Эдуард Артемьев
Одним из самых ярких моих впечатлений был авторский концерт Эдуарда Николаевича Артемьева, который состоялся зимой 1999 года в Ярославле. Когда в исполнении Ярославского губернаторского оркестра прозвучала симфоническая поэма "Океан" (посвящение Андрею Тарковскому), последние звуки оркестра повисли в мeртвой тишине - зрители были буквально потрясены еe мощью и выразительностью. Несколько секунд всеобщего молчания показались вечностью. И лишь после этой паузы зал взорвался оглушительными овациями. Публика стоя приветствовала автора. (Максим Клепиков – сайт electroshock).
Сочинять музыку Эдуард Артемьев начал еще учеником Московского хорового училища (1953-55) под руководством М.А. Парцхаладзе, организовавшего в те годы в училище факультативный курс композиции. Нетрадиционность творческого мышления, увлечение звуковой красочностью, интерес к необычным тембрам и тембровым сочетаниям проявились у Артемьева уже тогда. В числе впечатлений, пробудивших в нем тягу к сочинению, были поздние опусы Скрябина, услышанные дома в исполнении его дяди - хорового дирижера Н.И.Демьянова, преподававшего теоретические предметы в Московском хоровом училище и в консерватории, произведения Дебюсси и Стравинского. У дяди была большая музыкальная библиотека, где была собрана вся оперная классика. Артемьев с детства очень любил и хорошо знал произведения итальянских композиторов - Пуччини, Беллини, Доницетти...
В дискографии композитора, пожалуй, самое заметное место занимает
Еще в начале 1960-х годов электронными опытами Артемьева заинтересовались кинематографисты. Поначалу звукошумовыми напластованиями, электронными эффектами, подчеркнуто "неземным" звучанием озвучивались в основном научно-популярные фильмы "космической" тематики.
Через несколько лет последовала и первая крупная работа Артемьева в области электронной музыки - "Мозаика" (1967), в которой он приходит к новому для себя типу композиции - электронно-сонорной технике. В "Мозаике" тембры - "соноры" становятся самостоятельными выразителями движения звука в пространстве. "Мозаика" для Артемьева - произведение этапное. В ней композитор нашел свой путь, способ художественного выражения, открыл для себя новые приемы электронного синтеза, многоканальной записи, раскрыл себя как архитектор и поэт звука.
Возможность проникновения в микрокосмос тембра, поиска в области создания контролируемых пространств" Артемьев осуществил в композиции "12 взглядов на мир звука: Вариации на один тембр" (1969), которая по уникальности технического замысла отнесена к серьезным вехам мировой электронной музыки.
Важную роль в творческой жизни композитора сыграла встреча с Андреем Тарковским. Тарковского привлекла аудиовизуальность, пространственность музыки Артемьева, его способность выстраивать сложные ассоциативные ходы, создавать обобщенные образы-символы. Неординарные задачи, поставленные режиссером, требовали новых творческих поисков от композитора. Артемьев принял участие в трех фильмах
Середина 1970-х годов знаменует начало нового этапа в творчестве Эдуарда Артемьева, его музыка обретает иные черты. Композитор проявляет повышенный интерес к рок-культуре, в которой его привлекла в первую очередь новая "эстетика" звука, подразумевающая яркую, открытую эмоциональность, повышенный экспрессивный тонус высказывания, его "направленность на слушателя", демократизм музыкального языка. "Для меня самое сильное "оружие" музыки - ее эмоциональное начало, способность прямо воздействовать на струны души, заставлять их резонировать", - считает композитор. Артемьев видит творческие перспективы в ассимиляции достижений профессиональной академической школы и рок-культуры на базе электронной техники. Главным качеством его музыки становится способность к любым соединениям - жанровым, стилистическим, "техническим", открытость разным музыкальным традициям. Ярким примером этому служит кантата "Ритуал" (1980, 1987 - новая редакция под названием "Ода доброму вестнику") на стихи Пьера де Кубертена для нескольких хоров, синтезаторов, рок-группы и симфонического оркестра, написанная для торжественного открытия Олимпийских игр в Москве (1980) и представляющая собой, по словам автора, "синтез всех известных техник".
Примерно с конца 1980-х годов в произведениях Артемьева появляется новое качество. Унаследованные от стиля 1970-х годов демократические устремления, не связанные столь непосредственно с рок-эстетикой, смыкаются с идеями авангарда и поставангарда, рациональное - с интуитивным.
В 1989 году на основе музыки к фильмам Тарковского Артемьевым создан цикл из 13 композиций, объединенных общим названием "Солярис", "Зеркало", "Сталкер" - заново написанные пьесы "Тема", "Поезд", "Болезнь", "Станция", "Слушая Баха", "Исход", "Они шли долго", "Сон", "Медитация", "Океан", "Картина Брейгеля", "Возвращение", "Посвящение А. Тарковскому". Вызывая ассоциации с теми или иными эпизодами фильмов Тарковского, цикл ретроспективно создает образ поэтического мира режиссера. Альбом с записью этого произведения Э. Артемьева был выпущен голландской фирмой "Boudisque" в 1990 году, объявленном ЮНЕСКО годом Тарковского.
Артемьев также много работает с современными режиссерами - такими, как
В 2000 году Эдуард Артемьев завершил работу над оперой "Раскольников" по роману Ф. Достоевского "Преступление и наказание" (либретто А. Кончаловского, М. Розовского, Ю. Ряшенцева), начатой им еще в 1977 году. Первоначально задумывая свое произведение в жанре рок-оперы, композитор постепенно пришел к полистилистике, наряду с рок-группой используя симфонический оркестр, русские народные инструменты и все те средства, которыми располагает современная электронно-акустическая технология.
«Артемьев великолепно чувствует экран, - отмечает Вадим Абдрашитов, с которым композитор сотрудничал в фильмах "Охота на лис" и "Остановился поезд", - он никогда не пишет иллюстративной музыки. Его музыка контрапунктирует изображению, дополняет, раскрывает глубинный смысл кадра». По словам Никиты Михалкова, Артемьев обладает "поразительными способностями стилиста". Традиции лирико-драматических симфоний XIX века слышны в его музыке к "Гобсеку", возвышенный трагизм барокко - в "старинной" музыке для инструментов Страдивари ("Визит к Минотавру"), ретро начала XX века - в картине "Раба любви", музыкальная медитация дзэн-буддизма - в "Сталкере"...
Киномузыка Артемьева вызывает большой интерес и за рубежом. Во Франции выпущена пластинка с записью многочастной композиции, созданной для сериала Андрея Кончаловского "Сибириада" (1979), компакт-диски с музыкой к картинам Н. Михалкова "Урга" (1991) и "Утомленные солнцем" (1995). В США - "Ближний круг" с музыкой к кинокартине А. Кончаловского (1992). В Голландии в 1990 году выпущен в свет компакт-диск с большим циклом пьес, созданным по мотивам музыки к фильмам Андрея Тарковского, куда вошла также композиция "Посвящение А. Тарковскому", специально написанная для этого случая (1989). В 2000 году французская компания "Musea" переиздала на компакт-диске по лицензии российской компании "Мелодия" вокально-инструментальную композицию "Тепло земли" на стихи Юрия Рытхэу. Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Франции, Германии, Италии, Венгрии, Финляндии, Канаде, США, Бразилии, Аргентине, Японии, Австралии.
Сегодня Артемьев - Член Союза композиторов и Союза кинематографистов РФ, лауреат Госпремий России, обладатель премии Оскар, участник и победитель международных конкурсов и фестивалей, автор сотен камерных и симфонических произведений. Композитор также является президентом основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Он также преподает, читает лекции для студентов-композиторов Московской консерватории, проводит мастер-классы.
В 2007 году Президент России Владимир Путин поздравил Эдуарда Артемьева с 70-летием: "Диапазон Ваших творческих возможностей необычайно широк и многогранен, Вам с успехом удается работать как на эстраде, так в театре и кинематографе, - говорилось в поздравительной телеграмме. - На протяжении многих лет Ваши музыкальные произведения по праву пользуются неизменной популярностью у слушателей, занимают достойное место в репертуаре признанных "звезд" и начинающих исполнителей".
И действительно, творческий диапазон гения советской и постсоветской электроники очень широк: от ярких и запоминающихся мелодий («Ода доброму вестнику», «Девочка и Дельфин») до мрачного, медитативно-электронного эмбиента (трилогия Тарковского, отдельные музыкальные фрагменты фильма «Утомленные Солнцем» и т.д.). От симфонической классики («Доктор Живаго») до этнической музыки и песен времен Второй Мировой Войны («Урга», «Ближний Круг»). Музыка Артемьева способна потрясающе тонко передать любые человеческие эмоции и переживания, ввергая слушателя в своеобразную спектрально-музыкальную «воронку», из которой, порой, очень трудно вырваться на свободу. По утверждению самого композитора, "современные технологии открывают перед автором безграничные возможности, при этом главным ориентиром и объектом искусства остается человек". У романтика и музыкального мыслителя Артемьева это Человек – с большой буквы.
СКАЧАТЬ АЛЬБОМЫ Э. АРТЕМЬЕВА