Beth Hart
Бет Харт появилась на свет в 1972 году в городке Пасадена, что недалеко от Лос- Анджелеса, в семье, где все любили музыку — настолько, что уже с четырех лет ребенка усадили за фортепиано. Девочка воспринимала занятия с восторгом и видела перед собой карьеру классической пианистки и даже оперной певицы. Ее талант был очевиден. "Смешно, мои любимые музыканты из мужчин — это классики, Бетховен и Рахманинов, — вспоминает Харт. — В их музыке достаточно секса, но у певиц есть кое-что другое — душа. Этта Джеймс, Дайна Уошингтон, Билли Холидэй..." Все эти имена проникли в сознание Бет благодаря ее матери, которая обожала слушать Этту Джеймс. "Помню, мы с сестрой приходили из школы, и она устраивала себе пенную ванну, лежала и слушала Этту, и мы тоже замирали в восторге...
Семейная идиллия была не вечной — когда девочка стала подростком, ее отца арестовали за какие-то дела с наркотиками, родители расстались, старшая ее сестра тоже подсела на наркоту. "Я сошла с катушек, уже когда мне было 11 лет, — признавалась Харт. — Мы с сестрой безумствовали по полной. Она умерла потом от передозировки... Если бы не занятия музыкой в школе, наверно, меня бы сейчас не стало. Или я оказалась бы в тюрьме".
Развитие музыкальных вкусов Бет шло двумя параллельными потоками — с одной стороны, рок-музыка вокруг нее, влияние сестры и ее друзей: В1аск Sabbath, Rush, Led Zeppelin. С другой — легенды блюза и соула из материнской коллекции. Но ее героем детства была всё-таки Этта Джеймс, именно ее вокальный стиль стал моделью для будущей блюзовой певицы... разумеется, вместе с Дженис Джоплин. Но параллели с Дженис стали общим местом — если вы поете блюз и в вашем голосе есть хоть капля хрипотцы, то вас тут же сравнят с ней... Однажды Харт даже отказалась от выгоднейшего предложения, роли, которая, вероятно, сделала бы ее звездой — роли Дженис Джоплин в биографическом фильме. Она уже поняла, что хочет быть не "второй Дженис", а исключительно "первой Бет Харт". А пока наша героиня, несмотря на все трудности взросления, закончила школу и поступила (ей было 15 или 16) в Высшую школу исполнительских искусств Лос-Анджелеса, где обучалась пению и игре на виолончели. В мегаполисе перед ней были все возможности и опасности большого города, и Бет не теряла времени даром — она, при поддержке друзей по колледжу, стала завсегдатаем "открытых микрофонов" в клубах Лос-Анжелеса. Первые пробы прошли успешно, и скоро она уже почти каждый вечер играла в злачных местах, участвовала в местных конкурсах и смотрах талантов. Публика сразу ее полюбила, а вот педагоги эти ночные занятия, особенно в ущерб дневным, не приветствовали — и из училища Бет в конце концов выгнали за прогулы.В 1993-м у Бет Харт уже была сплоченная команда, собственный материал и, что самое главное, менеджер. Звали его Джеффри Лей Тозер, и был он певцом и владельцем маленькой студии. Тозер загорелся идеей помочь певице и стал ее продюсером, менеджером и соавтором. Именно он сагитировал Бет поучаствовать в телевизионном шоу "Starsearch” ("Поиск звезд"). "Так я согласилась, думала, ну, пройду один раунд, другой и вылечу с треском. Кончилось тем, что я завоевала главный приз!"
Вдохновленный успехом, менеджер решил "ковать железо" и отправил Харт в студию. Запись, озаглавленная "Веth Нагt and Тhe Осеаn Оf Souls", показала, что певица еще не совсем готова к студийной работе. А может, не готов был кто-то другой? "Какой это был кошмар! Я была окрылена успехом на конкурсе, но в студии ничего не получалось. У Джеффри были богатые друзья, так что денег хватало, но он взялся продюсировать треки. А я потом плакала в трубку его подруге: "Он убивает запись! Это ужасно! Что делать?" Я почти не могла петь, сведение было просто дурацким, и я чувствовала себя сущим ничтожеством", — сокрушается Харт. К тому же выяснилось, что у триумфа на телевидении была и обратная сторона. Да, певицу узнали, она показала, что прекрасно умеет петь вещи Ареты Франклин с Дженис Джоплин, и, что еще важнее, исполнила собственный материал, стала увереннее в собственных силах, но... Оказалось, что слава победителя очередной условной "фабрики звезд" — совсем не то, что слава блюзовой певицы. Записанный альбом канул в Лету, да и сама певица не стремилась его раскручивать. (Слушая эти записи сейчас, совершенно не понимаешь, что же с ними было не так.)
Итак, Бет поняла всю бесплодность телевизионной славы, и решила поискать счастья в прямо противоположном направлении — на улицах. К тому моменту сформировалась и окрепла ее команда. Все трое, подумав, приняли радикальное решение — отныне команда будет играть не в клубах, где все и так знают Харт и к ней вообще-то привыкли, а прямо на улицах. Точнее, на 3-й улице города Санта-Моника, известном на всю Калифорнию местном варианте Арбата (или наоборот?). "Харт и ее команда расстилали ковер, усаживались, скрестив ноги, зажигали свечи и играли перед счастливыми прохожими шесть дней в неделю", — рассказывают очевидцы. Скоро одними из этих счастливых прохожих стали Дэвид Вольф, опытный менеджер, известный по работе с певицей Синди Лоупер, и Дэвид Фостер, преуспевающий поп-композитор и будущий воротила шоу-бизнеса. "Бет — это не просто невероятно одаренная певица и автор, она для нас — причина того, что мы занимаемся этим бизнесом", — признавался потом один из сотрудников лейбла 143 Rесогds, который был основан Дэвидом Фостером в 1995-м под крылом мейджора Warner/Аt1аntiс. (Кажется, именно отсюда пошла забавная легенда о том, что за время уличного музицирования Бет и Ко. сочинили целых 143 песни...) Одним из первых его релизов стал дебютный (теперь уже по-настоящему) диск Бет Харт.
Альбом стал мультиплатиновым, а потом группа, прогремев на фестивале "Лоллапалуза", отправилась в совместное турне со Scorpions. О том, что было дальше, Бет рассказывала потом так: "Многие думают, что с контрактом в кармане жизнь превращается в сплошную сказку. Но внутри меня всё кричало: "Мы не готовы, мы не справимся!" Слишком много было сказано громких слов, произнесено громких сравнений. Начало на "Лоллапалузе" было радостным, но в турне пришлось очень тяжело, мы начали ссориться и под конец поняли, что лучше отдохнуть друг от друга. Я провела добрых полтора года в состоянии тяжелейшей депрессии, будучи полностью уверена, что это — полное и окончательное поражение..." Первым порывом Харт было классическое— "в деревню, в глушь”, в данном случае — в городок Бирмингем, штат Алабама, где пять месяцев она тусовалась с некими новыми друзьями, чувствуя только горечь и отвращение от неудавшейся музыкальной карьеры. Затем ее мысли прояснились, и она поняла, что поражения и победы остаются таковыми и в столицах, и в глуши, а для новых побед всё-таки лучше находиться в мегаполисе. Именно таков был и сюжет ее нового хита, "L.А. 8опg (Оut of This Town)", где деятели шоу-бизнеса обозначены"продавцами мух". Диск "Sсreamin` For Му Suрреr" получился насквозь автобиографичным, где названия песен вроде "Get Your Shit Together Girl" звучат не как советы публике, а как отчаянные воззвания к самой себе. Публика вознесла "Лос-Анджелесскую песню" на вершины хит-парадов, а сам альбом стал самым успешным в карьере певицы. По крайней мере, коммерчески.
Для второго альбома Харт с группой разогнали "именитых продюсеров" и взялись за контроль процесса сами. "Мы чувствовали себя куда менее нервно, чем в первый раз. Я расставила по студии свечи, букеты цветов, расстелила ковры... Мы принесли вина и устроили большую вечеринку длиной в три месяца. Нам было хорошо, и, думаю, это заметно!" — вспоминает Харт. Плохо стало, когда Бет и ее команде понадобилось снова отправляться в дорогу, на этот раз уже в ранге авторов песни-суперхита и альбома-бестселлера. "Исцеления" словно и не бывало. "L.А. 8оng" имела огромный успех, но именно тогда я погрязла совсем в пьянстве и наркотиках. Когда песня стала хитом, мне стукнуло 27, а к 29 всё было кончено, я оказалась в больнице и долгие полтора, нет, два года лечилась, точнее, училась вновь думать и жить как все люди”, — признается певица. О карьере и о мейджор-лейбле к тому моменту можно было забыть, хотя и следующие альбомы издавались немаленькими компаниями. Куда-то разбежалась и так долго собиравшаяся команда. Остался рядом лишь бессменный менеджер Дэвид Вольф (он и сейчас "на боевом посту”). А спасением певицы от "синдрома 27" занимался экс-роуди группы Скотти Гетцков, постепенно повысившийся до звания мужа. Бет взяла себя в руки.
Добротный третий альбом "Leave The Light On" (2003) еще можно считать результатом "перегруппировки сил", зато в следующем, концертнике "Live At Paradiso", Бет Харт предстает как она есть — без студийных компромиссов, настоящей, "рвущей рубашку" хриплоголосой блюзовой дивой. Именно его обычно советуют публике для первого знакомства с музыкой Бет. Записан альбом в 2004 году в Голландии. Америка стала понемногу забывать о своей героине, но она нашла второй дом и преданных фанатов в Европе. Тогда же Бет нежданно оказалась "гостем" на альбоме... Dеер Рurрlе. (Саунд-продюсер Майк Бредфорд работал тогда и с "Перпл", и с Бет.) Ее бэк-вокал можно слышать на балладе "Наunted с диска "Ваnanas”. В 2006-м Джефф Бек пригласил ее петь в своем сольном турне — огромная честь для певицы, фактически занявшей место... Рода Стюарта.
Следующий студийный диск получил название "37 Days" (именно столько понадобилось Бет, чтобы его записать, а дело было в 2007-м), и он оказался не слабее предшественника. Сложился нынешний состав команды: гитарист Джон Николс, басист Том Лилли, барабанщик Тодд Вольф. Прекрасная ”8оu1 Shinе" принадлежит перу Уоррена Хейнса (Allman Brothers), большую часть материала сочинила сама Бет, продюсированием занимался датчанин Руне Вестберг (среди его клиентов самый известный — финалист "Рор Idо1" и будущий "заменитель Меркьюри" Адам Ламберт). Руне продолжил свою работу и на "Му Саlifornia" (2010), но здесь, кажется, перестарался... Альбом звучит умиротворенно, приглаженно и перепродюсированно, а от фирменных хартовских "взрыкиваний" не осталось и следа. Хотя, возможно, прямой вины Вестберга в этом и нет. Просто певица наконец докопалась до источника своих проблем.
"Моя жизнь всегда была цепью взлетов и падений, и психических расстройств в том числе. Я больше не скрываю, что у меня bipolar disorder (маниакально-депрессивный психоз), и, чтобы быть в норме, мне надо принимать таблетки и в определенные моменты — ложиться в больницу. Я смотрю на это не как на болезнь, а как на часть работы — поддерживать себя в порядке. Это — часть моей реальности с детства. У всех есть проблемы, да, но у меня есть доктора и друзья, которые готовы помочь. Я поняла, что болезнь не делает меня плохой. Да, бывает страшновато — порой даже случаются видения, то, чего нет на самом деле. Зато, бывает, появляются хорошие песни! Корень неудач был найден, но оказалось, что выздоровев полностью, певица "вылечилась" бы и от своего дара. "Я лечилась три года и научилась управлять своим настроением, но при этом поняла, что не могу больше погружаться в то мрачное состояние, когда мне удается быстро и легко сочинять. Так, когда вещь появляется за несколько минут, и я уже знаю, что она будет на альбоме, что ее полюбят на концерте... В солнечном настроении так не получается. Поэтому я, разумеется, под контролем и с разрешения врачей, начинаю уменьшать дозы таблеток, меня снова начинает "плющить", но это, конечно, игра с огнем, и увлекаться не следует. Теперь я уже знаю, что мне нужно. Я не должна спать меньше 10 часов в день, не должна давать больше трех концертов подряд и быть в разъездах больше полутора месяцев. Мое утро начинается с медитации и молитвы. Благодарю Бога за то, что я больше не пью, за возможность держать себя в норме, вспоминаю самые светлые и добрые моменты в жизни. Даже если вокруг обстановка злобы или раздражения, я повторяю хорошие слова до тех пор, пока их не прочувствую. И я учусь прощать людей — по-настоящему, а не потому, что так нужно".
"Не помню, когда впервые узнал о Бет Харт, — признается Джо Бонамасса. — Видел ее, наверное, в каком-то телешоу. Но, когда бы мы ни гастролировали по Европе, наши дороги всегда пересекались. B прошлом году играли на фестивале — я не шучу! — который назывался "Вlue Ваlls” ("Голубые яйца", — примеч. авт.). Она выступала за час до меня, я слушал весь концерт с раскрытым ртом. Это было невероятно. Я подумал, хорошо бы сделать какой-нибудь дуэт. И тут меня осенило: Бет Харт!" Остановились на том, что лучше всего определил Джо: "Возьмите хороший голос, хорошие песни, остальное произойдет само собой". То есть альбом Харт и Бонамассы "Don`t Explain" — первый в карьере певицы диск кавер-версий, преимущественно — классики соула. Но не только. Чего стоит только разудалая кабаре-версия хита Тома Уэйтса "Сhocolate Jesus"! Да и, наконец, звучание самых что ни на есть соул-вещей весьма "электрифицированное".
"Я думаю, что в моем возрасте, а в январе (2012-го) мне исполняется 40, на свет выползают все эти демоны и начинают грызть: "Эй, сколько тебе было дано шансов, а? А сколько из них ты бездарно потеряла? И что ты вообще сделала хорошего в жизни?" Если бы я могла начать сначала, я бы постаралась держаться подальше от наркотиков. Я ведь разбила такую славную карьеру; в Штатах у меня был контракт с Аtlantiс и большой хит, и всё это ушло — спасибо наркотикам. Я до смерти распугала все окрестные лейблы, а одного беднягу чуть даже не убила. Так что карьера моя, конечно, оказалась не такой, как я мечтала в детстве. Но многие другие мечты сбылись. Ребенком я грезила о том, как буду сочинять музыку, записывать ее, давать концерты до самого последнего вздоха. До сих пор всё это происходит, и я говорю: слава Богу."
По материалам журнала In Rock, сайта www.bethhart.com, интервью и биографии певицы.
2009 - Beth Hart & The Oceans Of Soul (1993)
1996 - Immortal
1999 - Screamin` For My Supper
2003 - Leave the Light On
2005 - Live At Paradiso
2005 - Live at Paradiso (DVD)
2006 - Leave the Light On (Universal Music GmbH)
2007 - 37 Days (Bonus Track Edition)
2009 - A Woman With A Rock And Roll Soul (компиляция)
2010 - My California
2011 - Crossroads (Rockpalast) (AVI)
2011 - Don't Explain
2012 - Bang Bang Boom Boom (Limited Edition Deluxe Version)
2013 - Seesaw
2016 - Fire On The Floor
2018 - Black Coffee
2018 – Live From New York - Front and Center
2018 - Live At The Royal Albert Hall (DVD rip)
2019 - War In My Mind (Deluxe Edition)
2019 - War In My Mind
2020 - Greatest Hits