JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Каталог статей

Рок в стране инков. В поисках Эльдорадо.

Добавил санди 06.05.2011 в 11:05

Именно на примере Перу хорошо заметно, насколько творчество людей в широком смысле слова, и состояние рок-музыки, как части культуры, зависит не только от культурных традиций  на материке, но ещё и от состояния экономики, а также и от политической ситуации внутри конкретно взятого государства.

Благодаря глубоким традициям которые существуют в стране инков , в области народного творчества, мир наполнен исполнителями и коллективами путешествующими по всему свету и исполняющими музыку Анд. Сложно представить себе человека, который не слышал таких произведений как El Condor Pasa  и  The Lonely Shepherd . По всему свету разъехались невысокие смуглые ребята в пончо, репертуар которых заставляет слушателя вспоминать об общечеловеческих ценностях: о свободе и братстве, о борьбе за независимость, о глубокой печали высокогорного одиночества и о беспричинной радости жизни на этой Земле. Однако, следует сказать, что это только вершина айсберга, так сказать надводный пласт великой культуры, которая продолжает существовать и трансформироваться в самых непредсказуемых формах. 


    
       Laghonia

  Перу , благодаря своему духовному наследию, уходящим вглубь тысячелетий традициям, могло бы стать рок-Меккой, по крайней мере для стран Латинской Америки. В конце 60-ых гг.  XX века для этого были все предпосылки. Бит-группы в  Перу появились на несколько лет раньше чем в той же передовой во многих смыслах этого слова Аргентине. Страна инков со своими мегалитическими строениями и архитектурными памятниками во всём мире признаётся страной паломничества.  Со всего света в Перу стекаются  путешественники мечтающие посетить древние города инков.  В 60-ых в ней как грибы после дождя росли хиппанские общины, люди в которых являлись адептами новых мировых культурных веяний. Огромное количество музыкантов в 60-ых гг начали играть психоделию совмещая её с традиционной музыкой Анд. Техническое оснащение музыкантов в Перу по сравнению со своими коллегами из Британии и Соединённых Штатов оставляло желать лучшего, зато этот недостаток компенсировался неуёмной энергией, искренностью во время  написания песен и  их исполнения.     

 
 We All Together

   Наибольшее влияние на развитие рок-культуры в Перу в 60-ые оказали  британский merseybeat, американськие surf, psychedelic и garage rock.   Конечно же можно опрометчиво сказать, что первые перуанские поп-, бит-, гаражные-, блюз-коллективы, а так же группы игравшие психоделическую музыку, были аналогами своих британских и американских прототипов, но, даже при беглом знакомстве с их творчеством становятся заметными целый ряд отличий.
   Первое: рок в стране инков развивался на совершенно иной культурной почве. Народные мелодии Анд не спутать с британскими. Исполнители народных мелодий в стиле huayno  и  salsa  вдруг завладели электрогитарами и начали приспосабливать их звучание под свою музыку . Конечно же более популярным и модным считалось заграничное, новое, заокеанское веяние, поэтому и  записи сделанные в этой стране отражают в первую очередь группы играющие merseybeat  и psychedelic, исполняющие свои песни на английском языке, копирующие зарубежные хиты и делающие кавер-версии, в  основном на The Beatles, Cream , Steppenwolf, Iron Butterfly. И лишь изредка у этих коллективов проскакивают песни на испанском языке. И хоть с приближением 70-ых у рок-групп из Перу  тенденция перехода с испанского на английский язык становится более заметной, следует сказать, что параллельно с развивающейся рок –культурой существует традиционная культура, и что музыканты играющие народную музыку легко переходят в рок-исполнители и наоборот. При этом идея синтеза западной и перуанской культур  в тот период прослеживается ещё слабо.
   Второе: слабая материальная база  в стране, отсталая экономика. Это сыграло свою роль в том, что инструменты приходится либо покупать за рубежом по завышенным ценам, либо мастерить самим, что отражается на качестве звучания. Кстати, часто перуанские умельцы так и поступали. Записи  при этом получались  низкого качества, инструменты звучали  резко, что многим исследователям музыки позволяло  классифицировать эти коллективы , как гаражные группы и даже прото-панк.  И это в середине 60-ых!!!   Новость о том, что группа  Laghonia в 1970 году купила  дорогущий мелотрон,  была на уровне  новости государственного масштаба. Но при этом, у группы не хватало на  достойное транспортное средство для доставки дорогого инструмента в места проведения концертов, и в кузов дешёвенького грузовичка , петлявшего  по горным серпантинам , обязательно садился музыкант, который на нём собирался играть.  Так же, на ранних записях, иногда чувствуется не сыгранность музыкантов,  или как говорят, сырость материала. Но это всё компенсируется мощной энергетикой , харизмой музыкантов и их изобретательностью.
   Третье: если бы мы провели социальный опрос в среде музыкантов того времени,  и посмотрели бы на их социальный статус, то мы бы увидели, что рок-музыканты в конце 60-ых – начале 70-ых в стране инков представляют средний и верхний классы общества.  Инструменты дороги, запись в студии ещё дороже,  аренда помещений, транспортирование аппаратуры на концерты, при отсутствии менеджмента, промоутеров и продюсеров, доступны только не бедным людям. Итак, мы имеем, рокеров не из  самых бедных слоёв населения, которые, конечно же не сравнятся  в своём богатстве с американскими коллегами, но тут важна именно эта позиция, которая сыграет в судьбе рокеров  из Перу важную роль.  


Gerardo Manuel

   Названия первых бит-групп сохранила история  благодаря сделанным на местных студиях записям: Los Saicos, Los Yorks, Los Jaguars, Los Silversons, Los Belkings, Los Doltons, Los Shains, Los Hang Ten’s,  The St. Thomas Pepper Smelter, Los Holy’s, важную роль сыграл гитарист Pico Ego-Aguirre (создавший группу Los Shains, а позже создавший группу  Pax). Traffic Sound – первая супер-группа в Перу.  
   В 1968 году в Перу произошёл военный переворот под предводительством генерала Хуана Веласко Альварадо (Juan Velasco Alvarado). И получилось так, что ещё в самом начале развития и   становления рок-искусства, рок в стране инков становится изгоем и попадает под цензуру. Правительство запрещает концерты местных групп и отменяет концерты приезжих рок-звёзд. Например в 1971 году так был отменён концерт Santana в Лиме. Так же запрещается транслирование произведений в стиле рок по радио и телевидению.  Однако, некоторые радиостанции, среди которых Radio Miraflores, Radio II 60, Radio Atalaya,  продолжали на свой страх и риск  крутить рок  в эфире  до 1974 года. Кроме этого продолжались полуподпольные концерты. Местные звукозаписывающие компании до 1974 года продолжали выпускать пластинки мирового значения Led Zeppelin IV, Jimi Hendrix Experienced – были изданы в этой стране , а фильм Woodstok’ 69 показывается  в кинотеатрах Лимы почти каждый год - два. Именно в полуподпольной среде начала 70-ых сложились лучшие музыкальные группы:  Traffic Sound, Telegraph Avenue, Gerardo Manuel Y El Humo, El Polen, We All Together, Tarkus,  Pax, Laghonia, Black Sugar. Приведённые в этом списке первые три коллектива играли крутую психоделию.   El Polen , выступавший на одной сцене со всеми, отличался использованием народных инструментов и  фольклорной тематики  в композициях. Tarkus и Pax тяготели к hard rock. Laghonia , купив дорогостоящую аппаратуру развивалась в сторону прогрессивной музыки европейского образца. Black Sugar исполняли jazz rock / fusion  с привнесением уже на тот момент музыки funk. Кроме перечисленных, вполне заметным явлением были такие коллективы и исполнители  как Los Ringers, Cacique, Litta Diaz, Elisa Diaz, La Maquina Del Tiempo, Los Darts, Los Drags, Los Datsun’s, El Ayllu  , El Trebol, Golden Stars, The Same People, Los Steivos, Los Diablos Azules, Los Comandos, Los Atomos, Los Mads’s, Termits, Los Texao,  Los Mutables, Los 007, Pina Y Sus Estrellas, Hot Butter’s Sound, Smog, El Opio, Zulu, Los  Mirlos, New Jugler Sound, Illicit, Kela Gates, Los Teddy’s , Los Far Fen, Los Destellos, Los Siderals, Jean Paul "Troglodita”, Melcochita Y Sus Invitados, El Alamo, Sudamerica, Beautiful Days, Los Zheros, Monik, FE 59,  выступления которых остались на фестивальных и концертных записях. 


Fragil

Количество приведённых здесь названий должно указывать читателю на массовость процесса. Перу, по состоянию на конец 60-ых- начало 70-ых намного опережала в своём развитии  рок-культуры  другие страны Латинской Америки, пожалуй кроме Мексики. К сожалению, в середине 70-ых рок-музыка в Перу сильно потеряла свои позиции. Цензура стала жёстче, неугодные радиостанции были закрыты, а во всём остальном национальном радиоэфире в Перу, транслировались исключительно музыка в стиле disco и salsa.  Пластинки рок-исполнителей после 1974 года больше не выпускались.   Исключением во второй половине 70-ых стоят группа Breeze с вокалисткой Roxana Valdiviego которые реализовали один – единственный альбом с текстами на английском языке, джазмэн Richie Zellon, гитарист Gerardo Manuel   и группа Fragil, костяк которой сформировался в конце 70-ых, а первая пластинка  была записана уже в начале 80-ых. Они как бы выпали из общего хода истории не только в Перу , но и во всём мире, и основной этап их творчества приходит как раз на тот период, когда прогрессивная музыка переживает не самые лучшие времена. Gerardo Manuel даже выступил на телевидении , что было большой редкостью. Всё же цензура действовала избирательно.
   Весь рок страны инков в тот период существовал в глубоком андерграунде. Во многом благодаря глубокому подполью, в Перу, как и по всей Латинской Америке появляется огромное количество групп играющих punk. Техники исполнения музыкантам часто не хватало, звукозаписывающие компании  и студии их игнорировали. Кроме этого, под влиянием европейской тяжёлой музыки во второй половине 80-ых в Перу появляются первые группы игравшие heavy metal. Их названия Mortem и Kranium.  


  La Ira De Dios

 Благодаря либерализации жизни в странах Латинской Америки, в конце 80- начале 90-ых в Перу были проведены ряд фестивалей, таких как  "Agustirock”, "El Nino Mabo”, "Antimiseria”, "In Rockuptibles” , которые показали хоть и незначительное, но всё же   увеличение интереса у публики к рок-музыке. Но само явление как таковое,  в местных СМИ, постепенно перестаёт игнорироваться лиш к концу 90-ых, да и то,  это относится только  к мейнстримовым группам: Nosequien Y Los Nosecuantos, Arena Hush, Miki Gonsales, Pedro Suarez Vertiz.   Одновременно, в противовес этому, рок-группы сформировавшиеся в 70-ых, при переиздании крупиц своих старых материалов на родине, вынуждены были выплачивать большие суммы штрафов.
   Стоит ли говорить, что политическая ситуация в стране была причиной  не только распада многих рок-коллективов и эмиграции самих рок-музыкантов за рубеж, но и причиной того, что перуанский рок всё ещё остаётся неизвестен широкому слушателю. В основном музыканты выезжали в США. Пример тут подала группа Telegraph Avenue выбравшаяся ещё в 1971 году в полном составе в Калифорнию.  Краткое возвращение на родину для издания пластинки и снова эмиграция.
    Так же перуанцы не редко встречаются и в Европе. Например,  группа  Serpentina Satelite записывается  и издаётся  в Германии  и  Великобритании на вполне пристижных студиях  Tripin Time и Rocket Recordings .


Serpentina Satelite

    Ситуация  улучилась в конце 90-ых , когда начали появляться фильмы посвящённые культурному явлению конца 60-ых.  Студии звукозаписи открыли двери для целого ряда рок-коллективов. Соврменные группы  из Перу , такие как  La Ira De Dios, Serpentina Satelite, Supay, Kharmina Buranna, Flor De Loto, Macondo, Tlon , а так же  вернувшийся к жизни  Fragil   показывают очень высокий исполнительский уровень.  Но, следует сказать, что все эти коллективы имеют гораздо больше почитателей  за рубежом, чем у себя на родине.      В итоге, мы до сих пор рассматриваем Перу , при всех её глубочайших культурных традициях, как  рок-периферию. При этом, огромное количество выходцев из этой страны до сих пор колесят по свету в поисках своего Эльдорадо.

История перуанского рока. Часть 1.




История перуанского рока. Часть 2.










0 комментариев

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: