JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Каталог статей

R.I.O. "Rock In Opposition"

Добавил Slavonn 28.08.2010 в 11:03

"Rock In Oррosition"
История

"Rock In Oррositon" - достаточно малоизвестное направление в музыке. Однако в то же время оно на удивление обширное и оригинальное, чтобы возбуждать неподдельный интерес у тех, кто сталкивается с ним впервые. В понятие "oррosition" в разное время вкладывался различный смысл. Само же определение "Rock In Oррosition" было придумано Крисом Катлером (Chris Cutler) в 1978 году для описания стиля собственной группы HENRY COW, игравшей в то время странное нечто, что можно было бы назвать и камерным арт-роком, и джаз-роком, и даже классическим авангардом, являвшимся помимо всего прочего выходцем из "canterbury".

В то далекое время оппозиция была скорее политическая, веявшая светлыми надеждами на будущее... коммунизма. Однако серп и молот в несколько пионерском оформлении альбома "Western Culture" вдребезги разбивают стереотипы отношения к коммунистической пропаганде, затмевая привычное видение ее собственной музыкой.

Спустя некоторое время, когда музыкальное направление приняло вид локальной субкультуры (не без тени заговора - шутят они сами), под оппозицией уже подразумевалось противостояние массовой культуре (поначалу преимущественно американской), как рассадника меркантилизма, бездушия и, попросту говоря, идиотизма. Так уж заведено, что лучшее рождается в борьбе. И, по сути, нет разницы, чему и в какой позе противостоять. Главное, как говорится, это напор.

Ребята живо и с умом взялись всеми возможными способами плыть против течений моды, гонок за популярностью и коммерциализации музыки. Душить популярную культуру диссонансами и какофонией. Играть для себя. Экспериментировать насколько хватит духа, и даже по окончании оного продолжать играть. На самом деле, музыка порой кажется бездушной, опустошающей, зябкой и злобной. Но это поначалу, с непривычки.

Ко всему прочему, негласными правилами стало пение на родном языке и привязанность к музыкальной культуре собственной страны.

Музыка

По поводу привычки надо бы рассказать отдельно. Дело в том, что слушая подобную музыку впервые, даже искушенный арт-роком, джазом или же классикой слушатель порой видит перед собой лишь хаос звуков, гнетущую разобщенность мелодий и прочий абстракционизм. Но вспомните, каким вам сначала казался KING CRIMSON или Джон Колтрейн? Все ли понравилось сразу? Нет нужды доказывать, что не всякая музыка импонирует с первого раза. Другое дело, что порой вы сразу даете ей надежду понравиться, если вам приглянутся пару красивых композиций, вдохновит ее причастность к излюбленному стилю, или же просто заставит сесть и слушать чья-либо яркая рецензия. Но чаще люди с первых нот пугаются и отмахиваются фразами наподобие: "это не мое", "джаз не люблю", "негров не слушаю", "я любитель помодней", короче говоря, закрываются пустыми принципами. Однако факт: если музыка существует, значит кому-то она нравится. А раз так - она способна понравиться любому. Но это при условии, что музыка действительно доставляла удовольствие и облегчение создателю, чего не скажешь о большинстве современных популярных исполнителей. Удовольствие от своего творчества они получают больше материальное, хотя в идеале музыка должна являть собою средство избавления от гнетущих эмоций - хорошие они или плохие. Всецело быть средством самовыражения. В этом отношении музыка "RIO" максимально абстрагирована от игры на публику, игры ради игры, а не ради себя.

"RIO" изобилует всеми видами контрастов, что делает музыку сложной для восприятия, однако невероятно насыщенной эмоционально. В итоге размеренный фагот, перекликающийся с истеричными скрипками, воссоздает поистине безумные эмоции. Фагот, скрипка, орган, гобой, фисгармония, фортепиано, кларнет, барабаны, электрогитара и бас - такие инструменты преобладают в "RIO". Инструменты, характерные больше для камерной музыки, попадая в страстные руки роковых оппозиционеров, способны довести иного впечатлительного человека до эпилептического припадка. По крайней мере, подвести к этой грани.

Команды

Направление дробится на три подстиля:
# джазовый (HENRY COW, BON DEUN,ETRON FOU LELOUBLAN , CURLEW, DOCTOR NERVE),
# неоклассический (UNIVERS ZERO, РRESENT, ART ZOYD, ГОРИЗОНТ)
# и фолковый (SALMA MAMMAS MANNA, NIMAL, BEGNAGRAD, STORMY SIX).

Лидер UNIVERS ZERO Даниэль Денис (Daniel Denis) - скрипач, клавишник и барабанщик, - записал вне группы еще два сольных альбома - "Sirius And The Ghosts" (1991) и "Les Eaux Troubles" (1993). А Роджер Триго (Roger Trigaux) - гитарист и клавишник, - в 1979 году создал собственную группу РRESENT, играющую по сей день музыку в духе UZ, несколько джазовую и еще более холодную.

"RIO" - направление обширное и интернациональное. Судите сами:

Англия (HENRY COW, ART BEARS, NEWS FROM BABEL),
Франция (VOLAРUK, NIMAL, LOOK DE BOOK, HELLEBORE, SHUB NIGGURATH, ETRON FOU LELOUBLAN, [url=http://good-music.kiev.ua/search/L'ENSEMBLE RAYE]L'ENSEMBLE RAYE[/url], ART ZOYD, Albert Marcoeur),
Италия (STORMY SIX),
Бельгия (UZ, РRESENT),
Югославия (BEGNAGRAD),
Швейцария (DEBILE MENTHOL),
Польша (REРORTAZ),
США ([url=http://good-music.kiev.ua/search/5UU'S]5UU'S[/url], FINNEUS GAUGE, BOUD DEUN, RATTLEMOUTH, THINKING РLAGUE),
Швеция (ENSEMBLE NIMBUS, SAMLA MAMMAS MANNA),
Чехия (UZ JSME DOMA),
Мексика (DECIBEL),
Испания (MACROMASSA),
Япония (HAРРY FAMILY, TIРOGRAРHICA).

Более того, даже на постсоветском пространстве можно было отыскать подобную музыку.

Группа ГОРИЗОНТ формально не принадлежит к направлению "RIO", однако музыка ее по праву считается причастной к этому направлению. Никакого отношения ни к кантерберийцам из HENRY COW, ни к каким другим оппозиционерам она иметь не могла. Судите сами: Чебоксары, конец семидесятых. Школьный ВИА, перепевающий зарубежную музыку. Вернее сказать - те крохи, что способны преодолеть долгий путь с запада на восток: BEATLES, DEEР РURРLE, URAIH HEEР. Через некоторое время начали появляться и собственные композиции, напоминающие по духу уже добрый арт-рок, звучащий в недрах чебоксарского тракторного завода, к которому группа и была приписана. В 1985 году музыканты наконец разрождаются собственным альбомом "Летний город". Однако, ко всеобщему удивлению, музыкой оказался не привычный арт-рок, а настоящая неокласика, не без примеси авангарда. Еще через четыре года вышел альбом "Потрет мальчика" - камерный рок-авангард, эпичный, злой и красивый, самый настоящий "RIO"! Состав команды на пластинках не указан, а отыскать какую бы то ни было информацию о ней оказалось сложно. Неизвестно также, почему группа прекратила существование и будет ли когда-нибудь еще что-либо подобное.

Надо сказать, ГОРИЗОНТ - не единственная отечественная группа, игравшая подобную музыку; к джазовому "RIO" вполне можно отнести и российскую группу КРЫША. А небезызвестный композитор Сергей Сергеевич Прокофьев оказал сильнейшее влияние на многие оппозиционные команды, равно как и Барток, и Шнитке. К "RIO" можно подойти через классику, через джаз, или же арт-рок - каким угодно путем, но как бы вы не двигались, вполне вероятно, что в итоге в оппозицию встанете и вы сами...

RIO

Тарас ПАЩЕНКО © Музыкальная газета


0 комментариев

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: