JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Beggar`s Opera - 13 Марта 2011

Beggar`s Opera

Добавил recluse 13.03.2011 в 21:45

Коллектив Beggar's Opera -  одно из наиболее заметных явлений Британии начала 70-х в стилистике симфоник-прогрессив-рок, в котором кроме них прославились Cressida, Spring, Fantasy, East Of Eden и некоторые другие полузабытые сейчас команды. относится к последней из перечисленных категорий, но опять же по причинам, скорее всего, не совсем объективным.

Группа с таким необычным названием образовалась в Глазго (Шотландия) в  1969 году. 
Название музыканты позаимствовали у известной и успешной в свое время пьесы английского поэта Джона Гея. Написанная в 1728 году, "Beggar’s Opera” принесла ему сумму в 1000 английских фунтов – громадная удача по меркам 18-го века. Увы, подобно многим рок музыкантам 20-го столетия, Гей был авантюристом, часто занимался сомнительными финансовыми операциями и потерял почти все свои деньги в результатe спекуляций, печально известных в истории как «Мыльный пузырь Южного моря». Кстати, пьеса имела продолжительную жить на сцену. На ее сюжет были написаны другие известные сейчас производения, в том числе и работа Б.Брехта, по которой снят фильм.

Возможно, такое название свидетельствовало об авантюрных намерениях молодых музыкантов. Однако, им в какой-то мере повезло. В 1970 г.  команда подписала контракт с фирмой "Vertigo”. Эта компания, как впрочем и "Harvest”, принадлежавшая концерну EMI, хотела стать раем для амбициозных и музыкально безрассудных музыкантов. В то время считалось хорошим тоном смешивать элементы классической музыки, фолка, джаза и рока в слегка авантюрном духе, предложенного еще Битлз.  "Vertigo” была здоровой почвой для «авантюристов» типа Colosseum и Manfred Mann’s Chapter Three. В такой творческой атмосфере Beggar's Opera получила возможность выработать свою изысканную музыкальную позицию. Постоянное стремление к совершенствованию привело к громкому успеху альбомов, в которых стиль группы заметно меняется в зависимости от смены настроений и идей. Команда состояла из вокалиста Мартина Гриффитса; Алана Парка – орган, пианино; Рики Гардинера – соло гитара, вокал; Гордона Селлара – бас и акустическая гитары, вокал; барабанщика Рэя Вилсона; временным членом группы была Вирджиния Скотт – меллотрон, вокал. Гриффитс обладал чрезвычайно привлекательным, скромным и простым голосом, дополняемым помпезным и слегка напыщенным звучанием клавишных Алана Парка. Гитара Рики Гардинера замечательно вписывалась в структурное содержание аранжировок; он был способен на острые и живые соло. Ритм секции были необычно тонкими и едва уловимыми, а барабанщик Рэй Вилсон проводил жесткую и естественную линию.

Браться за переработку творений великого композитора классической музыки для любой начинающей рок группы, выпускающей свою первую пластинку – слишком самоуверенный ход. Однако, ребята из Beggar’s Opera всегда были предприимчивы как в выборе материала, так и в философском подходе к музыке. Как в исполнении своих собственных песен так и в аранжировках композиций других авторов эта уважаемая прогрессивная группа всегда стремилась к извлечению разнообразного и глубокого звука.   "Act One” – дебютный альбом группы был выпущен в 1970 году и произвел впечатление своей смесью артистизма и силой воздействия. Одним из основных моментов пластинки стала аранжировка известной "Poet and Peasant Overture” композитора Suppe. Оригинальная версия полна контрастов и остроумного эмоционального богатства красок, что превращает композицию в кульминационный момент любого концерта популярной классической музыки. Один критик отметил, что «крестьянин страдает от прирожденной неспособности композитора вовремя остановиться!» Ну и конечно же, для современной рок группы этот трек явился средством распространения и выражения своих мыслей и звука.  Композитор Франц фон Суппе был рожден в море. Его матерью была итальянка, а отец – бельгийцем. Суппе написал 21 оперетту, 180 балетов и водевилей, но "Poet and Peasant” и "Light Cavalry”, которая также представлена в обработке Beggar’s Opera, находятся в ряду его лучших произведений.

Наряду с первоначальными треками – "Passacaglia”, "Memory and Raymonds Road”, фирма Repertoir добавила на альбом сингл 1971 года "Sarabande”. Сарабанда в данном случае – величественный придворный танец 18-го века, обычно исполняемый в трехдольном размере. Следующая за ней композиция "Think” дает возможность проникнуть в суть музыкальных возможностей группы, раскрыть ее разносторонние вкусы.

После успеха пластинки "Act One”, Beggar’s Opera выпустила еще несколько замечательных альбомов, включая "Waters of Change” (Vertigo) в 1971 году, где заметна работа Вирджинии Скотт на меллотроне. Использование меллотрона – своего рода первая попытка внедрения сэмплера. Кусок пленки с ранее записанным струнным звучанием закладывается в устройство, а затем активизируется нажатием на клавиши, вызывая преследующее, навязчивое звучание. Метод понравился Moody Blues и Genesis.  Присутствие меллотрона есть и в версии Джима Уэбба "MacArthur Park” на третьем альбоме группы "Pathfinger” (Vertigo), выпущенном в 1972 году. Оба замечательных альбома впоследствии были выпущены в формате СD на "Repertoire”.

