Vanilla Fudge
Американская рок-группа VANILLA FUDGE ходила в непризнанных гениях: хотя их музыку было трудно назвать массово популярной, почти все выпущенные ими альбомы достигли горячей двадцатки в Billboard, несколько синглов тоже оставили след в чартах, но куда большее признание группа обрела в 70-х годах, уже после своего распада, когда стало очевидно, что FUDGE оказали значительное влияние на многих звезд десятилетия: достаточно сказать, что их музыка послужила отправной точкой для YES и DEEP PURPLE!
В
сущности, VANILLA FUDGE были пионерами тяжелой музыки в США, хотя в одном из
интервью сами музыканты не без претензии определили свой стиль как
«психоделический симфо-рок». Марк Стайн (Mark Stein, p. 11 марта 1947, Байонн,
Нью-Джерси; клавишные, вокал) и Тим Богерт (Tim Bogert, p. 27 августа 1944,
Ричфилд, Нью-Джерси; бас, вокал), встретились в составе «гаражной группы» RICK
MARTIN & THE SHOWMEN, однако, летом 1966 расстались с ней, чтобы
реализовать собственные идеи. Стайн не был в шоу-бизнесе новичком: еще ребенком
он пел и играл на фортепиано в детских телепрограммах, а в 1959 даже записал
синглы для Cameo Parkway. Когда к ним примкнули гитарист Винс Мартелл (Vince
Martell, p. 11 ноября 1945, Нью-Йорк) и барабанщик (чье имя история не
сохранила), новая группа, назвавшись THE PIGEONS, подписала контракт с местным
лэйблом Wand и записала для него дюжину номеров (главным образом,
кавер-версий), поначалу положенных компанией на полку (в 1970 запись под
названием While The World Was Eating Vanilla Fudge).
Вскоре
за барабанами появился имевший музыкальное образование и семь лет
профессионального стажа абориген Манхаттена Кармин Эппис (Carmine Appice, p. 15
декабря 1946, Нью-Йорк), а в декабре 1966 THE PIGEONS сменили вывеску и
превратились в VANILLA FUDGE (в честь популярного тогда сорта мороженого). В
этот период группа VANILLA FUDGE вместе с близкими им по духу THE VAGRANTS и
THE YOUNG RASCALS входили в число наиболее популярных клубных групп Восточного
побережья, хотя в отличие от последних, сумели легко перейти от бита к кислотному
року и психоделии, царившими на подпольной сцене Сан-Франциско и Лос-Анджелеса.
В начале лета группа заключила контракт с
Atlantic, а 22 июля 1967 дала первый концерт в Нью-Йорке, разогревая зал в
театре The Village (вскоре переименованном в The Fillmore East) перед выходом
уже более известных лос-анджелесцев THE BYRDS и THE SEEDS. Тяжелый «готический»
звук органа, имитирующая индийские раги гитара, прямо-таки оперные фиоритуры
певцов и псевдо-оркестровые аранжировки популярных песен произвели впечатление
на публику, и FUDGE быстро стали местными знаменитостями. Их «фирменным знаком»
был простой, но эффектный ход: замедление темпа песен в два-три раза, отчего
даже безобидные поп-номера превращались в торжественные и суровые эпические
полотна.
Их первый сингл, с переработкой старого номера
THE SUPREMES You Keep Me Hanging On, в сентябре поднялся до 18-й позиции в
Британии, тогда как дома его популярность росла крайне медленно: лишь год
спустя он поднялся на 6-ю строку. Тем временем в начале августа вышел дебютный
альбом VANILLA FUDGE. Он включал, главным образом, сделанные по уже известному
рецепту римейки текущих хитов: She's Not There THE ZOMBIES, Bang Bang Шер,
People Get Ready THE IMPRESSIONS и, конечно, знаменитые ныне медленные версии
битловских Eleanor Rigby и Ticket To Ride. Очевидцы вспоминали, что летом 1967
пластинка была хитом номер один в квартире Джорджа Харрисона, который с
возгласами восхищения ставил ее всем своим гостям! Альбом был в США 6-м и
вскоре удостоился «золотого диска».
Вышедший
в феврале 1968 второй диск группы The Beat Goes On по инерции продавался хорошо
(№ 17), но остался в истории, скорее, как один из наиболее тщеславных и
смехотворных концептуальных альбомов: за двенадцать минут, которые длилась
заглавная пьеса альбома, музыканты попытались втиснуть всю историю современной
музыки, а в других расточали реверансы великим теням прошлого — от Моцарта до
Бетховена.
В июле 1968 вышел Renaissance (№ 20), наиболее ярким моментом которого стала барочная версия Season Of The Witch (№ 65), а в марте 1969 полустудийный, полуконцертный Near The Beginning (№ 16). За тот же период в чартах побывали также «сорокапятки» Where Is My Mind (№ 73), Take Me For A Little While (№ 3 и Shotgun (№ 6. В мае 1969 VANILLA FUDGE были звездами большого шоу в нью-йоркском театре Singer Bowl. Зал перед ними разогревали сравнительно молодые британцы TEN YEARS AFTER, LED ZEPPELIN и JEFF BECK GROUP. К группе Бека присоединились Плант, Бонэм и Пэйдж и публика завелась настолько, что FUDGE просто не смогли выступить. Это было знаком того, что их время уже приближалось к концу.
Стюарт ушел в THE FACES, а Богерт и Эппис собрали «временный» бэнд CACTUS, просуществовавший два с половиной года и записавший четыре отличных диска. (В 1972 альянс с Беком все же состоялся, но не принес участникам ничего, кроме усталости и разочарования). Мартелл ушел из шоу-бизнеса, а Стайн в начале 70-х годов пытался добиться успеха со своей группой BOOMERANG, потом играл с группой Томми Болина (1976) и безуспешно предлагал свои услуги RAINBOW (1977).
Эппис, самый знаменитый и удачливый из участников FUDGE, на протяжении следующих двадцати лет играл с KGB, Родом Стюартом, Тедом Нюджентом, Бо Диддли, Оззи Осборном, Риком Дерринджером, Стэнли Кларком, KING KOBRA, BLUE MURDER и др., а также записал несколько сольных дисков. Тим Богерт играл у Яна Аккермана, со своим бэндом ALIEN PROJECT и в британской прог-рок-группе THE BOXER.
Оригинальный состав VANILLA FUDGE собирался несколько раз: в 1982 они выпустили Greatest Hits, в августе 1984 сделали для Atco альбом нового материала Mystery, а в июне 1988 играли на праздновании 40-летия фирмы Atlantic. Наконец, в 1991 VANILLA FUDGE решили восстановить партнерство на более прочной основе и сделали большое турне по США, запись которого, Golden Age Dreams, вышла в том же году.
Несколько
альбомов группа записала уже в начале
этого века. Так, в
Дискография:
6- While The World Was
Eating [Pigeons] (1970)
7- Star Collection (1974)
8- Two Originals (1976)
9- Best Of Vanilla Fudge
(1982)
10- Mystery (1984)
11- Live: The Best Of
Vanilla Fudge (1991)
12- Concert Collection
[Live] (1993)
13- Psychedelic Sundae:
The Best Of Vanilla Fudge (1993)
14- Hits (1997)
15- People Get Ready
(2001)
17- Vanilla Fudge (2002)
Cм. также Сactus