JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Beth Hart - 10 Мая 2022

Beth Hart

Добавил xoxol1965 10.05.2022 в 13:30

Бет Харт появилась на свет в 1972 году в городке Пасадена, что недалеко от Лос- Анджелеса, в семье, где все любили музыку — настолько, что уже с четырех лет ребенка усадили за фортепиано. Девочка воспринимала занятия с восторгом и видела перед собой карьеру классической пианистки и даже оперной певицы. Ее талант был очевиден. "Смешно, мои любимые музыканты из мужчин — это классики, Бетховен и Рахманинов, — вспоминает Харт. — В их музыке достаточно секса, но у певиц есть кое-что другое — душа. Этта Джеймс, Дайна Уошингтон, Билли Холидэй..." Все эти имена проникли в сознание Бет благодаря ее матери, которая обожала слушать Этту Джеймс. "Помню, мы с сестрой приходили из школы, и она устраивала себе пенную ванну, лежала и слушала Этту, и мы тоже замирали в восторге...

Семейная идиллия была не вечной — когда девочка стала подростком, ее отца арестовали за какие-то дела с наркотика­ми, родители расстались, старшая ее сес­тра тоже подсела на наркоту. "Я сошла с катушек, уже когда мне было 11 лет, — признавалась Харт. — Мы с сестрой бе­зумствовали по полной. Она умерла по­том от передозировки... Если бы не заня­тия музыкой в школе, наверно, меня бы сейчас не стало. Или я оказалась бы в тюрьме".

Развитие музыкальных вкусов Бет шло двумя параллельными потоками — с од­ной стороны, рок-музыка вокруг нее, влияние сестры и ее друзей: В1аск Sabbath, Rush, Led Zeppelin. С другой — легенды блюза и соула из материнской коллекции. Но ее геро­ем детства была всё-таки Этта Джеймс, именно ее вокальный стиль стал моделью для будущей блюзовой певицы... разуме­ется, вместе с Дженис Джоплин. Но па­раллели с Дженис стали общим местом — если вы поете блюз и в вашем голосе есть хоть капля хрипотцы, то вас тут же срав­нят с ней... Однажды Харт даже отказа­лась от выгоднейшего предложения, ро­ли, которая, вероятно, сделала бы ее звез­дой — роли Дженис Джоплин в биогра­фическом фильме. Она уже поняла, что хочет быть не "второй Дженис", а исклю­чительно "первой Бет Харт". А пока наша героиня, несмотря на все трудности взросления, закончила школу и поступила (ей было 15 или 16) в Выс­шую школу исполнительских искусств Лос-Анджелеса, где обучалась пению и игре на виолончели. В мегаполисе перед ней были все возможности и опасности большого города, и Бет не теряла времени даром — она, при поддержке друзей по колледжу, стала завсегдатаем "откры­тых микрофонов" в клубах Лос-Анжелеса. Первые пробы прошли успешно, и скоро она уже почти каждый вечер игра­ла в злачных местах, участвовала в мест­ных конкурсах и смотрах талантов. Пуб­лика сразу ее полюбила, а вот педагоги эти ночные занятия, особенно в ущерб дневным, не приветствовали — и из учи­лища Бет в конце концов выгнали за про­гулы.
В 1993-м у Бет Харт уже была сплочен­ная команда, собственный материал и, что самое главное, менеджер. Звали его Джеффри Лей Тозер, и был он певцом и владельцем маленькой студии. Тозер загорелся иде­ей помочь певице и стал ее продюсером, менеджером и соавтором. Именно он са­гитировал Бет поучаствовать в телевизи­онном шоу "Starsearch” ("Поиск звезд"). "Так я согласилась, думала, ну, пройду один раунд, другой и вылечу с треском. Кончилось тем, что я завоевала главный приз!"
  Вдохновленный успехом, менеджер ре­шил "ковать железо" и отправил Харт в студию. Запись, озаглавленная "Веth Нагt and Тhe Осеаn Оf Souls", показала, что певица еще не совсем готова к студий­ной работе. А может, не готов был кто-то другой? "Какой это был кошмар! Я была окрылена успехом на конкурсе, но в сту­дии ничего не получалось. У Джеффри были богатые друзья, так что денег хвата­ло, но он взялся продюсировать треки. А я потом плакала в трубку его подруге: "Он убивает запись! Это ужасно! Что де­лать?" Я почти не могла петь, сведение было просто дурацким, и я чувствовала себя сущим ничтожеством", — сокруша­ется Харт. К тому же выяснилось, что у триумфа на телевидении была и обратная сторона. Да, певицу узнали, она показала, что пре­красно умеет петь вещи Ареты Франклин с Дженис Джоплин, и, что еще важнее, исполнила собственный материал, стала увереннее в собственных силах, но... Ока­залось, что слава победителя очередной условной "фабрики звезд" — совсем не то, что слава блюзовой певицы. Записанный аль­бом канул в Лету, да и сама певица не стремилась его раскручивать. (Слушая эти записи сейчас, совершенно не пони­маешь, что же с ними было не так.)

Итак, Бет поняла всю бесплодность те­левизионной славы, и решила поискать счастья в прямо противоположном на­правлении — на улицах. К тому моменту сформировалась и окрепла ее команда. Все трое, подумав, при­няли радикальное решение — отныне ко­манда будет играть не в клубах, где все и так знают Харт и к ней вообще-то при­выкли, а прямо на улицах. Точнее, на 3-й улице города Санта-Моника, известном на всю Калифорнию местном варианте Арбата (или наоборот?). "Харт и ее ко­манда расстилали ковер, усаживались, скрестив ноги, зажигали свечи и играли перед счастливыми прохожими шесть дней в неделю", — рассказывают очевид­цы. Скоро одними из этих счастливых прохожих стали Дэвид Вольф, опытный менеджер, известный по работе с певицей Синди Лоупер, и Дэвид Фостер, преуспе­вающий поп-композитор и будущий во­ротила шоу-бизнеса. "Бет — это не просто невероятно одаренная певица и автор, она для нас — причина того, что мы зани­маемся этим бизнесом", — признавался потом один из сотрудников лейбла 143 Rесогds, который был основан Дэвидом Фостером в 1995-м под крылом мейджора Warner/Аt1аntiс. (Кажется, именно от­сюда пошла забавная легенда о том, что за время уличного музицирования Бет и Ко. сочинили целых 143 песни...) Одним из первых его релизов стал дебютный (те­перь уже по-настоящему) диск Бет Харт.

Альбом стал мультиплатиновым, а потом группа, про­гремев на фестивале "Лоллапалуза", от­правилась в совместное турне со Scorpions. О том, что было дальше, Бет рассказывала потом так: "Многие дума­ют, что с контрактом в кармане жизнь превращается в сплошную сказку. Но внутри меня всё кричало: "Мы не готовы, мы не справимся!" Слишком много было сказано громких слов, произнесено гром­ких сравнений. Начало на "Лоллапалузе" было радостным, но в турне пришлось очень тяжело, мы начали ссориться и под конец поняли, что лучше отдохнуть друг от друга. Я провела добрых полтора года в состоянии тяжелейшей депрессии, бу­дучи полностью уверена, что это — пол­ное и окончательное поражение..." Первым порывом Харт было классичес­кое— "в деревню, в глушь”, в данном случае — в городок Бирмингем, штат Алабама, где пять месяцев она тусова­лась с некими новыми друзьями, чувст­вуя только горечь и отвращение от неудавшейся музыкальной карьеры. Затем ее мысли прояснились, и она поняла, что поражения и победы остаются таковыми и в столицах, и в глуши, а для новых по­бед всё-таки лучше находиться в мегапо­лисе. Именно таков был и сюжет ее ново­го хита, "L.А. 8опg (Оut of This Town)", где деятели шоу-бизнеса обозначены"продавцами мух". Диск "Sсreamin` For Му Suрреr" получился насквозь автобио­графичным, где названия песен вроде "Get Your Shit Together Girl" звучат не как советы публике, а как отчаянные воз­звания к самой себе. Публика вознесла "Лос-Анджелесскую песню" на вершины хит-парадов, а сам альбом стал самым успешным в карьере певицы. По крайней мере, коммерчески.

Для второго альбома Харт с группой разогнали "именитых продюсеров" и взя­лись за контроль процесса сами. "Мы чувствовали себя куда менее нервно, чем в первый раз. Я расставила по студии све­чи, букеты цветов, расстелила ковры... Мы принесли вина и устроили большую вечеринку длиной в три месяца. Нам бы­ло хорошо, и, думаю, это заметно!" — вспоминает Харт. Плохо стало, когда Бет и ее команде по­надобилось снова отправляться в дорогу, на этот раз уже в ранге авторов песни-суперхита и альбома-бестселлера. "Исцеле­ния" словно и не бывало. "L.А. 8оng" име­ла огромный успех, но именно тогда я погрязла совсем в пьянстве и наркоти­ках. Ког­да песня стала хитом, мне стукнуло 27, а к 29 всё было кончено, я оказалась в больнице и долгие полтора, нет, два года лечилась, точнее, училась вновь думать и жить как все люди”, — признается пе­вица. О карьере и о мейджор-лейбле к тому моменту можно было забыть, хотя и сле­дующие альбомы издавались немалень­кими компаниями. Куда-то разбежалась и так долго собиравшаяся команда. Ос­тался рядом лишь бессменный менеджер Дэвид Вольф (он и сейчас "на боевом по­сту”). А спасением певицы от "синдрома 27" занимался экс-роуди группы Скотти Гетцков, постепенно повысившийся до звания мужа. Бет взяла себя в руки. 

Добротный третий альбом "Leave The Light On" (2003) еще можно считать результатом "перегруппировки сил", зато в следую­щем, концертнике "Live At Paradiso", Бет Харт предстает как она есть — без студийных компромиссов, настоящей, "рвущей рубашку" хриплоголосой блю­зовой дивой. Именно его обычно совету­ют публике для первого знакомства с му­зыкой Бет. Записан альбом в 2004 году в Голландии. Америка стала понемногу за­бывать о своей героине, но она нашла вто­рой дом и преданных фанатов в Европе. Тогда же Бет нежданно оказалась "гостем" на альбоме... Dеер Рurрlе. (Саунд-продюсер Майк Бредфорд работал тогда и с "Перпл", и с Бет.) Ее бэк-вокал можно слышать на балладе "Наunted с диска "Ваnanas”. В 2006-м Джефф Бек пригла­сил ее петь в своем сольном турне — ог­ромная честь для певицы, фактически за­нявшей место... Рода Стюарта.

Следующий студийный диск получил название "37 Days" (именно столько по­надобилось Бет, чтобы его записать, а де­ло было в 2007-м), и он оказался не слабее предшественника. Сложился нынешний состав команды: гитарист Джон Николс, басист Том Лилли, барабанщик Тодд Вольф. Прекрасная ”8оu1 Shinе" принад­лежит перу Уоррена Хейнса (Allman Brothers), большую часть материала со­чинила сама Бет, продюсированием зани­мался датчанин Руне Вестберг (среди его клиентов самый известный — финалист "Рор Idо1" и будущий "заменитель Меркьюри" Адам Ламберт). Руне продол­жил свою работу и на "Му Саlifornia" (2010), но здесь, кажется, перестарал­ся... Альбом звучит умиротворенно, приглаженно и перепродюсированно, а от фирменных хартовских "взрыкиваний" не осталось и следа. Хотя, возможно, прямой вины Вестберга в этом и нет. Про­сто певица наконец докопалась до источ­ника своих проблем.

"Моя жизнь всегда была цепью взлетов и падений, и психических расстройств в том числе. Я больше не скрываю, что у меня bipolar disorder (маниакально-де­прессивный психоз), и, чтобы быть в нор­ме, мне надо принимать таблетки и в оп­ределенные моменты — ложиться в боль­ницу. Я смотрю на это не как на болезнь, а как на часть работы — поддерживать себя в порядке. Это — часть моей реаль­ности с детства. У всех есть проблемы, да, но у меня есть доктора и друзья, которые готовы помочь. Я поняла, что болезнь не делает меня плохой. Да, бывает страшно­вато — порой даже случаются видения, то, чего нет на самом деле. Зато, бывает, появляются хорошие песни! Корень неудач был найден, но оказа­лось, что выздоровев полностью, певица "вылечилась" бы и от своего дара. "Я ле­чилась три года и научилась управлять своим настроением, но при этом поняла, что не могу больше погружаться в то мрачное состояние, когда мне удается бы­стро и легко сочинять. Так, когда вещь появляется за несколько минут, и я уже знаю, что она будет на альбоме, что ее по­любят на концерте... В солнечном настро­ении так не получается. Поэтому я, разу­меется, под контролем и с разрешения врачей, начинаю уменьшать дозы табле­ток, меня снова начинает "плющить", но это, конечно, игра с огнем, и увлекаться не следует. Теперь я уже знаю, что мне нужно. Я не должна спать меньше 10 часов в день, не должна давать больше трех концертов подряд и быть в разъездах больше полу­тора месяцев. Мое утро начинается с ме­дитации и молитвы. Благодарю Бога за то, что я больше не пью, за возможность держать себя в норме, вспоминаю самые светлые и добрые моменты в жизни. Да­же если вокруг обстановка злобы или раз­дражения, я повторяю хорошие слова до тех пор, пока их не прочувствую. И я учусь прощать людей — по-настоящему, а не потому, что так нужно".

"Не помню, когда впервые узнал о Бет Харт, — признается Джо Бонамасса. — Видел ее, наверное, в каком-то телешоу. Но, когда бы мы ни гастролировали по Европе, наши дороги всегда пересека­лись. B прошлом году играли на фестивале — я не шучу! — который назы­вался "Вlue Ваlls” ("Голубые яйца", — примеч. авт.). Она выступала за час до меня, я слушал весь концерт с раскры­тым ртом. Это было невероятно. Я подумал, хорошо бы сде­лать какой-нибудь дуэт. И тут меня осенило: Бет Харт!" Остановились на том, что лучше всего определил Джо: "Возьмите хороший го­лос, хорошие песни, остальное произой­дет само собой". То есть альбом Харт и Бонамассы "Don`t Explain" — первый в карьере певицы диск кавер-версий, пре­имущественно — классики соула. Но не только. Чего стоит только разудалая кабаре-версия хита Тома Уэйтса "Сhocolate Jesus"! Да и, наконец, звучание самых что ни на есть соул-вещей весьма "элект­рифицированное".

 

"Я думаю, что в моем возрасте, а в ян­варе (2012-го) мне исполняется 40, на свет выползают все эти демоны и начина­ют грызть: "Эй, сколько тебе было дано шансов, а? А сколько из них ты бездарно потеряла? И что ты вообще сделала хоро­шего в жизни?" Если бы я могла начать сначала, я бы постаралась держаться по­дальше от наркотиков. Я ведь разбила та­кую славную карьеру; в Штатах у меня был контракт с Аtlantiс и большой хит, и всё это ушло — спасибо наркотикам. Я до смерти распугала все окрестные лейблы, а одного беднягу чуть даже не убила. Так что карьера моя, конечно, оказа­лась не такой, как я мечтала в детстве. Но многие другие мечты сбылись. Ребенком я грезила о том, как буду сочинять музы­ку, записывать ее, давать концерты до са­мого последнего вздоха. До сих пор всё это происходит, и я говорю: слава Богу."

 

По материалам журнала In Rock, сайта www.bethhart.com, интервью и биографии певицы.

 

 


2009 - Beth Hart & The Oceans Of Soul (1993)
1996 - Immortal
1999 - Screamin` For My Supper
2003 - Leave the Light On
2005 - Live At Paradiso
2005 - Live at Paradiso (DVD)
2006 - Leave the Light On (Universal Music GmbH)
2007 - 37 Days (Bonus Track Edition)

0 комментария

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: