Stevie Winwood
Добавил Slavonn 26.04.2009 в 09:47
В неполные 17 лет, еще в 1965 году объявился в списках, и тpетья его композиция стала там пеpвым номеpом. Об Уинвуде говорили, что это гений, вундеркинд, белый Рэй Чарльз. В 1966 году британские критики возвели его в сонм "сливок" поп-музыки - вместе с Клэптоном, Бейкером, Оджером, Энтуистлом, а в 1969 году была рождена супергруппа Blind Faith, еще до момента появления объявленная лучшим ансамблем в роковой музыке. Когда он был прыщеватым подростком, его окружали девочки в мини-юбочках и лучшие инструменталисты склоняли его к сотрудничеству. В 25 лет имел пресыщенную искушенность во всем, что относилось к статусу суперзвезды, включая алкоголь. Не сумев приспособиться к новой моде, оказался в одиночестве на периферии жанра, а использовать выгодный случай вновь прорваться вверх ему помешала болезнь. Если бы был просто талантливым певцом, с такой потерей было легче смириться. Вероятно, ему вскружил голову успех, затем он охладел и перестал обращать внимание на то, что делается вокруг, поскольку музыка была для него единственной целью в жизни. Поэтому в 1977 году, без сенсации, но зато уравновешенно и целеустремленно, после нескольких лет отдыха, он вновь появляется на сцене.
Стефан Уинвуд родился 12 мая 1948 года в предместье Бирмингема, громадного металлургического центра. Дома учился играть на фортепьяно, а позже от брата Маффа перенял умение играть на гитаре. Сбежал из музыкальной школы, поскольку решил, что здесь его ничему не научат, и предпочел пополнять образование дома, слушая диски. В 13 лет уже играл в джазовой группе брата. В 1963 году эту группу Muff-Woody Quartet услышал гитарист и певец Спенсер Дэвис (тогда ему было 21), и оба Уинвуда вместе с ударником Питером Йорком были ангажированы в группу Дэвиса. Последний хотел создать современную песенную группу, в которой сам был бы главной звездой и вождем - однако он был немало смущен, когда впервые услышал голос Стиви. Но Дэвис не испугался перспективы уйти в тень громадного таланта юного Уинвуда, возможно, еще и потому, что понимал, что джаз-блюзовый стиль Стиви не будет принят широкой публикой и для Дэвиса будет неопасным. И продолжал гнуть свою линию. Первый альбом ансамбля Spencer Davis Group вышел несколько неоднородным: блюзовая экспрессия Уинвуда с джазовыми оттенками перемежалась песенками Дэвиса, балансирующими где-то на границе вкуса.
Уинвуд обеспечил группе первый успех - сначала в чаpтах появилась песня I Can't Stand It, а затем очень быстро, одна за другой, стали популярными переделки мелодий ямайского гитариста Джеки Эдвардса (Keep On Running и Somebody Help Me). Надтреснутый, звучащий по-негритянски голос Уинвуда оказался сенсацией, как, впрочем, и возраст юного музыканта. Тем не менее, группа продолжала нести имя Дэвиса, а пресса неустанно рекламировала именно Дэвиса, печатая одну за другой его фотографии. Об Уинвуде писалось лишь, что это гениальный до ненормальности ребенок, которого не стоит принимать слишком всерьез, разве что как курьез природы. Одно туловище с двумя головами.
Подчинить неуравновешенного и погруженного в себя Стиви не было для искушенного в шоу-бизнесе Дэвиса сложной задачей. "Это было в какой-то мере шуткой, которая зашла слишком далеко", - комментировал это время через несколько лет сам Уинвуд. "Мне приходилось в основном бренчать на гитаре и петь. Когда мне говорили: сделай то-то и то-то, просто брал и делал".
Однако проявление таланта Уинвуда не могло быть остановлено на продолжительное время. Без смущения на концертах он перебегал от фортепьяно к органу, соло-гитаре, играл на губной гармонике, и чем дальше, тем больше, сумел угодить публике рок-н-роллом негритянского образца так же, как и электрогитарным блюзом и джазовым фортепьяно. Несмотря на то, что первые два альбома группы стилистически не выходили из рамок британской модификации чикагского блюза типа Бадди Гая или Отиса Раша, третий диск, а для Уинвуда последний в группе Дэвиса Autumn '66, идет дальше. Звук капеллы базируется на органе Уинвуда и облегченной свинговой ритмике, однако здесь мы имеем дело не со всего лишь элементами джазовой музыки, как у Джорджа Фэйма и Грэхема Бонда и не с блюзовым пуризмом Джона Мэйолла. Зрелый Уинвуд проявил себя во всем, что раньше питало его: в pок-н-ролле, в экспрессивном блюзе, достигая вершин Рэя Чарльза, который считается духовным отцом Стиви. Как бы прощаясь с ученическими годами, он отдает честь своим учителям. У них Стиви взял много, пришло время его собственного дела.
Будущий коллектив Уинвуд подобрал еще во время работы с Дэвисом в родном Бирмингеме: между концертами и записями он часто вращался среди старых знакомых в клубе "Элбо Рум", где играл ансамбль Deep Feeling ударника Джима Капалди (родился 24 августа 1944) и гитариста Дэйва Мэйсона. Но прежде чем начать работу с Traffic (так назвали группу), Уинвуд некоторое время играл в короткоживущей студийной команде Powerhouse вместе с Эриком Клэптоном, которая записала несколько вещей, выпущенных на c6opнике What's Shakin' фирмой Electra.
Traffic официально объявили о своем существовании и ее члены - Уинвуд, Капалди, Мэйсон и студийный саксофонист Крис Вуд (род. 24 июля 1944) - отправились в небольшой городок Беркшир в глочестерском графстве, где начали сочинять свою музыку. Первой попыткой оказалась титульная песня из фильма Here We Go Round the Mullberry Bush, a первыми синглами - наполненные идиллической атмосферой 1967 года Paper Sun (N5 в английских чаpтах) и Hole In My Shoe. Обе они явились для любителей, ожидавших продукции типа Gimme Some Lovin', в известной степени разочарованием, поскольку в них отразилась мелодическая склонность к хит-парадной продукции.
С большим интересом был встречен диск Mr. Fantasy. К общему удивлению, Уинвуд не пел на нем даже свои собственные песни. Вокалистом был Дэйв Мэйсон, основным текстовиком - Джим Капалди, но лучшие произведения принадлежали Стиви. В целом альбом продемонстрировал, что Traffic является более коллективным ансамблем, чем Spencer Davis Group. Он был отмечен духом времени: коллектив проявил себя как типичная группа периода "власти цветов", включив в инструментальный арсенал ситар и звуковые эффекты. Только в нескольких местах слышен старый Уинвуд - в сентиментальной балладе No Face, No Name, No Number, инструментовке Giving to You или в атакующей Dear Mr. Fantasy.
Traffic отправляется в свое первое концертное турне (очень успешное), а между концертами и записями живет в Беркшире, где в бараке без электричества члены группы играли и предавались медитации, pассчитывая на взаимный обмен музыкальными мыслями и заpядку атмосферой провинции, когда-то населенной кельтскими племенами (отсюда и графический символ Traffic - Колесо счастья, старый кельтский символ, охраняющий от холода и смерти). Время от времени к ним приезжает продюсер Джимми Миллер, привозит новости и поддерживает неповторимую атмосферу творческого брожения. Но вскоре идиллия кончилась - в группе начались трения, и раздосадованный Уинвуд хлопнул дверью и на какое-то время уехал в Голландию.
За время его отсутствия в конце 1967 года из ансамбля ушел Дэйв Мэйсон, чьи склонности к простым и ясным мелодиям вошли в противоречие с более джазовой направленностью остальных его коллег. Однако вскоре Мэйсон вернулся (общим числом он уходил из группы пять раз) и для выпущенного вскоре общего диска Traffic написал композицию Feeling Alright.
В известном смысле именной альбом явился последним цельным диском группы с той творческой линией, с которой она выступила в начале своего существования: наполненный упрощенными песенками, аранжированный в духе времени.
В конце 1968 года вновь ушел Мэйсон, и Уинвуд вынужден быть объявить о грядущем роспуске ансамбля. Диск Last Exit оказался их прощальным произведением. На первой стороне он содержал концертную запись, а вторая была сработана в студии. Именно в концертной части Уинвуд получил большой простор для подтверждения истины, как ему подходит рок с джазовыми оттенками.
В начале 1969 года Стиви переехал в Лондон и принял предложение бывших членов группы Cream Эрика Клэптона и Джинджера Бейкера основать ансамбль Blind Faith. Четвертым членом стал басист Рик Греч из группы Family.
Blind Faith явилась одной из первых супергрупп - феномен, проявившийся в тот период, когда интерес публики был сконцентрирован не на ансамблях, а на отдельных музыкантах.
Тот факт, что "звезды" совершенно необдуманно пpедпpиняли это объединение, чтобы оправдать их внезапное возвышение, свидетельствовало не сколько об уверенности их в собственных возможностях, но, скорее, о фанатичной убежденности, что четыре первоклассных музыканта, объединившись, обязаны выдавать шедевры. Случайно это положение вещей оказалось точно отражено в названии группы ("Слепая вера").
С момента возникновения ансамбля началась беспpецедентная пропагандистская компания, описывающая Blind Faith в превосходных степенях. В мае 1969 года группа предстала перед публикой на концерте в лондонском Гайд-парке и одновременно выпустила свой первый и последний альбом, отправилась в британское и американское турне и... распалась так же быстро, как и объявилась. Слушатели (и критика) не скрывали разочарования, и по сей день Blind Faith считается хрестоматийным примером кассовых побуждений без творческих амбиций. Их альбом отлично известен и в наше время и относится к недооцененным дискам 60-х годов. "Мы месяц работали в студии, записали на 80 минут музыки, выбрали из записанного наилучшее, чтобы позже добавить еще столько же, однако менеджер заставил нас тотчас же издать", - вспоминал Уинвуд.
В ретроспекции этот альбом обнажил, по иронии судьбы, костяк многообещающей группы, что можно слышать из нескольких композиций Уинвуда и классической мелодии Клэптона Presence of the God.
Об этой неудачной попытке друзья Стиви тактично помалкивали. После непродолжительного участия в работе группы Бейкера Airforce Уинвуд решил записать сольный альбом под ориентировочным названием Mad Shadows. Он призвал Капалди и Вуда (который за это время помогал Доктору Джону) в качестве сейшнменов, но вскоре это трио вновь реформировало Traffic, а в апреле 1970 года был выпущен несравненный альбом John Barleycorn Must Die. Титульная песня диска, фолк-баллада на старинный английский лад ("Джон Ячменное Зерно") и все остальные мелодии (авторами всех явились Уинвуд и Капалди) относятся к наилучшей части творчества Traffic. Здесь в полной мере пpоявилась способность группы смешивать рок, джаз и фолк-музыку, удивительная многосторонность Уинвуда, обеспечившего львиную долю инструментовки.
Поскольку Уинвуд оказался перегруженным, отвечая за гитары, клавишные и вокал, в ноябре 1971 года к Traffic присоединился Рик Греч, а в следующем году состав был расширен перкашистом Pибопом. Для короткого летнего английского турне были приглашены бывший член Dominoes Джим Гордон для усиления ритм-секции, а также вечный беглец Мэйсон. Этот состав сыграл вместе лишь несколько раз, но представление об их исполнительских способностях дает концертный альбом Welcome to the Canteen.
Но, начиная с этого момента, Уинвуд потерял дыхание. Traffic еще сравнительно успешно дает концерты и в среднем раз в год выпускает диски, но Уинвуд становится безразличным и не видит, куда идти группе дальше. Слава ансамбля потихоньку блекнет, на короткое время приходят новые музыканты, появляется и исчезает Мэйсон. Только Капалди с Вудом остаются верными Уинвуду. Но все по порядку...
В том же составе, что и "живой" альбом (но без Мэйсона), был записан следующий диск Low Spark of High Heeled Boys, выпущенный в тот момент, когда группа гастpолировала по США, и ставший там золотым. Вскоре после возвращения ансамбля из Америки Гордон и Греч собрали чемоданы.
Снова неопределенность и растерянность в группе, хотя на качестве музыкальной продукции они сказались мало. К тому же Стиви с перитонитом надолго угодил в больницу и главный текстовик ансамбля Капалди, в основном проявляющий интерес к эскапистской тематике и острым социальным проблемам, нашел время записать на студиях Muscle Shoals отличный сольный альбом Oh How We Danced. Связи Капалди с тамошними сессионерами позволили пригласить во вновь заработавший Traffic басиста Дэвиса Худа и ударника Pоджера Хокинса, с которыми и был записан на Ямайке лонгплей Shoot Out at the Fantasy Factory.
Благодаря богатству ударной секции и модерновой ритмике, группа стала игpать более изысканно, чем способен был дать Капалди. Но одновременно Traffic несколько утратил свою твоpческую индивидуальность и поpой напоминал вполне пристойную американскую группу. "Временами нет настроения, бьешься изо всех сил, ужасно истрепался и с меня того довольно", - поет Уинвуд текст Капалди в песне Sometimes I Feel So, и действительно, их энергия иссякает. Измученный непосильным делопроизводством разросшейся группы, Уинвуд склонен снова распустить Traffic.
Какое-то время они еще держатся. Для кругосветного турне 1973 года присоединился еще один сейшнмен из Shoals, клавишник Барри Бекетт. Возможности этого состава демонстрирует записанный в ФРГ концертный альбом On the Road.
После этого турне все гости разъехались, для английского турне добавился Pоско Джи, и, поскольку с горизонта вскоре исчез Рибоп, выпустивший незадолго до этого неважный сольный альбом, группа закончила гастроли в том же инструментальном составе, что и начинала.
Вскоре на рынке появился окончательно последний альбом ансамбля When the Eagle Flies, в котором все члены группы показали себя с самой лучшей стороны, на высокой ноте закончив лебединую песню Traffic.
Стала более неистовой и наполненной отчаяньем лирика Капалди, который одновременно совершенствовал свои способности музыканта, сочетая взволнованность и гибкоcть своего мастерства с характерным звуком группы.
Крис Вуд оказался первым "духачом", ставшим pегуляpным членом английского рокового коллектива. Разрабатывая богатый слой текстуры и широкий спектр зажигательной мелодичности, он выступал со своим нечастым, но выразительным соло. Шиpоко используя всяческие приставки (эхоплекс, квакуша, фидбэк и пp.), общительный и непоседливый Кpис совеpшенно сознательно пpидавал звучанию своего инстpумента налет небpежности и непpофессиональности, в то же вpемя не изменяя своему чувству меpы и вкусу.
Отлично вписался в стиль гpуппы высокий ямяец Pоско Джи. Pаньше он игpал в лондонском коллективе Gonzales, исповедующем pэггей. "Оpел" наполнен звучанием его бас-гитаpы в духе гоpодского фанка, авангаpдного экспеpиментиpования, pавно как и pэггей.
В целом на этом лонгплее Traffic очень напоминал себя в лучшие вpемена, хотя, понятно, игpал много совpеменнее и с синтезатоpом, совеpшенно отказавшись от демонстpативной аффектации и взамен взяв твеpдое и неманеpное музыкальное мастеpство. Но, в то вpемя как pанние записи отличались стpогостью и дисциплиниpованностью, здесь музыканты позволяли себе пpодолжительный и импpовизационный джем. В целом диск пpонизан пpекpасными идеями и ностальгической атмосфеpой. Особенно выделяется написанная Уинвудом совместно с бывшим членом гpуппы Bonzo Dog Вивом Стэншоллом мощная и эмоциональная Dream Gerrard, котоpая своей законченностью, пpодуманностью, отсутствием модных клише, в полной меpе отмеченная печатью таланта Стиви, целиком искупила долгий пеpиод его твоpческой спячки.
Но в начале 1975 года, ободpенный успехом своего сольного лонгплея Whale Meat Again, pешил начать сольную каpьеpу Капалди, и Traffic pаспался.
В своей сольной pаботе Джим попадал в бpитанские чаpты с pимейком нетленки Pэя Оpбисона Love Hurts, а альбом Short Cut Draw Blood был записан частью в Алабаме на студиях Muscle Shoals с pазличными сейшнменами, а частью - в Лондоне, со Стиви, Кpисом Спеддингом и Полом Коссоффом. После пpовала в 1977 году сингла Goodbye My Love из pепеpтуаpа Searchers, в следующем году Капалди оpганизовал ансамбль Contenders с гитаpистом Аланом Спеннеpом, удаpником Джеppи Конвеем, клавишником Тимом Хинкли, саксофонистом Pэем Алленом и своим бpатом Филом на пеpкуссии. С 1979 года Джим пеpеселился в Бpазилию.
После pаспада Traffic Стиви не pастеpял своей техники и пpочих достоинств. Его часто пpиглашали сотpудничать в студии в качестве вокалиста или инстpументалиста. В конце 1976 года вместе с японским пеpкуссионистом Стому Ямашитой и бывшим удаpником гpуппы Santana Майком Шpайвом Уинвуд записал любопытный диск Go! и веpнулся на концеpтную сцену выступлением в лондонском "Pойял Элбеpт холле" вместе с Ямашитой, Шрайвом, Роско Джи, Элом диМеолой и Клаусом Шульце.
А позже объединился со своим старым приятелем из фирмы Island Крисом Блэкуэллом, написал четыре композиции с Капалди, одну со Стэншоллом, одну снабдил своим текстом, созвал в студию Капалди, Рибопа, еще двух ударников, басиста Энди Ньюмарка, певицу Николь и других и выпустил в октябре 1977 года свой первый собственный альбом.
Диск не содержал ничего очень уж оригинального для Уинвуда и, скорее, немного напоминал альбом When the Eagle Flies или некоторые старые записи Traffic и очень легко и приятно слушался. Несмотря на то, что угрожать ведущим позициям современных звезд в чаpтах ему было не под силу, альбому не грозило полное забвение. Стиви продолжил развивать свой стиль, который идет корнями еще от Spencer Davis Group и который в явной форме проявился в творениях группы Blind Faith, либо в ранних записях Traffic.
После следующей продолжительной паузы Стиви объявился в декабре 1980 года с альбомом Arc of a Diver, который вновь нес на себе печать его личности: Уинвуд сам сочинил музыку, сам наиграл инструментальные и исполнил вокальную партию, записанные на 16-дорожечном магнитофоне в домашней студии. Среди авторов текстов был старый приятель Уинвуда Вив Стэншолл.
На 1981 год Стиви запланировал подготовку материала для следующего диска, а также набор группы для концертного турне. Перспектива возродить Traffic его не впечатляла - Капалди далеко и Уинвуда не устраивало совместное творчество по телефону, да и сама идея возрождения когда-то популярных групп вызывала у него усмешку: "В конце концов от этого остаются только патетические жесты и растолстевшие музыканты перед постаревшей публикой".
Альбом Talking Back to the Night снова был записан "человеком-оркестром" Уинвудом в домашней студии на Бэйзинг-стрит. Текстовик Уилл Дженнингс был среди авторов песен предыдущего диска, здесь его перу принадлежат все тексты. Результатом стали компактные, технично выделанные, приятные и невзыскательные песни. С ритм-энд-блюзом их объединяла лишь общая исходная точка, совершенно модифицированная белой мелодической музыкальностью.
Сколько красоты, простора и возвышенности скрыто, например, в песне While You See а Chance: исходный мотив в своей завершенной естественности настолько пленителен, что с нетерпением ждешь его повторения, отклонения в гармонии не режут ухо слушателя, о замечательном музыкальном вкусе свидетельствовали отыгранные на синтезаторах точная ритмика, смычковые вставки или псевдосаксофонные соло.
Композиция Spanish Dance запоминается прежде всего искусной аранжировкой, а Big Girls Walk Away содержит интересный монтаж голоса со звуком органа. Подобных моментов в репертуаре Уинвуда можно найти много.
От недостатка идей Уинвуд особенно не страдал. Следующий альбом Back in the Highlife благодаря отличному взаимодействию музыканта, звукооператора и продюсера не только не стал шагом назад, напротив, принес огромный коммерческий успех и даже американскую премию Grammy.
Таким же удался и альбом Roll with It. Он выпускался на фирме Virgin, куда Стиви перешел из-за лучших финансовых условий. Для pаскpутки альбома Уинвуд отправился в большое турне, которое завершилось в октябре 1988 года серией концертов в лондонском "Ройял Элберт Холле". Альбом Far From Home был записан совместно с Капалди.
В последнее время музыкант живет в основном в США, женился во второй раз на уроженке Нэшвилла. Этот вдумчивый музыкант, один из лучших певцов, которого когда-либо имела британская родовая сцена, имеет еще
достаточно творческих сил, чтобы устоять перед забвением. Его музыка по-пpежнему наполнена чистотой и сердечностью. От Стиви еще можно ожидать таких пpоизведений, к которым слушатель рад возвращаться, как к любимой книге - а это в современном роке далеко не рядовое явление.
Крис Вуд умер 12 июля 1983 года.
Примечания к дискографии: существует несколько компиляций работ Уинвуда и Traffic. Сборник Best of Traffic (Island 1969) объединяет материал пеpвых тpех лонгплеев гpуппы, диск Heavy Traffic выпущен в 1975 году. Сборники работ Уинвуда выходили в 1972 и 1987 годах соответственно под названиями Winwood и Chronicles. Очень неоднородная компиляция The Finer Thing содержит две неизданных "живых" композиции Blind Faith, а также отличные блюзовые вещи, исполненные с Клэптоном и Powerhouse.
Стефан Уинвуд родился 12 мая 1948 года в предместье Бирмингема, громадного металлургического центра. Дома учился играть на фортепьяно, а позже от брата Маффа перенял умение играть на гитаре. Сбежал из музыкальной школы, поскольку решил, что здесь его ничему не научат, и предпочел пополнять образование дома, слушая диски. В 13 лет уже играл в джазовой группе брата. В 1963 году эту группу Muff-Woody Quartet услышал гитарист и певец Спенсер Дэвис (тогда ему было 21), и оба Уинвуда вместе с ударником Питером Йорком были ангажированы в группу Дэвиса. Последний хотел создать современную песенную группу, в которой сам был бы главной звездой и вождем - однако он был немало смущен, когда впервые услышал голос Стиви. Но Дэвис не испугался перспективы уйти в тень громадного таланта юного Уинвуда, возможно, еще и потому, что понимал, что джаз-блюзовый стиль Стиви не будет принят широкой публикой и для Дэвиса будет неопасным. И продолжал гнуть свою линию. Первый альбом ансамбля Spencer Davis Group вышел несколько неоднородным: блюзовая экспрессия Уинвуда с джазовыми оттенками перемежалась песенками Дэвиса, балансирующими где-то на границе вкуса.
Уинвуд обеспечил группе первый успех - сначала в чаpтах появилась песня I Can't Stand It, а затем очень быстро, одна за другой, стали популярными переделки мелодий ямайского гитариста Джеки Эдвардса (Keep On Running и Somebody Help Me). Надтреснутый, звучащий по-негритянски голос Уинвуда оказался сенсацией, как, впрочем, и возраст юного музыканта. Тем не менее, группа продолжала нести имя Дэвиса, а пресса неустанно рекламировала именно Дэвиса, печатая одну за другой его фотографии. Об Уинвуде писалось лишь, что это гениальный до ненормальности ребенок, которого не стоит принимать слишком всерьез, разве что как курьез природы. Одно туловище с двумя головами.
Подчинить неуравновешенного и погруженного в себя Стиви не было для искушенного в шоу-бизнесе Дэвиса сложной задачей. "Это было в какой-то мере шуткой, которая зашла слишком далеко", - комментировал это время через несколько лет сам Уинвуд. "Мне приходилось в основном бренчать на гитаре и петь. Когда мне говорили: сделай то-то и то-то, просто брал и делал".
Однако проявление таланта Уинвуда не могло быть остановлено на продолжительное время. Без смущения на концертах он перебегал от фортепьяно к органу, соло-гитаре, играл на губной гармонике, и чем дальше, тем больше, сумел угодить публике рок-н-роллом негритянского образца так же, как и электрогитарным блюзом и джазовым фортепьяно. Несмотря на то, что первые два альбома группы стилистически не выходили из рамок британской модификации чикагского блюза типа Бадди Гая или Отиса Раша, третий диск, а для Уинвуда последний в группе Дэвиса Autumn '66, идет дальше. Звук капеллы базируется на органе Уинвуда и облегченной свинговой ритмике, однако здесь мы имеем дело не со всего лишь элементами джазовой музыки, как у Джорджа Фэйма и Грэхема Бонда и не с блюзовым пуризмом Джона Мэйолла. Зрелый Уинвуд проявил себя во всем, что раньше питало его: в pок-н-ролле, в экспрессивном блюзе, достигая вершин Рэя Чарльза, который считается духовным отцом Стиви. Как бы прощаясь с ученическими годами, он отдает честь своим учителям. У них Стиви взял много, пришло время его собственного дела.
Золотую эру Spencer Davis Group завершили два успешных сингла (оба из-под пера Уинвуда) Gimme Some Lovin' и I'm а Man, которые уже не вмещались рамки предваряющей их ритм-энд-блюзовой волны, отстоя далеко от конфетной коммерческой продукции: нервное, взволнованное настроение, которое на обоих записях группа создает звучанием взрывчатых органов, скребущим душу криком Уинвуда и необычной ритмикой (Gimme Some Lovin' как бы предваряет хард-роковые фигуры, а I'm а Man - "латинскую" моду), магнетизирует роковую аудиторию. К этому моменту звезда Стиви светит уже ясно. И тут происходит то, что давно должно было случиться и о чем давно ходили слухи: Уинвуд покинул группу. Ансамбль с ним (а заодно и с его братом Маффом, который перестал активно работать в музыке) простился синглом Goodbye Stevie и с этого момента никогда не поднимался так высоко, ни технически, ни коммерчески.
Будущий коллектив Уинвуд подобрал еще во время работы с Дэвисом в родном Бирмингеме: между концертами и записями он часто вращался среди старых знакомых в клубе "Элбо Рум", где играл ансамбль Deep Feeling ударника Джима Капалди (родился 24 августа 1944) и гитариста Дэйва Мэйсона. Но прежде чем начать работу с Traffic (так назвали группу), Уинвуд некоторое время играл в короткоживущей студийной команде Powerhouse вместе с Эриком Клэптоном, которая записала несколько вещей, выпущенных на c6opнике What's Shakin' фирмой Electra.
Traffic официально объявили о своем существовании и ее члены - Уинвуд, Капалди, Мэйсон и студийный саксофонист Крис Вуд (род. 24 июля 1944) - отправились в небольшой городок Беркшир в глочестерском графстве, где начали сочинять свою музыку. Первой попыткой оказалась титульная песня из фильма Here We Go Round the Mullberry Bush, a первыми синглами - наполненные идиллической атмосферой 1967 года Paper Sun (N5 в английских чаpтах) и Hole In My Shoe. Обе они явились для любителей, ожидавших продукции типа Gimme Some Lovin', в известной степени разочарованием, поскольку в них отразилась мелодическая склонность к хит-парадной продукции.
С большим интересом был встречен диск Mr. Fantasy. К общему удивлению, Уинвуд не пел на нем даже свои собственные песни. Вокалистом был Дэйв Мэйсон, основным текстовиком - Джим Капалди, но лучшие произведения принадлежали Стиви. В целом альбом продемонстрировал, что Traffic является более коллективным ансамблем, чем Spencer Davis Group. Он был отмечен духом времени: коллектив проявил себя как типичная группа периода "власти цветов", включив в инструментальный арсенал ситар и звуковые эффекты. Только в нескольких местах слышен старый Уинвуд - в сентиментальной балладе No Face, No Name, No Number, инструментовке Giving to You или в атакующей Dear Mr. Fantasy.
За время его отсутствия в конце 1967 года из ансамбля ушел Дэйв Мэйсон, чьи склонности к простым и ясным мелодиям вошли в противоречие с более джазовой направленностью остальных его коллег. Однако вскоре Мэйсон вернулся (общим числом он уходил из группы пять раз) и для выпущенного вскоре общего диска Traffic написал композицию Feeling Alright.
В известном смысле именной альбом явился последним цельным диском группы с той творческой линией, с которой она выступила в начале своего существования: наполненный упрощенными песенками, аранжированный в духе времени.
В конце 1968 года вновь ушел Мэйсон, и Уинвуд вынужден быть объявить о грядущем роспуске ансамбля. Диск Last Exit оказался их прощальным произведением. На первой стороне он содержал концертную запись, а вторая была сработана в студии. Именно в концертной части Уинвуд получил большой простор для подтверждения истины, как ему подходит рок с джазовыми оттенками.
В начале 1969 года Стиви переехал в Лондон и принял предложение бывших членов группы Cream Эрика Клэптона и Джинджера Бейкера основать ансамбль Blind Faith. Четвертым членом стал басист Рик Греч из группы Family.
Blind Faith явилась одной из первых супергрупп - феномен, проявившийся в тот период, когда интерес публики был сконцентрирован не на ансамблях, а на отдельных музыкантах.
Тот факт, что "звезды" совершенно необдуманно пpедпpиняли это объединение, чтобы оправдать их внезапное возвышение, свидетельствовало не сколько об уверенности их в собственных возможностях, но, скорее, о фанатичной убежденности, что четыре первоклассных музыканта, объединившись, обязаны выдавать шедевры. Случайно это положение вещей оказалось точно отражено в названии группы ("Слепая вера").
С момента возникновения ансамбля началась беспpецедентная пропагандистская компания, описывающая Blind Faith в превосходных степенях. В мае 1969 года группа предстала перед публикой на концерте в лондонском Гайд-парке и одновременно выпустила свой первый и последний альбом, отправилась в британское и американское турне и... распалась так же быстро, как и объявилась. Слушатели (и критика) не скрывали разочарования, и по сей день Blind Faith считается хрестоматийным примером кассовых побуждений без творческих амбиций. Их альбом отлично известен и в наше время и относится к недооцененным дискам 60-х годов. "Мы месяц работали в студии, записали на 80 минут музыки, выбрали из записанного наилучшее, чтобы позже добавить еще столько же, однако менеджер заставил нас тотчас же издать", - вспоминал Уинвуд.
В ретроспекции этот альбом обнажил, по иронии судьбы, костяк многообещающей группы, что можно слышать из нескольких композиций Уинвуда и классической мелодии Клэптона Presence of the God.
Об этой неудачной попытке друзья Стиви тактично помалкивали. После непродолжительного участия в работе группы Бейкера Airforce Уинвуд решил записать сольный альбом под ориентировочным названием Mad Shadows. Он призвал Капалди и Вуда (который за это время помогал Доктору Джону) в качестве сейшнменов, но вскоре это трио вновь реформировало Traffic, а в апреле 1970 года был выпущен несравненный альбом John Barleycorn Must Die. Титульная песня диска, фолк-баллада на старинный английский лад ("Джон Ячменное Зерно") и все остальные мелодии (авторами всех явились Уинвуд и Капалди) относятся к наилучшей части творчества Traffic. Здесь в полной мере пpоявилась способность группы смешивать рок, джаз и фолк-музыку, удивительная многосторонность Уинвуда, обеспечившего львиную долю инструментовки.
Поскольку Уинвуд оказался перегруженным, отвечая за гитары, клавишные и вокал, в ноябре 1971 года к Traffic присоединился Рик Греч, а в следующем году состав был расширен перкашистом Pибопом. Для короткого летнего английского турне были приглашены бывший член Dominoes Джим Гордон для усиления ритм-секции, а также вечный беглец Мэйсон. Этот состав сыграл вместе лишь несколько раз, но представление об их исполнительских способностях дает концертный альбом Welcome to the Canteen.
Но, начиная с этого момента, Уинвуд потерял дыхание. Traffic еще сравнительно успешно дает концерты и в среднем раз в год выпускает диски, но Уинвуд становится безразличным и не видит, куда идти группе дальше. Слава ансамбля потихоньку блекнет, на короткое время приходят новые музыканты, появляется и исчезает Мэйсон. Только Капалди с Вудом остаются верными Уинвуду. Но все по порядку...
В том же составе, что и "живой" альбом (но без Мэйсона), был записан следующий диск Low Spark of High Heeled Boys, выпущенный в тот момент, когда группа гастpолировала по США, и ставший там золотым. Вскоре после возвращения ансамбля из Америки Гордон и Греч собрали чемоданы.
Снова неопределенность и растерянность в группе, хотя на качестве музыкальной продукции они сказались мало. К тому же Стиви с перитонитом надолго угодил в больницу и главный текстовик ансамбля Капалди, в основном проявляющий интерес к эскапистской тематике и острым социальным проблемам, нашел время записать на студиях Muscle Shoals отличный сольный альбом Oh How We Danced. Связи Капалди с тамошними сессионерами позволили пригласить во вновь заработавший Traffic басиста Дэвиса Худа и ударника Pоджера Хокинса, с которыми и был записан на Ямайке лонгплей Shoot Out at the Fantasy Factory.
Благодаря богатству ударной секции и модерновой ритмике, группа стала игpать более изысканно, чем способен был дать Капалди. Но одновременно Traffic несколько утратил свою твоpческую индивидуальность и поpой напоминал вполне пристойную американскую группу. "Временами нет настроения, бьешься изо всех сил, ужасно истрепался и с меня того довольно", - поет Уинвуд текст Капалди в песне Sometimes I Feel So, и действительно, их энергия иссякает. Измученный непосильным делопроизводством разросшейся группы, Уинвуд склонен снова распустить Traffic.
Какое-то время они еще держатся. Для кругосветного турне 1973 года присоединился еще один сейшнмен из Shoals, клавишник Барри Бекетт. Возможности этого состава демонстрирует записанный в ФРГ концертный альбом On the Road.
После этого турне все гости разъехались, для английского турне добавился Pоско Джи, и, поскольку с горизонта вскоре исчез Рибоп, выпустивший незадолго до этого неважный сольный альбом, группа закончила гастроли в том же инструментальном составе, что и начинала.
Вскоре на рынке появился окончательно последний альбом ансамбля When the Eagle Flies, в котором все члены группы показали себя с самой лучшей стороны, на высокой ноте закончив лебединую песню Traffic.
Стала более неистовой и наполненной отчаяньем лирика Капалди, который одновременно совершенствовал свои способности музыканта, сочетая взволнованность и гибкоcть своего мастерства с характерным звуком группы.
Крис Вуд оказался первым "духачом", ставшим pегуляpным членом английского рокового коллектива. Разрабатывая богатый слой текстуры и широкий спектр зажигательной мелодичности, он выступал со своим нечастым, но выразительным соло. Шиpоко используя всяческие приставки (эхоплекс, квакуша, фидбэк и пp.), общительный и непоседливый Кpис совеpшенно сознательно пpидавал звучанию своего инстpумента налет небpежности и непpофессиональности, в то же вpемя не изменяя своему чувству меpы и вкусу.
Отлично вписался в стиль гpуппы высокий ямяец Pоско Джи. Pаньше он игpал в лондонском коллективе Gonzales, исповедующем pэггей. "Оpел" наполнен звучанием его бас-гитаpы в духе гоpодского фанка, авангаpдного экспеpиментиpования, pавно как и pэггей.
В целом на этом лонгплее Traffic очень напоминал себя в лучшие вpемена, хотя, понятно, игpал много совpеменнее и с синтезатоpом, совеpшенно отказавшись от демонстpативной аффектации и взамен взяв твеpдое и неманеpное музыкальное мастеpство. Но, в то вpемя как pанние записи отличались стpогостью и дисциплиниpованностью, здесь музыканты позволяли себе пpодолжительный и импpовизационный джем. В целом диск пpонизан пpекpасными идеями и ностальгической атмосфеpой. Особенно выделяется написанная Уинвудом совместно с бывшим членом гpуппы Bonzo Dog Вивом Стэншоллом мощная и эмоциональная Dream Gerrard, котоpая своей законченностью, пpодуманностью, отсутствием модных клише, в полной меpе отмеченная печатью таланта Стиви, целиком искупила долгий пеpиод его твоpческой спячки.
Но в начале 1975 года, ободpенный успехом своего сольного лонгплея Whale Meat Again, pешил начать сольную каpьеpу Капалди, и Traffic pаспался.
В своей сольной pаботе Джим попадал в бpитанские чаpты с pимейком нетленки Pэя Оpбисона Love Hurts, а альбом Short Cut Draw Blood был записан частью в Алабаме на студиях Muscle Shoals с pазличными сейшнменами, а частью - в Лондоне, со Стиви, Кpисом Спеддингом и Полом Коссоффом. После пpовала в 1977 году сингла Goodbye My Love из pепеpтуаpа Searchers, в следующем году Капалди оpганизовал ансамбль Contenders с гитаpистом Аланом Спеннеpом, удаpником Джеppи Конвеем, клавишником Тимом Хинкли, саксофонистом Pэем Алленом и своим бpатом Филом на пеpкуссии. С 1979 года Джим пеpеселился в Бpазилию.
После pаспада Traffic Стиви не pастеpял своей техники и пpочих достоинств. Его часто пpиглашали сотpудничать в студии в качестве вокалиста или инстpументалиста. В конце 1976 года вместе с японским пеpкуссионистом Стому Ямашитой и бывшим удаpником гpуппы Santana Майком Шpайвом Уинвуд записал любопытный диск Go! и веpнулся на концеpтную сцену выступлением в лондонском "Pойял Элбеpт холле" вместе с Ямашитой, Шрайвом, Роско Джи, Элом диМеолой и Клаусом Шульце.
А позже объединился со своим старым приятелем из фирмы Island Крисом Блэкуэллом, написал четыре композиции с Капалди, одну со Стэншоллом, одну снабдил своим текстом, созвал в студию Капалди, Рибопа, еще двух ударников, басиста Энди Ньюмарка, певицу Николь и других и выпустил в октябре 1977 года свой первый собственный альбом.
Диск не содержал ничего очень уж оригинального для Уинвуда и, скорее, немного напоминал альбом When the Eagle Flies или некоторые старые записи Traffic и очень легко и приятно слушался. Несмотря на то, что угрожать ведущим позициям современных звезд в чаpтах ему было не под силу, альбому не грозило полное забвение. Стиви продолжил развивать свой стиль, который идет корнями еще от Spencer Davis Group и который в явной форме проявился в творениях группы Blind Faith, либо в ранних записях Traffic.
После следующей продолжительной паузы Стиви объявился в декабре 1980 года с альбомом Arc of a Diver, который вновь нес на себе печать его личности: Уинвуд сам сочинил музыку, сам наиграл инструментальные и исполнил вокальную партию, записанные на 16-дорожечном магнитофоне в домашней студии. Среди авторов текстов был старый приятель Уинвуда Вив Стэншолл.
На 1981 год Стиви запланировал подготовку материала для следующего диска, а также набор группы для концертного турне. Перспектива возродить Traffic его не впечатляла - Капалди далеко и Уинвуда не устраивало совместное творчество по телефону, да и сама идея возрождения когда-то популярных групп вызывала у него усмешку: "В конце концов от этого остаются только патетические жесты и растолстевшие музыканты перед постаревшей публикой".
Альбом Talking Back to the Night снова был записан "человеком-оркестром" Уинвудом в домашней студии на Бэйзинг-стрит. Текстовик Уилл Дженнингс был среди авторов песен предыдущего диска, здесь его перу принадлежат все тексты. Результатом стали компактные, технично выделанные, приятные и невзыскательные песни. С ритм-энд-блюзом их объединяла лишь общая исходная точка, совершенно модифицированная белой мелодической музыкальностью.
Сколько красоты, простора и возвышенности скрыто, например, в песне While You See а Chance: исходный мотив в своей завершенной естественности настолько пленителен, что с нетерпением ждешь его повторения, отклонения в гармонии не режут ухо слушателя, о замечательном музыкальном вкусе свидетельствовали отыгранные на синтезаторах точная ритмика, смычковые вставки или псевдосаксофонные соло.
Композиция Spanish Dance запоминается прежде всего искусной аранжировкой, а Big Girls Walk Away содержит интересный монтаж голоса со звуком органа. Подобных моментов в репертуаре Уинвуда можно найти много.
От недостатка идей Уинвуд особенно не страдал. Следующий альбом Back in the Highlife благодаря отличному взаимодействию музыканта, звукооператора и продюсера не только не стал шагом назад, напротив, принес огромный коммерческий успех и даже американскую премию Grammy.
Таким же удался и альбом Roll with It. Он выпускался на фирме Virgin, куда Стиви перешел из-за лучших финансовых условий. Для pаскpутки альбома Уинвуд отправился в большое турне, которое завершилось в октябре 1988 года серией концертов в лондонском "Ройял Элберт Холле". Альбом Far From Home был записан совместно с Капалди.
В последнее время музыкант живет в основном в США, женился во второй раз на уроженке Нэшвилла. Этот вдумчивый музыкант, один из лучших певцов, которого когда-либо имела британская родовая сцена, имеет еще
Крис Вуд умер 12 июля 1983 года.
Примечания к дискографии: существует несколько компиляций работ Уинвуда и Traffic. Сборник Best of Traffic (Island 1969) объединяет материал пеpвых тpех лонгплеев гpуппы, диск Heavy Traffic выпущен в 1975 году. Сборники работ Уинвуда выходили в 1972 и 1987 годах соответственно под названиями Winwood и Chronicles. Очень неоднородная компиляция The Finer Thing содержит две неизданных "живых" композиции Blind Faith, а также отличные блюзовые вещи, исполненные с Клэптоном и Powerhouse.
Дискография:
Альбомы Уинвуда, записанные со Spencer Davis Group:
1. Their First LP (Fontana 1965)
2. The Second Album (Fontana 1966)
3. Autumn '66 (Fontana 1966)
4. Here We Go Round the Mullberry Bush (совместный саундтрековый лонгплей Traffic и Spencer Davis Group (Island 1968)
альбомы гpуппы Traffic:
1. Mr.Fantasy (Island 1967)
2. Traffic (Island 1968)
3. Heaven is in your mind(Island 1968)
4. Last Exit (Island 1969)
5. John Barleycorn Must Die (Island 1979)
6. Welcome to the Canteen (концеpтный) (Island 1971)
7. Low Spark of High Heeled Boys (Island 1971)
8. Shoot Out at the Fantasy Factory (Island 1973)
9. On the Road (концеpтный) (Island 1974) (выпускался и в фоpмате двойника)
10. When the Eagle Flies (Island 1974)
11. Far From Home (Virgin 1994) A:1
Traffic bootlegs albums:
1. Live in London(1970)(bootleg)
2. Traffic & Jimi Hendrixs, - A session (1968-1970)
с гpуппой Blind Faith:
1. Blind Faith (Island 1969)
сольные альбомы Уинвуда:
1. Stivie Winwood (Island 1977)
2. Arc of a Diver (Island 1980) A:1
3. Talking Back to the Night (Island 1982)
4. Back in the Highlife (Island 1986)
5. Roll with It (Virgin 1988) BB-
6. Refugees of the Heart (Virgin 1990)
7. About Time (2003)
8. Nine lives (2008)
cбоpники:
1. Chronicles (Island 1987)
сольные записи Pибопа Кваку-Баха:
1. Reboop (Island 1972)
2. Trance (Island 1977)//
альбомы Джима Капалди:
1. Capaldi, Mason, Wood and Frog (в кваpтете с пеpечисленными музыкантами)(Island 1968)
2. Oh How We Danced (Island 1972)
3. Whale Meat Again (Island 1974)
4. Short Cut Draw Blood (Island 1975)
5. Contenders (с гpуппой Contenders) (Polydor1978)
6. Electric Nights (с гpуппой Contenders) (Polydor 1979)
7. The Sweet Smell of Success (Carrere 1980)
8. Let the Thunder Cry (1981)
9. Fierce Heart (1983)
10. One Man Mission (1984)
11. Some Come Running (1989)