JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Каталог статей

Рок в стране инков. В поисках Эльдорадо.

Добавил санди 11.12.2019 в 09:45


Именно на примере Перу хорошо заметно, насколько творчество людей в широком смысле слова, и состояние рок-музыки, как части культуры, зависит не только от культурных традиций  на материке, но ещё и от состояния экономики, а также и от политической ситуации внутри конкретно взятого государства.

Благодаря глубоким традициям которые существуют в стране инков , в области народного творчества, мир наполнен исполнителями и коллективами путешествующими по всему свету и исполняющими музыку Анд.
Сложно представить себе человека, который не слышал таких произведений как El Condor Pasa  и  The Lonely Shepherd . По всему свету разъехались невысокие смуглые ребята в пончо, репертуар которых заставляет слушателя вспоминать об общечеловеческих ценностях: о свободе и братстве, о борьбе за независимость, о глубокой печали высокогорного одиночества и о беспричинной радости жизни на этой Земле.



Однако, следует сказать, что это только вершина айсберга, так сказать надводный пласт великой культуры, которая продолжает существовать и трансформироваться в самых непредсказуемых формах. 
 
    
       Laghonia

Перу , благодаря своему духовному наследию, уходящим вглубь тысячелетий традициям, могло бы стать рок-Меккой, по крайней мере для стран Латинской Америки. В конце 60-ых годов XX века для этого были все предпосылки. Бит-группы в  Перу появились на несколько лет раньше чем в той же передовой во многих смыслах этого слова Аргентине. Страна инков со своими мегалитическими строениями и архитектурными памятниками во всём мире признаётся страной паломничества. Со всего света в Перу стекаются  путешественники мечтающие посетить древние города инков. В 60-ых в ней как грибы после дождя росли хиппанские общины, люди в которых являлись адептами новых мировых культурных веяний. Огромное количество музыкантов в 60-ых начали играть психоделию совмещая её с традиционной музыкой Анд.    
 
 
 We All Together

Техническое оснащение музыкантов в Перу по сравнению со своими коллегами из Британии и Соединённых Штатов оставляло желать лучшего, зато этот недостаток компенсировался неуёмной энергией, искренностью во время  написания песен и  их исполнения.

Наибольшее влияние на развитие рок-культуры в Перу в 60-ые оказали  британский merseybeat, американськие surf, psychedelic и garage rock.
Конечно же можно опрометчиво сказать, что первые перуанские поп-, бит-, гаражные-, блюз-коллективы, а так же группы игравшие психоделическую музыку, были аналогами своих британских и американских прототипов, но, даже при беглом знакомстве с их творчеством становятся заметными целый ряд отличий.
 

Первое: совершенно иная культурная почва 

Народные мелодии Анд не спутать с британскими. Исполнители народных мелодий в стиле huayno  и  salsa  вдруг завладели электрогитарами и начали приспосабливать их звучание под свою музыку . Конечно же более популярным и модным считалось заграничное, новое, заокеанское веяние, поэтому и  записи сделанные в этой стране отражают в первую очередь группы играющие merseybeat  и psychedelic, исполняющие свои песни на английском языке, копирующие зарубежные хиты и делающие кавер-версии, в  основном на The Beatles, Cream, Steppenwolf, Iron Butterfly. И лишь изредка у этих коллективов проскакивают песни на испанском языке. И хоть с приближением 70-ых у рок-групп из Перу  тенденция перехода с испанского на английский язык становится более заметной, следует сказать, что параллельно с развивающейся рок –культурой существует традиционная культура, и что музыканты играющие народную музыку легко переходят в рок-исполнители и наоборот. При этом идея синтеза западной и перуанской культур  в тот период прослеживается ещё слабо.
 

Второе: слабая материальная база в стране, отсталая экономика 

Это сыграло свою роль в том, что инструменты приходится либо покупать за рубежом по завышенным ценам, либо мастерить самим, что отражается на качестве звучания. Кстати, часто перуанские умельцы так и поступали. Записи  при этом получались  низкого качества, инструменты звучали  резко, что многим исследователям музыки позволяло  классифицировать эти коллективы, как гаражные группы и даже прото-панк.  И это в середине 60-ых!!! Новость о том, что группа  Laghonia в 1970 году купила  дорогущий мелотрон,  была на уровне  новости государственного масштаба.



Но при этом, у группы не хватало на  достойное транспортное средство для доставки дорогого инструмента в места проведения концертов, и в кузов дешёвенького грузовичка, петлявшего  по горным серпантинам, обязательно садился музыкант, который на нём собирался играть.  Так же, на ранних записях, иногда чувствуется не сыгранность музыкантов,  или как говорят, сырость материала. Но это всё компенсируется мощной энергетикой , харизмой музыкантов и их изобретательностью.
 

Третье: социальный статус исполнителей

Если бы мы провели социальный опрос в среде музыкантов того времени,  и посмотрели бы на их социальный статус, то мы бы увидели, что рок-музыканты в конце 60-ых – начале 70-ых в стране инков представляют средний и верхний классы общества.  Инструменты дороги, запись в студии ещё дороже,  аренда помещений, транспортирование аппаратуры на концерты, при отсутствии менеджмента, промоутеров и продюсеров, доступны только не бедным людям. Итак, мы имеем, рокеров не из  самых бедных слоёв населения, которые, конечно же не сравнятся  в своём богатстве с американскими коллегами, но тут важна именно эта позиция, которая сыграет в судьбе рокеров  из Перу важную роль.

Названия первых бит-групп сохранила история  благодаря сделанным на местных студиях записям: Los Saicos, Los Yorks, Los Jaguars, Los Silversons, Los Belkings, Los Doltons, Los Shains, Los Hang Ten’s,  The St. Thomas Pepper Smelter, Los Holy’s



Важную роль сыграл гитарист Pico Ego-Aguirre (создавший группу Los Shains, а позже создавший группу  Pax). Traffic Sound – первая супер-группа в Перу.

В 1968 году в Перу произошёл военный переворот под предводительством генерала Хуана Веласко Альварадо (Juan Velasco Alvarado). И получилось так, что ещё в самом начале развития и   становления рок-искусства, рок в стране инков становится изгоем и попадает под цензуру.
Правительство запрещает концерты местных групп и отменяет концерты приезжих рок-звёзд. Например в 1971 году так был отменён концерт Santana в Лиме. Так же запрещается транслирование произведений в стиле рок по радио и телевидению.  Однако, некоторые радиостанции, среди которых Radio Miraflores, Radio II 60, Radio Atalaya,  продолжали на свой страх и риск  крутить рок  в эфире  до 1974 года. Кроме этого продолжались полуподпольные концерты. Местные звукозаписывающие компании до 1974 года продолжали выпускать пластинки мирового значения Led Zeppelin IV, Jimi Hendrix Experienced – были изданы в этой стране , а фильм Woodstok’ 69 показывается  в кинотеатрах Лимы почти каждый год - два.
 
Именно в полуподпольной среде начала 70-ых сложились лучшие музыкальные группы:  Traffic Sound, Telegraph Avenue, Gerardo Manuel Y El Humo, El Polen, We All Together, Tarkus,  Pax, Laghonia, Black Sugar. Приведённые в этом списке первые три коллектива играли крутую психоделию. El Polen , выступавший на одной сцене со всеми, отличался использованием народных инструментов и  фольклорной тематики  в композициях. Tarkus и Pax тяготели к hard rock. Laghonia , купив дорогостоящую аппаратуру развивалась в сторону прогрессивной музыки европейского образца. Black Sugar исполняли jazz rock / fusion  с привнесением уже на тот момент музыки funk.



Кроме перечисленных, вполне заметным явлением были такие коллективы и исполнители  как Los Ringers, Cacique, Litta Diaz, Elisa Diaz, La Maquina Del Tiempo, Los Darts, Los Drags, Los Datsun’s, El Ayllu  , El Trebol, Golden Stars, The Same People, Los Steivos, Los Diablos Azules, Los Comandos, Los Atomos, Los Mads’s, Termits, Los Texao,  Los Mutables, Los 007, Pina Y Sus Estrellas, Hot Butter’s Sound, Smog, El Opio, Zulu, Los  Mirlos, New Jugler Sound, Illicit, Kela Gates, Los Teddy’s , Los Far Fen, Los Destellos, Los Siderals, Jean Paul "Troglodita”, Melcochita Y Sus Invitados, El Alamo, Sudamerica, Beautiful Days, Los Zheros, Monik, FE 59,  выступления которых остались на фестивальных и концертных записях. 
 
Fragil

Количество приведённых здесь названий должно указывать читателю на массовость процесса. Перу, по состоянию на конец 60-ых- начало 70-ых намного опережала в своём развитии  рок-культуры  другие страны Латинской Америки, пожалуй кроме Мексики. К сожалению, в середине 70-ых рок-музыка в Перу сильно потеряла свои позиции.

Цензура стала жёстче, неугодные радиостанции были закрыты, а во всём остальном национальном радиоэфире в Перу, транслировались исключительно музыка в стиле disco и salsa. Пластинки рок-исполнителей после 1974 года больше не выпускались.
Исключением во второй половине 70-ых стоят группа Breeze с вокалисткой Roxana Valdiviego которые реализовали один – единственный альбом с текстами на английском языке, джазмэн Richie Zellon, гитарист Gerardo Manuel   и группа Fragil, костяк которой сформировался в конце 70-ых, а первая пластинка  была записана уже в начале 80-ых. Они как бы выпали из общего хода истории не только в Перу, но и во всём мире, и основной этап их творчества приходит как раз на тот период, когда прогрессивная музыка переживает не самые лучшие времена. Gerardo Manuel даже выступил на телевидении , что было большой редкостью. Всё же цензура действовала избирательно.



Весь рок страны инков в тот период существовал в глубоком андерграунде. Во многом благодаря глубокому подполью, в Перу, как и по всей Латинской Америке появляется огромное количество групп играющих punk. Техники исполнения музыкантам часто не хватало, звукозаписывающие компании  и студии их игнорировали. Кроме этого, под влиянием европейской тяжёлой музыки во второй половине 80-ых в Перу появляются первые группы игравшие heavy metal. Их названия Mortem и Kranium.  
 
  La Ira De Dios

Благодаря либерализации жизни в странах Латинской Америки, в конце 80- начале 90-ых в Перу были проведены ряд фестивалей, таких как  "Agustirock”, "El Nino Mabo”, "Antimiseria”, "In Rockuptibles”, которые показали хоть и незначительное, но всё же увеличение интереса у публики к рок-музыке. Но само явление как таковое,  в местных СМИ, постепенно перестаёт игнорироваться лиш к концу 90-ых, да и то,  это относится только  к мейнстримовым группам: Nosequien Y Los Nosecuantos, Arena Hush, Miki Gonsales, Pedro Suarez Vertiz.   Одновременно, в противовес этому, рок-группы сформировавшиеся в 70-ых, при переиздании крупиц своих старых материалов на родине, вынуждены были выплачивать большие суммы штрафов.

Стоит ли говорить, что политическая ситуация в стране была причиной  не только распада многих рок-коллективов и эмиграции самих рок-музыкантов за рубеж, но и причиной того, что перуанский рок всё ещё остаётся неизвестен широкому слушателю. В основном музыканты выезжали в США.



Пример тут подала группа Telegraph Avenue выбравшаяся ещё в 1971 году в полном составе в Калифорнию.  Краткое возвращение на родину для издания пластинки и снова эмиграция. Так же перуанцы не редко встречаются и в Европе. Например,  группа  Serpentina Satelite записывается  и издаётся  в Германии  и  Великобритании на вполне пристижных студиях  Tripin Time и Rocket Recordings .
 
Serpentina Satelite

Ситуация  улучилась в конце 90-ых , когда начали появляться фильмы посвящённые культурному явлению конца 60-ых. Студии звукозаписи открыли двери для целого ряда рок-коллективов. Соврменные группы  из Перу, такие как  La Ira De Dios, Serpentina Satelite, Supay, Kharmina Buranna, Flor De Loto, Macondo, Tlon, а так же  вернувшийся к жизни  Fragil   показывают очень высокий исполнительский уровень. Но, следует сказать, что все эти коллективы имеют гораздо больше почитателей  за рубежом, чем у себя на родине. В итоге, мы до сих пор рассматриваем Перу, при всех её глубочайших культурных традициях, как  рок-периферию. При этом, огромное количество выходцев из этой страны до сих пор колесят по свету в поисках своего Эльдорадо.
 

 История перуанского рока. Часть 1. 


 

История перуанского рока. Часть 2.
 

  
 

0 комментариев

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: