JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Пифагор о Гармонии - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Околомузыкальный форум » Разное » Пифагор о Гармонии
Пифагор о Гармонии
санди Дата: Среда, 14.05.2014, 13:46 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 3066
Статус: Offline
Пифагор о гармонии

Пифагор открыл законы гармонии и гармонические отношения между звуками.
Пребывая однажды в состоянии озабоченности и напряженного размышления, не сможет
ли он приду­мать для слуха какое-нибудь подспорье, надежное и не
вводящее в заблуждение, как, например, придумали для глаза измерение с
помощью циркуля или правила и, конечно же, диоптры, для осязания —
взвешивание на весах и систему мер, Пифагор, прогуливаясь возле кузницы,
по какой-то счастливой случайности прислу­шался к ударам молотков,
кующих железо на нако­вальне и издающих попеременно друг за другом
гар­моничнейшие звуки, кроме одного парного сочетания.
Он различил в них созвучие, возникающее при всех ударах, затем на каждом
пятом и каждом четвер­том; промежуток же между двумя последними
интер­валами сам по себе не образовывал созвучия, но, впи­сываясь иначе в
их отношение, довершал общее со­звучие.
Радуясь, словно догадка была внушена ему богом, он вбежал в кузницу и, проделав
самые разнообраз­ные опыты, установил, что различие звуков зависит от
массы молотков, а не от силы удара и формы пятки у молотка и не от
изменения положения железа, кото­рое ковали.
Точно определив вес молотков и то, что наклонение их при ударе происходит
совершенно одинаково, он удалился к себе домой и, привязав к
одному-единственному гвоздю, вбитому под углом в стену, четыре струны из
одинакового материала и равного числа эле­ментов, имевшие одинаковую
толщину и направлен­ные в одну сторону, расположил эти струны одну вслед
за другой, подвесив к ним снизу разные по ко­личеству грузы, но
сохранив при этом совершенно равную их длину.
Затем, ударяя поочередно по паре струн, он нашел созвучия, о которых
говорилось выше,— в каждой па­ре струн они были различными. Он
установил, что между струной, к которой прикреплен самый большой вес, и
струной, к которой прикреплен наименьший вес, образуется интервал в
октаву, так как к первой было подвешено 12 гирек, а ко второй — 6.
Он открыл, что октаве свойственно отношение 2:1, что подтверждало и
весовое соотношение гирек. Меж­ду струной с самым большим весом и
ближайшей к той, которая была самой легкой по весу, имевшей 8 ги­рек,
было полуторное отношение и интервал в квинту. В полуторном отношении
находились и подвешенные к ним тяжести, между струной с самым большим
весом и следующей, к которой был прикреплен вес, больший, чем к двум
предыдущим, а именно — 9 гирек, интервал был в квинту, аналогичен
тяжестям.
Таким образом он обнаружил отношение 4:3 и од­новременно то, что струна находится со
струной с на­именьшим весом в полуторном отношении, так, как 9 относится
к 6.
Равным образом струна, следующая за струной с наименьшим весом, к которой было прикреплено 8
гирек (меса), образовывала с ней, имевшей 6 гирек (гипата), отношение
4:3, а с той, которая имела их 12, находилась в полуторном отношении
(3:4).
Промежуток между квинтой и квартой, на который квинта больше кварты, он обнаружил в отношении 9:8,
в котором находились струна с девятью гирьками и струна с восемью (то
есть один тон).
И с той и с другой стороны, от квинты и кварты, открылся звукоряд в октаву: если
начинать с квин­ты, то квинта в соединении с квартой дала октаву — так
же, как двойное отношение составляется из по­луторного и отношения 4:3,
что показывает и соот­ношение чисел 12, 8 и 6 между собой,— или, если
начинать наоборот с кварты, то теперь уже кварта в соединении с квинтой
давала октаву — так же, как двойное отношение и на этот раз составляется
из от­ношения 4:3 и полуторного (но поменявшихся местами), что и
показывает соотношение чисел 12, 9 и 6 между собою.
Усовершенствовав руку и слух на определении ве­сов и звуков и открыв их соотношения,
Пифагор ис­кусно перенес общее для всех струн крепление с вби­того под
углом гвоздя на ту часть инструмента, кото­рую он назвал хордотоном, а
необходимое натяжение струн, аналогично подвешиваемым тяжестям,
произ­водили теперь размеренно поворачивающиеся в верх­ней части
инструмента колки. Пользуясь таким обра­зом как бы безошибочным
указателем, он распространил впоследствии свой опыт на самые разные
инстру­менты: цимбалы, флейты, свирели, монохорды, тригон и похожие на
них — и нашел во всех них отношения гармонии и неизменные числовые
соответствия.
Назвав звук, связанный с числом 6, гипатой (-ПАТН ХОР-Н), с числом 8 — месой (МЕ-Н
ХОР-Н), следующий за месой, выражающийся чис­лом 9 и звучащий тоном
выше, чем меса,— парамесой (ПАРАМЕ-Н ХОР-Н), а тот звук, которому
соответ­ствовало число 12,— нэтой (NEATH, NHTH ХОР-Н) и заполнив
промежутки аналогичными звуками соглас­но диатонической[3]
последовательности, он подчинил, таким образом, октахорд числовой
гармонии, наблю­давшейся при отношениях 2:1, 3:2, 4:3 и отличном от них
отношении 9:8.
Таким образом он обнаружил в диатонической по­следовательности тонов продвижение с
некоторой ес­тественной необходимостью от самого низкого звука к самому
высокому.
Отсюда же, из диатонического наклонения, он вы­вел хроматическое[4] и энгармоническое[5] наклонение.
Диатоническое наклонение содержит следующие ступени и такое естественное продвижение:
полутон, тон, еще тон, и это есть кварта (соединение двух тонов и
полутона). Затем с прибавлением другого тона, вставленного в середину,
образуется квинта (соедине­ние трех тонов и полутона). Затем после этого
следу­ют полутон, тон и еще тон — другая кварта, то есть другое
отношение 4:3.
Поэтому у более древнего гептахорда, начиная с самого низкого звука, все четвертые друг
от друга зву­ки образовывали созвучие через весь звукоряд в квар­те, так
как полутон при переходе занимал соответст­венно первое, среднее и
третье места тетрахорда.
В пифагорейском октахорде либо в результате со­единения тетрахорда с
пентахордом, либо в соответст­вии с несовпадением двух тетрахордов,
отделенных друг от друга тоном, от самого низкого звука к самому
высокому будет наблюдаться продвижение такого ро­да, что каждый пятый из
звуков образует друг с дру­гом созвучие и интервал в квинту, так как
полутон в
результате последовательного перехода занимает пер­вое, второе, третье и четвертое места.
Вот так, рассказывают, открыл Пифагор теорию музыкального искусства и, подчинив ее определенным законам, передал ученикам.
Пифагор полагал, что музыка во многом содейст­вует здоровью, если пользоваться
ею в соответствии со свойствами ладов. Ибо он имел обыкновение
при­менять подобный вид очищения (души) не как второ­степенный. Именно
этот вид очищения он назвал му­зыкальным исцелением.
В весеннюю пору он практиковал такое исполнение песен: усаживал
посередине кого-нибудь играющего на лире, а вокруг садились искусные в
пении, и, пока тот играл, они пели какие-нибудь пеаны, благодаря
ко­торым, по их убеждению, проникались радостью, гар­монией и ритмом.
Сами же его ученики использовали музыку как ле­чебное средство и в другое
время. Одни мелодии бы­ли против того, что порождает угнетенное
состояние души, против уныния и терзаний. Другие — против злобных и
гневных порывов и против любого измене­ния разгневанной души. Был
изобретен ими еще один род музыкальных произведений — против влечений.
Для исцеления души исполнялись и пляски под ак­компанемент лиры.
Флейты имеют, по мнению Пифагора, звучание резкое, торжественно-манерное
(ПANHГYPIKON) и нисколько не благородное. Фригийский напев флейты
распаляет и будоражит, спондеическая мелодия флей­ты, напротив, унимает
бешенство.
Кроме того, все пифагорейцы занимались тем, что они называли «настраиванием», «слаживанием» (-YNAPMOГAN) и «смягчением».
Отходя ко сну, пифагорейцы освобождали разум от смятения и шума, царящего в
нем после проведен­ного дня, определенными напевами и специальными
мелодиями и таким путем обеспечивали себе спокой­ный, с
немногочисленными, но приятными сновидени­ями сон. Пробудившись,
пифагорейцы снимали сон­ную вялость и оцепенение при помощи другого рода
мелодий. Иногда эти песни были без слов.
Бывало, что они устраняли некоторые болезни и страдания, сопровождая пение
магическими словами (EIIA(I)-ONTE-). Вероятно, отсюда и вошло в
упо­требление понятие «заклинание» (ЕП---Н).
Таким образом, Пифагор первым применил полез­ный способ исправления человеческих нравов и образа жизни людей с помощью музыки.
_________________________________________________________________________________________________
КОММЕНТАРИИ

3 Диатоника — семиступенная интервальная система, все звуки которой могут
быть расположены по чистым квинтам. Интервалы диатоники располагаются в
пределах цепи из шести квинт.
4 Хроматическая мелодия, хроматический род — один из трех основных
интервальных родов наряду с диатоном и энгармонией. Хрома имеет звукоряд
с увеличенной секун­дой и следованием двух полутонов подряд.
Хроматическая мелодия воспринималась как красочная, изысканная,
изнеженная.
5 Энгармоническая  мелодия   — эн(г)армоника, один из трех основных родов др.-греч. музыки.
Его признак — наличие интервалов уже полутона (в основном
четвертитонов). Энгармоническая мелодия характеризовалась как му­зыка
изнеженная, утонченная.


информацией поделились здесь: Доступно только для пользователей
 
nika31280 Дата: Четверг, 15.05.2014, 22:33 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 403
Статус: Offline
прекрасно!!!! живой математический ум везде находит себе применение!!!

Саша,спасибо за статью!!!
 
санди Дата: Пятница, 16.05.2014, 20:45 | Сообщение # 3
Группа: Модераторы
Сообщений: 3066
Статус: Offline
Пожалуйста, Наташа! Получается, мы расширили тему. Теперь она называется "Знаменитые философы , поэты и писатели о музыке".
 
Форум » Околомузыкальный форум » Разное » Пифагор о Гармонии
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: