007: Музыкальный спектр Джеймса Бонда
Добавил санди 30.11.2015 в 16:21
Премьера нового фильма "007: Спектр” - прекрасный повод обратить внимание на одну из важнейших составляющих успеха самого известного сериала в истории мирового кино, а именно - музыку в фильмах о приключениях Джеймса Бонда, "главного киношпиона всех времён и народов”.
Музыка
в фильмах об агенте 007 является такой же неотъемлемой частью
"бондианы", как и головокружительные трюки, погони, перестрелки,
красивые девушки, суперсовременные автомобили, оружие, гаджеты и
экзотические места, в которых Джеймс Бонд борется с очередным
воплощением мирового зла и побеждает, одетый в свой неизменный смокинг.
Ноу-хау создателей киносериала - анимационные титры в начале каждой
серии, которые сопровождаются музыкальными композициями, написанными и
исполненными специально для конкретного фильма. Первой композицией в
истории "бондианы" стала "Тема Джеймса Бонда" написанная Монти Норманом
для фильма "Доктор Ноу"(1962) и исполненная в аранжировке Джона Барри
оркестром студии EMI Records. Двухминутная инструментальная пьеса,
основной темой которой стал гитарный рифф в популярном тогда стиле сёрф,
звучащий в сопровождении оркестра, стала "визитной карточкой"
"бондианы" и главной музыкальной темой сериала, звучащей в разных
аранжировках практически во всех фильмах об агенте 007 с начала
шестидесятых годов прошлого века до сегодняшнего дня. "The James Bond
Theme" - одна из самых известных и узнаваемых мелодий в истории кино,
популярность которой подтверждает большое количество кавер-версий,
сделанных музыкантами самых разных жанров - от джазмена Каунта Бэйси и
авангардистов-экспериментаторов Джона Зорна и Art of Noise до диджея,
композитора и мультиинструменталиста Моби и брутальных дэт-металлистов
Cannibal Corpse.
После
успеха "The James Bond Theme" продюсеры сериала намеревались ввести
традицию начинать каждую новую серию "бондианы" специально написанными к
будущим фильмам инструментальными композициями, но дальше второй
картины об агенте 007 "Из России с любовью"(1963) дело не пошло:
композиция "James Bond Is Back" стала, кроме фанфар в начале и конце
пьесы, всего лишь оркестровыми вариациями на тему песни "From Russia
with Love", написанной для фильма и исполненной Мэттом Монро, а также
уже известной "The James Bond Theme". Начиная с третьей серии
киноприключений Джеймса Бонда "Голдфингер"(1964) начальные титры идут в
сопровождении песен, каждая из которых писалась специально под название
нового фильма и исполнялась каждый раз новым исполнителем. Исключениями
из правил стали фильм "На секретной службе Её Величества" (1969), для
которого Джон Барри, ставший к тому времени штатным композитором
"бондианы", написал новую инструментальную пьесу "On Her Majesty's
Secret Serice" и певица Ширли Бэсси, ставшая единственным артистом за
всю историю сериала, исполнившим заглавные песни более, чем в одной
картине. Шикарное меццо-сопрано Ширли украсило песни к трём фильмам
"бондианы" - "Голдфингер", "Бриллианты вечны"(1971) и "Лунный
гонщик"(1979) и по праву считаются одними из лучших в истории сериала.
Создатели
"бондианы” более десяти лет, с 1963 по 1974 годы, придерживались
традиции чередовать исполнителей и исполнительниц заглавных песен в
сериале - песню в одном фильме поёт мужчина, в следующем - женщина. Друг
друга сменяли, кроме уже упомянутых Мэтта Монро и Ширли Бэсси, Том
Джонс, Нэнси Синатра, великий Луи Армстронг и снова Ширли Бэсси. И если в
первые фильмы продюсеры старались приглашать для исполнения песен
наиболее актуальных артистов своего времени, пусть в основном и
эстрадного жанра, то после эффектного выступления Пола МакКартни и
группы Wings, увековечивших свой бессмертный рок-хит "Live and Let Die”
("Живи и дай умереть”) в фильме 1973 года, наступила целая эпоха
сладкоголосых певиц и пафосных баллад, продлившаяся до конца
восьмидесятых годов. Малоотличимые одна от другой приторно-сладкие песни
этого периода были под стать неторопливому действию фильмов, в которых
роль Бонда исполнял Роджер Мур, разменявший в процессе работы над
сериалом шестой десяток лет и находивший самым приятным аспектом своей
работы в "бондиане” получение гонораров за участие в съёмках.
Заряд
бодрости звуковой дорожке "бондианы” восьмидесятых годов некоторое
время обеспечивали исполнители модного направления "новая волна” -
молодые, но уже тогда сверхпопулярные группы "Duran Duran” и "A-Ha”,
исполнившие заглавные песни в фильмах "Вид на убийство”(1985) и "Искры
из глаз”(1987). После некоторого оживления музыки сериала жанр женских
мелодраматических стенаний, успешно убаюкивавший зрителей на просмотрах
"бондианы” на протяжении последних десяти лет, взял убедительный реванш -
песня "License to Kill” в исполнении Глэдис Найт из фильма "Лицензия на
убийство”(1989) может служить квинтэссенцией "карамельного” стиля
бонд-песен 70-х - 80-х годов. Вновь наступивший длительный период
женских голосов, фактически монополизировавших право исполнять песни в
новых фильмах "бондианы”, продлился ещё на пять серий и почти полтора
десятка лет. Однако, метаморфозы, происходившие с "бондианой” в конце
80-х и начале 90-х годов, отразились также и на стилистике песен
сериала. После значительного спада зрительского интереса к
киноприключениям агента 007 в конце восьмидесятых, каждая новая серия
которых выглядела просто очередным набором самых архаических штампов
сериала, практически не обновлявшихся с середины 70-х годов, создатели
"бондианы” взяли продолжительную паузу в производстве фильмов о Джеймсе
Бонде. Пятилетний перерыв однозначно пошёл на пользу шпионской киносаге -
новая "бондиана”, впервые представленная в фильме "Золотой глаз”(1995),
вызвала восторженный приём публики, как среди поклонников сериала, так и
его критиков.
Композиция
"Golden Eye” в исполнении Тины Тёрнер стала мировым хитом,
поспособствовав росту популярности нового фильма о Джеймсе Бонде.
Вкрадчивая мелодия вместе с полуречитативной манерой пения в куплетах
песни нагнетает атмосферу тревоги, которая сменяется эмоциональными
всплесками в припеве, демонстрируя яркую палитру вокальных данных Тины
Тёрнер и перемен в "бондиане”. Композицию "Golden Eye” написали
музыканты рок-группы U2 Боно и Эдж и успех песни предопределил
доминирование поп-роковой стилистики в песнях к фильмам о Джеймсе Бонде
на следующие двадцать лет. Композиции "Tomorrow Never Dies” в исполнении
Шерил Кроу и "The World Is Not Enough” группы Garbage продолжили
развитие музыкальной тенденции поп-рокового звучания с женским вокалом в
качестве основного жанра бонд-песен 90-х годов. Отступлением от нового
канона стала композиция "Die Another Day” в исполнении Мадонны в фильме
"Умри, но не сейчас”(2002), которая получилась неудобоваримой смесью
электронных сэмплов, хип-хопа и фонового оркестрового сопровождения.
Дёрганая, как и сама Мадонна в начале нового века, невыразительная песня
из юбилейного, двадцатого фильма "бондианы” вполне заслуживает
считаться худшей композицией за всю историю титульных песен сериала.
Очередной перезапуск бондовской франшизы в 2006 году удачно отражён в
песне "You Know My Name” в исполнении Криса Корнелла в начальных титрах
фильма "Казино Рояль”. Бывший участник групп Soundgarden и Audioslave
работая над созданием песни выложился по полной и как композитор, и
певец: напористый гитарный рок и хрипловатый, буквально осязаемый
баритон Корнелла, меняющий интонации пения на протяжении композиции от
спокойного, чуть усталого повествования в начале к динамичной
напористости припева, переходящей в отчаянный крик на грани истерики в
концовке, прекрасно вписался в новую стилистику сериала, заставив
зрителей буквально подскочить на своих местах во время стартовых титров и
затем, затаив дыхание и вцепившись в подлокотники кресел кинотеатров,
неотрывно следить на протяжении двух с лишним часов за перипетиями
сюжета "Казино Рояль”.
Мировой
триумф фильма и огромный успех композиции "You Know My Name” Криса
Корнелла, считающейся на сегодняшний день лучшей из всех песен
когда-либо звучавших в "бондиане”, реабилитировали мужской вокал в
глазах продюсеров сериала и восстановили его в статусе полноправного
участника бонд-песен: в титульной композиции фильма "Квант
милосердия”(2008) вокальные партии впервые были поделены между мужчиной и
женщиной - песню "Another Way to Die” исполнили Джек Уайт и Алишия Киз.
В следующих двух фильмах возродилась традиция чередования певиц и
певцов в качестве исполнителей заглавных композиций: песня "Skyfall”
композитора и певицы Адель, прекрасная в своём неповторимом сочетании
одухотворённой лиричности и глубочайшего драматизма, звучащая в фильме
"007: Координаты «Скайфолл»(2012), получила премию "Оскар” и стала
своеобразным "женским ответом” композиции "You Know My Name” Криса
Корнелла, заняв место в ряду лучших песен сериала, а в новой ленте "007:
Спектр”(2015), совсем недавно вышедшей в мировой кинопрокат, песню
"Writing’s on the Wall” исполняет певец Сэм Смит.
Над
созданием и аранжировкой песен и инструментальных пьес, звучащих в
фильмах о Джеймсе Бонде, в разное время принимали участие такие
композиторы как Монти Норман, Джон Барри, Джордж Мартин, Марвин Хэмлиш,
Билл Конти, Майкл Кэймен, Эрик Серра, Дэвид Арнольд и Томас Ньюман. Их
композиции, сочинённые для "бондианы”, являются по большей части
оркестровыми вариациями мелодий песен из фильмов и главной музыкальной
темы сериала - бессмертной пьесы Монти Нормана "The James Bond Theme". В
конце каждой из серий "бондианы” появляется титр "James Bond Will
Return” - "Джеймс Бонд вернётся” и это означает, что впереди нас ждут
новые фильмы об агенте 007, а также отличная музыка и прекрасные песни,
неизменно сопровождающие "главного киношпиона всех времён и народов” в
его приключениях на экранах кинотеатров всего мира.
© Влад Довлатов, 2015 Оригинальная публикация
Now I'm Here! ;-)
© Влад Довлатов, 2015 Оригинальная публикация
Now I'm Here! ;-)