JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Р. Гринблат, Ю.Ким, Ю.Димитрин, 1978 - Фламандская Легенда - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Околомузыкальный форум » Альбомы и концерты » Р. Гринблат, Ю.Ким, Ю.Димитрин, 1978 - Фламандская Легенда (рок-опера)
Р. Гринблат, Ю.Ким, Ю.Димитрин, 1978 - Фламандская Легенда
санди Дата: Суббота, 03.12.2016, 00:26 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 2873
Статус: Online


ФЛАМАНДСКАЯ ЛЕГЕНДА

Рок-опера в двух частях
по мотивам романа Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель»)

Style: Rock Opera / Avant Prog
Country: Soviet Union
Format: mp3 / 128 kbps
Size: 98 Mb

Tracks Listing:
01 Пролог
02 Торгуй братцы
03 Волшебное зеркало
04 Когда же перестанут
05 О том,что не могут короли
06 Дуэт Неле и Рыбника
07 Живи,дыши не бойся
08 О рыбаках и рыбках
09 Донос на Кааса
10 Великое сражение колпака и короны
11 Допрос Кааса и приговор
12 И вот затих неравный бой
13 Ария Оранского
14 Известие о казни
15 Во имя Господа
16 Пылающий огонь
17 Голоса на пепелище
18 Кровь за кровь
19 Любой ценой
20 Монолог короля
21 Дуэт Жиллины и Рыбника
22 Возвращение Ламме
23 Песня Нелле
24 Заговор против Тилля
25 Ария Рыбника
26 Последние приготовления к убийству
27 Длинный язык хмельного Ламме
28 Песня Тилля
29 Покушение,скорый суд и приговор
30 Забавный выход
31 Свадебная песня,размышления короля
32 Приказы выполняют
33 Эпилог

Line Up:
Композитор – лауреат гос. премии Латв.ССР Ромуальд Гринблат
Либретто - Юлия Кима и Юрия Димитрина

Худ. рук. ансамбля - Анатолий Васильев.
Режиссёр спектакля - Станислав Илюхин.
Художник спектакля - Михаил Щеглов.

Аудио-версия оперы.
Запись премьерного спектакля (декабрь 1978 г.)
Из фонотеки Союза композиторов С.- Петербурга. Оцифровка Станислава Важова

Ансамбль «Поющие гитары»:
Музыкальный руководитель – Анатолий Васильев.

Действующие лица и исполнители:

Тиль Уленшпигель – Альберт Асадуллин
Неле – Алла Кожевникова
Ламме – Виталий Псарев
Клаас – Геннадий Степанов
Король Испании – Борис Флакс
Принц Оранский – Богдан Вивчаровский
Рыбник – Аркадий Султан-Беков
Жиллина – Ольга Левицкая
Чиновник – Сергей Евграфов
Монах – Александр Трофимов
Солдат – Василий Лазаренко
Девицы – Марина Холмова, Татьяна Иванова
Книготорговец – Петр Пчелинцев
Шут – Юрий Хомутянский

Инструментальная группа:
А. Лобачев /гитара/, В. Васильев /бас-гитара/, А. Васильев /гитара/, Б. Кудрявцев /труба/,
С. Валин /тромбон/, Л. Либин /саксафон, флейта/, В. Кареткин /фортепьяно/,
Л. Мальцев /орган/, Р. Кадейкин, Р. Дубинников /ударные/, В. Лавецкий /ксилофон.

Премьера оперы состоялась в декабре 1978 года
в Ленинграде в исполнении ансамбля "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ"

DOWNLOAD / СКАЧАТЬ: Р. Гринблат, Ю.Ким, Ю.Димитрин, 1978 - Фламандская Легенда


Сообщение отредактировал санди - Суббота, 03.12.2016, 00:31
 
санди Дата: Суббота, 03.12.2016, 00:28 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 2873
Статус: Online
После того, как театр «Поющие гитары» поставил рок-оперу «Орфей и Эвридика», долгое время это был единственный спектакль в его репертуаре. Однако через четыре года после премьеры «Орфея», в 1979 году, для коллектива была написана вторая рок-опера — «Фламандская легенда», рассказывающая о Тиле Уленшпигеле. Музыку написал композитор Ромуальд Самуилович Гринблат, впервые обратившийся к этому жанру: нам он известен в основном как автор симфонических произведений и кино-музыки («Раз, два, горе не беда» и др.), а либретто — Юлий Ким, работавший тогда под псевдонимом Юлий Михайлов. За основу либретто была взята легенда о Тиле Уленшпигеле и роман Шарля де Костера о нем. Однако — для «Поющих гитар» это уже стало традицией — авторы «Легенды» дали свою собственную версию разбития событий, изменили образы персонажей.

Опера оказалась сложнейшим авангардным произведением, совершенно, однако, не приспособленным для постановки на сцене, и для переработки готовой оперы был приглашен драматург Юрий Димитрин, во многом изменивший сюжетную линию и сумевший придать спектаклю большее напряжение и динамизм, что потребовало и переработки музыки.

Премьера переработанного спектакля состоялась 4 декабря 1978 года. Исполнителем сложнейшей заглавной партии — партии Тиля Уленшпигеля — стал солист «Поющих» Альберт Асадуллин, а его возлюбленную Неле сыграла Алла Кожевникова, уже работавшая в паре с Асадуллиным в «Орфее и Эвридике».

«Образы Тиля, Ламме, Неле, сохраняющие в опере подлинно народную характерность, приобретают новые черты. Логика их участия в событиях иная. По иному и завершаются их судьбы. Образ Рыбника — ни в чем не совпадает с костеровским образом изгоя и изувера. В опере он психологически усложнен и идейно противопоставлен Тилю. Образ Короля в опере — обобщенный образ двух испанских монархов, Карла и Филиппа.» — пишут авторы.

Спектакль начинается сценой на городской площади, где Чиновник оглашает указ Короля: запрещено читать и распространять труды Мартина Лютера и Яна Гуса. Запрещено подвергать сомнению непогрешимость Папы и Церкви. Запрещено оказывать какую-либо помощь восставшим против короля Гезам. Речь чиновника сменяется бравыми голосами испанских солдат, поющих славу Испании, Королю, и самим себе. Король Филипп воспевает могущество и нерушимость собственной власти. Его сменяет принц Оранский, он зовет всех присоединиться к его борьбе против испанского гнета. Городской шум стихает. Ночное поле. В глубокой тишине — нежный шепот Тиля и Неле. «Ах, как жарко, жарко на лугу ночном». Их песня прерывается новым выкриком чиновника: указом короля разрешается доносить на тех, кто нарушает введенные монархом и Папой запреты. На смену голосу Чиновника приходит ярмарочный гам. Здесь продается все: Клаас торгует углем, Рыбник — уловом, Солдат — украденным у мертвецов, Жиллина и девицы — телом, Монах — спасением души.

Появляется Тиль с огромным обручем: за символическую плату каждый может лицезреть в этом «волшебном зеркале» собственное отражение: как настоящее, так и будущее. Тому, кто согласится на этот сомнительный аттракцион, в качестве своего отражения суждено увидеть в обруче Тиля — подражая мимике, жестам и голосу человека, тот изображает заглянувшего в его зеркало не в самом приятном для того виде. Сперва Тиль изображает отца Клааса и лучшего друга — Ламме, но вот в зеркало попадает и Монах: приобретая у него индульгенцию, Тиль добавляет к монетам обвинение в мошенничестве. Тиль предлагает заглянуть в зеркало Рыбнику. Рыбник негодует: мало того, что этот безбожный фигляр смеет осуждать его праведный образ жизни, так он еще выставляет на всеобщее посмешище святое чувство Рыбника к Неле. Вместе с Монахом он требует казни Тиля, тот в ответ помахивает индульгенцией. Появляется Жиллина с девицами. Тиль, потешая публику, признается Жиллине в страстной любви. Та подыгрывает Тилю, но, когда Тиль и Жиллина оказываются в объятьях друг друга, появляется Неле. Тиль получает пощечину. В ответ тот притягивает Неле к себе, пытаясь успокоить. Солдат грубо вырывает Неле из объятий Тиля и заявляет свои права на нее. Сначала Клаас, а потом Ламме с возгласами «эй, Испания!» оттесняют Солдата от Неле. Тиль осыпает испанца, а вместе с ним Рыбника и Монаха, готовых услужить врагам своего народа, едкими остротами. От рвущейся наружу ярости Солдата, Рыбника и Монаха Тиля загораживает толпа.

«Кто следующий?» кричит Тиль-зеркало. «Я» — отвечает внезапно появившийся Король. Тиль восклицает: «Ты можешь все, ты только жить не можешь без крови и огня». Но Король вполне может обойтись без огня и крови, воспользовавшись веревкой — он велит повесить шутника. Тиль предлагает Королю сделку: если он попросит о чем-то, что Король не в состоянии исполнить, не смотря на все свое могущество, то Филипп отпустит его. Король дает слово, и Тиль с низким поклоном просит Короля поцеловать его «в ту часть, которую всю жизнь пороли». Филипп изгоняет Толя из Фландрии, прибавив: «кто встретит в городе шута — пусть убивает без суда».

Тиль, услышав приговор, перемигивается с Жиллиной и исчезает, спрятавшись у нее в кабачке под видом одной из девиц. Вдогонку Уленшпигелю несутся проклятия Солдата, Монаха и Рыбника.

Рыбник мечтает отомстить Тилю. Услышав, как Клаас насмехается над Папой и Королем, он пишет на него донос. Он знает: узнав о казни отца, Тиль придет. Тем временем Ламме, забредший в кабачок, узнает Тиля. Тут же оказывается и Солдат, которого Тиль в стычке убивает. Осознав это, Тиль готовится бежать из страны, повидавшись на прощание с отцом. Внезапно появившаяся Неле удерживает его.

Клаас на костре прославляет жизнь, Король, наблюдая за казнью — смерть. Тиль так и не приходит. Сквозь дым и пламя доносится предсмертный крик Клааса: «Тиль!». Вслед за ним имя своего врага в отчаянии выкрикивает Рыбник. Пепел отца, погибшего из-за него, жжет сердце Тиля, и Уленшпигель зовет Ламме с собой — к Гезам.

Принц Оранский доволен — в рядах его войска новые бойцы. Он зовет Тиля и Ламме освободить родную землю от испанского гнета, чтоб создать царство свободы и справедливости. Поодаль возникает Король: любой бунтарь, говорит он, добившись власти, навсегда оставляет мысли о всеобщем равенстве. Речи Оранского и Короля, сменяя друг друга, сходятся в одном: «Любой ценой!».

Оранский отправляет Тиля в город, чтобы пробраться к основным силам Гезов и привести их к городу, а затем, минуя испанские патрули, вывести к ним Оранского. Ламме следует за другом, и его случайно видят Неле и Рыбник. Оба понимают: Тиль в городе. Рыбник снова пишет донос.

Чиновник доволен принесенной Рыбником вестью о возвращении Тиля: Рыбник рад помочь, требуя, чтобы после смерти врага его обвенчали с Неле и дали грамоту, позволяющую бежать из города. Свадебная песня будет сигналом того, что Тиль убит.

Жиллину подкупают, чтобы она выдала Тиля, и она, ревнуя возлюбленного к Неле, соглашается. В кабачке пьяный Ламме выбалтывает испанским солдатам планы Гезов. Правда, испанские солдаты оказываются принцем Оранским и его свитой. Они связывают Ламме.

Гезы спасают Тиля от смерти, схватив Монаха и Рыбника, и готовятся казнить их, предательницу-Жиллину и болтуна-Ламме, но Тиль предлагает другое: поженить Рыбника и Жиллину, и бежать из города, воспользовавшись охранной грамотой Рыбника — под видом свадебной процессии. Оранский обещает за это помиловать виновных.

Тиль отдает Рыбнику грамоту и со словами: «Беги, Иуда. Вряд ли бог тебя простит». Тот отправляется к Королю, где его убивает Чиновник. Последние слова разочаровавшегося в вере Рыбника — проклятие Небу.

Выбравшись из города, Оранский велит Гезам расстрелять тех, кого он еще недавно обещал отпустить. Тиль негодует: как бы не был сурова война и сильна ненависть к врагам, данное слово — закон. Уленшпигель насмехается над Оранским: «И у того же стада — новый пес». В руках у Тиля вновь обруч-зеркало. Передразнивая Оранского, Тиль наперебой с ним зачитывает себе приговор. Оранский выхватывает пистолет и стреляет в Тиля. Но пуля не причиняет Уленшпигелю вреда. «Кто следующий?» — кричит он Гезам, затем по очереди каждому: " Ты?... Ты?... Ты?..." Подвластные Оранскому Гезы отвечают ему выстрелами, но пули не берут Тиля. Выстрелы заглушаются звуками хора. Постепенно все исчезает.

И опять, как в прологе, на фоне тишины еле слышные голоса Тиля и Неле. Но в их словах уже нет ощущения счастья — Тиль и Неле прощаются. Крепко обнявшись, они стоят на коленях. «Не пойму, не помню: где мы, кто мы, как нас зовут?» тихо говорит Тиль. «Твое имя — свет и радость» — Неле шепчет то, что он значит для нее, то, чего ждут от Тиля люди. «Мое имя — грустный шут» — возражает Тиль. Тиль нехотя отстраняется от Неле. Медленно поднимается с колен. Подбирает с земли мушкет, перекидывает его через плечо и, не оглядываясь, идет прочь. Вначале шаг его неуверен и сбивчив, но потом, под бой невидимого барабана, приобретает размеренность и твердость. В лицо Тилю бьет ветер, но он упрямо идет вперед. Иногда он все же замирает на мгновенье от поселившейся в душе усталости — ведь очень трудно постоянно быть для кого-то светом и радостью. Особенно для целого народа. Особенно когда в сердце пепел. Но секунду спустя, словно приказывая самому себе «Я иду!», Тиль вновь впечатывает шаги в дорожную пыль.

Уленшпигель — несгибаемый дух Фландрии и потому он вечно юн и бессмертен, но бесконечна и дорога, по которой сквозь кровь и слезы идет он к свету и справедливости. Последние отголоски его песни теряются в шуме ветра.

Действие оперы разворачивается во второй половине XVI века во Фландрии. Некогда средневековое графство, в описываемый период земля эта являлась одной из семнадцати провинций исторических Нидерландов; они в свою очередь входили тогда в состав «Священной Римской империи». Впоследствии большая часть Фландрии стала территорией Бельгии, остальные земли отошли Франции и Нидерландам.

Во главе «Священной Римской империи» в первой половине XVI века стоял испанский король Карл V — один из многих в истории претендентов на мировое господство, под знаменем католицизма пытавшийся создать «мировую христианскую державу». Начиная с 1521 г Карл V издает множество указов против еретиков, в т.ч. под страхом сожжения на костре запрещающих распространение протестантских трудов и всякое другое свободное толкование христианских писаний и образов. Так называемый Кровавый указ 1550 г, помимо этого, провозглашал, что достояние казненных преступников становится собственостью короля. Не были забыты и доносчики: им полагалась половина достояния жертвы, если стоимость имущества казненного не превышала ста флоринов.

После отречения в 1556 г Карла V от императорского престола, трон занял брат Карла Фердинанд Австрийский, верховную же власть над Нидерландами (в 1555 г) и испанский престол с колониями (в 1556 г) Карл передал своему сыну Филиппу II. Филипп унаследовал фанатичную тягу отца к мировому господству, но не перенял его относительного здравомыслия. Большие планы требовали огромных расходов. Филипп II не преминул воспользоваться изобретенным его отцом способом обогащения, делавшим короля и доносчика наследниками их собственных жертв.

Борьба против ереси разгорелось с невиданной силой. В Нидерландах бесчинствовала инквизиция. Любой человек мог взойти на костер (предварительно подвергнувшись жесточайшим пыткам) лишь за одно неосторожное слово. Но ни огромные налоги, введенные Филиппом, ни розничная торговля жизнями чужого ему народа не могли удовлетворить потребности испанской казны и амбиции Филиппа. В Нидерланды, под предлогом подавления ереси, была введена испанская армия, разграбляющая и разрушающая целые города. Сделав смерть подневольных подданных доходной статьей своего бюджета, Филипп II восстановил против себя и против католицизма, которым он прикрывался, почти всё население Нидерландов, в том числе и некогда зажиточное дворянство и буржуа, которых он обобрал до нитки непомерными податями в пользу испанской короны. Оппозиционная часть дворянства, сумевшая организовать в Нидерландах вооруженное освободительное движение против испанского насилия, так и прозвали себя — «Гёзы», что значит «нищие» (голл. guezen от франц. gueux). В последствии это название закрепилось за всеми силами, участвовавшими в освободительной борьбе Нидерландов против Испании.

Одним из инициаторов открытого сопротивления испанской короне и его предводителем стал некогда входивший в ближайшее окружение Карла V принц Вильгельм Оранский, прозванный Молчаливым. Однако в борьбе своей Оранский большей частью предпочитал опираться на силы иностранных наемников и помощь чужеземных монархов, нежели на население Нидерландов. Народ же вел свою освободительную борьбу: на суше и на море вспыхивали мятежи, велись партизанские войны, города, выставив оружие, закрывали ворота перед испанской армией. Обе эти силы преследовали одну цель, но действия их были несогласованны. Оранский не раз подавлял бесконтрольные народные восстания, которые представляли угрозу не только для испанских властей, но и для нарождающейся новой власти.

Национально-освободительная борьба (обычно именуемая «Нидерландской буржуазной революцией») привела к образованию на севере Нидерландов республики Соединенных провинций (Голландской республики). Огромная роль Оранского в освобождении этой земли от испанского гнета принесла ему высший государственный пост в созданном государстве. Между тем специальным манифестом Филиппа П принц был объявлен вне закона, и за его выдачу или убийство была назначена высокая награда. В 1584 г Вильгельм Оранский погиб от рук подосланного Филиппом агента. Южные же провинции Нидерландов (в т.ч. и Фландрия) находились под ярмом Испании вплоть до 1714 г , когда они перешли во владение австрийских Габсбургов. Вновь объединенная в первой четверти 19 века с северными Нидерландами (Голландией) в единое королевство, эта территория, в результате борьбы против голландского господства, в 1830 окончательно обособилась от северных Нидерландов и стала самостоятельным государством — Королевством Бельгия. © Алексей Шестаков, AlViSh Records
 
recluse Дата: Вторник, 06.12.2016, 11:22 | Сообщение # 3
Группа: Модераторы
Сообщений: 1605
Статус: Offline
Cпасибо, интересно было послушать. Тем более здесь одна из моих любимых исторических тем. Помню, с удовольствием в свое время прочитал монографии Пиренна и Чистозвонова о Нидерландской революции.  

Однако, у меня есть серьезные сомнения, что это рок-опера. Поскольку рока как музыкального направления, как не вслушивался, так и не заметил. Скорее, это музыкальный спектакль или мюзикл. Но все равно, любопытно было ознакомиться.
 
санди Дата: Вторник, 06.12.2016, 12:38 | Сообщение # 4
Группа: Модераторы
Сообщений: 2873
Статус: Online
Книгу Шарля де Костера в детстве зачитал до дыр. Пьеса Григория Горина "Тиль" по мотивам книги, тоже отменная получилась. Определение жанра было взято с официального сайта. там много ещё информации ,   фото и текстов. И по истории создания и по биографиям участников. К счастью, запись этого действа велась. Там же нашёл информацию, что собираются издать эту вещь на CD. Вот рекомендую:

http://till.bomba-piter.ru/


Сообщение отредактировал санди - Вторник, 06.12.2016, 12:40
 
Форум » Околомузыкальный форум » Альбомы и концерты » Р. Гринблат, Ю.Ким, Ю.Димитрин, 1978 - Фламандская Легенда (рок-опера)
Страница 1 из 11
Поиск: