JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Каталог статей

Zydeco

Добавил xoxol1965 20.01.2016 в 15:52

Zydeco (зайдеко) - быстрая, танцевальная форма блюза, появившаяся, видимо, еще в XIX веке на юге и юго-западе американского штата Луизиана. Характерными инструментами зайдеко являются аккордеон и стиральная доска. Как может стиральная доска (Frottoir) выступать в качестве музыкального инструмента? Традиционная техника игры на рэбборде - той самой стиральной доске в изначальном виде - заключается в следующем: держа по ножу в каждой руке, музыкант проводит ими ритмично по доске вверх и вниз, создавая тем самым своеобразное ритмическое поле. Rabboard - по сути это гофрированный стальной лист.
Сегодня подавляющее большинство текстов зайдеко-песен пишутся на английском - универсальном языке международного общения, а в прежние времена - языке колониальных завоевателей. Хотя изначальным языком авторов, играющих и поющих в этом задорном жанре зайдеко, был французский. Точнее - его местная каджунская разновидность.
Каджуны (Cajuns) - переселенцы из Франции, осевшие на территории Нового света на территории Канады в Акадии (фр. l'Acadie, на индейский манер - Каджи) - французской колонии в Северной Америке. В XVIII туда пришли амбициозные британцы. В результате многочисленных воин и схваток большая часть франко-акадского населения, не сумевшая дать отпор завоевателям, покинула территорию Акадии. Каджуны отказались приносить присягу британским колонистам, которые тогда даже не подозревали о том, что песни этих свободолюбивых выходцев из Франции станут частью национальной американской культуры и внесут огромный вклад в развитие блюза и его южного луизианского вида - зайдеко (zydeco). Ушедшие из Акадии каджуны нашли новый дом на территории Луизианы, которая позже стала частью США.
Сегодня народ кейджн или каджуны (фр. Cadiens, англ. Cajuns) живут небольшой группой в южной части Луизианы, именуемой ими Акадиана, а также в прилегающих округах южного Техаса и на территории Миссисипи. Большинство кейджн уже ассимилировалось и говорит на языке своих бывших завоевателей (т.е. английском). Они сохраняют при этом приверженность своей культуре, образу жизни и национальной музыке - каджун (англ. cajun). Часть каджунов и ныне говорит на особом диалекте французского языка - каджунском и креольском французском.
Перейдем теперь непосредственно к zydeco или zodico.

Музыка cajun приняла несколько форм; в частности, fais dodo, или деревенский танец, традиционно исполняет с оркестром, в состав которого входят аккордеон, гитара и иногда - скрипка и ритм - аккомпанимент.

Исследователь Джон Ломэкс, находясь в Луизиане, записал исполнителей черной cajun-музыки: Элиса Эванса (гармоника) и Джимми Льюиса (стиральна доска), игравших "Cajun Negro Fais Dos-dos Tune" (L. of C., 1934), и французские - негритянские танцы в исполнении Остина Колмена и Джо Вашингтона Брауна, поющих без аккомпанимента в самой ранней записанной версии "Les Haricots Sont Pas Sales" (L. og C. LBC13, 1934). На аккордеоне периодически играл и Ледбелли, к примеру, в деревенской танцевальной теме "Corn Bread Rough" (Asch 101, 1942).

В 20-х годах черный аккордеонист Амадей Ардон (Amade' Ardoin) из Юниса, Луизиана, играл со своим приятелем Деннисом МакГи - издольщиком и белым скрипачом. Репертуар и манера игры Ардона выдерживались строго в рамках cajun-традиции и были представлены вальсами и ту-степами в сопровождениии аккордеона и голоса. Регулярно играя на танцах для белых в Эйс Плэйс, Юнис, он также не отказывался от приглашений и на домашние вечеринки черных. Ардон прославился и своей игрой, и своим кричащим, в стиле "холлеров", вокалом. Помимо многочисленных танцевальных мелодий, он записал и немало тем, бывших блюзами по ощущениям, но не по структуре, например - "Les Blues de la Prison" (Decca 17014, 1934) (вместе с МакГи) и "Les Blues de Voyages" (Bluebird 2189, 1934). Один из двоюродных братьев Ардона - Альфонс Ардон - в середине 60-х годов со своей черной группой все еще играл по существу музыку cajun - в основном все те же вальсы и ту-степы, но также и темы, вдохновленные блюзами, в частности, - "Les Blues du Voyageur" и "La Robe Barree", записанные в Луизиане с Ардоном (аккордеон) и Конри Фонтено (скрипка).

В 40-х и начале 50-х годов блюзы все больше и больше стали просачиваться в черную музыку cajun, и послевоенный ритм-энд-блюз с его раскачивающимс ритмом способствовал созданию гибрида, собственно и названного "zydeco". Из ранних записей отметим "Bon Ton Roula" ("Let The Good Times Roll") (Macy's 5001, 1950) Кларенса Гарлоу с романским ритмом и англоязычной вокальной партией, а также хит аккордеониста Бузу Чейвиса "Paper in My Shoe" (Folk Star 1197, 1954) .

Однако, первыми записями zydeco в его блюзово-cajun-форме можно считать работы Clifton Chenier (род. Опелусас, Луизиана, 25.06.1925) "Clifton Blues" (Elko 920, 1954), записанный вместе с его двоюродным братом, гитаристом Моррисом "Биг" Шенье, был настоящим медленным блюзом. В то время как исполнители cajun играли простую 4-х ступенчатую диатоническую гамму на кнопочном аккордеоне, Шенье использовал универсальный (фортепианный) аккордеон, что и позволило ему играть в блюзовом ключе. Он также исполнял много танцевальных мелодий, таких как "Rockin' Accordion" (Zynn 1011, 1961). В 1956 году он переехал в Хьюстон, Техас, в котором к тому времени уже проживала большая часть Луизианских французов (черных) и было немало танцевальных залов, где исполняли zydeco. Там к Шенье присоеденился его младший брат Кливлэнд Шенье, игравший на гофрированной металлической стиральной доске, одевавшейся на грудь. Ее стаккато - ритмы, усиленные барабанами, слышны на многих лучших записях Клифтона, включая его хит "Louisiana Blues" (Bayou 509, 1965). Еще большим успехом пользовался "Black Gal" (Bayou 704, 1966) (со скрипичной партией Морриса Шенье), в основу которой лег блюз 30-х годов Джо Паллена. Знаменитые танцевальные мелодии Шенье, например, - быстрая "Tu Le Ton Son Ton" (Arhoolie 1082) и медленная тягучая "Monfique" (Arhoolie 1038, 1967) с их утяжеленными ритмами были характерны для музыки "bal de maison". В 70-е годы Шенье активно гастролировал по США и Европе. "Jambalaya" (Arhoolie 1086, 1975), записанная в Монтре (Швейцария), отобразила расширение музыкального кругозора ее автора: в ней чувствуется влияние джаза, оживлена рок-ритмом и украшена гитарным соло Пола Сенегала. Бесспорно, Шенье являетс "королем" zydeco, чьему таланту и импровизационным способностям посвящен фильм Леса Блэнка "Hot Pepper" (1973).

Лидерство Шенье в жанре zydeco отвлекало внимание от других исполнителей, многие из которых также делали записи своих песен. Старая деревенска традиция игры на скрипке, представленная Конри Фонтено, запечатлена в его номере "Bee de la Manche" (Arhoolie (F) 5031, 1981), а музыка танц-залов Хьюстона в своей первозданной силе представлена в игре Сиднея Бабенью Альберта Шевалье, в частности в поздней версии "Les haricots Sont Pas Sale" (Arhoolie (F) 1009, 1961). Марсель Дюга был известен как превосходный аккордеонист, он записывался вместе с сильной группой, возглавляемой скрипачом Биллом Питэ, чья манера пения испытала заметное влияние Джимми Рида, к примеру в "Purty Lil Red Dress" (Flyright (E) LP543, 1969). Еще один аккордеонист - Элтон Рабин, более известный как 'Rockin Dopsie', играл в Лафайет с 40-х годов; его "Ma Negresse" (Sonet (E) SNTF718, 1975) типична своей строгой двухтактностью и кричащим вокалом.

Многие другие группы, исполнявшие zydeco пользовались в Луизиане большой популярностью. Сын Альфонса Ардона - "Блэк" Ардон (род. 1946), играющий на традиционном кнопочном аккордеоне вместе с ансамблем, в состав которого входят скрипка и электрогитара, демонстрирует строгую приверженность корням современного zydeco. "Bayou Two Step" (Arhoolie (F) 1091, 1984) характерна для этой гибридной музыки, которая в 80-х годах оказалась самой процветающей из всех блюзовых форм.

0 комментариев

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: