Рок-музыка в Армении
ИСТОРИЯ
В начале, как известно, было Слово. Рок же в Армении появился в середине 60-х прошлого века. Как утверждает Артемий Троицкий, "тогда в республике активно выступали десятки групп, многие из которых отличал высокий исполнительский уровень. Лидером сцены
считалось хард-роковое трио "1+2" ".

Beatles" и "Cream". C "1+2" выступали Александр Градский, Левон Севан и Армен Чалдранян. Сам Андреасян встречался и играл с Владимиром Высоцким (1970) и Би Би Кингом (1979) во время их ереванских гастролей. Особо выделялась также группа "Аракялнер" Артура Месчяна, в песнях которой чувствовались печальные отзвуки армянской духовной музыки, а необычные для рока
глубокофилософские тексты отражали трагическую судьбу Армении. Именно такая музыка
чаще всего у слушателя ассоциируется с понятием "армянский рок" (одной из первых в СССР, еще в 1967 г. группа спела собственные песни на родном языке, представив их также в Москве и в Тарту).

1965 г.: по преданию, первая рок-группа в Армении), "Ампроп", "Вулкан", "Ардзаганк", "Калейдоскоп" и другие. На сцене "зеленого" зала ЕПИ в начале 1970-х группе "Аракялнер" сменил фолк-роковый квартет "Аревацаг". Развитию рок-музыки в республике способствовали первые в СССР регулярные междугородные рок-фестивали, организованные Рафиком Мкртчяном в ереванском дворце "Динамо" в 1968-1972 гг.. На концертах принимали участие лучшие исполнители Москвы, Ленинграда, Прибалтики и Украины. Особой популярностью у публики тогда пользовались певец Левон Севан и московские "Скоморохи" с Александром Градским. На концертах "даже милиционеры танцевали твист в проходах между рядами, а потом восторженная публика несла музыкантов три километра до гостиницы" (А. Градский), и как позже напишут критики, "не будет большим преувеличением сказать, что в то время Ереван был центром всесоюзной рок-тусовки" (Рок-музыка в СССР, 1990). Первая супер-группа в СССР (группа так и называлась - "Супер") была набрана тем же Мкртчяном - специально для участия в Ереванском фестивале эстрадной песни 1972 г., по методу сборной Москвы: Сергей Грачев (вокал, "Лучшие годы"), Леонид Бергер (вокал, "Орфей", "Веселые ребята"), Сергей Дюжиков (гитара, "Скифы"), Игорь Саульский (клавиши, "Лучшие Годы, Скоморохи"), Виктор Дегтярев(бас, "Скифы") и Юрий Фокин (ударные, "Скоморохи", "Цветы").


"Хэви-Саммер" в Таллинне. Группа "Айас" привлекла внимание экспертов интересным сочетанием тяжелого рока и традиций армянской духовной музыки" ("Рок в СССР", 1990).
Созданная в 1982 г. группа "Аспарез" исполняла хэви-металл на армянском. В ее состав входили: Армен Тороян(гитара, музыкальный руководитель), Юрий Маилян (соло-гитара), Виталий Демурчян (соло-гитара), Гагик Тороян (бас-гитара), Давид Оганджанян (барабаны), Гарик Мартиросян (вокал) и Артур Митинян (клавиши). В 1989 г. фирма "Мелодия" выпустила альбом группы "Аспарез" - "Анафема". Митинян позже создал собственную группу "Айас", а Маилян уехал в Москву, где ныне известен как один из лучших соло-гитаристов. С лидером "Айаса" Артуром Митиняном, кстати, выпускником двух консерваторий, связано множество легенд: кроме неслыханных металло-арийских гимнов 1986-94 гг., он написал классические произведения, оперу и рок-балет на основе песен "The Beatles".
В числе бесспорных фаворитов того времени- также "Тесилк", "Ралли" Ара
Геворгяна (поп-рок), "Ван" (джаз-рок), "Максимум" с Артуром Саакяном и
"Эллипс" (хард-рок). Группа "Тесилк" была основана Хачатуром Мелекяном и
Арутом Стамболяном, но особой популярности она достигла после прихода в
1986 г. харизматичного рок-музыканта и певца-композитора Арно
Манасаряна (род. 1960). Группа (первая из кооперативных в Армении) с
успехом записывалась на радио, выступала в городах Армении и СССР (с
1988 г. также вместе с музыкантами "Бамбира"). После распада группы
Манасарян продолжал сольную карьеру, сотрудничал с группой "Тарерк" и
вместе с Алисой Калантарян вел авторскую телепередачу "Алис-А", которая
за смелые политические высказывания ведущих в 1996 г. была закрыта, а
Манасарян уехал в Россию, где сделал успешную карьеру. Группа "Эллипс"
была сформирована в 1986 г. и летом того же года в составе Арам Петросян
(уд.), Рачия Григорян (бас), Степан Беружанян (гит.), Родион Ванян
(клав.) и Рома Мхитарян (вокал), выступила в Латвии. Несмотря (а
возможно, и благодаря) на запреты со стороны властей, "Эллипс" стал
одним из известнейших коллективов в Армении. С 1986 г. группа выступала в
многочисленных рок фестивалях, включая всесоюзные "Патриотическую
песню" (1986) и "За Свободу!" (1991), и республиканский "Рок, рок, рок"
(1988). Позже музыканты группы участвовали в Арцахской освободительной
войне, также давая редкие концерты. Собственные армяно-язычные
песни, инструментальные соло, нарушение ритмической последовательности и
узнаваемый стиль помогли росту популярности группы "36,6"- лауреата
проведенной в СКК Еревана "Рок-панорамы" и всесоюзного телефестиваля
"Товарищ песня". Ядро "36.6" составляли Артур Григорян (соло-гит.),
Армен Григорян (вок.) и Григор Казарян (клав.).
Рок-музыка в Армении появилась в середине 60-х... http://t.co/M6BMr1LD2gpic.twitter.com/SjUnXnEbHf
— good-music (@good_music_info) 26 июня 2015
Еще одним видным участником рок-фестивалей и телемарафонов второй половины 1980-х - начала 1990-х (СКК Еревана, стадион «Раздан», Cисианские фестивали, "Rock For Freedom"-1992)
являлась команда "Терра Инкогнита". "Востан Айоц" сделали успешную попытку возвратиться к национальным истокам, о чем говорит и само название- колыбель армян. Надо отдать должное лидеру группы Арегу Назаряну, который оказал огромное влияние на все дальнейшее развитие армянского рока.
Современные аранжировки народной музыки представляла группа "Бамбир" из Ленинакана (ныне- Гюмри). Созданная еще в 1978-ом, до спитакского землетрясения группа оставалась практически неизвестной.

К сожалению, тяжелое социально-экономическое положение помешало эволюции рок-музыки в Армении. Но, несмотря на это, некоторые заметные рок-концерты все же произошли: после длительного перерыва на родине с "Аракялнер-90" выступил Артур Месчян, позже- группа "Крематорий" (в рамках фестиваля "Гаудеамус-3", собравшего воедино бесспорных фаворитов того периода- "Востан Айоц", "Empyray" (хард-рок) и "Strangers" (арт-рок, блюз) ), а летом 1997 г. в Ереване были поставлены 2 рок-оперы- "Иисус Христос-Суперзвезда", которую самобытный американский состав исполнил с помощью армянских коллег, и "Этот пестрый мир" барда Эдуарда Зорикяна.

Из остальных рок-фестивалей отметим "Концерт звезд" в летнем зале к/т "Москва" ("Востан Айоц", "Бамбир","Empyray" и др.), а также- "Эребуни-Ереван 2780", где сыграли молодые группы- "НААС" Норайра Казаряна, "Alter Ego", "Игла", "Алк" и "Tush миаворум". Последний показал необычное хэппининговое шоу и зарекомендовал себя как одну из лучших альтернативных команд региона. Зритель с восторгом принял также мелодичные хард-роковые композиции группы "НААС" на армянском языке. И хотя в 1999-ом в Ереване наконец-то открылся рок-клуб, общий спад был очевиден. Как и прежде, своими регулярными концертами в Камерном театре продолжал радовать Ваан Арцруни- наверное, самый активный рок-музыкант Армении.

в том числе- проект "Artsruni", христианский "Астцо Банак", "Ginny Style" Самвела Цовака, "Сард", "Инцест", "Арамазд". После долговременного отсутствия на родину
вернулась группа "MDP", в 1990-е пробравшаяся на российский, а точнее- ростовский, рынок. Достойным продолжателем старого доброго "Dumbarton Oaks" стала группа "Oaksenham", арт-роковое открытие последнего времени. Многие из этих
групп, а также "Бамбир-2" (молодое поколение "бамбировцев"), "Лав Эли", "Empyray" и другие, стали участниками двух больших рок-фестивалей- "Firewall" и "MinD Power", прошедших соответственно в октябре и декабре 2003 г. в зале кукольного театра Еревана.
Однако более ощутимое оживление рок-сцены пришлось на вторую половину 2000-х, во многом благодаря повышению исполнительского и организаторского профессионализма. Появились новые интересные группы ("Strife", "Sworn", "Dogma", "Dorians", "The Beautified Project", "Nairi"), по-новому зазвучали легендарные группы прошлого - "Айас", "Эллипс", "Тесилк" и "Empyray", регулярно организуются концерты зарубежных рок-исполнителей ("Jethro Tull", Алан Парсонс, "Uriah Heep", Ян Гиллан, "Deep Purple", Серж Танкян, Ян Андерсон и другие) в Ереване.
Оригинал статьи находится здесь.