С нетерпением ждали поклонники группы выпуска четвертого альбома, но на этом раз их ждало разочарование. Выпущенный в 1973 году альбом с необычным для прога названием "Get Your Dog Off Me!" представлял собой совершенно другую музыку, чем на предыдущих альбомах.  Композиции стали намного проще, инструменталы исчезли, не было даже намека на предыдущие экмперименты. Единственной вещью, которая напоминала о предыдуших работах муызкантов была отличная интерпретация известной "Classical Gas".  На всех остальных вещах лежит печать посредственности. Объяснить такое измение стилистики группы можно двумя причинами: 1) перед выходом этого альбома группу покинули вокалист Гриффитс и барабанщик Вилсон во многом определявшие музыку ансамбля; 2) музыканты очевидно хотели переориентироваться на американский рынок и начали играть более простую музыку; 3) явно не вписывался в стиль группы новый вокалист Линни Патерсон. Кроме "Classical Gas", немного выделяется композиция  "Lady of Hell Fire". Она, правда, тоже не имеет ничего общего с первыми тремя альбома группами, более отвечает канонам хард-рока. Альбом провалился в Англии, да и в США большого восторга не вызвал.

Следующий диск  "Saggitary” был отпечатан на лейбле "Jupiter” в 1974 году. Он продемонстировал, что музыканты вынесли некоторые уроки из предыдущего провала. Композиции здесь немного посложнее, с более совершенными оранжировками. Однако, несмотря на все усилия музыкантов, эта работа показала, что лучшие годы группы уже позади. Композиции представляли собой причудливую смесь из джаза, фанка, прога, ориентальной музыки, реггей и почти ничего не напоминало о предыдущих работах. Хорошие вещи чередовались откровенно с проходными. Не случайно, что альбом тоже не имел популярности среди прог-публики.

После этого музыканты на несколько лет ушли тень и заявили о себе только в  1979 г. выпуском новой работы  "Beggars Can’t Be Choosers”. Парадоксальное название альбома как это ни странно хорошо отразило суть этой работы. Да, правда, нищие не могут выбирать! В конце 70-х завершилась эра расцвета прогрессивного рока. Ему на смену пришли панк, хеви металл и техно. Это нашло свое отражение и в музыке команды. Единственная более-менее интересная вещь здесь это хард-роковая композиция  'I'm A Roadie', почти все остальные песни - это типичный в то время примитивный поп-рок вперемешку с синти-попом. Почти в таком же ключе выдержан и альбом 1980 г. После выпуска двух таких провальных альбомов группе ничего не оставалось как распасться.

В 1997 г. был выпущен новый студийный альбом группы "Последний занавес". В него вошли некоторые старые вещи и несколько новых. Стиль что-то среднее между R&B, AOR и прогом. Некоторые песни были записаны еще в 1980 г., остальные в конце 80-х гг.. когда после преждевременной смерти Линни, партии  вокала выполнил Гордон. В записи этой работы принимали участие и сессионные музыканты. Однако, успеха эта работа тоже не получила. Казалось бы, что на этом история  Beggar's Opera закончена.

Однако спустя 11 лет после выпуска последнего альбома один из основателей группы гитарист Рикки Гардинер решил ее воскресить как трио. Кроме него, в Beggar's Opera вошли его жена Виргиния Скотт, которая играла на мелотроне в 'Waters of change' и барабанщик Том Гардинер. Выпущенный в 2007 г. имеет мало общего с классическим звучанием группы, состоит из 12 коротких композиций, в которых немного чувствуется влияние  Hawkwind и Pink Floyd. После этого группа в таком же составе записала еще несколько альбомов в спэйс-роковом и электронном ключе.

  Дискография:
Act One: Beggars Opera (1971)
Waters of Change (1971)
Pathfinder (1972)
Get Your Dog Off Me! (1973)
Sagittary (1974)
Beggars Can't Be Choosers (1975)
Lifeline (1980)
The Final Curtain (1996)
Close to My Heart (2007)
Touching the Edge (2009)
Suddenly Ahead Ahead (2010)    
All Tomorrows Thinking (2010)    
Lose a Life (2010)

4 комментария

Viktorino Спам
13.03.2011 в 23:16 | материал
Дякую, Валерій за цікаву розповідь! Одна з тих груп, що заклала в мені любов до симфопрогу. До речі назву групи самі музиканти писали по-різному: Beggar's Opera, Beggars Opera, Beggars' Opera
букварь Спам
13.03.2011 в 23:20 | материал
Спасибо, Валера. Два первых альбома слышал. А вот с дальнейшим творчеством не знаком.
nolan2112 Спам
25.03.2011 в 16:26 | материал
Группа просто бесподобная - альбом Pathfinder композиции MacArthur Park и инструментал Stretcher остаются по сей день шедеврами.
p_v_ Спам
27.03.2011 в 11:20 | материал
Первые три альбома-великолепные,в лучших традициях прогрессивного рока,а вот последующие на голову ниже-слабенькие,да и прог можно сказать отсутствует

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: