JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Weather Report - 28 Августа 2009

Weather Report

Добавил Slavonn 28.08.2009 в 23:24



В 60-е и 70-е годы музыкальный мир трудно было удивить очередной супергруппой. Рок-музыка породила целое созвездие сверхгероев с гитарами наперевес. Напротив, в джазе супергруппы всегда были в дефиците. Одним из немногих исключений стала созданная в 1970 году команда Weather Report, феноменальная во многих отношениях. Команда просуществовала 15 лет, не зная периодов упадка и задавая тон всей "пограничной" музыке, обживающей новые музыкальные формы на стыке джаза и рока. Weather Report одними из первых начали интегрировать в американскую музыку ритмы и мелодии народов мира. Они же, как и положено мощной джаз-банде, сплотили вокруг себя ряд выдающихся музыкантов, которые впоследствии и сами сумели сказать свое веское слово в современном джаз-роке.




В 1970 году под знаменами Weather Report сплотились пять человек: клавишник Джозеф Завинул (Josef Zawinul), саксофонист Уэйн Шортер (Wayne Shorter), басист Мирослав Витус (Miroslav Vitous), перкуссионист Эирто Морейра (Airto Moreira) и барабанщик Альфонс Музон (Alphonse Mouzon). До конца этого 15-летнего похода из участников оригинального состава дошли только Завинул и Шортер. Австриец Джо Завинул, игравший на аккордеоне с шести лет и изучавший классическое пианино в Венской консерватории, эмигрировал в Штаты в 1958 году, когда получил грант на обучение в Беркли. Ему было 26 лет, и с тех пор его пианино и клавиши можно было услышать на пластинках многих американских джазменов. Уроженец Нью-Джерси, Уэйн Шортер впервые взял в руки кларнет в 16 лет, а через несколько лет сменил его на тенор-саксофон. В 1956 году он закончил Нью-йоркский университет, отслужил в армии и начал завидную музыкальную карьеру в джазовых оркестрах.






Знакомством и сближением музыканты были обязаны ни кому иному, как Майлзу Дэвису (Miles Davis). Джо Завинул, Уэйн Шортер и Эирто Морейра блистали мастерством в студийных и концертных электрических группах Дэвиса (хотя Джо и Уэйн встречались и раньше, когда играли в группе Мэйнарда Фергюсона (Maynard Ferguson)). От их профессионализма зависела и стилистика альбомов Дэвиса, и характер его живых шоу, да и как композиторы они сумели прекрасно проявить себя. В частности, Шортеру принадлежали известные треки "Prince of Darkness", "Nefertiti", "Sanctuary", "Fall". Фактически первый состав Weather Report представлял собой слегка модернизированный ансамбль, который аккомпанировал Майлзу Дэвису во время работы над блестящими альбомами 1969 года "In a Silent Way" и "Bitches Brew". Команду отличало удивительное взаимопонимание на сцене и в студии, увлекательные коллективные импровизации, охватывавшие выразительные ресурсы джаза и рока, фанка и латинос, этнической музыки самого разного происхождения. И если Майлз Дэвис по праву считается одним из отцов стиля фьюжн (сплава джаза, рока и фанка), то Weather Report блестяще развили этот стиль и максимально разработали все его составляющие.



Самой влиятельной фигурой в новорожденной команде с первых дней оказался Джо Завинул. На дебютных пластинках "Weather Report" и "I Sing the Body Electric" (1971) это было еще не так очевидно. По большому счету, они представляли собой продолжение записей Дэвиса "In a Silent Way" и "Bitches Brew", хотя и отличались более витиеватым саундом. Корифеи джаза по праву считают диск "Weather Report" (включавший классические композиции "Orange Lady" и "Eurydice") одним из лучших джазовых дебютов за всю историю жанра.




А вот третий релиз "Sweetnighter" (1973) не оставлял уже никакого сомнения в творческом лидерстве клавишника. Под его руководством все большее значение приобретала изначальная структура композиций, заранее найденные интересные ходы, хотя на живых шоу музыканты по-прежнему давали волю фантазии и завораживали слушателей полетом импровизации. Мало-помалу Weather Report находили подход ко все более многочисленной армии джазовых фанов, увлекая их интригующим материалом новых альбомов "Mysterious Traveller" (1974), "Tale Spinnin'" (1975), "Black Market" (1976). Каждый из них отметился в тройке лидеров джазового чарта.



В 1976 году в команду пришел бас-гитарист новаторского склада Жако Пасториус (Jaco Pastorius), сменивший на этом посту Альфонсо Джонсона (Alphonso Johnson), который, в свою очередь, пришел на место Мирослава Витуса. С этого момента команда входит в самую успешную стадию своей карьеры, наращивая тиражи и фановскую поддержку. Прекрасно вписались в коллектив и новый барабанщик Алекс Акуна (Alex Acuna) и перкуссионист Маноло Бадрена (Manolo Badrena). Начало качественно нового этапа знаменует лонг-плей 1977 года "Heavy Weather", самый продаваемый альбом в карьере команды. Он возглавил джазовый чарт и добрался до 30 позиции поп-рейтинга. В саунде Weather Report появляется третий лидер - фантастическая бас-гитара Пасториуса, которая вступает в интригующее противоборство с изящным, остроумным саксофоном Шортера и фактурными клавишными партиями Завинула, преуспевшего в умении придавать им коммерческую привлекательность. Первый всепобеждающий хит Weather Report - представленная на альбоме песня "Birdland", со временем превратившаяся в джазовый стандарт.



Когда в 1978 году барабанщика Алекса Акуну заменил Питер Эрскин (Peter Erskine), команда наконец обрела тот вид, в котором стабильно просуществовала почти пять лет. За это время ее дискография пополнилась тремя новыми релизами - "Mr. Gone" (1978), "8:30" (1979) и "Night Passage" (1980). Все три диска финишировали в первой тройке джазового чарта, а альбом "8:30" принес группе премию Grammy за лучшее исполнение стиля фьюжн.




Удивительное искусство выживания, освоенное Weather Report, их почти мистическая непотопляемость помогали им выстоять в самые сложные периоды. За 15-летнюю историю группы через нее прошли 14 музыкантов, что не мешало коллективу год за годом наращивать творческий потенциал. В начале 80-х Weather Report понесли ряд очень серьезных кадровых потерь: ушел Пасториус, а за ним и Эрскин. Освободившиеся вакансии заняли басист Виктор Бейли (Victor Bailey) и барабанщик Омар Хаким (Omar Hakim), которого впоследствии сменил Хосе Росси (Jose Rossy), а затем Мино Синелу (Mino Cinelu). Вопреки расхожему мнению, эти пертурбации не потопили экипаж. Наоборот, новые участники искренне разделяли увлечение Завинула ритмами стран третьего мира, традиционной музыкой Африки и Латинской Америки. И активно помогали ему, одному из первых смельчаков этого экспериментального направления, исследовать пересечения джаз-рока и этнической музыки, рожденной в самых удаленных уголках земного шара.

Очередная инкарнация Weather Report записала три альбома: выдающийся "Procession" (1983), "Domino Theory" (1983) и "Sportin' Life" (1984). Но к середине 80-х в коллективе наметилась серьезная трещина, особенно в отношениях между двумя лидерами - Уэйном Шортером и Джо Завинулом. Саксофонист давно уступил Завинулу право полного творческого контроля, но роль второстепенного персонажа действовала на него удручающе. В начале 1985 года он взял тайм-аут, чтобы самому разобраться в ситуации. Для последнего альбома Weather Report "This Is This!" (1985) он записал только три из восьми композиций. Зато к сессиям подключился барабанщик Питер Эрскин, выступивший и сопродюсером альбома. Одна из жемчужин пластинки - заглавный трек "This Is This!", записанный с участием гитариста Карлоса Сантаны (Carlos Santana).













Больше Шортер в коллектив не вернулся. В 1986 году Weather Report проехали по Америке с прощальным концертным туром, выступая в видоизмененном составе, который получил название Weather Update - в некотором роде предтеча будущего проекта клавишника Zawinul Syndicate. Действовать на стороне Завинул начал еще в 1985 году, когда появился его первый сольный альбом "Dialects".

Музыканты в своей дальнейшей жизни больше не пересекались и даже поводов для досужих домыслов не давали. Уэйн Шортер выпустил десяток сольных альбомов, в разной степени удачных, гастролировал с Сантаной, собрал и распустил несколько джаз-бэндов. Завинул много ездил в сольные туры, десять лет поддерживал на плаву команду Zawinul Syndicate, однако студийными релизами своих поклонников баловал не часто.

Только через десять лет, в 1996 году, промелькнула информация о том, что Завинул и Шортер планируют воссоединение в студии и запись нового материала, реанимировав Weather Report. Но музыканты решительно опровергли эти слухи. Зато в конце 1999 года целое созвездие джазовых артистов собралось в студии, чтобы записать альбом-трибьют, приуроченный к 30-летию со дня рождения Weather Report. В сессиях участвовали бывшие коллеги Омар Хаким и Виктор Бейли, музыканты Джо Сэмпл (Joe Sample) и Маркус Миллер (Marcus Miller), участники групп Spyro Gira и Take 6. Альбом назывался "Celebrating The Music Of Weather Report" и вышел в феврале 2000 года.







2 комментария

dirk41 Спам
18.10.2009 в 01:29 | материал
А-а-а!! Паника! Когда же я все это скачать успею??
Огромнейшее спасибо!
Концерт, кстати, отменный, я, собственно, с него и начал знакомство с этой великой группой (помню, еще с инфостора качал)...
санди Спам
25.04.2010 в 22:22 | материал
помню как в юности прослушав альбомы 76-82 годов подумал: это музыка? smile Оказалось да! Настолько необычная и не прогнозируемая, самобытная, неповторима.
Для себя я тогда выделил работу 1976 года как лучшую из услышанных. И вот только сейчас собрался с духом шагнуть в их раннее творчество.
Кстати, у меня есть сольная работа Завинула. Никак не могу рассмотреть каким годом датируется. Там он в тюбетейке...

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: