Вопрос выживания масштабных арт-проектов - задача отнюдь непростая в век информационной вседоступности. Тем более, если речь идет об оркестре. Однако уникальному венгерскому коллективу Fugato Orchestra чудодейственным образом удается не только оставаться на плаву, но и двигаться вперед, к новым творческим открытиям. Курс на эклектику, взятый командой Балаша Альпара (клавишные, вокал) в 2004 г., получил продолжение в виде второй развернутой работы "NOÉ". Межстилевой crossover-подход превратился в основополагающий принцип для участников формации. И пусть морщат носы господа-пуристы, радетели за чистоту. В случае с Fugato нельзя не признать главного: их комбинационные мультижанровые выкладки расцвечены несомненным композиторским талантом и тонким вкусом маэстро Балаша, "заварившего кашу" с единственной целью - подарить слушателю возможность настоящего музыкального приключения. Что ж, последуем и мы за Белым Кроликом. Открывающая диск вещица "Pangari" отличается широтой диапазона, вобравшего в себя ультрасовременные электронные тенденции, ритмику традиционных мадъярских плясовых, кинематографический симфо-бэкграунд и мелодичнейшие вокальные линии без слов. В сравнении со столь необычным произведением куда более характерной для ребят Альпара выглядит 8-минутная конструкция "Hétnyolcad / Seven-Eighths", сочетающая благородство классицизма с прогрессивной "завернутостью". Кельтским колоритом проникнут этюд "Irish Coffee", в центре которого превосходные флейтовые пассажи Кристи Лукаш и Сильвии Маршалл, разбавленные джазовыми пианиссимо мастермайнда. Отголоски древней валлийской легенды оживают в небольшой, насыщенной деталями cугубо оркестровой пьесе "Nalvorelda"; магия Fugato ощущается здесь в полной мере. "Ébredés / Awakening" - серьезная заявка на авангард модернистского плана; похоже, в этом четырехминутном сегменте Балашу удалось наконец реализовать потаенные амбиции и создать нечто, несвойственное ему ранее. Весьма недурственны полу-академический набросок "Interlude - Nalvorelda remix" и трудно идентифицируемая гипнотическая прогрессия "Tatiosz / Tatius". Драматическая интерлюдия "Világsíró Asszony / The Timeless Wheeper" выделяется отчетливой тягой к "театральности", тогда как расположенная рядом "Csak egy népdal / Just a folk song" - замысловатый опыт по синтезу мотивной народной балладности с полифоническими аранжировочными структурами. Изяществом и моцартианской кружевной легкостью пленяет филармонически ориентированный номер "Játszótér / Playground", а его ближайший сосед "Joke" демонстрирует отменные симфонические фьюжн-кондиции. Красивая песенная история "Amália dala / Amália's song", фигурально выражаясь, пункт отдыха перед концепт-финалом - титульным эпиком "NOÉ / NOAH" - сверхмассивным саунд-ковчегом, воздвигнутым Альпаром и Кº на зависть прочим коллегам по цеху. Резюмирую: на редкость занимательный и по-хорошему оригинальный звуковой экскурс, способный удовлетворить чаяния разнопородных слоев прогрессивного сообщества. Очень рекомендую.