WITCH
Добавил санди 07.07.2015 в 23:09
Интервью с Эммануэлем Кэнгва Чэнда (Emmanuel Kangwa "Jagari” Chanda).
Эммануэль Чэнда: Моё полное имя Emmanuel Kangwa "Jagari” Chanda. Я родился 21 ноября 1951 года. Но официально я был зарегистрирован на два года позже, в 1953 году. Я родился в маленьком селе Санголо, что в десяти километрах восточнее дистрикта Касама, в Северной провинции Замбии. Я был пятым ребёнком в семье из семи детей. Моими родителями были мистер Клавель Мпукуту Чилеше и миссис София Мукану Чилеше. Я никогда не носил фамилии моих родителей, потому что со своими родными я жил только первые семь лет, после чего мой старший брат повёл меня в дистрикт Китве, где он работал шахтёром и формально дал мне образование. Его имя Джорж Нтенда Кшимило Чэнда (George Ntenda Kshimilo Chanda). Я взял его фамилию, потому что опекавший меня брат получил её от опекавшего его дяди, который поставил его на ноги.
Итон Элапэтт: Кто нибудь из ваших родных был музыкантом?
Эммануэль Чэнда: Я знаю очень немного о музыкальных талантах моей семьи, потому, что я по-настоящему никогда не был близок со своими братьями и сёстрами. Мы росли в разных местах. Обычно, моя мама пела, сестра играла на традиционном барабане и они выступали на свадьбах и инициациях вместе. Мои средние и младшие братья играли на западных гитарах и пение для них было как хобби. Только двое из моих родных занимались этим в старших классах. Западная музыка для них была чужда, но не для меня. Я впитывал западный фолк наравне с замбийским традиционным музыкальным искусством. Когда я спрашивал маму о своих музыкальных талантах, она говорила мне, что они у меня от старшего дяди, её родного брата, по кличке Джоколофи («Географ» – прим. переводчика).
Итон Элапэтт: Какая музыка вам нравилась в самом начале и какая у вас была первая группа?
Эммануэль Чэнда: Первая музыка, которую я полюбил это были песни Клиффа Ричарда и разных британских рок-групп, наподобие The Beatles, The Rolling Stones, The Hollies , Deep Purple. В США мне нравились Grand Funk Railroad, Jim Reeves, Jimi Hendrix, The Monkees. В 60-ых и 70-ых только немногие замбийские фолк-музыканты вдохновляли меня , это Tolomeo Bwalya и Issak Mapiki. Я открыл в себе тягу к музыке в вечерней школе и на танцах, где мы вместе танцевали и подражали кому-то. Некоторые друзья и товарищи побуждали меня присоединиться к их местным коллективам , трое из которых были Red Balloons, The Boyfriends, (который позже переименуется в Peace) и Black Souls. В конце концов я начал играть сам перед тем, как присоединился к группе Kingston Market , которая позже назовётся WITCH. Сначала , я осваивал гитару, потом играл на западных барабанах, и уже позже попал в группу WITCH. Третьим инструментом, который я осваивал, была флейта . Это происходило в то время, когда я занимался в старших классах колледжа Эвелин Хон . Одним из требований для обучавшихся было писать тезисы об африканском музыкальном искусстве. Это дало мне шанс прослушивать и коллекционировать разные типы музыкальных форм в девяти провинциях Замбии и за её пределами.
Итон Элапэтт: Как изменилась музыка Замбии, после обретения независимости?
Эммануэль Чэнда: Мне было всего лишь тринадцать, когда Замбия стала независимой. Но я до сих пор помню тот замбийский фолк пост-колониального периода. Это были местные музыканты, сформировавшие группы Big Gold Six (The Lusaka Radio Band) и The Lusaka Beatles (позже они стали The Earthquakes) и они стали соединять западную инструментальную музыку с народной, используя погремушки или традиционные барабаны для церковных песнопений. Приход телевидения в начале или середине 60-ых сопровождался привнесением музыки со всего мира на замбийскую сцену.
Итон Элапэтт: Какие западные образцы музыки повлияли на вас и ваших товарищей самым сильным образом?
Эммануэль Чэнда: Американские и европейские влияния на юге Африки были подобными, потому что Замбия, Малави, Зимбабве были в тех же колониальных владениях, что и Северная Родезия и Ньясалэнд. Они импортировали культуру своих хозяев. Я видел журналы «Мелоди Мейкер», телевизионные шоу, и местные музыкальные коллективы из белых музыкантов, таких как Gut Bucket’s и Road Runner, которые выступали на сельских праздниках и коммерческих мероприятиях, западные инструменты, одежды и умелое использование звуковых эффектов. Это очень сильно меня вдохновляло и помогло открыть мои музыкальные таланты. Я часто слушал биг-бит из Германии и Lorenzo Marces из мозамбикского хит-парада и получал истинное наслаждение от музыки. Я жаждал шанса, что где-то и когда-то мне удастся записаться в мире музыки. У нас был магазин музыкальных инструментов , аксессуаров и записывающих устройств в Китве, где я рос, и Teal Record Company из ЮАР имела представительство в соседнем городе Ндола. Это были два основных источника западной музыки в Коппербельте. Музыкальные журналы, записи и записывающие устройства были дешёвыми и доступными. Когда группа WITCH была на контракте в Teal Record Company, мы получали все последние хиты из Америки и Европы. Это имело огромное влияние на нашу местную сцену.
Итон Элапэтт: Похоже, что к середине 70-ых разные компании звукозаписи конкурировали с Teal для реализации альбомов Zamrock. Было ли это временем процветания замбийской музыки?
Эммануэль Чэнда: В середине 70-ых были Edward Khuzayawo’s Zambia Music Parlour, MOTAXIZ, Chris Furniture/ Chris Editions и DB Studios. Это были коммерческие студии звукозаписи для разных местных групп и музыкантов. Я принадлежал к стилю Zamrock , который также можно назвать этническим роком, потому что большинство наших музыкантов переделывали музыку своих этнических групп и играли её на западных инструментах.
Итон Элапэтт: Помните ли вы наиболее влиятельные местные группы?
Эммануэль Чэнда: Групп было много. Конечно же это была наша группа, потом Tinkles, Musi-o-Tunya, Black Foot, Five Revolutions, Peace, On Paper, Gas Company, Red Balloon, Mulcemena Boys, Oscillations, Earthquakes, Rave 5, Dr. Footswitch, Aqualung, Born Free, Cross Town Traffic, Black Jesus, Paul Ngozi and Ngozi Family, Amanaz, Green Combos, Sentries, Chalawambe, Smokey Haangala, Explosives, Salty Dog, Fire Balls, Peanuts, Believers, Air Power и многие другие.
Итон Элапэтт:Как была организована группа WITCH и какова была ваша роль в группе?
Эммануэль Чэнда: Как я говорил раньше, я присоединился к группе The Kingston Market . Пришёл я туда после того, как там оказался Кристофер Калуба (Christopher Kaluba) – менеджер группы, в которой уже были два музыканта, а именно гитарист Винго (Wingo ) и ударник Джордж Кунда (George "Groovy Joe” Kunda ). Со мной к ним пришли ещё двое из группы The Boyfriends : басист Гедеон Мвамуленга (Gedeon "Giddy Kings” Mwamulenga) и гитарист Джон Мума (John "Music” Muma). Позже приходили ритм-гитарист Кристофер Мбеве ( Christopher "Chris Kims” Mbewe ) и клавишник Поль Мумба (Paul "Jones” Mumba ) из группы The Upshoots. Название группы WITCH является акронимом We Intent To Cause Havoc (Мы намерены вызвать хаос). Я был в группе фронтменом, композитором, а позже и её лидером.
Итон Элапэтт: Расскажи о первых двух альбомах. Я знаю, что группа выпустила альбомы "Introduction” и "In The Past” до того как компания Zambia Music Parlour реализовала их. Я знаю, что первый альбом имел две разные обложки. Я видел три разных пятака лейбла Zambia Music Parlour с альбома "Introduction” . Это меня озадачило! Вы помните обстоятельства этих разных изданий?
Эммануэль Чэнда: Когда WITCH рассталась со своим продюссером мистером Филипом Мусонда (Phillip Musonda) , потому что он отказался от контракта с нами, он забрал то оборудование, с которым приходил к нам в группу. В обмен на эту аппаратуру , мы отдали сведённые части альбомов "Introduction” и "In The Past”, чтобы он смог заплатить за проведённые записи, чтобы группа обладала правами на неё. Компромисс был достигнут, когда мы договорились о части передаваемого мистеру Мусонда дохода от проданных записей. Первая версия альбомов принадлежала ему. Я помню, что мистер Мусонда ушёл и отпечатал три сотни копий альбома "Introduction” , которые он продавал перед нашими концертами, людям, которые решили послушать группу. Эдвард Хузавайо (Edward Khuzawayo) был собственником Zambia Music Parlour. В какое-то время, это была вторая по величине компания в Замбии. А самой большой была Teal Record Company. Он никогда не был нашим менеджером или продюсером, но в какой-то момент, он предложил нашей группе вернуться в студию и перезаписать эти два альбома.
Итон Элапэтт: А альбом группы Musi-o-Tunya был выпущен до или после вашего альбома "Introduction” ? Мне кажется, там какие-то несоответствия в вопросе о том, какой же альбом был самым первым релизом выпущенным в Замбии после установления независимости.
Эммануэль Чэнда: Группа WITCH была первой группой, которая реализовала альбом в Замбии с целью его продажи. Более ранние записи других групп были сделаны в основном для целей радиовещания. Это было смелым шагом в сторону развития. В 1972 году мистер Мусонда и я взяли сведённые ленты и повезли их в Найроби – столицу Кении с целью налаживания их выпуска. В 1973 я также посещал Кению с подобной целью , но уже с плёнками альбома "In The Past” . И там я встретил Musi-o-Tunya , они только доводили до конца свой альбом "Wings of Africa”. Итак, если мне не изменяет память, я там был день или два с ударником этой группы Браяном Ченгала (Brian Chengala) в Ист Лейх Тауншип , пока мне не пришло время возвращаться в Замбию. Я не могу вспомнить как выглядела оригинальная обложка альбома «In The Past» . Это потому, что копий было очень немного и продавались они буквально из портфеля мистера Мусонда. И потом мистер Хузаяво приобрёл права на этот альбом, он вбросил на рынок новую версию альбома и она-то как раз и запомнилась мне больше предыдущей. Он реализовал два альбома и позже некоторые песни реализовал в виде синглов в 1974 году.
Итон Элапэтт: Как вы закончили свои отношения с Teal Record Company?
Эммануэль Чэнда: Когда мистер Мусонда был вместе с WITCH Teal Record Company подписала нас на пять лет работы. Приблизительно мы должны были выпускать по одному альбому в год. Компания помогла нам арендовать аппаратуру в музыкальном магазине . Четыре первых года ушли на то, чтобы оплатить кредит. Мы жили исключительно на деньги получаемые с концертов. Во время разгула пиратства, Teal Record Company свернула свои дела в Замбии и вернулась к своим предыдущим приоритетам. В 1995 году мы продали права на три альбома компании DNI Promotion в Лусаке. При помощи этой компании мы пытались перезаписать нашу музыку в ЮАР. После того, как DNI стала собственником, в 2002 году умер мистер Роджер Сомбе (Roger Sombe) и записи вернулись ко мне. Также, у меня были записи альбомов «Introduction» «In the past» от компании Music Parlour мистера Хузаяво. Так что я владею всеми правами на музыку группы WITCH.
Итон Элапэтт: Можете ли вы рассказать мне о музыкальных влияниях в альбомах? Первых два альбома в основном классифицируют как гаражный рок середины 60-ых британского образца наподобие The Rolling Stones с небольшими вкраплениями фанка наподобие Джеймса Брауна. Альбом «Lazy Bones!!» для моих ушей, более прифанкованый и более тяжёлый. «Lukumbo Vibes» и «Including Janet» более прогрессивны и более африканские что-ли, но более мейнстрим-фанковые. Было ли ваше влияние большим на изменение курса? Как в результате изменились влияния группы?
Эммануэль Чэнда: Звучание первых двух альбомов можно назвать случайным или ситуативным. Конечно же Джеймс Браун и The Rolling Stones сильно на нас влияли. В то время, когда я принимал участие в группе, я был студентом и должен был сдавать выпускные экзамены. Поэтому моя концентрация на музыке была не полной. Я был единственным участником группы, который получал второе высшее образование. Разные уровни образования участников группы оказали негативное влияние на наше музыкальное развитие. К счастью, Шэддик Бвалья (Shaddick Bwalya) присоединился к моим потугам по написанию песен. У него было хорошо с английским и он был убеждённым сторонником Deep Purple и других тяжёлых рок-групп. Таким образом, его вкус и моё чувство меры помогли объединить людей в коллектив из разных отдельных частей. Это было хорошо принято нашими фанами и наша известность выросла ещё больше. Шэддик присоединился к группе уже когда я получил дипломы.
Итон Элапэтт: Мне нравятся первых два альбома, потому что у них сырой звук и они как бы делают реверанс в сторону английского рока , но они иногда показывают что-то совершенно новое. Некоторое время музыкальная индустрия Замбии была свободна от прямых заимствований. Кажется, что музыка группы WITCH хорошо показывает это.
Эммануэль Чэнда: Первых два альбома были полностью экспериментальными. В чём то они были очень наивными и эксперимантальными, но и очень волнующими. Это действительно было потрясно найти местных музыкантов и записать альбом.
Итон Элапэтт: Мне хочется больше узнать о том, что происходило между записью альбомов «In The Past» и «Lazy Bones!!». Например, когда и откуда появились фуз и вау-вау педали. В песне «Star» Синкала так улучшил свою технику игры, что звучит как совершенно другой барабанщик! И вы действительно выступили как автор песен имеющих своё собственное лицо. Действительно ли WITCH пытались доказать что-то этим альбомом?
Эммануэль Чэнда: «Introduction» и «In The Past» были сделаны в спешке. Мы поменяли менеджеров, мы не экспериментировали со студийной атмосферой и мы не боролись за то, чтобы записываться где-то ещё. В «Lazy Bones!!» Шэддик Бвалия привнёс тяжёлое звучание и мы были на контракте с Teal Record Company. Мы также записывались в DB Studios в Лусаке. Много западной музыки удалось нам тогда прослушать. Крис должен был микшировать и приобрёл фуз и вау-вау педали сразу же после того как прослушал вещь Grand Funk Railroad «Rain Keep Fallin'» , кавер версию которой мы позже исполняли на своих концертах. Что касается композиции «Star» Синкала также исполнял вещь Deep Purple «Lay Down, Stay Down» и вещь группы Grand Funk Railroad «We're an American Band» , которые собственно и вошли в наш концертный репертуар. Это повлияло и дало ему больше практики.
Итон Элапэтт: Итак, WITCH выпустило «Lazy Bones!!» Сразу он кажется музыкально авантюрным и прогрессивным, но ваша лирика и настроение альбома кажутся очень усталыми. Мне кажется это шедевром.
Эммануэль Чэнда: Думаю, я соглашусь с вашим восприятием текстов и чувств вдохновивших на их написание. Перед подписанием контракта с Teal Record Company у группы пошла чёрная полоса: мы не имели инструментов, не имели менеджера и репетиционной базы. Следовательно, в таких песнях как «Black tears» , «Tooth Factory» , «Havoc» мы описали этот тёмный период жизни. У нас была одна политическая песня «October Night». Группа была арестована и помещена в тюрьму за «шум и раздражение». Как факт, я писал эту песню на кусочке бумаги в кимвальской тюрьме в день независимости 1974 года.
Итон Элапэтт: Обсуждали ли вы процесс записи? Т.е. Это был сложный процесс с наложением дорожек, сведением инструментов и тому подобное, или это было простое живое исполнение в студии?
Эммануэль Чэнда: За всё время записи мы пользовались только раз почти профессиональной студией Сапра в Найроби. Но обычно после записи альбомов записанных в течении трёх-четырёх дней , нам приходилось отдыхать от записей, репетиций и концертов. Особенно это проявлялось во время записи первых двух альбомов. DB Studios пыталась улучшить условия записи «Lazy Bones!!», но оборудование было полностью устаревшим. Процесс никогда не был налажен профессионально.
Итон Элапэтт: Стали ли альбомы или отдельные песни хитами в Замбии? Не помните ли , сколько копий альбомов удалось продать?
Эммануэль Чэнда: «Lazy Bones!!» был продан полностью, у альбомов «Introduction» и « In The Past» были разные промоутеры (Мусонда и Хузаяво) и мы не имели достоверной информации о количестве продаж. Наиболее популярными песнями были в альбоме «In The Past»: «Mashed Potato» , «Chance» , «It's All Right» , «The Only way, «Living In The Past». В альбоме «Lazy Bones!!»: « Lazy Bones», «Motherless Child», «October Night» . В альбоме «Lukombo Vibes»: «Blood donor», «Kangalaitoito», «Sweet sixteen». В альбоме «Including Janet» : «Anyinamwana» , «Nazingwa», «Janet».
Итон Элапэтт: Каково быть звездой рока в Замбии в 70-ые годы?
Эммануэль Чэнда: Да, уж, кроме республиканской президентской декларации на радиостанциях Замбии 80% музыки должно быть замбийской народной. Очень небольшая часть выделяллась для искусства. У нас не было национального совета по вопросам искусства. Музыкальная жизнь была нелегка. Особенно , когда правительство ввело комендантский час в середине 70-ых во время борьбы за независимость в Замбии, Зимбабве, Мозамбике, ЮАР, Анголе и Намибии. Весь этот период не было ночных концертов. Очень немногим музыкантам в Замбии было легко жить. Даже музыканты с именем не имели денег. Малочисленность населения и плохая экономическая ситуация в Замбии делали жизнь музыкантов тяжёлой. Жить было не комфортно . Невозможно было накопить средства к существованию.
Итон Элапэтт: Имели ли вы зарубежную известность в период своего расцвета? Объеденялись ли вы с зарубежными талантами? Хотели ли вы разорвать границы?
Эммануэль Чэнда: Я помню, что группа из Малави Chichiri Queens записала нашу вещь «Sweet Sixtin» и выпустила её на Gallo Music Label в ЮАР. Но в связи с отсутствием законов об авторском праве, было сложновато требовать с них отчислений. Во время нашего турне по соседним странам группу хорошо оценили и мы имели тихую разумную поддержку, но в некоторых случаях концертные промоутеры были не честны с нами и мы не могли посещать те места. Таким образом, самым большим туром вне Замбии было наше шестимесячное турне по Зимбабве. Иногда мы выступали в Танзании, проехали с концертами всё Малави, и выступали кое-где в Свазиленде и Ботсване. Позже , участники WITCH полностью осели в Ботсване, где , я верю, коллектив и прекратил своё существование. Алекс Кунда (из группы Musi-o-Tunya) , Питер Ланган (из группы Born Free) Крис Мбеве остались там и сформировали группу Afro Sunshine , остальные участники вернулись в Замбию. Крис и Алекс так и умерли в Ботсване, а Питер умер в Замбии.
Итон Элапэтт: Я вижу вы подписали пластинки как топ коллектив из Замбии в 70-ых. Как ваша роль в замбийской рок-музыке? Были ли коллективы равные вашему?
Эммануэль Чэнда: Мой рейтинг базируется на количестве проданных записей и количестве наших фанатов , сопровождавших нас на концерты. Билеты на все наши выступления распродавались на «ура» и число поклонников не падало. Мы пользовались высоким спросом где бы и когда бы мы не выступали в Замбии. Если какой-то иной коллектив выступал в том самом городе, где планировалось и наше выступление, мы всегда имели большее количество слушателей. В большей степени это относилось к городам Коппербельта . Группа The Tinkles также имела свой успех в Коппербельте, но их музыка была мягче. Конечно же группа Musi-o-Tunya была знаменита и выделялась в Лусаке в своём стиле /направлении. Однажды мы имели джем-сессию все три коллектива выступали одновременно в городах Луаншиа, Китва и Муфулира . Эти концерты шли одним пакетом.
Итон Элапэтт: Каково на ваш взгляд было интернациональное влияние группы WITCH во время её расцвета?
Эммануэль Чэнда: Мы имели честь сопровождать группу Osibisa во время её турне по Замбии. Это величайший интернациональный коллектив известный во всей Африке, который на нас очень сильно повлиял: Тедди Осеи (Teddy Osei) говорил мне , что имеет музыкальный диплом и позже это меня вдохновило поступить в музыкальный колледж. Он изысканный, уверенный в себе и реализовавшийся музыкант. Они оценили нашу музыку и дали нам такой толчок, музыкально осмелиться и потрясти мир своей креативностью и оригинальностью, что мы и попытались сделать в альбоме "Lukombo Vibes”.
Итон Элапэтт: Каков процент записи Zamrock в 70-ые составляли в музыкальной палитре Замбии? Какая другая музыка продавалась и была популярна? Как Zamrock соответствовал коммерческим реалиям? Был ли он большим направлением или маленькой частью?
Эммануэль Чэнда: После записи нашего альбома "Introduction” произошло как бы отпирание тюремных ворот, за которыми все томились. Все музыканты захотели записываться. Я не знаю, ради славы или ради денег, возможно ради того и другого. И все замбийцы хотели иметь свою собственную копию записи. Таким образом, разные направления составляли музыкальную палитру Замбии. Zamrock включал в себя традиционные танцы, свадебную музыку, музыку для работы, музыку для мужчин и для женщин, имитации, позже калиндулу. Zamrock хорошо воспринимался людьми молодого и среднего возраста, но пожилые люди слушали только традиционную музыку. Музыканты группы The Five Revolutions и Джон Мванса (John Mwansa) были пионерами в этом направлении. Влюблённые тяготели к музыке группы The Tinkles. Zamrock произвёл гораздо больше последователей благодаря живым концертам. Таким образом, я думаю, что в первые три года после своего появления Zamrock продал больше музыки, чем другие направления.
Итон Элапэтт: Кроме Paul Ngozi and The Ngozi Family , ну и конечно же кроме группы WITCH никто так часто не записывался и не выпускал альбомы. И я не могу найти примеров ансамблей, которые бы так последовательно реализовали классные альбомы. Были ли WITCH уникальны в этом положении?
Эммануэль Чэнда: Группа WITCH выпустила пять прогрессивных по качеству альбомов. Пол Нгози начал записываться немножко позже, чем WITCH. Особенностью Нгози была его социальная направленность, его песни были скорее посланиями конкретным людям и содержали колкий юмор, но музыкально они были иногда беднее , проще и монотоннее. Вот почему, я так думаю, он записал так много альбомов за короткое время.
Итон Элапэтт: Вы писали о том, что в промежутке врмени между 1977 и 1980 гг. временно были участником группы, после чего покинули её окончательно. Почему произошла переориентация группы WITCH на диско и на соул/фанк в 80-ые за которой вы дистанционно наблюдали? И что делали фанаты группы в связи с такими изменениями?
Эммануэль Чэнда: Альбомы ”Moving On” и ”Kuomboka” оба были записаны в Зимбабве. Вообще-то музыка 80-ых и влияния диско и румбы пришли в Замбию через соседнее Конго. Я понял талант группы, им легко было адаптироваться и измениться. Главный участник, который там всё время оставался это Шэддик Бвалия, он и был постоянным участником группы. Я не певец и не музыкант стиля диско, я предпочитаю рок. Я не завидовал им и пожелал всего хорошего, но продажи их альбомов пошли на убыль, потому что поменялись участники группы и ожидания публики. Большинство людей больше не видели группу такой, какой они её знали. Персонально, музыкальные навыки группы улучшились, и они имели женский вокал, хорошо вписавшийся в новую музыку.
Итон Элапэтт: Так что с вами случилось и персонально и музыкально в 80-ые? Чем вы заняты сейчас?
Эммануэль Чэнда: В 80-ые я покинул группу в Зимбабве и всё время проработал учителем. В 1987 году, вместе с некоторыми своими учениками, я записал демо, но оно никогда не издавалось. В 1993 году я преждевременно бросил работу и моя семья дезориентировавшись, очень быстро распалась . Я играл музыку с разными коллективами, и пытался сводить концы с концами. До 1996 года Крис Мбеве и я поехали в ЮАР и повезли некоторые записи WITCH в компанию D.N.I. , но продюсер умер, когда проект был уже готов, и он не получил продолжения. Последний парень, которого я после этого брал на концерт – Ачим Симуконда (Achim Simukonda), но моя независимость длилась недолго, потому что мой покойный племянник Питер Чэнда (Peter Chanda) познакомил меня с добычей драгоценных камней. В 1998 году я получил лицензию , к которой я добавил другие в 2004 и в 2007 гг.. Мой план был заработать денег для того, чтобы я смог открыть собственную музыкальную школу и современную студию звукозаписи и уйти на пенсию. Бог свидетель! Я всё ещё хочу профессионально вносить свой вклад в музыкальное братство, в качестве консультанта и наставника для замбийской молодёжи, таких как Music Crossroads Zambia Power In The Voice рождённые на British Council. Так же я могу быть шефом и судьёй на музыкальных шоу и проектах National Arts Council Annual Awards. Сейчас я возвращаюсь в Лусаку, где я и живу со своей семьёй в Рокфилде (Чалала). Я женат на Грейс Кабве Мпорокоссо (Grace Kabwe Mporokosso) и у нас пять детей - два мальчика и три девочки.
Итон Элапэтт: Что стало со всеми остальными участниками WITCH?
Эммануэль Чэнда: Из шести основателей группы, жив только один. Все они умерли между 1991 и 2001. Первым умер Джон Мума в Китве, а последним Крис Мбеве в день Богородицы 2001 года в Ботсване. Пол умер в Чипилли (Манса), Бойд умер в Калулуши (маленький город в десяти километрах от Китве), Гедеон умер в Танзании (его мама переехала из Замбии в Кению, хотя его папа был танзаниец), а Шэддик умер в одном из городов Коппербельта (то ли в Ндола, то ли в Китве). Все они умерли от разных подозрительных и необычных болезней.
Итон Элапэтт: Когда вы вспоминаете свою карьеру в WITCH , счастливы ли вы своими достижениями? Чувствуете ли вы, что ваша музыка выдержала испытание временем? И каково межнациональное внимание к замбийской рок-музыке, и к группе WITCH в частности после того как вы тридцать лет назад покинули коллектив? Как вы думаете?
Эммануэль Чэнда: Я не думаю, что результаты удовлетворительны, но при этом наши цели были достигнуты. Мы путешествовали за пределами Замбии на большом расстоянии от нашего дома и семей, по местам где хорошо оценили нашу музыку. Мы нашли признание у людей и улучшили свой экономический статус. Мы искали жёсткой музыкальной конкуренции. Группа была талантлива и тяжело трудилась , но мы были ограничены в академической квалификации. Это устранило страх перед неизвестным, и помогло понять мир за пределами Замбии. Наша музыка всё ещё пользуется спросом. Сейчас в Замбии местные радиостанции всё ещё крутят нашу музыку. Тысяча CD компиляций наших старых песен были проданы как «горячие пирожки», за три года. Интернациональное внимание к нашей музыке велико, приносит удачу и интересно. Для меня было бы вызовом сочинить и записать много музыки, но это влетело бы мне в копеечку, хотя и представило бы и мою семью и мою страну на мировой музыкальной карте. У меня есть целая комната для микширования чувств и эмоций, невоплощённых в жизнь достижений. Я чувствую, что если бы ребята не умерли, мы снова объединились бы в группу. Может быть, мы бы имели больший межнациональный успех, если бы мы встретились уже как зрелые музыканты и ответственные семейные люди.
Перевод Санди 2015
См. также статью о стиле Zamrock