JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Каталог статей

О первой записи блюза, исполненного женщиной

Добавил xoxol1965 09.01.2018 в 08:40

Первой записанной на звуковой носитель исполнительницей блюза может считаться Нора Бейс (Nora Bayes, 1880-1928). В справочнике Брайана Раста The Complete Entertainment Discography, from the mid-1890s to 1942 отмечено, что 4 мая 1916 года в нью-йоркской студии Victor в исполнении этой блистательной актрисы и очаровательнейшей из женщин был записан «Homesickness Blues». Аккомпанировал Норе студийный оркестр (acc. by studio orchestra), но имена музыкантов в упомянутом справочнике не указаны.
В том же справочнике отмечено, что 31 августа того же года в Нью-Йорке была записана певица Мэрион Хэррис (Marion Harris, 1896-1944). Под аккомпанемент оркестра Росарио Бурдона (Rosario Bourdon, 1885-1961) она исполнила «Paradise Blues», который по каким-то причинам не был издан (rejected), и его пришлось перезаписывать спустя два с половиной месяца. Это случилось 17 ноября 1916 года, только теперь Мэрион Хэррис сопровождал оркестр под управлением Эдди Кинга (Eddie King). Сама пластинка ― Victor 18152 ― вышла спустя два или три месяца.
Любопытно, что второй женщиной, записавшей блюз, могла стать сорокалетняя на тот момент бродвейская актриса и певица Мэри Кэхилл (Marie Cahill, 1866-1933). 1 ноября 1916 года в Камдене, Нью-Джерси (Camden, NJ), в её исполнении был записан для Victor «Dallas Blues». Подыгрывал певице пианист Карл Грэй (Carl Grey). Почему-то и эта запись была отвергнута, и только через два месяца, 2 января 1917 года, вновь в знаменитой камденской студии и под аккомпанемент всё того же пианиста Мэри Кэхилл ещё раз исполнила «Dallas Blues» (надо сказать, довольно забавный!), который вскоре был издан на пластинке Victor 55081.
Таким образом, можно с большей или меньшей уверенностью утверждать, что первыми женщинами, записавшими блюз на звуковой носитель, были белые!!! Нора Бейс, Мэрион Хэррис и Мэри Кэхилл. В последующие годы они записывали и другие блюзы, а кроме того, к их славной компании присоединялись другие белые водевильные актрисы и певицы, например Эстер Уолкер…
Здесь надо уточнить, что речь идет о песнях, в названиях которых фигурирует слово «blues». А ведь блюз как музыкальная форма мог в той или иной степени присутствовать и в песне, название которой не включало это слово. Поэтому, чтобы получить исчерпывающий ответ, надо прослушать все записи всех певиц того далекого времени, что едва ли возможно. Но и в этом случае у нас возникнут сомнения: действительно ли можно считать блюзом то, что мы слышим в исполнении белых певиц с Бродвея? Тут можно спорить до хрипоты, учитывая, что blues, каким мы его понимаем, не только форма, но, в неменьшей степени, состояние души и образ жизни.
Кое-какие представления о том, что такое настоящий блюз, публика получила только после того, как услышала историческую запись Мэми Смит (Mamie Smith, 1883-1946) ― её «Crazy Blues», записанный 10 августа 1920 года для OKeh.
Мы пишем «кое-какие представления», потому что так называемый «водевильный блюз» (vaudeville blues), который олицетворяла Мэми Смит, был лишь театральным воплощением подлинного блюза, знакомство с которым широкой публики произойдет лишь после того, как в студии окажутся Ма Рэйни, Бесси и Клара  Смит, а ещё позже ― первые представители кантри-блюза.
Афроамериканский поэт, писатель и культуролог Лирой Джонс (LeRoi Jones, 1934-2014) пишет в своей книге Blues People, первое издание которой относится к 1963 году, что вокальный стиль Мэми Смит больше соответствовал водевильной, чем блюзовой традиции. «Ирония состоит в том, что стиль Мэми, будучи ориентирован на блюз, был по общему эффекту намного ближе к стилю Софи Такер, которую она заменила в своей первой звукозаписывающей сессии. Мисс Такер тогда оказалась слишком больна, чтобы записываться».
Подтверждение этому случаю мы находим и в других исследованиях. В частности, в книге Сэлли Плэксин (Sally Placksin) American Women In Jazz сообщается, что в феврале 1920 года Софи Такер должна была записываться для OKeh, но неожиданно заболела, чем воспользовался Пэрри Брэдфорд (Perry Bradford, 1893–1970). Этот чёрный сонграйтер, антрепренер и музыкальный издатель несколько лет убеждал фирмы грамзаписи записывать блюзы в исполнении черных певиц и наконец договорился, чтобы вместо Такер в студии оказалась Мэми Смит.
Так 14 февраля 1920 года под аккомпанемент белого студийного бэнда были записаны предназначенные для Софи Такер две песни ― «That Thing Called Love» и «You Can’t Keep A Good Man Down», которые были изданы  на OKeh (4113). Пластинка имела коммерческий успех и потому открыла дорогу Мэми Смит к последующей записи «Crazy Blues», которая стала исторической... 

Отдельно нужно написать о Софи Такер.  
Софи Такер (Sophie Tucker; настоящее имя Соня Калиш; 13 января 1887 — 9 февраля 1966) — американская певица, актриса, комедиантка и радиоведущая украинско-еврейского происхождения.

Родилась в Тульчине, Российская империя, в еврейской семье. Её семья эмигрировала в Соединённые Штаты, когда она была ещё ребёнком.
Таким образом, еврейская девочка Соня Калиш с Подолья, преобразившись в знаменитую Софи Такер, присутствует в удивительной истории записи первого блюза. Сама же она свой первый блюз ― «High Brown Blues» ― записала только в марте 1922 года.


 


0 комментариев

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: