JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ 11 апреля годовщина статьи "Рагу из синей птицы" - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
11 апреля годовщина статьи "Рагу из синей птицы"
санди Дата: Суббота, 12.04.2014, 12:29 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 3077
Статус: Online
11 апреля 1982 года в газете "Комсомольская правда" появилась статья журналиста Николая Кривомазова под названием "Рагу из синей птицы", в которой подверглось острой критике выступление рок-группы Машина Времени в городе Красноярске. Статья была подписана деятелями культуры, среди которых был писатель Виктор Астафьев.

Вот оригинал статьи:





Вот здесь её текст:
Доступно только для пользователей

Критика рок-музыки носила в значительной степени идеологический, а не содержательный характер: «Недаром специалисты с огорчением замечают здесь отголоски, а то и прямые заимствования из практики отгремевших зарубежных рок-групп»; «Нам же хотелось — и мы не считаем это желание личной прихотью, — чтобы советские ансамбли работали с поправкой на наше, советское, время…»; «Мы говорим о позиции ансамбля, каждый вечер делающего тысячам зрителей опасные инъекции весьма сомнительных идей…» и т. п. Статья содержала грубые ляпы (в частности, в качестве отрывка из произведений «Машины времени» была процитирована строчка из песни «Кто виноват» группы «Воскресенье», никогда «Машиной времени» не исполнявшейся), с очевидностью показывающие, что автор не знаком с творчеством критикуемой группы, а написал текст по заказу, извлекая фактический материал из невнимательно отобранных записей многолетней давности.

По словам Андрея Макаревича, за статьёй он ожидал репрессий в отношении группы:
В принципе, по нам уже постреливали и раньше: то Владимов затевал полемику на тему «Каждый ли имеет право?» (выходило, что мы не имеем), то кто-то ещё, но всё это размещалось на страницах газет типа «Литературной России», и никто к этому, конечно, серьёзно не относился. А «Рагу» было уже рассчитано на добивание. И общепатетический тон в лучших традициях Жданова, и подписи маститых деятелей сибирского искусства (половина этих подписей потом оказалась подделкой), все это шутками уже не пахло.
А. Макаревич. Всё очень просто

— И, что должно было, по идее, произойти с «Машиной» после такой статьи?
Все по схеме. Собирается расширенное заседание министерства культуры, обсуждается критическая публикация во всесоюзной газете и делаются оргвыводы. Гендиректору Росконцерта, как обычно, выносят выговор, а проблемный ансамбль прекращает свое существование.
… Подобная ситуация представлялась тогда безвыходной. Ни партия, ни КГБ, в самодеятельном варианте играть бы «МВ» уже не дали.

Михаил Марголис. Затяжной поворот: История группы «Машина Времени»

Однако статья встретила резкое неприятие множества читателей, письма, в том числе коллективные, в защиту «Машины времени» шли в редакцию «Комсомольской правды» в огромном количестве. Возможно, по этой причине никаких серьёзных последствий публикация не имела.

…Я видел в редакции мешки писем под общим девизом «Руки прочь от „Машины“». Время от времени мешки сжигали, но приходили новые. Писали студенты и солдаты, школьники и колхозники, рабочие и отдельные интеллигенты. Коллективные письма дополнялись рулонами подписей. Я не ожидал такого отпора. В газете, по-моему, тоже. Поэтому они тут же разулыбались и свели все к такой общей беззубой полемике: дело, дескать, молодое, и мнения тут могут быть, в общем, разные…
А. Макаревич. Всё очень просто

Не случилось этого только потому, что «Комсомольская правда» получила невероятное количество писем от наших поклонников (мне знакомые сотрудники газеты рассказывали, что эту корреспонденцию жгли во дворе редакции днем и ночью — ее складывать было некуда), и инициаторы затеи просто испугались еще большего шума от нашего расформирования, чем от наших выступлений.
Михаил Марголис. Затяжной поворот: История группы «Машина Времени»

Для «Машины времени» статья совпала с завершением очередного этапа существования — непосредственно после её выхода Ованес Мелик-Пашаев (который официально числился художественным руководителем), Пётр Подгородецкий, Игорь Клёнов (звукооператор) и Дмитрий Рыбаков (числился рабочим, но при этом писал песни) покинули группу, а Сергей Рыженко и Александр Зайцев пришли в неё. Рыженко ушёл через год, а Зайцев продолжал играть до начала 1990-х.

Телевизионная программа "Колба времени" на канале Ностальгия с небольшим сюжетом, в котором содержаться современные интервью Николая Кривомазова и Андрея Макаревича по этому поводу:

Доступно только для пользователей

А сегодня в размещённом на Эхе Москвы блоге Анатолия Чубайса я нашёл его переписку с Виктором Астафьевым в 1982 году по этому поводу. Тексты писем сохранил Красноярский краеведческий музей....

Доступно только для пользователей


Сообщение отредактировал санди - Суббота, 12.04.2014, 12:35
 
санди Дата: Суббота, 12.04.2014, 13:48 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 3077
Статус: Online
Добавлю свой комментарий.
Годы идут, а времена не меняются. В связи с недавним участием Андрея Макаревича в Марше Мира против войны с Украиной и его высказываниями в прессе относительно последних событий , началась кампания преследования музыканта в интернете:

Доступно только для пользователей

Руки прочь от Андрея Макаревича!


Сообщение отредактировал санди - Суббота, 12.04.2014, 13:51
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: