Zydeco
Zydeco (зайдеко) - быстрая, танцевальная форма блюза, появившаяся, видимо, еще в XIX веке на юге и юго-западе американского штата Луизиана. Характерными инструментами зайдеко являются аккордеон и стиральная доска.
Как может стиральная доска (Frottoir) выступать в качестве музыкального инструмента? Традиционная техника игры на рэбборде - той самой стиральной доске в изначальном виде - заключается в следующем: держа по ножу в каждой руке, музыкант проводит ими ритмично по доске вверх и вниз, создавая тем самым своеобразное ритмическое поле. Rabboard - по сути это гофрированный стальной лист.
Сегодня подавляющее большинство текстов зайдеко-песен пишутся на английском - универсальном языке международного общения, а в прежние времена - языке колониальных завоевателей. Хотя изначальным языком авторов, играющих и поющих в этом задорном жанре зайдеко, был французский. Точнее - его местная каджунская разновидность.
Каджуны (Cajuns) - переселенцы из Франции, осевшие на территории Нового света на территории Канады в Акадии (фр. l'Acadie, на индейский манер - Каджи) - французской колонии в Северной Америке.
В XVIII туда пришли амбициозные британцы. В результате многочисленных воин и схваток большая часть франко-акадского населения, не сумевшая дать отпор завоевателям, покинула территорию Акадии. Каджуны отказались приносить присягу британским колонистам, которые тогда даже не подозревали о том, что песни этих свободолюбивых выходцев из Франции станут частью национальной американской культуры и внесут огромный вклад в развитие блюза и его южного луизианского вида - зайдеко (zydeco). Ушедшие из Акадии каджуны нашли новый дом на территории Луизианы, которая позже стала частью США.
Сегодня народ кейджн или каджуны (фр. Cadiens, англ. Cajuns) живут небольшой группой в южной части Луизианы, именуемой ими Акадиана, а также в прилегающих округах южного Техаса и на территории Миссисипи. Большинство кейджн уже ассимилировалось и говорит на языке своих бывших завоевателей (т.е. английском). Они сохраняют при этом приверженность своей культуре, образу жизни и национальной музыке - каджун (англ. cajun). Часть каджунов и ныне говорит на особом диалекте французского языка - каджунском и креольском французском.
Перейдем теперь непосредственно к zydeco или zodico. Музыка cajun приняла несколько форм; в частности, fais dodo, или деревенский танец, традиционно исполняет с оркестром, в состав которого входят аккордеон, гитара и иногда - скрипка и ритм - аккомпанимент.
Исследователь Джон Ломэкс, находясь в Луизиане, записал исполнителей черной cajun-музыки: Элиса Эванса (гармоника) и Джимми Льюиса (стиральна доска), игравших "Cajun Negro Fais Dos-dos Tune" (L. of C., 1934), и французские - негритянские танцы в исполнении Остина Колмена и Джо Вашингтона Брауна, поющих без аккомпанимента в самой ранней записанной версии "Les Haricots Sont Pas Sales" (L. og C. LBC13, 1934). На аккордеоне периодически играл и Ледбелли, к примеру, в деревенской танцевальной теме "Corn Bread Rough" (Asch 101, 1942).
В 20-х годах черный аккордеонист Амадей Ардон (Amade' Ardoin) из Юниса, Луизиана, играл со своим приятелем Деннисом МакГи - издольщиком и белым скрипачом. Репертуар и манера игры Ардона выдерживались строго в рамках cajun-традиции и были представлены вальсами и ту-степами в сопровождениии аккордеона и голоса. Регулярно играя на танцах для белых в Эйс Плэйс, Юнис, он также не отказывался от приглашений и на домашние вечеринки черных. Ардон прославился и своей игрой, и своим кричащим, в стиле "холлеров", вокалом. Помимо многочисленных танцевальных мелодий, он записал и немало тем, бывших блюзами по ощущениям, но не по структуре, например - "Les Blues de la Prison" (Decca 17014, 1934) (вместе с МакГи) и "Les Blues de Voyages" (Bluebird 2189, 1934). Один из двоюродных братьев Ардона - Альфонс Ардон - в середине 60-х годов со своей черной группой все еще играл по существу музыку cajun - в основном все те же вальсы и ту-степы, но также и темы, вдохновленные блюзами, в частности, - "Les Blues du Voyageur" и "La Robe Barree", записанные в Луизиане с Ардоном (аккордеон) и Конри Фонтено (скрипка).
В 40-х и начале 50-х годов блюзы все больше и больше стали просачиваться в черную музыку cajun, и послевоенный ритм-энд-блюз с его раскачивающимс ритмом способствовал созданию гибрида, собственно и названного "zydeco".
Из ранних записей отметим "Bon Ton Roula" ("Let The Good Times Roll") (Macy's 5001, 1950) Кларенса Гарлоу с романским ритмом и англоязычной вокальной партией, а также хит аккордеониста Бузу Чейвиса "Paper in My Shoe" (Folk Star 1197, 1954) . Однако, первыми записями zydeco в его блюзово-cajun-форме можно считать работы Clifton Chenier (род. Опелусас, Луизиана, 25.06.1925) "Clifton Blues" (Elko 920, 1954), записанный вместе с его двоюродным братом, гитаристом Моррисом "Биг" Шенье, был настоящим медленным блюзом.
В то время как исполнители cajun играли простую 4-х ступенчатую диатоническую гамму на кнопочном аккордеоне, Шенье использовал универсальный (фортепианный) аккордеон, что и позволило ему играть в блюзовом ключе. Он также исполнял много танцевальных мелодий, таких как "Rockin' Accordion" (Zynn 1011, 1961). В 1956 году он переехал в Хьюстон, Техас, в котором к тому времени уже проживала большая часть Луизианских французов (черных) и было немало танцевальных залов, где исполняли zydeco. Там к Шенье присоеденился его младший брат Кливлэнд Шенье, игравший на гофрированной металлической стиральной доске, одевавшейся на грудь. Ее стаккато - ритмы, усиленные барабанами, слышны на многих лучших записях Клифтона, включая его хит "Louisiana Blues" (Bayou 509, 1965).
Zydeco Dynamite The Clifton Chenier Anthology
Еще большим успехом пользовался "Black Gal" (Bayou 704, 1966) (со скрипичной партией Морриса Шенье), в основу которой лег блюз 30-х годов Джо Паллена. Знаменитые танцевальные мелодии Шенье, например, - быстрая "Tu Le Ton Son Ton" (Arhoolie 1082) и медленная тягучая "Monfique" (Arhoolie 1038, 1967) с их утяжеленными ритмами были характерны для музыки "bal de maison". В 70-е годы Шенье активно гастролировал по США и Европе. "Jambalaya" (Arhoolie 1086, 1975), записанная в Монтре (Швейцария), отобразила расширение музыкального кругозора ее автора: в ней чувствуется влияние джаза, оживлена рок-ритмом и украшена гитарным соло Пола Сенегала. Бесспорно, Шенье являетс "королем" zydeco, чьему таланту и импровизационным способностям посвящен фильм Леса Блэнка "Hot Pepper" (1973).
Лидерство Шенье в жанре zydeco отвлекало внимание от других исполнителей, многие из которых также делали записи своих песен. Старая деревенская традиция игры на скрипке, представленная Конри Фонтено, запечатлена в его номере "Bee de la Manche" (Arhoolie (F) 5031, 1981), а музыка танц-залов Хьюстона в своей первозданной силе представлена в игре Сиднея Бабенью Альберта Шевалье, в частности в поздней версии "Les haricots Sont Pas Sale" (Arhoolie (F) 1009, 1961). Марсель Дюга был известен как превосходный аккордеонист, он записывался вместе с сильной группой, возглавляемой скрипачом Биллом Питэ, чья манера пения испытала заметное влияние Джимми Рида, к примеру в "Purty Lil Red Dress" (Flyright (E) LP543, 1969). Еще один аккордеонист - Элтон Рабин, более известный как 'Rockin Dopsie', играл в Лафайет с 40-х годов; его "Ma Negresse" (Sonet (E) SNTF718, 1975) типична своей строгой двухтактностью и кричащим вокалом.Многие другие группы, исполнявшие zydeco пользовались в Луизиане большой популярностью. Сын Альфонса Ардона - "Блэк" Ардон (род. 1946), играющий на традиционном кнопочном аккордеоне вместе с ансамблем, в состав которого входят скрипка и электрогитара, демонстрирует строгую приверженность корням современного zydeco. "Bayou Two Step" (Arhoolie (F) 1091, 1984) характерна для этой гибридной музыки, которая в 80-х годах оказалась самой процветающей из всех блюзовых форм.