JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Zamrock - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Zamrock
санди Дата: Понедельник, 06.07.2015, 22:18 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 3078
Статус: Offline
В середине 70-ых гг. ХХ столетия южноафриканская Республика Замбия переживала тяжёлые времена.
Первый президент страны Кеннет Каунда (Kenneth Kaunda) и его Объединённая Национальная Партия Независимости сбросили иго британского колониализма и основали новую федерацию с однопартийной системой. Были национализированы медные рудники и добыча полезных ископаемых и налажены торговые связи с Южной Родезией (сейчас это Зимбабве), как с основным экономическим партнёром. Португальские  колонии Ангола на западе и Мозамбик навостоке, в это время, вели свои освободительные войны за независимость. Военный конфликт проявлялся
во всех аспектах жизни этих наций.



Это среда в которой и появился Zamrok – музыкальная сцена, которая зацвела в середине 70-ых в
замбийской столице Лусаке и в городах Коппербельта. Это же время подарило стране национальную телевизионную компанию и национальное радиовещание. Это было шумное время. На заре независимости больше семидесяти тысяч европейцев называли Замбию своим домом. Поэтому вовсе не является чудом, что замбийские музыканты испытывали европейские и в частности британские влияния в своей музыке. Немногочисленный замбийский рок и фанк  70-ых уже распространился в сети  через маленькиеблоги и бутлеги  (такие исполнители игруппы как Chrissy Zebby Tombo, Paul Ngozi, Ngozi Family,  Peace, Rikki  Ililonga andMusi-o-Tunya’s, Dark Sunrise). Банальные фузовые гитары и драйвовые ритмы с инфлюэнциями Джеймса Брауна (James Brown),  Джими Хендрикса (Jimi Hendrix)  и музыкой чернокожих из тех стран, гдедоминирует английский язык. Хотя, иногда добавляли перца песнями на ньянья-и-бемба языках.



Вовсе не стало сюрпризом то, что все те немногие замбийские записи в наше время стали официально переиздаваться.Во-первых , в своё время они были мега-раритетны. В ужасно бедной стране их слушали единицы,  и эти записи непереиздавались в конце 70-ых, потому что музыка считалась роскошью очень немногих горожан.  Во–вторых, замбийскаяпопуляция составляла на 1976 год около пяти миллионов человек. Запомните это число, потому, что например, для сравнения популяция нигерийцев в том же году составляла около шестидесяти шестимиллионов и в самой нигерийской столице Лагосе жило больше человек, чем во всей Замбии. И поэтому, если например продавать записи нигерийских рокеров было очень сложно, то продавать записи замбийских музыкантов, вообще невозможно. В-третьих, материальная база студий звукозаписи была составной из европейских, японских и североамериканских комплектующих частей,
состояние которых, лучше не описывать . Кондиции средних замбийских записей, выражаются словами «сделаны в домашних условиях», приблизительно такими же как те, что находятся в наши дни в истерзанной войной Анголе. Да и вообще присутствует большая доля везения, что те немногие записи были сохранены до наших дней. Не говоря уже о том, что те немногие европейские и североамериканские коллекционеры, которые в 70-ых открывали для себя нигерийскую сцену афро-бита и путешествовали в Лагос, вовсе  и недогадывались, заглянуть в Замбию. Возможно, это происходило потому, что даже самые значительные замбийские артисты и их записи не имели глобального успеха.



Перед тем, как прочесть следующее, вам надопослушать записи Paul Ngozi или kalindula – инновационного  замбийского  стиля музыки популяризируемого  в 80-ых гг..Перед самым миллениумом и немного позже, некоторые европейские и североамериканские университеты основали этномузыкологистику и начали интересоваться взаимовлиянием фолка на поп-культуру и замбийскую рок-сцену. Путешествие в Замбию стоит не дёшево, и ориентиров по Zamrock было не много. Те немногие ориентиры которые оставались на поздние 90-ые, то немногое что
оставалось от основателей замбийской рок-музыки, было последним рубежом глобальной наркоманской психоделии, ждущей своего исчезновения. СПИД выкосил эту страну и неконтролируемая инфляция принудила последних из оставшихся в живых рокеров покинуть эту территорию. Последний из тех, кто оставался – гитарист , певец, композитор и продюсер, аранжировщик наибольшего калибра Рики Илилога (Riki Ililonga). Он основал один из первых коллективов в Замбии под названиемMusi-o-Tunya (Крылья Африки), который исполнял фьюжн, фанк, джаз, афро-бит, конголезские ритмы и замбийскую народную музыку. Он продюcсировал первый сингл исполнителя Paul Ngozi, которого он считает наиболее влиятельным среди замбийских рокеров. Илилонга перебрался в Голландию в 80-ых и в 2007 он отвечал по Myspace и по электронной почте. До этого я слышал четыре его записи сделанные в Замбии. По почте , я предложил ему связаться со мной и дать послушать что-то ещё из его репертуара 70-ых. Он согласился. У нас созрел план и потом, я стал его расспрашивать обо всех рок-группах , которые бы он помог найти мне. Совершенно без ревности или протекционизма, он это сделал и рассказал, как он любит группы наподобие  Amanaz и WITCH, которые ему удавалось слышатьв юности, пока жил на родине. Он был в курсе, кто и где оставался в живых из бывших участников и пообещал, что при возвращении в Лусаку, которая стала его вторым домом, обязательно свяжется с ними. Исполняя обещанное, в октябре 2009, страдая от малярии, он ответил мне по почте, что он встречал Эммануэля Кэнгва Чэнда (Emmanuel Kangwa “Jaguri” Chanda) – вокалиста из группы WITCH. Тот живёт сейчас в Лусаке и проводит своё время в поисках драгоценных камней по местным сёлам и в буше в Центральных провинциях Замбии. Чанда перестал заниматься музыкой, но после того, как Илилонга перепроверил моё намерение и поручился за меня, он рассказал о своей группе и был очень рад моему интересу к его музыке (двойной винил выходил на лейбле Shadoks Music, где были переизданы первый “Introduction” и третий “Lazy Bones!!” альбомы группы WITCH). Он узаконил это издание и авторизировал последующие, выпущенные на CD. Все участники группы WITCH разошлись в конце 70-ых , начале 80-ых гг. после двух опрометчивых сделанных в стиле диско и буги пластинок, записанных уже после того, как Чэнда и трое основателей группы WITCH покинули её. Но он выражал оптимизм, когда обсуждал настоящее и будущее. После того, мы десятки раз говорили и редко ,
когда случались несколько недель подряд, чтобы мы не связывались  друг с другом. Эти дискуссии лишили егопокоя: Чэнда уже все забыл, что группа WITCH выпустили свои первые два  альбом, преждечем вступила в сделку с представителями замбийского рока Ахметом Эртганом (Ahmet Ertgun), Эдвардом Хузаяво (Edvard Khuzayawo). Он обещал найти копии других альбомов. В промежутках между своими рабочими днями в горах, он разместил объявления на радио и в газетах. В конечном итоге он получил одну из трёхсот обложек первой записи группы под названием «Introduction»  и орегинал записи «In The Past». Этобыли геркулесовы труды, но такими потугами, Чэнда заслужил репутацию для своей группы. Послушайте записи 70-ых группы WITCH. Я думаю о
том смирении с каким этот музыкантище должен был жить больше двадцати лет, до
своего признания. Теперь он легенда в своей стране. А в утешение ему произошло следующее: когда его сестра заболела и страдала, он находясь в Америке и Канаде оплачивал её медицинские счета за лечение, продавая коллекционерам свои пластинки. Кроме этого, произошло второе открытие группы , когда хип-хоп-продюссер Ох Но (Oh No) использовал фрагменты композиции “Tooth Factory” для своего артиста Элиа Вуд (Elijah Wood) в 2010 году и даже попал в какие-то чарты. Именно Чэнда выступил соединительным мостом между нами и замбийцами заинтересованными в возрождении стиля Zamrock. Это Чэнда нашёл наследников Пола Нгози для того, чтобы переиздать записи Ngozi Family. Чанда нашёл восмидесятилетнюю маму рокера Крисси Зебби Томбо (Chrissy Zebby Tombo) для легитимизации компанией Shadoks переиздания альбома ”My Ancestors”. Он счастлив, когда осознаёт, что по прошествии такого долгого времени семьи бывших музыкантов
могут извлечь выгоду из той энергии и надежды, которую несли события 70-ых . Как они прокладывали путь для своей страны, который потом зарос бурьяном, но снова был расчищен и освящён.



Итон Элапэтт , Лос Анджелес, октябрь 2011.

Перевод Санди

См. также интервью с Эммануэлем Кэнгва Чэнда (Emmanuel  Kangwa “Jagari” Chanda).

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: