JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Buldožer - 28 Ноября 2014

Buldožer

Добавил санди 28.11.2014 в 14:04





Buldožer – югославская рок-группа которая стала одной из первых в этой стране, из тех, что играли прогрессивный рок. Благодаря этому группу считают прародителями югославской новой волны .  При этом не стоит смешивать понятие со стилем New wave. В музыкальном творчестве группы югославской новой волны  экспериментировали с различными жанрами , в противовес предыдущей консервативной генерации. 

Большинство  текстов  в песнях группы Buldožer  были написаны  на сербо-хорватском , не смотря на то, что сама рок-группа появилась в Словении. В их текстах  были достаточно жёсткие критика и сатира , высмеивающие политическую систему, традиционный уклад жизни, ментальность   и музыкальную сцену своей страны. Buldožer  вошёл в историю ещё и тем, что является  первой югославской рок-группой, которая выпустила альбом  на CD . Альбом назывался «Nova vremena» . Это случилось в 1989 году.

По выражению музыкального критика Златомира Гаджича (Zlatomir Gajić), их появление на югославской музыкальной сцене в начале 1970-х годов было равнозначно   «появлению марсиан на  летающих тарелках».  Они прыгали и веселились на скучной до их появления югославской музыкальной сцене . При этом  они пыталась идти в ногу с мировой тенденцией и играли симфо-рок , привносили свежие идеи, и часто использовали «юмор на грани безумия». Слушать их было вовсе не скучно. Необходимо признать, что при сравнении их музыки, часто упоминают незабвенного Фрэнк Заппау.  

В начале 1975 года в Любляне , сегодня это Словения,  певец и композитор Марко Брецильдж (Marko Brecelj) присоединился к группе «Sedem svetlobnih» (название можно перевести как «Семь Световых Лет») , которую возглавлял  гитарист- вокалист Борис Беле (Boris Bele.) . В оригинальный состав группы вошли  клавишник и композитор Борут Цинц (Borut Činč), бас-гитарист Анжей Вебле (Andrej Veble), ведущий гитарист Урош Ловшин (Uroš Lovšin) и барабанщик Стефан Джеж (Stefan Jež) . 

Группа получила огромный успех при их первом  появлении на Boom Festival, и тут же подвернулся   контракт со звукозаписывающей компанией  Jugoton, от который , кстати  группа отказалась из-за того, что тут же появилось и второе предложение от PGP-RTB, посчитав, что так они будут лучше воспринимаются на сербском рынке.





Хотя первый альбом, «Pljuni istini U oči» содержал такие хиты, как "Život to je feferon", "Ljubav na prvi krevet" и "Blues gnjus"  и был очень быстро распродан, компания  PGP-RTB отказалась продолжать сотрудничество с группой под  предлогом, что в высших инстанциях руководства страны запись была отмечена как "неуместная  и спорная". Также, скорее всего по указке сверху,  группу проигнорированы в средствах массовой информации, но всё равно Buldožer  успешно построил  сильный образ таких себе изгоев или уродов на многочисленных концертах. Хотя, они представлялись как «типичный  фолк-поп-ансамбль из Словении", Марко Брецильдж часто совершал  непредсказуемые выходки , такие как появление  на сцене в инвалидной коляске , сожжение волос и бороды, и проведение длинных  устных тирад , перегруженных цинизмом и иронией. Несмотря на всё это , он всё таки получил награду "Seven Secretaries of SKOJ"  в 1976 году за свой  сольный альбом  «Cocktail».

Такое «бельмо в глазу» для партийного руководства страны ,  как группа  Buldožer  не могло  пройти легко свою следующую запись. Естественно «некоторые»  песни были подвергнуты цензуре. Запись «Zabranjeno plakatirati» провисела в замороженном состоянии в течение года, до тех пор, пока компания  Helidon из Любляны не согласилась выпустить её. Для того, что бы альбом увидел свет, пришлось изменить тексты в  таких вещях как  "Ne brini mama", "Helga" и "Dobro jutro madam Jovanović".

По загадочной цепи событий, группа получила награду Golden Arena на Pula Film Festival  , так как при её участии была сделана запись саундтрека к фильму «Živi bili pa videl» в 1979 году.  В то же время, ритм-секция группы изменилась, поэтому на записи присутствуют басист Вили Берток (Vili Bertok) и барабанщик Тоне Димник (Tone Dimnik.

В том же году, организатор Брецельдж покинул группу желая начать  сольную карьеру, и Борис Беле взял на себя полномочия фронтмена. Он доказал, что не следует «расслабляться» и воспринимать Buldožer  легкомысленно, и продолжил  стиль поведения Брецельджа на сцене , состоящий из  эксцессов и провокаций. Двойной концертный альбом «Ако сте slobodni večeras» содержал шутки и прибаутки всех видов. Интермеццо между песнями были заполнены то  интервью Дражана Вродляка (Dražen Vrdoljak ) с публикой по темам из любимых песен Buldožer  разных лет, то текстами о   наркотиках и о Горане Бреговиче . Альбом содержал битловский кавер  «Roll Over Beethoven» , которую переименовали  в  "Ko jebe Buldožer" (…нецензурное слово…Бульдозер),  стихи из Pink Floyd "Another Brick in the Wall"  спетые на мотив "Oj, svijetla majska zoro"  (Гимн Черногории). Возможно, самая большая , самая яркая и самая громкая  выходка на записи была в длинном  некрологе произнесённом  Беле в память Джони Стулича ( Džoni Štulić) , который якобы сжёг себя в знак протеста во время кризиса в  Польшие .

Вскоре , Борис Беле занял пост главного музыкального редактора в компании Helidon  и сумел приобрести авторские права на дебютную пластинку  Buldožer  выпущеную компанией  PGP RTB, так и произошло её переиздание в 1981 году. 

Деятельность группы медленно сворачивалась в середине 1980-х годов, после выхода альбома «Nevino Srce». Он никогда так официально и не распалась, хотя, и  "возвращение" произошло благодаря альбому «Noć» который был выпущен более чем через  10 лет спустя, т.е.  в 1995 году. В 2006 был анонсирован тур по экс-югославским республикам  .  

2 комментария

vlad_dovlatov
28.11.2014 в 22:47 | материал
Фрэнк Заппау? ;-)
санди
09.12.2014 в 10:17 | материал
Спасибо, поправил.

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: