JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Каталог статей

Mahavishnu Orchestra - "Mahavishnu" (1984)

Добавил vlad_dovlatov 19.09.2021 в 09:56

"Mahavishnu" - шестой студийный альбом проекта Джона МакЛафлина Mahavishnu Orchestra, записанный в апреле-мае 1984 года в Париже в Ramses Studios и вышедший в том же году на лейбле Warner Bros. Стиль пластинки отразил в себе увлечение МакЛафлина экспериментами с электронным звучанием, ставшим модным веянием в популярной музыке первой половины восьмидесятых годов.

По завершении первого периода деятельности Mahavishnu Orchestra в 1976 году Джон МакЛафлин принимал активное участие в массе самых разнообразных проектов, исполнявших музыку в диапазоне от акустики - то с уклоном в индийскую музыку, как, например, группа "Shakti", то в жанре гитарного фьюжна с элементами фламенко, как трио виртуозов в составе самого МакЛафлина, Эла Ди Меолы и Пако Де Лусии, до электрического джаз-рока с группами "One Truth Band", "Trio of Doom" и "Fuse One", в которых Джон сотрудничал со многими выдающимися музыкантами того времени - такими, как Тони Уильямс, Джако Пасториус, Чик Кориа и Стэнли Кларк. 

Для участия в записи нового альбомa Mahavishnu Orchestra МакЛафлин привлёк только одного музыканта из "старой гвардии" группы образца семидесятых годов - барабанщика Билли Кобэма, да и то лишь на период работы в студии. В последовавших за выпуском пластинки гастрольном турне место Кобэма за ударной установкой занял Дэнни Готлиб, участвовавший в записи "Mahavishnu" в качестве перкуссиониста. Остальными участниками нового состава Mahavishnu Orchestra стали: саксофонист и композитор Билл Эванс, заменивший более традиционных для звучания группы раннего периода скрипачей, а также басист Йонас Хеллборг, и клавишник Митчел Форман.

Сам МакЛафлин основным инструментом для себя выбрал цифровой синтезатор Synclavier II - новинку музыкальной техники, позволявшую синтезировать звучание клавишных и гитары, а также делать сэмплы из записей различных музыкальных отрывков. Клавишник Митчел Форман использовал в своём арсенале синтезаторы Yamaha DX7 и электропианино Fender Rhodes, позволившие добиться при одновременном исполнении партий вместе с синтезатором МакЛафлина отчасти "механического" звучания в ряде композиций и придать саунду группы модный "нововолновый" синтезаторный оттенок, с которым в то время экспериментировало подавляющее большинство музыкантов от арт-рокеров Yes, Genesis и Jethro Tull до корифеев джаза и фьюжна Джорджа Бенсона и Чика Кориа.


Ритмически простые и в то же время хаотичные в части инструментальных соло композиции "Radio-Activity" и "Nightriders", задающие общий тон альбома, уравновешиваются более традиционными для стиля Mahavishnu Orchestra композициями "Nostalgia" и "East Side West Side" которые, впрочем, напрочь лишены резкости звучания и агрессивности подачи материала, свойственные работам группы начала семидесятых годов. Связующим звеном в наборе столь эклектично звучащего на одном диске материала являются композиции Билла Эванса "Clarendon Hills" и Джона МакЛафлина "Pacific Express",  наиболее гармонично совместившие синтезаторную электронику с традиционными для фьюжна полиритмией и пространными импровизациями музыкантов.
 


Две небольшие синтезаторные зарисовки "Jazz" и "The Unbeliever" напоминают эксперименты Роберта Фриппа, немногим ранее также возродившего свой главный проект семидесятых годов King Crimson и тоже тяготевшего в тот период к синтезаторному "индастриэл" звучанию. Заканчивается альбом "Mahavishnu" атмосферной этнофантазией флейты, пианино и индийской перкуссии "When Blue Turns Gold", парящих на фоне монотонной партии двух синтезаторов. Для записи этой композиции были приглашены дополнительные музыканты: бывший коллега МакЛафлина по "Shakti" перкуссионист Закир Хуссейн, гуру индийских духовых инструментов Харипрасад Чауразия и пианистка Катя Лэбек.

В конечном итоге материал альбома предстаёт в большей степени цельной, многослойной и разноплановой работой талантливых музыкантов, обладающих высоким уровнем исполнительского и композиторского мастерства, нежели эклектичным соединением ультрасовременных музыкальных технологий и традиционных жанров музыки, как в большинстве подобных стилевых экспериментов, которые в основном стали "тёмными пятнами" в карьере многих музыкантов того времени.


Несмотря на довольно прохладный приём альбома "Mahavishnu" мировой музыкальной прессой, пенявшей МакЛафлину на излишнюю упрощённость и общую легковесность новых композиций в сравнении с ранними работами группы, к тому времени уже ставшими классикой фьюжна и джаз-рока, гитарист продолжил движение в направлении дальнейшего развития экспериментов с современными стилями и электронным звучанием музыки в рамках своего проекта Mahavishnu Orchestra.

© Влад Довлатов, 2015

Источник

 
Now I'm Here! ;-)

0 комментариев

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: