще в четырехлетнем возрасте. Огромное влияние на формирование его личности и воспитание музыкальных вкусов оказал его отец Армандо Кориа (Armando Corea), который в 30-40-е годы возглавлял несколько местных групп. В детстве Энтони слушал произведения Бетховена, Шопена, Баха и Моцарта, которые развивали его чувство композиции, а для разнообразия в доме звучали Чарли Паркер (Charlie Parker), Бад Пауэлл (Bud Powell), Лесли Янг (Lester Young) и Хорас Сильвер (Horace Silver) - они вдохновляли его как исполнителя.

В начале 60-х началась профессиональная музыкальная карьера Чика Кориа, и за несколько лет он превратился в одного из наиболее интересных и влиятельных джазменов. Свои дебютные студийные записи Кориа сделал в 1964-66 годах, когда работал с известным трубачом Блю Митчеллом (Blue Mitchell). Концертную активность он начинал с такими музыкантами, как Вилли Бобо (Willie Bobo), Кэл Тьядер (Cal Tjader), Херби Мэнн (Herbie Mann) и Монго Сантамария (Mongo Santamaria), именно они привили ему любовь к латинской музыке.

В качестве лид-пианиста Чик Кориа записал первые пластинки "Tones for Joan's Bones" и "Inner Space" в 1966 году, уже создав свой ансамбль Tones for Joan's Bones. После его распада он успел около года поработать с Сарой Воэн (Sarah Vaughan), поиграть вместе со Стэном Гэтцом (Stan Getz) и Гэри Бертоном (Gary Burton), прежде чем в 1968 году влиться в состав ансамбля под управлением Майлса Дэвиса (Miles Davis). Заменив пианиста Хэрби Хэнкока (Herbie Hancock), Кориа провел под опекой знаменитого трубача несколько крайне важных для себя лет, с 1968 по 1970-й годы. Именно с подачи Майлса Дэвиса он начал осваивать электрические клавиши.
Музыкант поучаствовал также в сессиях знаменитых альбомов Дэвиса "Filles de Kilimanjaro", "In a Silent Way", "Bitches Brew" и "Miles Davis at the Fillmore". Надо сказать, что Чик Кориа стал одним из тех редких клавишников, в руках которых синтезаторы звучали индивидуально и узнаваемо. Рядом с Майлсом Дэвисом пианист становится настоящей знаменитостью на джазовой сцене.

В 68-м году он записал сет из собственных композиций вместе с Мирославом Витусом (Miroslav Vitous) и Роем Хейнсом (Roy Haynes) "Now He Sings, Now He Sobs", который сегодня считается классикой и может стать украшением фонотеки любого серьезного джазового коллекционера.

Расставшись с Дэвисом, музыкант собирает авангардную группу Circle (конец 1969-1972), которая объединяет Энтони Брекстона (Anthony Braxton), Дэйва Холланда (Dave Holland) и Барри Алтшула (Barry Altschul). Группа становится одной из ведущих сил в развитии свободной импровизации, отразившей влияние таких джазовых музыкантов, как Пол Блей (Paul Bley) и Орнетт Коулман (Ornette Coleman).




После распада коллектива музыкант собрал новый ансамбль, один из самых известных в своей карьере, который назвал Return to Forever и с которым исследовал бразильскую музыкальную культуру. Под руководством Чика Кориа объединились басист Стэнли Кларк (Stanley Clarke), барабанщик Айрто Морейра (Airto Moreira), певица Флора Пурим (Flora Purim) и знаток язычковых инструментов Джо Фаррелл (Joe Farrell). Ансамбль дебютировал с двумя альбомами легких, приподнятых мелодий с латинским уклоном (музыканты особенно смаковали ритмы самбы). Эти пластинки включали и самые известные композиции Кориа "Spain" и "La Fiesta". Третий альбом знаменовал поворот Return to Forever к электричеству, в группу пришли гитарист Билл Коннорс (Bill Connors) и барабанщик Ленни Уайт (Lenny White). В 1974 году Эл ДиМеола (Al DiMeola) заменил Коннорса и команда выдвинулась в авангард движения фьюжн. Важной вехой в развитии жанра стали новаторские альбомы "Where Have I Known You Before", "No Mystery" (лауреат Grammy 1975 года) и "Romantic Warrior".

После распада Return to Forever в 1976 году Кориа сосредоточился на акустической музыке и предпринял серию очень разных записей. Чаще всего его напарниками по работе становились Хэрби Хэнкок и Гэри Бертон (с каждым из них в свое время он выезжал в концертные турне), а из вокалисток - Чака Хан (Chaka Khan) и Нэнси Уилсон (Nancy Wilson). В 1976-м году музыканту достались еще две премии Grammy в жанре инструментального джаза - за трек "Leprechaun's Dream" и альбом "Leprechaun". Пластинка "Leprechaun", к слову сказать, стала на редкость популярной, возглавив джазовый чарт и добравшись до 42 позиции поп-рейтинга США.

В 1977-78 годах Чик Кориа много гастролировал с ансамблем, который насчитывал 13 музыкантов, а тем временем у участников его предыдущей команды Кларка, Уайта и ДиМеолы появились свои собственные команды. В 1978 году Кориа удостаивается Grammy за альбом "Friends", через год - за LP "Duet".

В последующие несколько лет он играет с квартетом, который создает на пару с Майклом Брекером (Michael Brecker), затем участвует в джазовом трио вместе с Мирославом Витусом и Роем Хейнсом, записывает трибьют знаменитому джазисту Телониусу Монку (Thelonious Monk) и несколько альбомов классической музыки.

Во второй половине 80-х основной бэк-группой пианиста и композитора становится его новый коллектив Elektric Band. Собранные под управлением Кориа виртуозные музыканты (Джон Патитуччи (John Patitucci), Фрэнк Гэмбейл (Frank Gambale), Эрик Мариентал (Eric Marienthal), Дэйв Уэкл (Dave Weckl)) задали высочайший стандарт инструментального электрического джаза, распродавая миллионы дисков во всем мире и заставляя коллег по сцене поднимать свой исполнительский и композиторский уровень.
Альбомы Elektric Band этого периода уверенно фигурируют в джазовых чартах, отмечаясь и в американском поп-рейтинге. Вместе с участниками Elektric Band с 1986 по 1993 годы Кориа подготовил семь альбомов, ни один из них не останавливался в чарте джазовых альбомов ниже пятой строки. Лучшего результата достигает лонг-плей 1989 года "Chick Corea Akoustic Band", который становится номером один в джаз-чарте. За этот альбом Кориа унес домой очередную Grammy. Интересно, что за год до этого он впервые победил не в джазовой номинации, а жанре ритм-н-блюза за аранжировку трека "Light Years".

В 1992 году музыканту удалось осуществить свою давнюю мечту - создать на пару с менеджером Роном Моссом (Ron Moss) рекординговый лейбл Stretch Records, нацеленный на расширение музыкальных границ (чем всю жизнь занимался и его создатель). Предполагалось издавать записи, выбирая их не по жанровому, а по креативному принципу. Среди первых "подписантов" лейбла значились имена Боба Берга (Bob Berg), Джона Патитуччи, Эдди Гомеса (Eddie Gomez) и Роббена Форда (Robben Ford).


В 1996 году, в качестве прощального релиза на лейбле GRP Records, пианист выпустил бокс-сет из пяти дисков с избранными работами 1964-96 годов. Продюсировал издание все тот же Рон Мосс. А Кориа в своих интервью этого периода выражал благодарность судьбе, подарившей ему возможность играть в разные годы с такими замечательными музыкантами. В 96-97 годах гастрольный квинтет Кориа состоит исключительно из звездных исполнителей, в том числе Кенни Гарретта (Kenny Garrett) и Уолласа Рони (Wallace Roney). Они играют современные версии произведений Бада Пауэлла и Телониуса Монка.

С 1997 года Кориа публикует свои новые записи уже на собственном лейбле Stretch Records, который становится подразделением Concord Records. Первым его релизом был альбом "Remembering Bud Powell", посвященный памяти выдающегося пианиста Бада Пауэлла. В джазовых кругах альбом встретили очень тепло, в том числе и благодаря участию замечательных музыкантов, которых Кориа сумел привлечь в проекту - Кенни Гарретт, Джошуа Редман (Joshua Redman), Уоллас Рони, Кристиан МакБрайд (Christian McBride). "Remembering Bud Powell" оказался весьма успешным и в коммерческом отношении, поднявшись на 4 строку джазового чарта. В том же 97-м году Чик Кориа выпустил альбом классической музыки "The Mozart Sessions", записанный вместе с камерным оркестром St. Paul Chamber Orchestra, которым дирижировал Бобби Макферрин (Bobby McFerrin).

После 20-летнего перерыва Кориа снова скооперировался со старым знакомым Гэри Бертоном. Их совместный альбом "Native Sense - The New Duets" принес музыканту его девятую победу на церемонии вручения Grammy 1998 года.

В конце 90-х Кориа решил тряхнуть стариной и собрать группу, с которой мог бы играть на рояле. Первым релизом нового коллектива Origin был концертным альбомом "Origin - Live at the Blue Note", записанный в известном нью-йоркском клубе "Blue Note". Главной целью музыканта была не безупречность звучания, которая достигается только в идеальных студийных условиях, а передача свободного течения живой музыки - старых мелодий, джазовых стандартов, джем-сейшенов. Выступления пианиста в "Blue Note" вызвали такой энтузиазм, что вскоре он подготовил целый бокс-сет из шести дисков "A Week at the Blue Note". Следующим альбомом Origin стал "Change" (1999). Создавался он в комфортных условиях домашней студии Чика Кориа, где ансамбль зафиксировал на пленку новые композиции, специально написанные для Origin.

Еще в 1984 году Кориа написал концерт для рояля с оркестром, используя тот же инструментальный ряд, что и Моцарт для аналогичного концерта. С тех пор он неоднократно играл его с разными оркестрами в Нью-Йорке, Японии, Италии, но так и не смог записать. Только в 1999 году, после еще одного успешного исполнения в Вене, Кориа записал "Piano Concerto No.1" вместе с музыкантами Origin и Оркестром Лондонской филармонии. На этом же диске была представлена новая версия композиции "Spain", которая в 2000 году принесла автору десятую награду Grammy за инструментальную аранжировку.

В 2002 году, отмечая свое 60-летие, Чик Кориа решил снова собрать участников Elektric Band, одного из наиболее успешных коллективов, с которыми ему приходилось работать, и проехать с туром по крупнейшим городам Америки. Пианиста сопровождали басист Джон Патитуччи, барабанщик Дэйв Уэкл, гитарист Фрэнк Гэмбейл, саксофонист Эрик Мариенталь. Отзывы об их выступлениях последовали один восторженнее другого.

В 2003 году композитор и музыкант начинает работать с новым квартетом в составе Джеффа Балларда (Jeff Ballard), Авиши Коэна (Avishai Cohen), Стива Уилсона (Steve Wilson). Подготовленный ими инструментальный джазовый альбом "Rendezvous in New York" (2003) получил три номинации Grammy и удостоился победы за лучшее инструментальное джазовое соло (трек "Matrix").

Таким образом, в досье достижений Chick Corea теперь значатся 47 номинаций и 11 побед на церемонии вручений самой престижной музыкальной награды. Хотя ведь не это главное?..



В 2008 два давних друга и соратника по цеху John McLaughlin (The Mahavishnu Orchestra, Shakti) и Chick Corea, 40 лет назад принимавших участие в записи эпохального альбома Майлза Дэвиса - Bitches Brew , решили сформировать совместный проэкт . Также проходит мировое турне коллектива, география которого будет проходить через такие страны как Ирландия, Румыния, Австрия, Азербайджан, Турция, Греция, Нидерланды, Бельгия, Германия, Италия, Испания и Великобритания.



В 2008 году Чик Кориа, Стэнли Кларк, Эл ДиМеола, Ленни Уайт возродили Return to Forever и  выступили на  Montreux Jazz Festival, по результатам чего в 2009 году записали  великолепный двойной альбом Returns. 

Дискография

Chick Corea, 2012 - Continents - Concerto For Jazz Quintet & Chamber Orchestra

With Gary Burton

    * Crystal Silence (1972)
    * Duet (1979)
    * In Concert, Zürich (1980)
    * Lyric Suite for Sextet (1982)
    * Native Sense - The New Duets (1997)
    * The New Crystal Silence (2008)

With Circle

    * Circulus (1970)
    * Early Circle(1970)
    * Circle Gathering (1970)
    * Circle Live in Germany (1970)
    * Circling In (1970)
    * ARC (1970)
    * Circle - Paris Concert (1971)

With Return to Forever

    * Return to Forever (1972)
    * Light as a Feather (1972)
    * Hymn of the Seventh Galaxy (1973)
    * Where Have I Known You Before (1974)
    * No Mystery (1975)
    * Romantic Warrior (1976)
    * Musicmagic (1977)
    * Live (1977)
    * Returns - Live 2008 at Montreux Jazz Festival (2009)
    * 2012 - The Mothership Returns

With Chick Corea Elektric Band


    * Chick Corea Elektric Band (1986)
    * Light Years (1987)
    * Eye of the Beholder (1988)
    * Inside Out (1990)
    * Beneath the Mask (1991)
    * Elektric Band II: Paint the World (1993)
    * Live From Elario's (First Gig) (1996)
    * To the Stars (2004)

With Chick Corea & Origin


    * Live at the Blue Note (1998)
    * A Week at The Blue Note (1998)
    * Change (1999)
    * corea.concerto (1999)

With Chick Corea's Akoustic Band

    * Summer Night - live (1987)
    * Chick Corea Akoustic Band (1989)
    * Alive (1991)
    * Live from Blue Note Tokyo (1996)

[edit] As sideman

With Wayne Shorter

    * Moto Grosso Feio (1970)


With Hiromi Uehara

   * 2008 - Duet

With Gary Barton
* 2012 - Hot House

Скачать Видео на сайте Return To Forever, 2009 - Return To Forever - Live At Montreux 2008

0 комментария

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: