JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Rush - 20 Ноября 2010

Rush

Добавил Slavonn 20.11.2010 в 13:39


Rush стали самой заметной величиной в канадской роковой музыке со второй половины 70-х годов. Уроженцы Торонто вокалист и гитарист Алекс Лайфсон (потомок сербских эмигрантов, его настоящее имя Алекса Животич) и Гедди Ли (вокал, бас, гитара) вместе с первым ударником Джоном Ратси организовали коллектив в октябре 1968 года - это было естественной реакцией на успех роковых трио Cream и Jimi Hendrix Experience. Довольно долгое время они выступали в барах, колледжах и на хоккейных аренах. Впервые на сцене появились в 1973 году в Торонто, предваряя выступление New York Dolls. Сидевший среди публики продюсер Тони Браун, уже работавший с Procol Harum и April Wine, предложил им записать диск. Но дебютный альбом (Rush ) был выпущен лишь после того, как все крупные фирмы Северной Америки отказались финансировать его. Затем в 1974 году их взяло под свое крыло американское книжное издательство ATI, внимание которого привлекла "научно-фантастическая" тематика песен Rush. Это издание поспособствовало заключению контракта ансамбля на двести тысяч долларов и запись двух альбомов с фирмой Mercury. К этому времени коллектив стал более опытной, развитой и оригинальной командой, безжалостно отбрасывающей в своей музыке все, что представлялось ей маловажным и неинтересным. Когда во время американского турне 1974 года произошла смена ударника - Ратси ушел из-за слабого здоровья и расхождения взглядов на тематику дальнейшего творчества ансамбля - оказалось, что Нил Перт (псевдоним Николы Петровича, тоже серба по происхождению) способен многое добавить в лирическую выразительность ансамбля. Одновременно музыка трио стала менее предсказуемой и наполненной мистическими оттенками. Удачным стал диск Fly By Night с выпущенной синглом песней By Tor and the Snow Dog.



Но оба эти альбома не произвели особого впечатления на канадскую публику, хотя в ретроспективе это удивляет. Группа звучала грубо и жизненно, а вокалист вполне напоминал более позднего Эксл Роуза из Guns'n'Roses. Положение начало меняться лишь в 1975 году, когда парни отправились на совместное турне с Aerosmith и Kiss.

Трудно представить, но именно в самое плодотворное для ансамбля время (четыре альбома за полтора года) они чувствовали себя в сильнейшем кризисе. Альбом Caress of Steel был принят вполне равнодушно, музыканты сидели без денег, фирма - без прибылей. Но диск "2112" стал решающим в создании их репутации эпических рассказчиков фантастических военных историй, равно как утверждении музыкального образа и по праву занял почетное место в анналах роковой музыки. На целой стороне этого диска была протяженная композиция о парне, сбежавшем в другой мир после открытия им для себя электрогитары. "Еще сегодня фэны в своей почте утверждают нам, что "2112" для них лучше всех, - говорил позже Алекс. - Как будто это был наш пик, а после этого мы только стремились вниз". Этот лонгплей стал первым "золотым" для ансамбля.



Стиль группы было трудно положить на полочку с одним названием. В начале карьеры их часто называли "вымороченными Led Zeppelin". От этого ансамбля Rush взяли построение гитарных партий, сценические манеры. Одни обозреватели называли их музыку "облагороженным хард-роком". Однако интеллигентные Rush имели отношение, скорее, к другому жанру, представителями которого были Pink Floyd, Genesis и Yes - от последних трио заимствовало гармоническую и ритмическую структуру произведений, тематику песен о "далеких пределах" и "граничных линиях", грандиозность, часто доходящую до напыщенности. Тонкий фальцет с носовым оттенком ведущего вокалиста Ли также вызывает ассоциации и с Робертом Плантом, и с Джоном Андерсоном. К тому же трудно было ожидать, что подростковая публика, из которой формировались поклонники хард-рока, воспримет тексты Нила Перта, от которых отдавало Оруэллом. Но если Yes и Led Zeppelin прилагали все усилия, чтобы расширить выразительные возможности роковой музыки, Rush этого не делали и делать не собирались.

Лайфсон и Перт зарекомендовали себя инструменталистами мирового класса, обладающими выдающейся техникой. Ли, основной автор материала вместе с Лайфсоном, особенно хорошо проявлял себя в спокойных балладах, хотя сам предпочитал более динамичные номера. Все вместе они создали неповторимый климат своих композиций с ломаными ритмами, характерными, точными до долей секунды брейками.



На диске A Farewell to Kings они представили вниманию слушателей космическую оперу Cygnus X-1, в которой рассказывалось о том, как астронавт пролетает через черную дыру в космосе. С этого момента их музыка становится гораздо яснее и чище, по филигранности выделки напоминая ювелирные изделия. В новой стилистике появились элементы симфонии (A Passage to Bangkoo) и эпические сюиты, конкурирующие с Close to the Edge - Xanadu, Hemispheres и инструментальная La Villa Stangiato. Для этого этапа деятельности Rush характерно сочетание необычных мелодических идей и текстов, наполненных контрастами, парадоксами и оригинальными темами. Подобный же стиль трио предъявило и на альбоме Permanent Waves, ставшем бестселлером по обе стороны океана. "Отдельные места с этого альбома вдохновлены спокойствием после бури, когда первые лучи солнца пронзают тучи", - давал Алекс Лайфсон ключ к самым волнующим и самым зрелым, напоминающим Дебюсси композициям. Ясный, действенный, точный и синхронный арт-хард-рок в исполнении Rush получил все шансы обольстить широкого слушателя. Свои самые великолепные сюиты группа представила на втором концертном альбоме Exit Stage Left, где в одну симфонию соединены композиции The Trees, Xanadu и инструментальная Broon's Bane.



В конце 70-х, самый удачный период своей карьеры, Rush за свой грандиозный, симфоничный и философичный рок дважды получали премию "Джуно" (канадский аналог Grammy) как лучшая группа года. А два больших британских турне 1977-8 годов обеспечили им международный успех.

С 1982 года трио склонилось к исполнению более "песенного", доступного широкой публике рока, с искоренением сольных инструментальных вставок и увеличением роли электроники вплоть до появления электронной перкуссии. В этом же направлении двигались Yes, так что главный хит последних того периода Owner of a Loneny Heart вполне можно принять за творение Rush. Появилось в музыке и влияние Police, заключающееся в сходном использовании элементов рэггей. Вокальная манера Ли стала более статичной. Хотя еще записывались отдельные отличные песни - Subdivisions, The Analog Kid, Losing It, Afterimage и Marathon - от всего этого отдавало попсой.

На альбоме Presto, закончившим 15-летнее сотрудничество с концерном Phonogram и начавшим новую эру под эгидой Atlantic, клавишные отступили на второй план, а вперед снова выдвинулась электрогитара, по мнению Алекса, "наиболее эмоциональный инструмент, в трехчленной раскладке неизбежно ведущий".

Каждый этап деятельности группы заканчивался выпуском концертного альбома.



Дискография:

Studio albums:

   1. Rush ( 1974)
   2. Fly By Night ( 1975)
   3. Caress of Steel (1975)
   4. 2112 ( 1976) 
   5. A Farewell to Kings ( 1977)
   6. Hemispheres ( 1978)
7. Permanent Waves ( 1979)
   8. Moving Pictures ( 1981)
9. Signals (MRR 1982)
  10. Grace Under Pressure ( 1984)
11. Power Windows ( 1986)
12. Hold Your Fire ( 1987)
13. Presto ( 1990)
14. Roll the Bones ( 1991)
15. Counterparts ( 1993)
16. Test For Echo ( 1996)
  17. Vapor Trails (2002)
18. Snakes & Arrows (2007)

Live albums:
1. 1974 - Here Again at the Agora
   2. All the World Is a Stage  ( 1976)
   3. Exit Stage Left  ( 1981)
   4. A Show of Hands ( 1988)
   5. Different Stages - Live (1998)
   6. Rush - In Rio - (2003)
   7. Snakes & Arrows Live (2008)
   8. Grace Under Pressure 1984 Tour (2009)

Compilations:

   1. Archives ( 1978)
   2. Through Time (1978)
   3. Rush Through Years ( 1981)
   4. Chronicles (1991)
   5. Retrospective I (1974-1980) (1997)
   6. Retrospective II (1981-1987) (1997)
   7. The Spirit Of Radio (Greatest Hits 1974-1987) (2003)
   8. Gold (2006)
   9. Retrospective III 1989 - 2008 (2009)
  10. Working Men (2009)
  11. Time Stand Still: The Collection (2010)
  12. Icon (2010)


Official Singles, EPs

Feedback - 2004

фильмография:

   1. Exit Stage Left (1981)
   2. Through the Camera Eye
   3. Grace Under Pressure Tour (1985)
   4. A Show of Hands (1988)

библиография:

   1. Banasiewich, Bill - Rush Vision: The Official Biography: Omnibus 1988
   2. Harrigan, Brian - Rush: Omnibus 1982





13 комментария

Viktorino Спам
21.11.2010 в 13:26 | материал
Quote (букварь)
твой аватар рисовал Леонардо да Винчи

yes shutup v
recluse
11.01.2020 в 10:36 | материал
Cьогодні всі музичні ресурси повідомляють, що на 67-ому році життя помер Ніл Перт.  sad 
R.I.P.
букварь
11.01.2020 в 22:30 | материал
sad  snack
« 1 2

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: