JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ О блюзе в СССР - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Околомузыкальный форум » Статьи, интервью » О блюзе в СССР
О блюзе в СССР
xoxol1965 Дата: Суббота, 06.03.2010, 04:50 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 460
Статус: Offline
В ХХ веке мир стать чуть меньше. И музыку одной деревни стали чаще слышать в другой. Слышна стала даже музыка из самых дальних деревень, на другом конце земли... В уходящем столетии мода на локальные народные музыки не раз прокатывалась по всему шарику. Танго, босса-нова, ломбада, даже казачок - вдруг словно весь мир начинал танцевать под них, далеко от тех мест, где их придумали в народе. Но всегда это было лишь коротким поветрием, иногда возвращающимся, как любая мода. С блюзом - не так. Музыка подвального этажа американского общества обладает цепкой жизнестойкостью репейника. И такой же приспособленностью к случайным дальним путешествиям. Блюз, приходя иногда как мода, оставался, как мировоззрение - не только особый музыкальный лад, но и свой взгляд на любовь и нелюбовь, на труд, на отдых, на радость и горе, на жизнь во всем ее многообразии. Житейская поэзия и поэзия жизни - это суть блюза. А музыка его основана на смешении европейской, азиатской и африканской культур. И поэтому по всему миру он отчасти -"чужой", но отчасти - "свой". И русские "страдания" тоже что-то подарили блюзу.

Первый мировой блюзовый бум прохлопали в угаре НЭПа. Три месяца 1926 года в СССР гастролировала "негритянская оперетта" "Шоколадные Ребятишки"(THE CHOCOLATE KIDDIES) - причем "Известия" сочли шоу "недостаточно горячим и вовсе не эксцентричным". Хотя сцена выступление этого варианта министрел-шоу, вошедшая в авангардный фильм Дзиги Вертова "Одна шестая", говорит, что это было энергичное и малопристойное представление. Как бы то ни было, блюз пришел в Россию грустной пьесой из репертуара танцевальных джазовых оркестров… Впрочем, и весь цивилизованные мир, включая белое общество Америки, долго полагал блюз - маленьким подразделом джазовой музыки… Но Большая Советская энциклопедия (1950г.) была абсолютно права: "Блюз (англ. уныние) - лирическая песня американских негров в медленном темпе с обильными синкопами, (смещениями ритмических ударений). Счет на 4-4, 2-4. Форма Б. и некоторые его ритмические, гармонические и интонационные особенности использованы в искаженном виде в американской джазовой музыки, где Б. превращен в песенно-танцевальный жанр упадочно-сентиментального характера (медленный фокстрот)"… Правда, темп не обязательно должен быть медленным…

Под конец 30-х в репертуаре оркестра Леонида Утесова появился "Блюз безработного". Не смотря на идеологически верный текст, слово "блюз" было расценено как идеологическая диверсия по внедрению американизмом в речь советского человека, и на пластинку была записана "Песня американского безработного" (обработка А.Островского - В.Стенич). Возможно, первая блюзовая запись в СССР… А, может, и не блюзовая вовсе. Запрет на слово сняли многократные гастроли американского певца Пола Робсона, видного борца за мир, лауреата международной ленинской премии (1952г.). Оперным баритоном он пел блюзы, спиричуэлсы и "Широка страна моя родная" и при каждом поводе и не дожидаясь оного утверждал, что блюз - это великая культура его народа… Казалось бы, блюз будет оправдан и перейдет в репертуар особого рода ансамблей, выступающих с песнями протеста на комсомольских собраниях… Блюз - действительно песня протеста. Но не для официальных протестующих.

Тут в СССР начал проникать вирус рок-н-ролла. В своей основе это был тот же блюз, только без джазовых изысков и без оглядок на "упадническо-сентиментальный характер". И так же, как блюз был первым пособием для отечественных джазовых музыкантов, наши первые рокнролльщики джэмовали "блюз в ля-мажоре". И снова история повторялась. Только прежде блюз казался частью джаза, теперь он был неотделим от рок-музыки. Вот одно из странных свойств блюза. Он родился "этнической" музыкой беднейшего и лишенного всяких прав населения южных штатов Америки на исходе ХIХ века. Те, кому эта музыка было родной, жили словно в ином от прочей Америки мире. Здесь были свои законы жизни, своя экономика и свои развлечения. От большой эстрады блюз отделяла, казалось бы, непреодолимая социальная стена. Но он пробил ее и вышел к большому миру, сначала - через посредников, через музыкальные жанры, обязанные ему своим рождением. Первым из потомков блюза, покоривших мир, был джаз. Потом пришли рок-н-ролл и рок-музыка. Теперь - рэп… И любопытно то, что всегда среди поклонников этих жанров находились те, кого тянуло к истокам, к чистому блюзу.

И в Англии, и на своей родине, в Америке, блюз широкая публика открыла для себя через посредников : джаз и рок-музыку. Для периода 60-х трудно переоценить заслуги "Роллинг стоунз", "Энималз", "Ярдбердз", а затем и "Лед Зепплин" в деле пропаганды блюза. Их хитпарадные успехи посветили многих в эту вечную тайну за семью печатями - блюз. И при том, насколько извращенным путем развивался рок в СССР, здесь повторилось все то же, что в Англии и США. Юные гитаристы 60-х слушали первые блюзы в исполнении "роллингов" и других блюз-роковых британцев. Только для вооруженные они были усилителями-радиоприемниками, и гэдээровскими (в лучшем случае) электрогитарами со струнами "толщиной с мизинец" (как вспоминает участник "Удачного приобретения" А.Микоян), При том, что большинство из этого поколения услышало пластинки Мадди Уотерса много позже, а записи Роберта Джонсона - только на CD, удивительно, что в наших местах вообще появились любители блюза. Но видимо, вирус его настолько силен, что блюз подхватывается и опосредованно. Правда, унаследован был и рок-подход к исполнению блюза - неизбывная беда российских блюзмэнов!

Доступ к зарубежной информации был определяющим для наших музыкантов-прозападников. Неудивительно, что один из первых блюз-рок-бэндов репетировал в подвале "Дома на набережной", построенного Сталиным для содержания своего политбюро, но разболтавшегося, когда поводья отпустили. И играли в подвале бастиона ком.идеологии пареньки со всемирноизвестными фамилиями: два Микояна и один Орджоникидзе.

Следующий блюзовый бум пришелся на канун 90-х. На этот раз и в СССР его было кому встретить. Блюз играли ветераны, вроде "Удачного приобретения", и новые группы, уверенно набравшие силу, вроде "Лиги Блюза" и "Кроссроудз". Слава Горби, времена изменились. Фирма "Мелодия" вдруг выпустила альбомы Мадди Уотерса, Хаулин Вулфа и других дедов блюза с краткими, но емкими аннотациями музыковеда Д.Ухова. Со снятием запрета на англоязычную музыку в эфире появились и блюзовые радиопрограммы (и первым был "Весь этот блюз" на Первом еще Всесоюзном, первым в FM появился "Блюз-Бэг", а затем "Доктор Блюз"). В Москве и Ленинграде в крупнейших институтских залах с успехом проходили фестивали блюза и рок-н-ролла ("в одном флаконе"!). В январе 1992-го в большом московском концертном зале "Измайлово" собрал аншлаг трехдневный фестиваль "Блюз в России", и стало окончательно ясно, что блюз в России существует как широкое и разнообразное движение, в котором работает множество музыкантов, и которое поддерживает слушатель.

Прошедшие десять лет были важнейшим этапом. Не все из радужных надежд сбылось. Но блюз перестал быть уделом горстки энтузиастов. Открывались и закрывались блюзовые клубы, возникали и исчезали блюзбэнды. Некоторые из потерь были закономерными, другие - тяжелыми и обидными. Поветрие моды на блюз вызвало существование множества групп, состоявших из музыкантов-ремесленников - из больше нет, и это хорошо. А вот демократичного "Арбат-Блюз Клуба", с 1993 года ставшего эпицентром московской блюзовой общины, сегодня очень не хватает. (Клуб не закрыт, но временно прекратил свою деятельность). Формулируя совсем коротко, именно в 90-х возникло и окрепло наше блюзовое сообщество, объединяющее достаточно широкий круг почитателей этой музыки и музыкантов, исповедующих достаточно широкий выбор блюзовых стилей. То есть, если писать учебник, то "первый этап развития отечественного блюза успешно завершен". Подытоживая дела отечественного блюза 90-х в альбоме "Весь Этот Наш Блюз - Я не увижу Миссиссиппи…", собственными ушами убеждаешься: есть, что послушать.

 
санди Дата: Суббота, 06.03.2010, 20:47 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 3066
Статус: Offline
Шикарная статья! Написана в прекрасном стиле. И информативно и изящно. Очень внимательно прочёл.
Недопонял smile вот это словосочетание:

Quote (xoxol1965)
неизбывная беда
 
xoxol1965 Дата: Понедельник, 08.03.2010, 00:00 | Сообщение # 3
Группа: Модераторы
Сообщений: 460
Статус: Offline
Quote (санди)
Недопонял

Если бы автором статьи был я - то объяснил бы. А так, Саша, могу только догадываться вместе с тобой. Наверное - неизбежная постоянная, неисправимая проблема.
 
Viktorino Дата: Понедельник, 08.03.2010, 17:15 | Сообщение # 4
Группа: Модераторы
Сообщений: 886
Статус: Offline
Цікава стаття. Можна згадати і киян "Второе дыхание" smile
 
Форум » Околомузыкальный форум » Статьи, интервью » О блюзе в СССР
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: